Под старческим обликом – глубокая личность и насыщенная жизнь: История девушки, посещавшей пожилую женщину.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Девушка, поделившаяся своими заметками, описывает, как в результате общения перед ней стала раскрываться многогранная личность одной пожилой женщины.

«Когда мы познакомились, мне было 29, ей 92. Меня попросили навестить ее, потому что от нее перестали приходить письма. Жива ли она? Возможно, нужны какие-то продукты, лекарства.

Оказалось, что помощь, действительно, была необходима, ведь она уже не могла себя самостоятельно обслуживать. Мне открыл дверь ее племянник, пятидесятилетний «мальчик», у него психическое заболевание. 

Когда я вошла в комнатку, то увидела маленького человечка в кровати, на голове волосы сбились в один большой колтун, очень давно не менялось постельное белье, обстановка была шокирующая. 

Но этот шок длился только первые пару минут, потому что потом мы начали разговаривать. Во время беседы с ней меня не покидало чувство, будто мы давно знакомы, просто не виделись много лет. Она просто и искренне интересовалась тем, как я живу, потом рассказала о племяннике, о том, какой он замечательный помощник, как она благодарна ему за заботу, потом сказала немного о себе. О том, что она кандидат наук, доцент, глубокий знаток и ценитель искусства (музыки, живописи, поэзии) – она, конечно, умолчала. Все это как-то само собой узналось уже позднее.

Она всех всегда старалась оправдать. Говорила, что, да, есть на улице бандиты, шпана, но ведь и они когда-то были детьми. Может, беда у них какая случилась, что они пошли по преступному пути, но надо и их пожалеть, слово доброе сказать, может, они и смягчатся. Кто бы ни пришел (священник, чтобы причастить, электрик, мастер-ремонтник), всем старалась просто, по-доброму что-то сказать, предложить поесть, выпить чаю, в общем, как могла, старалась, даже будучи прикована к постели, согреть заботой, любовью. Как жалела животных! Интересовалась, как погода на улице и если холодно – переживала, как же птицы, как собаки! Просила обязательно что-нибудь захватить из дома, покормить.

Зато себя не щадила, все время иронизировала, называя себя то «кучей навозной», то сокрушалась, что «стала такая бестолочь, все из головы вылетает, ничего не запомнить».  

С большим вниманием, даже когда, бывало, плохо себя чувствовала, слушала молитвы ко Причастию, с трепетом приступала к Таинству. 

В свои 92 она говорила, аккуратно так наставляя, что жизнь – она такая короткая, что нужно прожить ее хорошо, чисто, хранить верность, жить по совести. Всякий раз, когда мы расставались, хотя и на несколько дней, она горячо благодарила за то, что получилось приехать, и просила приезжать еще, если будет возможность.

Так было и когда мы встретились в последний раз. Она уже тяжело болела и едва слышно, с большим усилием что-то могла произнести, но все же находила силы, чтобы не только не показать, что ей больно или плохо, но, сколько возможно, старалась проявить любовь.

Для меня она навсегда останется добрым и близким другом. Но главное – самым настоящим, живым примером такого невероятного контраста – как человек, совершенно немощный физически, может жить духом, и не только не раздражаться и не «киснуть» в унынии и отчаянии (хотя поводов для этого у нее было немало), но хранить любовь, щедро ею делиться, покрывать все ею. 

Да упокоит Господь ее святую душу. Вечная память рабе Божией Валентине».

