Скука и нарушение законов мироздания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Второй тип истирания сердца наглядно представлен в сериале «Личность не установлена» в лице тотально скучающего бизнесмена. Чтобы каким-то образом простимулировать угасающую вследствие чудовищного эгоизма деятельность мозга и почувствовать себя живым, он через подставных людей искал киллеров и «заказывал» им самого себя. Получив подтверждение тому, что «заказ» был принят, он начинал поиски возможного убийцы. Деятельность, направленная на поиск убийцы и его нейтрализацию, приносила ему болезненное возбуждение, отвлекающее от скуки.

В этой истории узнается путь, который начал было реализовывать упомянутый выше военнослужащий. Пример бизнесмена, хотя и показанный в кино, не лишен привязки к тому положению дел, которое имеет место быть в реальной жизни [обсуждается на данный момент вопрос душевного состояния, а не индустрия смертельных развлечений]. Пример отображает те результаты, к которым реально приходят люди, реализующие подобные пути.

В финальной сцене фильма бизнесмен рассказал о своих мотивах раненому полицейскому. Полицейский занимался расследованием дела о покушении на жизнь бизнесмена. Думая, что ему угрожала опасность, полицейский пытался спасти его от рук профессионального убийцы.

«Я развлекался, – говорил бизнесмен. Сам себя “заказывал”». Когда полицейский назвал его сумасшедшим, он не согласился и сказал, что «адреналин ложками жрал».

Когда полицейский спросил, зачем было убито столько людей (киллеры нанимались несколько раз), бизнесмен ответил: «Да потому что мне скучно! Мне скучно!» Он сказал, что борьба с непрофессиональными убийцами его не возбуждала, и потому ему был нужен опытный противник, который бы не оставил ему права на ошибку. «Чтобы 24 часа в сутки – на взводе, на пределе, чтобы задыхаться от возбуждения».

И опытный противник у него все-таки появился. Бизнесмен хотел оказаться у него за спиной в тот момент, когда противник приводил бы в действие механизм, несущий бизнесмену смерть. Но реализации такого плана помешал полицейский. И вместо того, чтобы оказаться у убийцы за спиной, бизнесмен, по его собственным словам, должен был довольствоваться «всякой ерундой». «Всякой ерундой» он назвал убитых ради развлечения людей.

«Ты у меня мечту отнял, – сказал бизнесмен. Заставил меня питаться какими-то «мелкими насекомыми»». Чтобы отомстить полицейскому, он захотел уничтожить женщину с девочкой, к которым полицейский привязался. Уничтожить женщину с девочкой он решил руками своей помощницы, которой поручал подобного рода дела. Но на этот раз она не стала убивать по его приказу. Образ полицейского, готового пожертвовать жизнью ради других, перевернул ее представления о реальности.

Тогда бизнесмен решил убить их самостоятельно. Но на пути к такой неблагочестивой цели он был нейтрализован освободившимся из пут полицейским. К такому концу рано или поздно приходят все те, кто выбирает подобные пути.

К словам из этого фильма приложима поговорка, которой заканчиваются некоторые сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». То есть хотя сюжетная линия, может быть, и – придумана, вшитые в неё эпизоды вполне сопоставимы с реальностью.

С словами бизнесмена из фильма могут быть сопоставлены высказывания из двух документальных фильмов, рассказывающих о представителях криминального мира. Представитель одной группировки (интервью дано после ареста), рассказывая о своей преступной деятельности, упомянул слово «игра». «Это все было как игра, – говорил он. Забавно. Я не думал о будущем. Я не смотрел дальше, чем на неделю вперед. … Казалось, что жизнь, она такая вечная, непроходящая, веселая» (в итоге – пожизненное заключение).

«Что наша жизнь – игра!», – эти слова прозвучали применительно к истории представителей иной группировки. Описывая преступления, совершенные представителями группировки, голос за кадром говорил: «Они надеялись выиграть там, где победы никогда не бывает. Рано или поздно почти все они будут убиты». Их жизнь напоминала прерванную партию в преферанс. «Вчерашние спортсмены, молодые, крепкие, жестокие, они диктовали свои условия». Они считали свой путь большой игрой со счастливым финалом, но «они оказались обречены, утратив чувство опасности».

 

Люди, считавшие себя королями «лихих 90-ых», стремились основать свое финансовое благополучие на насилии и угнетении других. У этих людей были дорогие авто, шикарные предметы обихода. Но что в итоге они приобрели? 98% людей, связанных с криминальными структурами тех лет, погибли в течение тех самых 90-ых. Криминальных авторитетов расстреливали прямо в их дорогих авто. Несколько лет прожить в постоянном страхе, быть проклятым людьми вследствие проявленного к ним насилия, а потом вот так погибнуть – можно ли сказать, что здесь речь идет о реализации значимых жизненных целей?

