Профессионально-личностная модель менеджера и гуманитарная культура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современный менеджмент – нечто большее, чем сумма функций менеджмента. Современный менеджер должен знать и организацию, и финансовый контроль, и маркетинг, и работу с персоналом. Однако это еще не все, он должен уметь решать слабо структурированные проблемы, когда практически не известны ни цель, ни условия, задачи, которыми полна практика современного менеджмента; рисковать, организовывать проведение нововведения; быть обаятельным, умело представительствовать.

Практический опыт показывает, что если менеджер подобрал хорошую команду, поставил работу, в которой каждый знает свой участок общего дела и свой маневр, то самому менеджеру остается, собственно, в основном, создание благоприятных внешних условий для успешной деятельности фирмы, установление необходимых контактов, уяснение перспектив деятельности, разъяснение итогов и планов этой деятельности инвесторам, партнерам, персоналу и т. д., т. е. подготовка благоприятных условий для продвижения и осуществления новых проектов и программ.

Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологии, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процесса- ми в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических вузов.

Профессиональная модель менеджера состоит из двух взаимодействующих и взаимопроникающих частей, которые формируются и в сфере обучения и в сфере деятельности (рис.2).

Важнейшая составляющая модели – блок карьеры, котором все ее составляющие ограничиваются собственной системой ценностей. Это обусловлено взаимовлиянием культуры и личности (рис.2), где:

1) деятельность человека создает новую деловую социокультурную среду, которая

2) формирует новые качества личности менеджера, гражданина данного социума.

Рис. 1 Взаимовлияние культуры и личности.

 

В результате складывается особая культура менеджмента, состоящая из двух оснований: технологическая культура; духовная и научная культура управления (таб.1).

Рис.2. Профессионально-личностная модель менеджера.

Таблица 1.

Структура культуры менеджмента

 

Нарастание гуманитарного содержания современного менеджмента проявляется практически по всем векторам практики менеджмента. Маркетинговые стратегии исходят из анализа образа жизни потребителей, включая национально-этнические, возрастные, профессиональные, социально- психологические и прочие социально-культурные факторы, обстоятельства и особенности. Более того, и направлены эти стратегии, фактически, на формирование объема и интенсивности, форм потребления, т, е. того же образа жизни. Иначе говоря, менеджмент приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения.

Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе «Быть» (to be, sein). Современная компания во все большей степени предстает как культура – в буквальном, терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т. д. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как «культурологический» по преимуществу.

Это обстоятельство еще раз заставляет констатировать особую актуальность и особое значение технологии менеджмента в социально-культурной сфере, с одной стороны, и, с другой, то, что опыт современного менеджмента весьма и весьма приложим в данной сфере. Это обусловлено природой социально-культурной сферы, в наибольшей степени предрасположенной к восприятию наиболее современных технологий менеджмента.

Список литературы

1. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г.М. Галуцкий - М., 1998. - 463с.

2. Михеева Н..А. Менеджмент в социально-культурной сфере / Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская. – СПб., 2000.-170 с.

3. Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии: Учебное пособие. / Л.И. Рудич. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.-268 с.

4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский СПб.: «Лань», 2001.-384 с.

5. Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт / Е.Л. Шекова. – СПб.: Алетейя, 2006. – 185 с.

Модуль 2

Дата: 2019-12-22, просмотров: 615.