Социокультурная деятельность в системе организационного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс, при котором социально – культурная деятельность становится предметом относительно самостоятельного внимания со стороны системы управления, есть не что иное, как более или менее точное отражение развития объективной реальности в сфере культуры. Сегодня растет потребность в новом управленческом подходе к поиску оптимальных путей взаимодействия различных структур, оказывающих непосредственное влияние на внутренние и внешние процессы социально – культурной деятельности. Именно поэтому одним из главных стратегических направлений совершенствования управленческой деятельности социально – культурных институтов становится развитие и внедрение в практику современных технологий управления мобильных, конкурентоспособных, построенных на научной основе, вбирающих в себя новейшие достижения научно-технического и социального прогресса. Сложность решения этой проблемы заключается в том, что управление социально – культурной деятельностью как наука сравнительна молода. До сих пор недостаточно разработаны ее теоретико- методологические основы.

Система управления – это совокупность элементов (подсистем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей. Отсюда следует, что деятельность социокультурного института должна выстраиваться таким образом, чтобы исполнители данного вида деятельности, выполняли ее в соответствии с планом действий эффективно, а также знали цели своего учреждения.

Проблему организационного управления в социально-культурной деятельности мы рассмотрим на примере конкретного объекта – Красноярская краевая филармония.

При построении любой реальной системы управления в организации, в данном случае на примере Красноярской краевой филармонии, следует учитывать следующие факторы:

• цели должны быть понятными всем работникам филармонии;

• система целей должна реализовать глобальную цель;

• в концертной организации должны существовать каналы «обратной связи»;

• сотрудники должны иметь регламентирующие их деятельность должностные инструкции;

• удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.

Таким образом, система организационного управления как в филармонии, так и в любой организации – это одно из ключевых понятий менеджмента, которое тесно связано с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Наряду с этим, под системой организационного управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие краевой филармонии как единого целого. В рамках данной системы протекает весь управленческий процесс (от проектной стадии до конечного результата), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

К элементам системы относятся как сама деятельность концертной организации, так и ее исполнители, а также службы и другие звенья коллектива. Отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Вместе с тем, связи в системе организационного управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движения управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность концертной организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи образуют по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Соответственно используется такое понятие, как полномочия (право на принятие решений). Полномочия разделяются по функциям, по масштабу управления и по объему полномочий деятельности.

Тем не менее, следует констатировать, что сегодня система организационного управления Красноярской краевой филармонии существует практически в том же виде, в котором она сложилась исторически, и строится, в первую очередь, в зависимости от ее специализации, тем самым, отражая три основных направления деятельности: творчество, организацию, экономику (рис. 6). Следует отметить, что уровень менеджмента, решающего организационные, экономические и хозяйственные задачи, непосредственно влияет на выступление артистов и коллектива в целом. Недаром в одном из самых известных в мире Кливлендском симфоническом оркестре (США) на 100 музыкантов приходятся 60 менеджеров.

Рис.6. Схема системы организационного управления (линейного типа) Красноярской краевой филармонии.

 

Таким образом, данную схему построения системы можно отнести к линейному типу организационного управления. При такой структуре руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него. Следовательно, директор филармонии несет полную ответственность за результаты как творческой деятельности, так и функционирование вверенного ему учреждения. Доминирующим принципом построения линейной структуры служит вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения.

Наряду с этим есть и определенные трудности. Каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению социально – культурным институтом. В условиях современного уровня развития окружающей среды и происходящих в ней процессах, такой тип организационного управления филармонией становится не рациональным, так как увеличиваются уровни управленческой иерархии и количество подчиненных подразделений, а вместе с этим и их различная функциональная направленность.

Наряду с этим, в рамках совершенствования существующей линейной системы организационного управления деятельностью филармонии, возможно выделить и рассмотреть следующие типы структур аппарата управления, которые в большей мере соответствуют специфики концертной организации – это линейно-функциональная и матрично – штабная системы управления.

