Опыт 2 «И твердое и жидкое тесто»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: познакомить детей со свойствами нестабильных смесей (крахмал).

Оборудование и материалы: чашки, чайные ложки, крахмал, вода.

Содержание: детям предлагается всыпать в миску ½ стакана крахмала, добавить ¼ стакана воды, перемешать все до получения густой массы. Дети перемешивают тесто, тесто становится плотным. Воспитатель предлагает детям прекратить месить и быстро стукнуть по тесту кулаком. Тесто стало твердым и даже может растрескаться. Воспитатель предлагает детям положить тесто в миску, где оно постепенно приобретает первоначальную форму. Затем педагог предлагает медленно погрузить тесто в ладонь, поднять руку и посмотреть, что произойдет: тесто потечет между пальцами, как жидкость. Делается вывод, что одно и то же вещество в разных условиях может находиться в разных состояниях.

Опыт 3 «Что бьется в груди?»

Цель: познакомить детей со свойствами звука и о способах улавливания звука.

Оборудование и материалы: шланг 1м., воронка с подходящим диаметром.

Содержание: воспитатель вставляет горлышко воронки в один конец шланга. Предлагает детям разделиться на пары, один ребенок прижимает широкий конец воронки к груди, другой ребенок – прикладывает конец шланга к своему уху. Действия выполняют все дети поочередно. Воспитатель задает вопрос «Что вы слышите?» (сердцебиение). Затем педагог вынимает из шланга воронку и предлагает послушать сердцебиение без нее. Дети делают вывод, что без воронки сердцебиение не слышно. Педагог поясняет, что воронка – это конус, она собирает звук и помогает лучше слышать звуки.

Эксперимент «Картофельный бег с препятствиями»

(продолжительность 1 месяц)

Цель: доказать на практике необходимость света для роста растений.

Оборудование и материалы: коробка, проросшая картофелина, ножницы, земля, препятствия (коробочки, катушки и т.д.).

Содержание: воспитатель вырезает в боковой стенке коробки отверстие, размером с монету. В противоположную от отверстия сторону коробки помещается земля. Картофель «сажается» в землю, на пути к отверстию (свету) выкладываются препятствия. Педагог выставляет коробку на солнечный свет. Через месяц педагог совместно с детьми открывает коробку и наблюдает, как росток картошки, обогнув препятствия, пробился к солнечному свету. Таким образом, делается вывод, что для роста растения необходим свет, у растения есть светочувствительные части, которые указывают ему дорогу к свету. В данном эксперименте небольшой луч света проходил в коробку, и побег картофеля изгибался, пока не достиг света.

Задание 4. Определите компетентностно-ориентированные умения технологического, информационного и социально-коммуникативного блоков, на формирование которых направлены представленные развивающие игры.

Слушателям предлагается определить компетентностно-ориентированные умения, на формирование которых направлена каждая из представленных развивающих игр, и проставить в таблице номера компетентностно-ориентированных умений согласно последовательности, предложенной на стр. 15-16.

Ключевые компетентности «Сложи квадрат» «КБ САМ» «Обезьянка»
Технологическая компетентность №№ ___________ №№ ___________ №№ ___________
Информационная компетентность №№ ___________ №№ ___________ №№ ___________
Социально-коммуникативная компетентность №№ ___________ №№ ___________ №№ ___________

Игра «Сложи квадрат»

Состоит из 24 разноцветных квадратов, 23 из них разрезаны на разное количество частей.

Цели игры: развитие логического мышления; развитие математических способностей (количественный счет, знание чисел); развитие пространственных представлений; развитие сообразительности и цветовосприятия.

Особенности организаций игры:

Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка.

Уровни сложности 1 2 3
Количество составных частей квадрата 2-3 3-5 4-7
Рекомендуемый возраст 2-4 года 4-5 лет 6-7 лет

Варианты игровых заданий по степени усложнения:

1. Рассортируйте по цветам все кусочки картона и разложите на 23 кучки в порядке номеров.

2. Сложите из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата (из набора деталей каждого цвета должно получиться 2 квадрата).

3. Сложите квадраты в два столбика: отдельно «теплые», отдельно «холодные».

4. Попробуйте сложить квадрат из деталей разного цвета.

5. Сложить квадраты не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата с тыльной стороны.

6. Разложить кусочки квадратов по номерам на их тыльной стороне.

Методы, используемые в игре:

1. Метод «ледокола» – каждую следующую игру начинать со знакомых и более простых заданий.

2. Метод «большого разгона» – после большого перерыва (месяц, два) вернуться к сравнительно легким заданиям.

3. Игровой метод – вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации.

Игра «КБ САМ»

(Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления)

Для игры используется «Конструктор – механик».