А что приобрели рядовые бойцы криминальных группировок? Рядовым бойцам, которые, как говорил один оперативный работник, можно сказать, ежедневно кого-то убивали, платили «смешные» деньги по тем временам. Плюс, они должны были оплачивать штрафы, на назначение которых всегда находились причины (боевиков «ставили» на деньги, если они, например, опаздывали на встречу). И когда оперативники проводили задерживание боевиков, а также – обыски по местам их жительства, то видели удручающую картину. Они видели практически квартиры бомжей, людям было нечего есть. Да, эти люди к чему-то стремились. Но их стремление было направлено мимо здоровых основ бытия, «мимо цели».

«Мимо цели», – так слово «грех» переводится с греческого языка. Человеку свойственно стремиться к цели, к благу. Проблема начинается тогда, когда человек начинает стремиться не к благу или принимает за благо то, что им не является. Да, он стремится к чему-то, но – «мимо цели».

Если реализация цели основана на Истине и связана с фундаментальными законами, на основании которых развивается мироздание, то перед человеком открывается возможность для бесконечного развития. Реализация же цели, основанной на лжи, связывает человека с жизнью, протекающей вопреки этих законов. В данном случае человек приходит к тупику, регрессии, распаду. Такая жизнь – «мимо цели». Так же, как и преступная деятельность, и потому она завершается «ничем». Игровой процесс, как специфический образ жизни, тоже «мимо цели», мимо здоровых основ бытия, вопреки им.

В данном контексте можно привести слова одного представителя шоу-бизнеса. Вот что он говорил в своем интервью, объясняя причину, по которой принимал наркотики: «Мне скучно. Именно в этом проблема зависимого – скучно. Постоянно чего-то не хватает. Хочется чего-то еще». Желая понять механизм разрешения своих проблем, он занялся изучением психологии. Стоит отметить, что в этом же интервью он рассказывал и о беспорядочном интимном общении с женщинами, а также и о хаосе жизни вообще. Примечательно, что человек, рассказывающий о желании понять истоки своих проблем и в этом же интервью рассказывающий об употреблении наркотиков и общении с стриптизершами, не видит очевидной причинно-следственной связи между образом жизни и скукой.

 

Эта причинно-следственная связь отчетливо читается в жизнеописании иеромонаха Серафима (Роуза). До того, как стать православным христианином и принять монашеский постриг, Евгений (так звали отца Серафима до пострига) бунтовал против Бога и изучал восточную философию.

Вместе с своими сверстниками, он «прожигал жизнь». «Причем не от порывистости или страстной натуры, а сознательно и расчетливо». Евгений бунтовал против Бога и, попирая Его заповеди, «вкушая от запретного плода с полным осознанием того, что делает».

В своих письмах к друзьям, он представал «этаким беспечным 22-летним балбесом, искушенным во всех доселе запретных пороках». Но этот образ был не более, чем рисовкой. Запретный плод, по словам Евгения, оказался мерзок на вкус. «Чтобы заглушить чувство вины, т. е. глас совести, глас Божий, Евгений пристрастился к спиртному. Вино лилось рекой». Он пил, мучаясь духовной пустотой. Ему была невмоготу серая, унылая действительность. Он напивался до тошноты, а потом безутешно рыдал.

От горечи и безысходности Евгений, разбиравшийся в дзен-буддизме, затеял «опасные, граничащие с безумием игры с собственным разумом». Следуя буддийскому учению и авторам, пишущим в духе экзистенциализма и нигилизма, он считал мышление самообманом, а знание – невежеством. Он надеялся, что, порвав цепочку логических умозаключений, он сумеет вырваться из плена заблуждения и узреть истину. Вследствие таких экспериментов с собственной психикой, он начал сталкиваться с безумием. Он «зашел так далеко, что счел себя единственно сущим, всё же остальное, весь мир вокруг – лишь порождением его фантазий, его «снов».[27] Состояния Евгения можно сравнивать с одним из пунктов описания дереализации: «при дереализации окружающее воспринимается измененным, странным, неотчетливым, чуждым, призрачным, тусклым, застывшим, безжизненным».[28]

Его сознание может быть отчасти описано с помощью строк одного из стихотворений Джима Моррисона. (Джим Моррисон – лидер группы «The Doors») ассоциируется поклонниками с психоделическими направлением, предполагающим достижение определенных состояний сознания с помощью медитации и наркотиков.