 

«Преображение или образ айсберга как способность увидеть нечто больше того, что мы видим»

 

«Я мама больного ребенка, у которого диагноз аутизм. Часто меня посещали и мучили мысли о том, почему я страдаю, за что Бог дал мне такого ребенка и даже о том, что было бы лучше, если его совсем не было. В нем я видела причину своего страдания и мысленно часто пыталась понять, рассудить как-то, чтобы утешиться, но утешения не находила. Когда же отчаяние достигло пика и я довела себя почти до отчаяния, я попала на Соловки. Там я решила исповедоваться и высказать всю свою боль. Один иеромонах принял мою исповедь, которая за тридцать два года моей жизни была самая искренняя, живая, настоящая, хотя исповедоваться и причащаться мне доводилось и раньше. После искреннего раскаяния утешение пришло почти сразу, особенно моя душа успокоилась после Причастия. Мой мир внутри и восприятие жизни, уклад, представление о многих вещах и оценочное суждение словно сменили вектор, будто раньше я стояла в своих убеждениях и представлениях на голове, а теперь твердо встала с головы на ноги, и все стало на свои места. Открылся новый мир. Раньше жизнь свою я видела будто маленькую верхушку айсберга, однако стоило мне покаяться, и Господь в одночасье перевернул мой айсберг на сто восемьдесят градусов, мой маленький узкий мир ошибочных суждений и выводов, показав мне новый бОльший мир, дно айсберга, или то, что я не видела раньше. Стало ясно и очевидно как день, что мой ребенок – не он причина моего страдания и умножения его. Причиной страдания был мой эгоизм, который стремился увидеть в любом стесняющем его обстоятельстве страдание. Когда пришло раскаяние и осознание этого, я больше не способна была в своем ребенке видеть причину моих бед, но даже наоборот, я стала благодарить Бога за такого сына и видеть в нем свое спасение. Ведь это особенное чадо, мой сын, именно он ежедневно помогает мне выбраться из скорлупы собственного эгоизма, ради которого я жила все эти годы. Иногда нужно просто довериться Богу, покаяться и начать менять свою жизнь, чтобы обрести эту способность выйти за узкие рамки своих часто ошибочных представлений и суждений, увидеть фундаментальную основу айсберга, на которой зиждется все, но которая скрыта от глаз нераскаянного.

Связь матери и ребенка:

Когда после недели, проведенной на Соловках, я вернулась в домой, то обнаружила у своего четырехлетнего ребенка-аутиста значительный прогресс в развитии. Его взгляд стал осмысленным, он стал обращаться ко мне с какими-то просьбами (жестикуляция и звуки) и понимать мою обращенную к нему речь. Мой муж тогда удивленно спросил меня: что с нашим ребенком? Все мы радовались и дивились. В эти дни радости я поняла, что моя исповедь во многом имела значение. Я не могу утверждать или заявлять, что это всегда взаимосвязано, но в моем случае, я чувствую, что это так. Во многом улучшение состояния ребенка я связываю со своим покаянием. В покаянии Господь дарует утешение матери больного ребенка, а иногда и исцеление чаду, наполняет радостью душу и отгоняет уныние.

Изменение жизни (пост, молитва, испытание совести, осмысленность действий):

С того момента я решила изменить свою жизнь, нельзя закрывать глаза на ту глубину, которую открыл мне Бог, нужно меняться и идти дальше, преодолевать все те же жизненные трудности, но только с Ним, с Господом. Только Он дает правильное видение событий жизни, их причин и осознание моего пути спасения, который из пути страдания и тягости становится путем радости и смирения.

Добрый иеромонах объяснил мне смысл поста, важность духовничества и молитвы. Все это для преодоления дробности моей жизни, хаоса мыслей, пустой суетности и для возможности начать борьбу со страстями. Начать совершать конкретные поступательные шаги на пути своего изменения.

