Компоненты тренинга | Деятельность взрослых | Деятельность детей | Упражнения |
Разминка | Создание положительного эмоционального фона; снятие эмоционального напряжения; сплочение группы. | Ослабление степени напряжения и тревоги; установление контакта со сверстниками и взрослым; возникновение положительных эмоций. | |
Основная часть | Коррекционно-развивающая работа в зависимости от проблемы детей; проведение игр и упражнений с учетом психодимических свойств личности; использование техник (арт-терапия, песочная терапия, кукло-терапия и др.); организация продуктивных видов деятельности. | Активное, добровольное участие; решение личностных проблем в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | |
Заключительная часть | Закрепление полученных навыков и знаний; снятие у детей эмоционального, мышечного и интеллектуального напряжения (релаксация); стимулирование детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия; обучение детей навыкам рефлексии; саморефлексия педагога. | Анализ процесса общения; оценка происходящего. |
Задание 3. Проанализируйте содержание и сформулируйте названия этапов игровой технологии формирования творчества в процессе ознакомления детей с предметным миром.
Основные этапы игровой технологии формирования творчества
В процессе ознакомления с предметным миром
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | Обучение детей способам преобразования предмета в совместной деятельности | Подражание образцам-ориентирам взрослого – преобразователя предметного мира, присвоение способов деятельности и творческих проявлений по преобразованию предмета. |
II этап | Формирование у детей способов действий путем создания творческого «поля» (развивающей среды) – косвенный образец, стимулирующий творческие проявления детей. | Проявление познавательной, практической и творческой активности. |
III этап | Включение в педагогический процесс творческих заданий, ситуаций преобразования, дидактических игр | Самостоятельные творческие действия по преобразованию предметов |
Задание 4. С помощью импровизации инсценируйте сказку «Колобок» в выбранном жанре (комедия, детектив, приключения).
Слушателям предлагается разделиться на 3 подгруппы и в роли детей инсценировать сказку «Колобок» в определенном жанре (комедия, детектив, приключения), выбор которого определяется жребием.
Задание 5. Заполните таблицу и отметьте в ней с помощью цветных символов (круг, квадрат, треугольник – по выбору) оценку возможностей представленных технологий в аспекте формирования умений ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста.
Используйте следующую цветовую гамму: красный – максимально способствует формированию; синий – способствует формированию; желтый – минимально способствует формированию того или иного умения.
Ключевые компетентности
Технологии
Рекомендуемая литература
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольника / Л.В. Артемова. – М., 1991.
2. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. – М. : Центр педагогического образования, 2007.
3. Гаспарова, Е.М. Режиссерские игры дошкольника / Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989. – С. 111-120.
4. Дыбина, О.В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру: учебно-методическое пособие к курсу «Методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» / О.В. Дыбина. – Самара : Изд-во СамГПУ, 1998.
5. Дыбина, О.В. Что было до: Игры-путешествия в прошлое предметов / О.В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 1999.
6. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников / О.В. Дыбина. – М. :ТЦ «Сфера», 2000.
7. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О.В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2002.
8. Дыбина, О.В. Творим, изменяем, преобразуем / О.В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 2002.
9. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы? / О.В. Дыбина. – М. : Изд-во ООО «ЦТЛ «РОН», 2003.
10. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
11. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
12. Клюева, Н.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / Н.В. Клюева, Н.П. Слободяник. – М. : Генезис, 2000.
13. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2007.
14. Сигуткина, Р. Рекомендации к организации театрализованных игр / Р. Сигуткина // Дошкольное воспитание. – 1988. – №8.
15. Чернецкая, Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л.В. Чернецкая. – РД. : Феникс, 2006.
16. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. – СПб. : Речь, 2003.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анфисова, С.Е. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / С.Е. Анфисова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов (4-9 апреля 2004г.) / Под ред. О.В. Дыбиной, О.А. Еник. – Тольятти: Изд-во Фонд «Развитие через образование, 2004. – С. 12-18.
2. Бугреева, Е.А. Формирование профессиональной филологической компетентности у студентов языковых специальностей вузов: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Бугреева. – Тольятти, 2002. – С. 16-37.