 

«Мне нравилась игра одна.
Хотел вползти я в глубь ума.
Ты, верно, знаешь ту игру.
О том, как чокнуться, она».

 

Психоделики устраивали игры с собственным разумом, надеясь в результате этих игр получить некое мистическое знание – «передачу», «инициацию». Считалось, что инициация придет вслед за разрушением личности, после того как «оковы личности» падут.

Падение «оков личности» ассоциировалось с разрушением обусловленности восприятия (то есть, по сути, – с разрушением работы сознания). Чтобы разрушить обусловленность восприятия и стать открытым для инициации, психоделик стремился «вычесть» из себя все человеческое. Но, как писал один психиатр, «большинство людей в итоге бесконечного «вычитания» ждало не духовное просветление, а безумие»[29].

 

О феномене «передачи» см. подробнее главу ««Пробоина» и соединение с миром падших духов» в статье «Брешь в стене (часть 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания»[30].

 

Анализируя опыт представителей психоделического направления, психиатр делает выводы, актуальные для разбираемой темы игры.

Во-первых, психоделики, с его точки зрения, не могли понять, что расширение собственного духовного начала возможно лишь в сторону другого человека. Расширения можно достичь «только для ближнего своего, но не для себя одного».

Во-вторых, для психоделиков было характерно игровое отношение к процессу духовного поиска. Анализируя одно из эзотерических учений, психиатр писал, что оно воспринималось психоделиками в качестве таблетки. Последователь учения эту таблетку «может лениво жевать во рту, лежа на диване, – истина откроется независимо от его усилий». «Игрой в духовное» назвал психиатр такого рода жажду пережить мгновенный инсайта.

«Игра, в отличие от мировоззрения, требует немедленных результатов, иначе пропадает азарт ее главная составляющая». Во время игры мир становится проще, реальность мира подменяется упрощенной моделью, Игра подразумевает отсутствие ответственности.

Эти свойства игрового процесса проявились в феномене спиритизма. Как к игре к нему стали относиться те, кто играл в духовность и желал получить мгновенный результат.

Под воздействием эпидемии спиритизма общество стало относиться к вопросам религии и духовного познания как к игре. Процесс духовного познания стал восприниматься как азартная игра и развлечение, «за последствия которых можно не отвечать». «Спиритические сеансы воспринимались как модный увлекательный аттракцион». И «через игру в спиритизм «духи» проникли в культуру». Духи, привидения и зомби воспринимаются людьми как «часть привычной игровой, но все же, заметьте, реальности, имеющей к нам непосредственное отношение»[31].

Искушение, настигшее психоделиков, не напоминает ли то искушение, которое настигло первых людей – Адама и Еву? Одна из ошибок детей Адама – то есть нас, состоит в том, что, как объяснял иеромонах Рафаил (Нойка), мы ищем гарантию.

Адам не пожелал доверился любви Бога и терпеливо подождать, когда Господь дарует ему прозрение. Адаму показалось, что «понадежнее будет все-таки съесть этот плод, который ему предлагает сей незнакомый джентльмен [сатана в виде змея], обещающий, что по вкушении от плода он автоматиче­ски станет богом»[32].

То есть иными словами, через развитие личных отношений с Богом о возделывание райского сада, Адам совершенствовался бы в своей любви к Богу. И, идя этим путем, в качестве дара он получил бы от Бога то, чем Бог обладал по-существу. Предложение же дьявола состояло в отказе от личных отношений, от необходимости возрастать в добре. Дьявол предложил Адаму игровой путь – путь мгновенного результата, – съесть плод и получить все искомое «автоматически»

 

«По учению святого Максима Исповедника, первый человек был призван воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари. ... Затем он должен был соединить рай со всей землей, то есть … превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные условия не только для своего духа, по также и для тела, соединив землю и небо, то есть весь чувственный мир. Перейдя границы чувственного, он должен был затем путем познания, равного познанию духов ангельских, проникнуть в мир сверхчувственный, чтобы соединить в себе самом мир сверхчувственный и чувственный. Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе»[33].

 

Что в итоге обрел человек, переведя свой жизненный путь на «игровые рельсы»? Человеку предложено было обладать даром бессмертия, если он будет любить Бога, держаться Его заповедей, направленных на благобытие человека и дальнейшее возрастание его в добре. Послушав же дьявола, человек вместо свободы обрел скорби и страх[34].

Путь, предложенный дьяволом, включал в себя также и отказ от картины мира, основанной на истинных представлениях о реальности. Согласно этим представлениям, возрастание в добре и в любви, могло способствовать человеческому совершенствованию.

