|
В педагогической практике выделены предлагаемые системы действий педагога и учащихся:
1. Этапы работы над проектом (таблица №1).
Таблица №1.
Этапы работы над проектами.
Этапы | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога |
1. Начинание | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует обучающихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2.Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3.Исследование | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). |
4. Защита проектов | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
5. Рефлексия | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценки. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Презентация | Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом. | Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта. | Наблюдает, обобщает, резюмирует. |
СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
Таблица №2
Стадии | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Педагог отбирает возможные темы и предлагает их учащимся | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме |
Педагог предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения | |
1.2. Выделение подтем и тем проекта | Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
Педагог принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) | |
1.3. Формирование творческих групп | Педагог проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Педагог принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Педагог консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Педагог консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность | Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Педагог организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся | Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 311.