3. Гериш, Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования / Т.В. Гериш, П.И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – С. 11-15.
4. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования : методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.
5. Гузеев, В.В. Развитие образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М., 1998. – 164 с.
6. Давидчук, А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей : методическое пособие / А.Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 152 с.
7. Дыбина, О.В. К вопросу о компетентностно-ориентированном образовании детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина // Компетентностно-ориентированное образование как условие повышения качества подготовки выпускников СПО: материалы региональной конференции преподавателей и студентов. – Тольятти, 2006. – С. 23-28.
8. Дыбина, О.В. Ключевые компетенции как результат образования / О.В. Дыбина, Л.А. Пенькова // Повышение качества подготовки специалистов дошкольного воспитания в условиях модернизации образования : материалы регионального семинара / Под ред. О.В. Дыбиной, О.А. Еник. – Тольятти : ТГУ, 2004. – С. 32-36.
9. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов / О.В. Дыбина [и др.] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М. : Мозаика-Синтез, 2009 – 64 с.
10. Дыбина, О.В. Современные подходы к педагогической диагностике в дошкольном учреждении / О.В. Дыбина // Диагностика и мониторинг в сфере воспитания : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – С. 306-314.
11. Загрекова, Л.В. Основы педагогической технологии / Л.В. Загрекова // Высшее образование в России. – 1997. – №4. – С. 42-54.
12. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход : учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.
13. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. – №8. – С. 20-26.
14. Иванов, Д.Л. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий : учебно-методическое пособие / Д.Л. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов. – М. : АПКиППРО, 2005. – 101 с.
15. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб. : Речь, 2003. – 144 с.
16. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игр, дискуссии : анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – Рига, 1995. – 230 с.
17. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М., 1989. – 226 с.
18. Ковалева, Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие / Т.М. Ковалева // Педагогика развития : ключевые компетентности и их становление: материалы 9-й научно-практической конференции. – Красноярск, 2003. – С. 67.
19. Коган, Е.Я. Технологии компетентностно-ориентированного образования / Е.Я. Коган.- Самара, 2007. – 80 с.
20. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : материалы для специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2004. – С. 300-305.
21. Компетентностно-ориентированные педагогические технологии : сб. науч. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др]. – Тольятти : ТГУ, 2009. – 146 с.
22. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста : сб. науч.-метод. работ / под ред О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти : ТГУ, 2008. – 138 с.
23. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования : материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002. – С. 7.
24. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.01 г.) // Народное образование. – 2002. – № 4. – С. 3.
25. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников : пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М., 2005. – 144 с.
26. Краевский, В.В. Предметное и обще предметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 42-50.
27. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Левина. – М. : Академия, 2001. – С. 59-160.
28. Левитес, Д.Г. Практика обучения : современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. – М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – С. 223-232.
29. Лернер, И.Я. Внимание: технологии обучения / И.Я. Лернер // Советская педагогика. – 1990. – №3. – С. 138-140.
30. Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия / М.И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – №1. – С. 15-21.
31. Модернизация общего образования : оценка образовательных результатов. Книга для учителя / О.В. Акулова [и др.]; под общ. ред. В.В. Лаптева. – СПб., 2002. – 456 с.
32. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.] / Под ред. Е.С. Полат. – М. : «Академия», 1999. – 272 с.
33. О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области // Диалог. – 2004. – №8. – С. 3.
34. Панина, Л.П. Ключевые компетенции субъекта учебно-профессиональной деятельности / Л.П. Панина, Е.Г. Сафронова, Э.Э. Сыманюк / Под ред. Э.Ф. Зеера. – Екатеринбург, 2002. – 75 с.
35. Понятие компетенции в контексте работы с информацией (информационно-инструктивные материалы). – Самара : СИПКРО, 2001. – 64 с.
36. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе (выявление, развитие и реализация) / Дж. Равен. – М. : КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. – 324 с.
37. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы, использование / И.В. Роберт. – М., 1994. – С. 8-50.
38. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – В 2 т. Т. 1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
39. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. – М., 1999. – 188 с.
40. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность : учебное пособие / Г.Б. Скок. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 102 с.
41. Совет Европы : симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы» : Док. DECS / SC / Sec (96) 43. – Берн, 1996.
42. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001) // Управление школой (приложение к газете «Первое сентября»). – М., 2001. – №30. – С.3.
43. Тихоненко, А.В. Компетентносный подход к формированию общенаучных понятий у учителей и учащихся начальной школы : автореф. дис. ... д-ра пед наук / А.В. Тихоненко. – Тамбов, 2002. – С. 1-15.
44. Фрумин, И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И.Д. Фрумин // Педагогика развития : ключевые компетентности и их становление : материалы 9-й научно-практической конференции. – Красноярск, 2003. – С. 36-55.
45. Хуторской, А.В. Институт на рубеже тысячелетий (о целевых установках исследований по обновлению содержания образования и ключевых компетенциях) / А.В. Хуторской // Институт общего среднего образования : к 60-летию Российской академии образования и 80-летию института. – М., 2002. – 264 с.
46. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты : доклад на отделении философии образованна и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. / А.В. Хуторской. – Центр «Эйдос», 2002. – wwvv.eidos.ni/news/compet.htm. e-mail: info@eidos.ru.
47. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
48. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 4-10.
49. Чуракова, О.В. Ключевые компетенции как результат образования. Метод проектов в образовательном процессе : дидактическое пособие для обучения педагогов / О.В. Чуракова. – Самара, 2002. – 80 с. (Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию : образовательные технологии»).
50. Шишов, С.Е. Школа : мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М., 2000. – С. 73-74.
51. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М. : Просвещение, 2003. – 144 с.
[1] В разработке учебно-исследовательских заданий принимали участие: И.М. Сухомазова (МДОУ №69);
Л.А. Поминова (МДОУ №200); Л.В. Цыбина (МОУ прогимназия №141); Н.М. Журавлева, Л.А. Кутузова,
Н.В. Хижняк (МДОУ №147) г.о. Тольятти под научным руководством к.п.н., доцента И.В. Груздовой.
[2] В разработке учебно-исследовательских заданий принимали участие: С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева
(МДОУ №90); Н.А. Чихалова (МДОУ №104); Ф.Д. Мокринская, Н.Н. Степанова (МДОУ №167);
И.А. Надежкина (МОУ сш №26 СП детский сад) г.о. Тольятти под научным руководством С.Е. Анфисовой.
[3] В разработке учебно-исследовательских заданий принимали участие: Н.М. Линкова (МДОУ №50);
Г.И. Творьянович (МДОУ №64); Н.Л. Галлямова (МДОУ №81); Н.А. Николаева, Т.И. Семагина
(МОУ прогимназия №208) г.о. Тольятти под научным руководством А.Ю. Кузиной.
[4] В разработке учебно-исследовательских заданий принимали участие: И.М. Сухомазова (МДОУ №69);
Л.А. Поминова (МДОУ №200); Л.В. Цыбина (МОУ прогимназия №141); Н.М. Журавлева, Л.А. Кутузова,
Н.В. Хижняк (МДОУ №147) г.о. Тольятти под научным руководством к.п.н., доцента И.В. Груздовой.
[5] В разработке учебно-исследовательских заданий принимали участие: С.В. Дороднова, Е.Ю. Зайцева
(МДОУ №90); Н.А. Чихалова (МДОУ №104); Ф.Д. Мокринская, Н.Н. Степанова (МДОУ №167);
И.А. Надежкина (МОУ сш №26 СП детский сад) г.о. Тольятти под научным руководством С.Е. Анфисовой.
[6] В разработке учебно-исследовательских заданий принимали участие: Н.М. Линкова (МДОУ №50);
Г.И. Творьянович, И.В. Велиева (МДОУ №64); Н.Л. Галлямова (МДОУ №81); Н.А. Николаева, Т.И. Семагина
(МОУ прогимназия №208) г.о. Тольятти под научным руководством А.Ю. Кузиной.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.