Технология разработки культурных программ должна давать ответ на ряд вопросов:
·Кому и зачем нужна конкретная программа?
·Какая необходима программа (по объему и содержанию)?
·Кто будет разработчиком программы?
·Как будет разрабатываться программа?
·Кто будет реализатором программы?
·Каким образом будет организована реализация программы?
С технологической точки зрения особый интерес - своей масштабностью, трудоемкостью разработки представляют региональные перспективные программы поддержки и развития социально-культурной сферы. В рамках данной дисциплины дальнейшее изложение указанной темы ориентировано на разработку программ именно этого типа.
Кому и зачем нужна программа?
Заказчиком разработки культурной программы могут быть различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т. п.). Однако чаще всего необходимость в разработке программы возникает у местных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятельности в регионе на определенную перспективу. Разработка программы может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной задачи (например, культурная про- грамма Олимпийских игр в Сочи). Кроме того, культурная программа является важнейшим условием и предпосылкой привлечения средств из различных источников, дает конкретный материал для организации рекламной деятельности, PR и т. д. В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить, и принять по этому поводу решение. Отсутствие стремления, неясность намерений и цели негативным образом влияет на качество социокультурной программы.
Какая программа необходима?
В мировой социокультурной практике существует два крайних варианта культурной программы: в «американском» духе - «мягкий» вариант сводит программу к совокупности поступивших заявок и проектов; «жесткий» предполагает трудоемкое исследование, конкретизацию приоритетов в расписанные по конкретным срокам виды работ на перспективу. Следует только помнить, что в любом варианте материалы как «большой» программы (в «жест- ком» варианте), так и конкретные проекты в рамках схемы приоритетов (в «мягком» варианте) должны иметь не только полное рабочее исполнение, включающее подробно прописанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реализации. Необходимо также иметь аннотацию программных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в PR-акциях продвижения программы.
Кто будет разрабатывать программу?
Разработкой программы могут заниматься непосредственно сами сотрудники аппарата управления соответствующего государственного органа. Однако опыт показывает, что у такого пути имеются существенные недостатки: во-первых, разработка перспективной программы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разработке; во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хорошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за их горизонт, что принципиально необходимо при такой разработке. Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хорошо ориентирующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, научных центров.
Однако, по мнению специалистов, полностью перепоручать разработку сторонним специалистам не следует — разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, представляющей, в лучшем случае, теоретический интерес — не более. Поэтому в группу разработчиков обязательно должны войти также местные работники культуры, как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодые, инициативные и перспективные специалисты. Существенно облегчит разработку полноценной программы, а главное — последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной законодательной и исполнительной власти (депутатов — членов комиссии по культуры, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих союзов, общественных организаций), ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории, традиций и культурной жизни. Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности.
Как будет разрабатываться программа?
Сама разработка включает: анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задерживает и удорожает раз- работку. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе — собственно проектную часть программы. Существенно повышает эффективность и результативность разработки технология апробационно-поисковых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержательный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реализации этой программы.
Кто и как будет осуществлять программу?
Поскольку к участию в игре привлекались специалисты-практики сферы культуры и сопряженных с нею сфер деятельности, между ними в процессе игры сложились определенные контакты и даже сотрудничество на стадиях поиска решения реальных проблем, выработки конкретных проектов таких решений, то одним из важных результатов игры является не только по- лучение проекта программного документа, но и формирование инициативных групп, коллективов единомышленников, что решающим образом сказывается зачастую на ходе и результатах внедрения программ. Собственно проект программы после его оформления должен пройти традиционные стадии согласования и утверждения. Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ. Однако успех дела в реализации программы, в конечном счете, прежде всего, зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за выделение бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фандрейзинговой технологии.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 782.