Раньше посту я не придавала столько значимости, да почти и не постилась вовсе, мне это казалось некой формальностью и не значительным ограничением. Смысл его я видела лишь в том, чтобы, образно выражаясь, ближнего своего не есть, что дело не в конкретной пище и удержании себя от какого-то продукта. Это была удобная позиция для оправдания своей лени и нежелания соблюдать пост. После разговора с иеромонахом я решила начать поститься как нужно, удерживая себя от скоромной пищи в посты, а также в среду и пятницу. К соблюдению постных дней я добавила чтение вечернего и утреннего правила, иногда во время дел или отдыха Иисусову молитву по мере сил, старалась выделить хотя бы пятнадцать минут в день на чтение духовной литературы. Также ограничила себя в хаотичном потреблении информации вроде ТВ и соц.сетей, выделив на поиск нужного определенное ограниченное время. Часто мы говорим, что не на что не хватает времени: ни на молитву, ни на ближнего, ни на детей, но к концу дня мы словно выжатые лимоны, а в голове гул прожитых за день событий, с которым мы засыпаем, так и не осмыслив прожитый день. Но вот удивительная вещь, что когда я стала следовать простым христианским правилам ведения своей жизни, начала соблюдать пост, молиться, а вечерами испытывать свою совесть и коротко подвергать анализу прожитый день, то внезапно, как бы весь строй жизни стал упорядочиваться, времени на все стало хватать, я перестала жить будущим и забивать голову ненужным хаосом. Равно как раньше, когда я гуляла с ребенком, мой ум блуждал в каких-то делах, отвлекался на новости в интернете, одна мысль сменяла другую, они проносились в голове и улетали с вихрем, оставляя гул и пустоту, добавляя усталость. Теперь, те же прогулки стали какими-то наполненными, осознанными что ли, приносящими радость от общения с ребенком, появилась способность видеть окружающую красоту, тихо молиться и благодарить. Преобразилось все: хаос сменился порядком, разрозненность мыслей собранностью, месиво жизненных событий стало выстраиваться относительно одного главного центра и смысла жизни христианина – Христа.

Про старость и зависть к молодым:

Человеку, которым владеет страсть, сложно объяснить, что он способен мыслить иначе. Но это можно понять и прочувствовать после покаяния. Когда я была моложе, мне казалось, что молодость будет всегда, но позже я увидела в зеркале первые морщинки, изменения в фигуре и поняла, что старею. Тогда были еще проблемы с мужем, и он чуть не ушел к другой женщине, что добавило мне страхов и сомнений относительно моей внешности, ведь многие женщины как и я тогда в первую очередь делают ставку на внешность, в ней начинают видеть причину своих неудач. Будь я помоложе или вон как та девушка, то никуда бы он не ушел и т.д, думают они. Это ненормальное состояние порождает в женщине зависть к более молодым девушкам, скверность характера и вечное недовольство, в крайних случаях многие ложатся под нож хирурга, перекраивают себя с ног до головы, чтобы продлить молодость. Но добавляет ли им это счастья или избавляет ли их от этой гонки за временной красотой, или помогает это как-то победить зависть? Увы, нет. На своем маленьком опыте могу сказать, что покаяние помогает начать мыслить и чувствовать иначе. Я завидовала красоте многих девушек и думала: ах, если бы у меня была такая же гладкая кожа или мне бы такие же пушистые ресницы, вот ей повезло, а моя внешность меня не радует. И этот круг мыслей и постоянной зависти к каким-то телесным особенностям других женщин меня бы не отпустил, пока я искренне не раскаялась в этом чувстве, только тогда Господь приоткрыл мне возможность смотреть на красивых женщин иначе. Однажды я зашла в Казанский собор Петербурга и стояла в очереди к иконе Казанской Божьей матери, недалеко на ступеньке сидела молодая красивая девушка: я смотрела на нее и не могла оторвать взгляд: в ней все внешне было прекрасно: кожа, разрез глаз, блестящие волосы и какая-то хрупкость. Тогда я подумала: Господи, насколько Ты мудр и глубок, если смог сотворить такую красоту по своему образу и подобию. Прекрасны дела твои Господи. И я расплакалась от умиления сердца. Тогда я осознала, что образ и строй мыслей может быть другим, направленным не на разрушение себя изнутри от изматывающей душу зависти, а на созидание и благодарность Господу за Его дивные творения. Так, мне кажется, рождается любовь и искореняется грех. Это тот единственный узкий путь и выход из порочного круга мучающих тебя страстей. Спасибо Господи.