В основе формирования линейно – функциональной системы организационного управления лежит принцип полноправного распорядительства: каждый функциональный руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию, вместе с тем структура данного типа сохраняет и основной принцип единоначалия. Это создает условия для формирования аппаратов специалистов, которые в силу своей компетенции отвечают только за выполнение своих функций. Такая децентрализация работ между подразделениями позволяет ликвидировать дублирование в решении задач управления отдельными службами и создает возможность для специализации подразделений по выполнению работ, единых по содержанию и технологии, что значительно повысит эффективность функционирования ныне существующего аппарата управления концертной организацией (рис. 7).

Отличительная особенность матрично – штабной системы организационного управления заключается в том, что она отражает виды руководства как линейного, так и линейно – функционального, обеспечивая тем самым всестороннюю координацию деятельности концертной организации, сохраняя единство распорядительства и контроля за ключевыми организационно – технологическими решениями на высшем уровни (рис. 8).

Целесообразным представляется и изучение факторов, оказывающих влияние на построение систем организационного управления, которые имеют ситуационных характер, а именно:

• состояние внешней среды, влияющую непосредственно на всю деятельность филармонии;

• технология работы концертной организации;

• стратегический выбор руководителя филармонии в отношении поставленных целей.

Следовательно, процесс формирования системы организационного управления Красноярской краевой филармонии должен включать в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в системе организационного управления.

Совершенствование системы организационного управления – естественный, необходимый и постоянный процесс для всех современных социально – культурных институтов. Данный процесс обусловлен не только методическими рекомендациями, изложенными в научной и специализированной литературе, но и конкретной ситуацией на культурно – досуговом рынке города, целями учреждений культуры, культурными ценностями, перспективами оптимального развития социально – культурной деятельности, а также опытом и знаниями современных руководителей. Практика изобилует комбинированными системами организационного управления, соединяющими в себе свойства традиционных, дивизиональных и матричных структур. Вместе с тем, особую актуальность проектирование (совершенствование) системы организационного управления деятельностью концертной организации приобретает и в связи с началом в мае 2007 года реконструкции здания и реорганизации деятельности Красноярской филармонии.

 

 


Рис. 7.Схема системы организационного управления линейно – функционального типа (проект) Красноярской краевой филармонии

Производственный процесс

Рис. 8. Схема системы организационного управления матрично – штабного типа (проект) Красноярской краевой филармонии

 


В результате проекта будут решены проблемы дублирования функций и несоответствия материально-технических возможностей возрастающим творческим задачам. По мнению, руководителя агентства культуры администрации Красноярского края З.Б. Благих: «Красноярская филармония должна стать настоящим домом муз. Это концертные залы, отвечающие международным стандартам по всем составляющим, развитая инфраструктура обслуживания посетителей концертного комплекса. Это концертное учреждение с полным набором высокопрофессиональных коллективов и солистов, способных на мировом уровне удовлетворить культурные и эстетические потребности различных категорий населения. Именно такой – современной, единой, сильной, устремленной в будущее обязательно станет новая красноярская филармония».

Таким образом, обобщая требования, которые предъявляются как к концертной деятельности филармонии, так и современной системе организационного управления концертной организацией, следует отметить, что методика проектирования системы должна основываться на научных принципах управления и учитывать личные качества и опыт руководителей, а также осуществлять такое управление, которое направленно на адаптацию социокультурного института к быстро меняющейся внешней среде.

Список литературы

1. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2003. - 216 с.

2. Соколов К. В. Долгосрочное планирование в сфере культуры / К.В. Соколов. – М.: ВИПКРК, 1987-118 с.

3 Чикинева Н.В. Управление качеством в процессе организации социально-культурной деятельности: Дипломная работа, научный руководитель Е.А. Ноздренко / Н.В. Чикинева, Е.А. Ноздренко. – Красноярск, 2007.

4 Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт / Е.Л. Шекова. – СПб.: Алетейя, 2006. – 185 с.

5 Дымникова А. И. Управление культурой в рыночной экономике / А.И. Дымникова. – СПб., 2000.

6 Зеленина Л. Э. Программно-целевое планирование деятельности учреждений культуры / Л.Э. Зеленина, Г.Л. Тульчинский. – М ., 1987-66 с.

5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л. Тульчинский СПб.: «Лань», 2001.-384 с.

 

Лекция 4

Темы: Культурные программы как метод управления. Технология раз- работки и обеспечения реализации культурных программ.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 559.