Цели игры: развитие способности к анализу; развитие технического мышления и самостоятельности; развитие творчества.

Виды заданий: задания игры разделены на 2 части.

Первая часть содержит вспомогательные вопросы-задания, которые помогут ребенку при конструировании (вопросы-задания включать тогда, когда ребёнок будет заниматься конструированием и вопросы возникнут в ходе работы). Всего вопросов-заданий – 24.

Вторая часть – сами технические задания, расположенные в порядке возрастания их сложности, с требованиями, каким должна удовлетворять конструкция.

Организация игры:

1. Выбрать модель, и обсудить технические требования к ней – какая она должна быть (зачитать техническое задание).

2. Ознакомиться с уже существующими конструкциями (картинки, альбомы, фотографии).

3. Разработать конструкцию (просмотреть все имеющиеся в коробке детали, отобрать то, что нужно, начать предварительную сборку (т.е. не закрепляя детали гайками и винтами)).

4. Собрать конструкцию в соответствии с требованиями технического задания.

5. Произвести испытания готовой модели.

6. Детям можно предложить защиту своей конструкторской идеи, с целью повышения интереса к игре.

Хорошо работать над конструкцией вдвоем или втроем, это дает возможность сделать 2-3 варианта одной и той же модели и испытания проводить в виде соревнования.

Вариант технического задания «Стул»: сконструировать и собрать из деталей «Конструктора – механика» стул для куклы.

1. Сиденье должно быть размером не менее 50×50 мм.

2. Высота ножек и спинки стула должна быть пропорциональна размеру сиденья.

3. Стул должен быть устойчив и не опрокидываться при отклонении в сторону на угол до 20º.

4. При ослаблении гаек ножки стула не должны подгибаться и складываться.

5. Стул должен быть удобен для сидения и прост по конструкции.

6. На стул нужно израсходовать как можно меньше деталей.

Игра «КБ САМ» дает детям настоящие технические задания на разработку моделей с определенными характеристиками, что поднимает работу с «Конструктором – механиком» на ступень выше, в сторону действительно конструирования и серьезного творчества. Ребенок получает возможность изобретать, а не исполнять инструкции, превращается в изобретателя.

Игра «Обезьянка»

Для игры используются кирпичики деревянные или пластмассовые размером 20× 40× 80 мм или 15 ×30 ×60 мм.

Цели игры: развить внимание ребенка, научить его точно копировать действия ведущего.

Особенности организаций игры:

Играть в «Обезьянку» дети могут, начиная с 2-3 лет и старше. Можно играть с одним малышом, но, если число участников больше, играть интереснее.

Играющие садятся вокруг низкого стола на маленькие стулья, так, чтобы можно было руки прятать под стол.

Дети сидят за столом, руки спрятаны под стол, взрослый рассказывает детям сказку об обезьянке. Затем ведущий (взрослый) выбирает «мальчика» и «обезьянок». Раздает кирпичики, приготовленные для игры (по 2 кирпичика разного цвета). Игра заключается в том, что «мальчик» медленно строит из 2-х кирпичиков разного цвета какую-то модель, а обезьянки смотрят на него и делают быстро точно такую же, в результате получается много разных моделей.

Игру можно усложнять разными способами: к 2-м кирпичикам добавить третий, и тогда модели станут сложнее, можно один кирпичик заменить кубиком, цилиндром, призмой, можно взять вместо кирпичиков кубики из игры «Сложи узор», тогда «обезьянки» должны следить за положением кубиков и за цветом верхних граней.

Задание 5. Проанализируйте алгоритм проведения игры «Да – Нет» (линейный вариант) с точки зрения формирования компетентностно-ориентированных умений дошкольников.

Слушателям предлагается познакомиться с методом ТРИЗ-технологии «Сужение поля поиска». Дихотомия: числовая, пространственная, классификационная (авторы: Н. Хоменко, Т. Сидорчук).

Цель метода: освоение приемов сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам.

Компетентностно-ориентированный аспект: в ходе применения метода «Сужение поля поиска» у детей формируются следующие компетентностно-ориентированные умения:

- умение делать выводы из полученной информации;

- умение оценивать необходимость новой информации для попыток самостоятельно сужать поле поиска признаков объектов;

- умение задавать вопросы на уточнение значений имён признаков (цвет, форма, размер и т.д.);

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение устанавливать причинно-следственные и скрытые взаимосвязи.

Слушателям предлагается составить алгоритм проведения игры «Да – Нет» (линейный вариант) после ее коллективного обыгрывания. Вопросы необходимо задавать таким образом, чтобы отсекалось большое количество ненужной в данный момент информации.

Пример:

«Буквенная мозаика (игра «Да – Нет»)

- Это буква П? – Нет.

- Это слева от П? – Да.

- Это Е? – Нет.