Про отношения с мужем:

Когда мы поженились с мужем, то первые годы жили в некой такой, свойственной молодым людям, эйфории влюбленности, легкости, когда можно было собрать рюкзаки и поехать куда глаза глядят в отпуск, жить ради себя и удовольствия. Мы все начинали вместе: в один год закончили ВУЗы, устроились на разные работы, вечерами встречались, делились прожитым днем, хвалились успехами, размерами премий, талантами и дошли в этом несколько до некоторого не вполне нормального состояния, когда я почувствовала, что при любой какой-то ситуации, разговоре или споре я чувствую в нем больше не мужа, но соперника. Я стремилась зарабатывать больше, в компании общих друзей превосходить его в юморе, шутках, каких-то знаниях и т.д. Ответная реакция его стороны была ровно такая же. Иногда я осознавала плачевность и абсурдность ситуации и говорила себе стоп, так быть не должно, мы должны быть за одно, мы не должны быть соперниками, мы семья, которая предполагает единство, иерархию, а не глупое соперничество, споры и доказательства своей мнимой крутости за счет принижения или обесценивания талантов другого человека, родного мужа. Затем родился сын, муж работал, я была с ребенком и училась, получая второе высшее образование. Мы виделись как-то эпизодично, вечерами, попеременно качая кроватку сына и разговаривая только о каких-то бытовых вещах. Что-то главное ускользало. У него началась какая-то отдельная своя жизнь и круг друзей, в который я была не вхожа, у меня остался мой круг интересов, в который я перестала посвящать мужа. При попытке любого сближения возникал этот пресловутый момент столкновения двух гордынь, моей в первую очередь, некоего соперничества, когда ты не способен радоваться успехам мужа, но только поглощен мыслью о том, чтобы такое великое сделать, чтобы тоже что-то значить и чем-то отличиться. Любовь была на словах, но на деле её не было. Именно тогда мы чуть не разошлись.

Про диагноз сына – аутизм, мы узнали, когда ему исполнилось три года. Именно тогда он нас объединил и заставил посмотреть на самих себя иначе. Эта скорбь нас сплотила и заставила думать не только о себе и о своих отношениях, но выйти из вакуума и обратить внимание на кого-то еще, на сына. Это нас сплотило, мы перестали быть соперниками и соревнующимися хоть в чем-либо и, наверное, впервые, встали вместе, рядом. Теперь мы смотрели в одном направлении, берегли и поддерживали друг друга, появилась осознанность и возможно осмысленность нашей жизни. Появилась искорка любви. Сын ее зажег. Начали усиленно и усердно вкладывать в него и отдавать ему любовь, заботу, искать способы и решения для поиска его лечения и социализации».

 


[1] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/.

 

[2] См. «Неудовлетворенная потребность как причина аддиктивности» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

 

[3] См. «О лжи и предательстве» из книги Ивана Ильина «Аксиомы религиозного опыта».

[4] См. «О силе суждения» из книги Ивана Ильина «Путь к очевидности». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/.

[5] См. «О художественном совершенстве» из книги Ивана Ильина «Путь к очевидности». URL: https://azbyka.ru/fiction/put-k-ochevidnosti-ilin/.

[6] См. «Накануне» из книги протоиерея Георгия (Флоровского) «Пути русского богословия».

 

[7] См. главу 14 «О вырождении религиозного опыта» из книги Ивана Ильина «Аксиомы религиозного опыта».

[8] См. «Неудовлетворенная потребность как причина аддиктивности» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

 

[9] Никольская О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма.

[10] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1988/.

[11] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/.

[12] См. статью священника Александра Ельчанинова «Демонская твердыня (о гордости)».

[13] А.А. Ухтомский. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.

 

[14] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1426/.

[15] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/930/.

