Если человек эгоистичен, он не может выстроить в себе христианское мировоззрение, почувствовать опору, которая помогла бы ему сдержаться в нужный момент. Ему не для чего сдерживаться. Мир эгоиста беден, поэтому и для радости ему нужно какое-то очень яркое переживание, у него самого внутри пустыня.
Еще одна предпосылка - гордость. Большая проблема гордого ума - отсутствие критического отношения к своим мыслям. Человек всегда считает себя правым и в случае собственной неправоты не готов рассматривать мнения других, а значит ему труднее увидеть свою проблему и найти пути решения.
Очень часто в жизни игрока нет «другого» – ни человека, ни Бога, которого человек мог бы любить, от этого человек еще больше зацикливается на себе, своих ощущениях, своем эгоизме и своих целях. Человек, замыкаясь на ярком впечатлении, перестает сопоставлять свое желание с другими аспектами своей жизни, понимать, что в его жизни является главным, что второстепенным.
При этом второстепенные и совсем не важные в масштабах человеческой жизни и смысла человеческого существования вещи могут выйти на первый план и затмить действительно важное и человек впоследствии может попасть в ситуацию «мучительной боли за бесцельно прожитые годы».
Важно укреплять в себе доминанту, противостоящую доминанте патологической, доминанте моментального и бесконтрольного получения желаемого, уметь ограничить себя, быть в состоянии контролировать свои желания, уметь воздерживаться. Если, например, из-за любви к другому, мы в чем-то сдержим себя, ограничим, то наша бесконтрольная тяга будет тормозиться. Поэтому если у человека нет конструктивных целей в жизни, то он все равно будет искать цели и будет следовать стремлению достичь их, но они будут деструктивны и патологичны. Не стремиться ни к чему вы не сможете. Такими целями легко могут стать гонки, игра и т.д.
Нереализованность человека может быть и следствием погружения человека в мир игр, и его причиной. Экзистенциальный вакуум, по определению Виктора Франкла, – ощущение, что ничего важного человек в своей жизни не делает и она проходит зря, рождает в человеке глубокое чувство неудовлетворенности жизнью – невроз, порожденный отсутствием смысла. И скорость в такой ситуации или игра – это одна из попыток человека забыться, перебить ощущение этой неудовлетворенности или получить суррогат истинных целей и их реализации.
Также нужно сказать и об алчности, которая часто вовлекает человека в игру и толкает на риск. Если человек поддается алчности и идет у нее на поводу, она начинает расти, развиваться внутри играющего и следующего за ней человека. Развившись и укрепившись, она начинает тиранически властвовать над человеком, не дает ему возможности вовремя остановиться.
У Виктора Франкла есть еще одно размышление, которое можно наложить на тему игры. Он объяснял (и его мысль сопоставима с размышлениями Ивана Ильина, представленными в его сочинении «Счастье»), что человек может пережить счастье, когда стремится к цели, сформулированной на основании значимого смысла. Если есть цель и смысл, значит, по Виктору Франклу, есть основание для счастья. Если же основания нет, человек пытается для счастья создать причину. Он может использовать биохимической обходной путь, то есть, например, – употребить алкоголь. Продолжая мысль Франкла, можно сказать, что подмена пути реализации значимых целей (основание) попытками достижения «счастья» напрямую – через получение удовольствия (причина) – часто приводит человека к зависимостям (человек раз за разом пытается стимулировать свои переживания с помощью алкоголя, игры и пр., и постепенно привыкает к такой стимуляции).
Виктор Франкл также отмечает потребность человека в здоровом напряжении сил – некие разумные нагрузки, испытания, которые не позволяют человеку стать аморфным, изнеженным и расслабленным, так как, если у человека нет здорового напряжения, он ищет себе нездоровое.
Тот, кто утратил возможность найти истинное счастье в своей жизни, зациклился на игре или другом ярком переживании, теряет подлинное основание для счастья, но жажда счастья остается, и он хочет найти псевдо-причину, которая могла бы помочь ему пережить желанное состояние – например, высокие скорости, которые могли бы помочь ему поймать ощущение жизни.
Большие скорости, большие ставки плюс отсутствие мировоззрения, плюс полный эгоизм приводят к тому, что сильная эмоция в человеке вызывает опьянение, потому что таких эмоций у него в жизни никогда не было, он никого так сильно как себя никогда не любил. Такое опьянение опять же характерно для людей гордых, не критичных к себе. И такой человек постоянно опьяняется разными вещами.
Еще один аспект проблемы – потребность человека быть частью чего-то большего, чем он сам. И если человек не является частью какого-то благого целого, то он может легко стать частью чего-то патологического.
Еще игра и экстрим выполняют функцию забвения, в них можно «утопить» боль и память о прежних грехах, неприглядность своего текущего состояния и положения.
Победить тягу к игре можно, победив скуку, но для этого, по словам Блеза Паскаля, человеку нужно набраться мужества остаться один на один со своим безумием, со своей скукой, неприглядностью и своим прошлым. Все это нужно перебрать, покаяться во всем совершенном перед Господом, примириться с обиженными и обидевшими человека людьми, насколько возможно, получить от духовника епитимью, если нужно, и тогда все это перестанет над ним довлеть.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 240.