Многие из тех, кто встает на путь, предложенный дьяволом, пытаются принять картину мира, основанную на лжи. Они пытаются поверить, что к совершенствованию их приведут магические техники. Что, попав в искусственную, сконструированную основателями эзотерических учений картину мира, они будут освобождены от действия законов, на основании которых Творец положил развиваться мирозданию.

Как бы человек не хотел себя видеть освобожденными от действия этих законов, противодействие им, приводит к регрессии, к гибели и к распаду. Человек, выпавший из подлинной картины мира, не становится через вкушение плода мгновенно и автоматически Богом (обращает на себя формулировка дьявола – «будете как Боги» (Быт. 3, 5), то есть – «как бы», «понарошку»).

 

Игра (в широком смысле этого слова) предлагает человеку (создать или войти в) искусственное, сконструированное поле. Попавшему в него человеку будто бы обещается освобождение от действия законов, регулирующих действительность. Но, связавший свою жизнь с этим полем человек не становится Богом, Творцом новой реальности. Он становится как бы богом, в как бы реальности.

В этом пространстве с искаженными «силовыми линиями» человек пытается обрести радость, но натыкается лишь на «запертые двери». Обретение подлинной радости становится для него «закрытой областью», потому что обрести подлинную радость можно только, следуя принципам, основанным на Истине. Но эти принципы человек, существующий в реальности ложной, не видит, не понимает, не реализует.

Пытаясь реализовать свою мечту стать автономным «богом», он становится открытым для воздействия падших духов. Это состояние открытости является одним из аспектов «игрового механизма» (подчиненности неудержимым влечениям), о чем речь – во второй части. В качестве примера, предваряющего разбор вопросов, поставленных во второй части, можно привести историю известного игрока и актера Омара Шарифа.

«Египетский актер Омар Шариф, урожденный Михаэль Деметри Шальхуб, был из семьи ливанских христиан. Он обратился в ислам, когда женился на известной египетской актрисе, и сменил имя на арабское. Позднее он развелся, но обратно в веру предков не перешел»[35].

О мотивах своей вовлеченности в игровой процесс, он рассказывал следующее. В картах самое большое удовольствие для него было в том, чтобы, «проиграв, отыграться». Карты помогали избавиться ему от скуки. Он всю жизнь провел в путешествиях, у него никогда не было постоянного места жительства. Вечерами, чтобы убить время и пощекотать нервы, он шел в казино и ставил крупную сумму.

Он проигрывал большие суммы, и чтобы рассчитаться с долгами, он соглашался на любые роли, предлагаемые ему. «Это, – говорил он, –естественно, не повышало моего актерского реноме и вызывало во мне досаду, неудовлетворение. А это опять толкало в казино. Вот такой заколдованный круг».

Играл он также и потому, что «что скучал в перерывах между съемками, чувствовал себя одиноким. А в казино много света, жизни, красивых женщин. В казино не только играют, но и ужинают, разговаривают, общаются».

Он считал, что у него была железная воля. Он, как заявлял, всегда себя контролировал, чтобы не статья жертвой своих страстей. Но также он и признавался, что все вообще делал со страстью. Когда он играл, он жил. Жизнь он воспринимал как смену эпизодов, «и каждый из них – самый главный».

Во время одного из своих интервью, он вел себя довольно странно: «то активно поддерживал беседу, то без всякой видимой причины мрачнел, умолкал и забивался в глубину кресла. И вдруг, взглянув на часы, решительным жестом сорвал с шеи галстук со словами: «Все, уже поздно, сегодня играть не пойду!» И женщине, бравшей у него интервью, стало ясно, «что демоны, обуревавшие его душу в молодости, не оставляют его в покое и сейчас»[36].

 

Проблема, поднятая в последних строках рассказа о Омаре Шарифе – тема уже второй части. Иные темы, поднятые в рассказе, находят свое продолжение в двух приложениях к первой части. В первом приложении поднимается тема преодоления паталогической доминанты. Во втором приложении – тема преодоления скуки. Во втором приложении приводятся некоторые мысли и три истории на тему того, как «мир обретает глубину». Когда «мир обретает глубину» вследствие того, что жизнь человека определенным образом меняется, «игра» «отваливается» от жизни человека сама собой. Не то, чтобы человек намеренно боролся с игрой, жизнь его становится настолько насыщенной, что на фоне жизни игра становится попросту неактуальной.

 




Приложение 1. Расшифровка фрагментов лекции, проведенной в центре «Неугасимая надежда».

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 232.