- Это справа от Е? – Нет.

- Значит слева? – Да.

- Это рядом с Е? – Нет.

- Это буква В? – Да.

Задание 6. Сделайте системный анализ предложенного объекта рукотворного (природного) мира, используя модель Системного оператора и стихотворение М. Гафитулина.

Слушателям предлагается познакомиться с методом ТРИЗ-технологии «Системный оператор» («Чудесный экран») (автор Г.С. Альтшуллер).

Цель метода: освоение инструмента систематизации знаний. Формирование чувствительности к системным взаимосвязям. Обучение сравнению по признакам объектов.

Компетентностно-ориентированный аспект: в ходе применения метода «Системный оператор» у детей формируются следующие компетентностно-ориентированные умения:

- умение получать информацию, используя различные источники (заполнения окошек «Чудесного экрана»);

- умение делать выводы из полученной информации, что все объекты имеют свое назначение, обладают определенными признаками, имеют части, место, классификационную группу и линию времени;

- умение продумывать и находить способы мыслительных действий в соответствии с целями своей деятельности.

Слушателям предлагается в парах выполнить следующее задание: с помощью модели системного оператора и стихотворного текста М. Гафитуллина сделать системный анализ объектов: дерево, одуванчик, рыба, кустарник малины, машина, стол.

Рифмовка М.С. Гафитулина:

Если мы рассмотрим что-то… (объект)

Это что-то для чего-то… (функция объекта)

Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то… (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Пример:

Системный оператор

МАМА ВОРОБЬИХА В ГНЕЗДЕ, СОГРЕВАЮЩАЯ ЯЙЦА (МЕСТО) ГНЕЗДО С ПТЕНЦОМ (МЕСТО) (МЕСТО) ОБИТАНИЯ ЛЕС, УЛИЦА  
ЯЙЦО ПТЕНЕЦ (ВОРОБУШЕК) ВОРОБЕЙ
(ЧАСТИ) ЯЙЦА: СКОРЛУПА, БЕЛОК И ЖЕЛТОК С ЗАРОДЫШЕМ (ЧАСТИ) ТЕЛА ПТЕНЦА: ГОЛОВА, ТУЛОВИЩЕ, ГЛАЗА, КЛЮВ, НОГИ (ЧАСТИ) ТЕЛА ВОРОБЬЯ

ЧТО-ТО ТЫ СЕЙЧАС ВОЗЬМИ, НА ЭКРАНАХ ПОСМОТРИ

 

Задание 7. Предложите варианты объектов и имён признаков и расположите их на вертикальной и горизонтальной осях морфологической таблицы с учетом разделов «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (2004) по аналогии с предложенным вариантом.

Слушателям предлагается познакомиться с методом ТРИЗ-технологии «Морфологический анализ» (автор Ф. Цвикке).

Цель метода: уточнение знаний о признаках объектов материального мира; развитие способности давать большое количество вариантов имён признаков какого-либо объекта.

Компетентностно-ориентированный аспект: в ходе применения метода «Морфологический анализ» у детей формируются следующие компетентностно-ориентированные умения:

- умение ориентироваться в классификационных группах объектов материального мира;

- умение получать информацию о выбранных объектах и их признаках, производить мыслительные операции анализа и синтеза с целью выяснения достоверности информации;

- умение оценивать необходимость той или иной информации для применения ее в самостоятельном поиске вариантов признаков объектов и их взаимодействия;

- умение организовывать поисковую деятельность.

Слушателям предлагается разделиться на подгруппы по 3-4 человека и продумать варианты объектов и имён признаков, располагая их на вертикальных и горизонтальных осях морфологической таблицы по аналогии с предложенным вариантом. Предложить, как можно использовать полученные варианты объектов с новыми признаками.

Пример:

Морфологическая таблица

Буратино            
Снежная королева          
Красная шапочка          
Колобок            
Иван-Царевич          
  злой добрый хитрый ленивый щедрый

 

Задание 8. Составьте варианты загадок по предложенным моделям.

Слушателям предлагается познакомиться с приемом «Сочинение загадок по моделям» метода ТРИЗ-технологии «Методика работы с сюжетной картиной» (авторы: И. Мурашковска, Т. Сидорчук).

Цель приема: составлять творческий продукт (загадки) по моделям.

Компетентностно-ориентированный аспект: в ходе применения приема «Сочинение загадок по моделям» у детей формируются следующие компетентностно-ориентированные умения:

- умение работать по алгоритму для создания творческого продукта;

- умение делать выводы из полученной информации, что все объекты можно сравнивать между собой по признакам;

- умение доводить начатое дело до конца (получение творческого продукта).

Слушателям предлагается индивидуально по предложенным моделям составить свои варианты загадок.