 

[16] По данному вопросу см. книгу патриарха Сергия (Страгородсткого) «Православное учение о спасении», раздел «Возмездие», а также книгу священномученика Андрея (Ухтомского) «О любви Божией на Страшном Суде».

[17] Кутырёв В. А. Cова Минервы вылетает в сумерки (Избранные философские тексты ХХI века) / В. А. Кутырёв. СПб.: Алетейя, 2018. (Тела мысли).

 

[18] См. «Плач мой» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 1».

[19] Из книги Виктора Франкла «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ» (переводчик Любовь Сумм).

[20] Там же.

[21] Ольшанский Д.В. «Психология терроризма» (2002).

[22] Из книги Виктора Франкла «Сказать жизни – Да!».

[23] См. главу «Странная встреча» из книги архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность. Воспоминания».

[24] См. слово 25 из наставлений аввы Исаии, помещенных в первом томе книги «Добротолюбие».

 

[25] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1987/

[26] См. «200 глав о духовном законе», параграфы 17,18 из наставлений Марка подвижника о духовной жизни, представленных в первом томе книги «Добротолюбие».

 

[27] Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего: Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского / Иеромон. Дамаскин (Христенсен); Пер. с англ. М. и др.: Рос. Отд-ние Валаам. о-ва Америки: «Русский паломник», 1995.

[28] Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию

(пропедевтика в психиатрии). Н.Новгород: Изд-во НГМА, 1998 г.

[29] «Психоделия в нашем отечестве» из книги А.Г. Данилина «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.

[30] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1919/.

[31] Там же. «Предшественники «психоделической революции».

[32] Рафаил (Нойка), иером. Живя мя по словеси Твоему. Духовные беседы / Пер. с англ, иером. Доримедонта (Литовко). СТСЛ, 2015.

[33] См. главу Глава V «Тварное бытие» из книги Лосского В.Н. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви».

[34] «Духовное утешение на пути ко спасению. Размышление смиренного сердца».

 

[35] Нассим Николае Талеб. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни. ООО «Издательская  Группа «Азбука-Аттикус», 2018.

[36] «Омар Шариф: Победители выигрывают – и в рулетке, и в любви». URL: https://newphoenix.ru/blogs/blog-iriny/omar-ash-sharif.html; Омар Шариф: Просадил в казино все свое состояние. URL: http://www.eg.ru/culture/2807/.

[37] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/.

 

[38] Более подробно см.: «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения». Часть 3 «Обращение к полноте и доминанта на лицо другого». URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/.

 

[39] URL: https://wellnesso.ru/zvezdy/chto-za-kukly-u-timati.html.

[40] Подробнее см.: «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»; URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1981/.

[41] См. «Путь отрицаний и путь утверждений» из книги Лосского В.Н. «Догматическое богословие».

[42] URL: https://yadi.sk/d/fzMIpBVn3QJQ2e – часть 1; URL: https://yadi.sk/d/-FT1z7Bu3QJQAn – часть 2.

[43] «Всем желанием желай и всем сердцем ищи одного того, чтоб победить ту страсть, с которою теперь борешься и которая теперь тебя борет, и на место ее восставь в силе ту добродетель, которая ей противоположна и ею в настоящее время подавлена. Это одно да будет для тебя – весь мир, все небо и земля, все сокровище твое и последняя твоя цель, в уверенности, что этим одним ты достойно можешь благоугодить Богу. Ешь или постничаешь, трудишься или отдыхаешь, спишь или бодрствуешь, дома сидишь или находишься вне его, молитвенным делом занят или житейским поделием, все это да будет у тебя направляемо к тому одному – чтобы преодолеть возжегшуюся страсть и восставить прогнанную ею добродетель» [См. главу 35 из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань»].

[44] Виктор Франкл. Указ. соч. См. главы «О смысле работы», «Невроз безработицы», «Воскресный невроз».

 


Дата: 2019-12-09, просмотров: 219.