Модели загадок

КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ ?
круглый легкий белый мяч КАК                 пух снег (теннисный шарик)

 

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
летает скачет стучит птица КАК                 заяц сердце (теннисный шарик)

 

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?
жемчуг КАК               бисер яйцо дешевый НО               крупный не бьется (теннисный шарик)

 

ГДЕ ЖИВЕТ ? КАКОЕ «ЖИЛИЩЕ»
в стручке в банке зеленое прозрачное «В зеленом родится, в прозрачном хранится» (зеленый горошек)

 

Примеры загадок, составленных детьми по моделям

Модель «КАК» Модель «НО НЕ» Модель «КАК, НО»
Желтый, как солнышко, Пушистый, как кошка, Маленький, как мышка. (Цыпленок) Спит, но не человек, Летает, но не самолет, А прохожих пугает. (Сова) Как сосулька, но оранжевая, Как указка, но короткая. (Морковка)
Большой, как гора, С длинным носом, как лейка (Слон) Светит, но не лампочка, Греет, но не батарея, Радует, но не игрушка. (Солнце) Как птица, но не машет крыльями, Как орел, но нет клюва. (Самолет)
Холодное, как мороженое, Легкая, как ниточка, Белая, как вата. (Снежинка) Растет, но не дерево, Украшает, но не картина, Приятно пахнет, но не еда. (Цветок) Как городок, но живут не люди, Как замок, но из веточек, Как гора, но живая. (Муравейник)
Зеленая, как трава, Колючая, как ежик. (Ёлка)   Живет в лесу, но не медведь, С иголками, но не елка. (Ёж) Как ежик, но не ходит, Как кактус, но живет в лесу. (Ёлка)
Круглая, как шар, Красная, как кровь, Сладкая, как мед. (Вишня)   Рисуют, но не мелки, Пачкаются, но не одежда, Расплываются, но не вода, Смешиваются, но не пластилин. (Акварельные краски) Как камень, но прозрачный, Как вода, но твердый, Как стекло, но тепла боится. (Лед)

Рекомендуемая литература

1. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С. Альтшуллер. – М., 1973.

2. Альтшуллер, Г.С. Как научиться изобретать / Г.С. Альтшуллер. – Тамбов, 1961.

3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. –            М. : ТЦ Сфера, 2001.

4. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

5. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста : сб. науч.-метод. работ / под ред О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти : ТГУ, 2008. – 138 с.

6. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учебное пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2003.

7. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры /                Б.П. Никитин. – М. : Педагогика, 1989. – 132 с.

8. Никитин, Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. – М. : Педагогика, 1990. – 125 с.

9.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.

10.  Поддьяков, Н.Н. Сенсация : открытие новой ведущей деятельности / Н.Н. Поддьяков // Педагогический вестник. – 1997. – №1. – С. 6.

11.  Сидорчук, Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1991. – 52 с.

12.  Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1996. – 149 с.

13.  Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности / Т.А. Сидорчук. – Москва, 1998. – 12 с.

14.  Сборник методических материалов детского сада №167 «Долинка» / Под ред. Т.А. Сидорчук. – Тольятти, 2003. – 68 с. – Первый выпуск.

15.  Сборник методических материалов детского сада №167 «Долинка» / Под ред. Т.А. Сидорчук. – Тольятти, 2004. – 58 с. – Второй выпуск.

16.  Технология проблемного обучения в детском саду : метод. пособие / О.Е. Тумакова [и др.]. – Тольятти : ТГУ, 2008. – 75 с.

3.4. Технология тренинга. Технология формирования творчества             в процессе ознакомления с предметным миром (О.В. Дыбина). Технология развития театрального творчества (авторский коллектив МДОУ №50).

Цель: сформировать умение реализовывать на практике технологии формирования ключевых компетентностей дошкольников: технологию тренинга, технологию формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром, технологию развития театрального творчества в аспекте компетентностно-ориентированного образования.

 

Вопросы для обсуждения

1. Технология тренинга.

1.1. Теоретические основы технологии тренинга.

1.2. Специфика организации тренинговых занятий.

1.3. Структура тренингового занятия.

2. Игровая технология формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром (О.В. Дыбина).

2.1. Концептуальные основы технологии.

2.2. Условия реализации технологии.

2.3. Этапы технологии.

2.4. Система дидактических игр.

3. Технология развития театрального творчества (авторский коллектив МДОУ № 50).

3.1. Концептуальные основы технологии.

3.2. Условия реализации технологии.

3.3. Методы и приемы технологии развития театрального творчества.

Форма проведения: семинар-практикум

Количество часов: 4 часа.

Учебно-исследовательские задания[6]

Задание 1. Проанализируйте структуру тренингового занятия по предложенной схеме, определите упражнения для разминки, основной, заключительной частей.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.