Вспомогательные функции в деятельности социокультурных организаций могут быть следующие:
1. Перспективное и текущее экономическое и социальное планирование.
2. Учет и отчетность.
3. Экономический анализ.
4. Техническая подготовка производства социально-культурной услуги.
5. Управление технологическими процессами реализации услуг.
6. Оперативное управление производством социокультурных программ.
7. Реализация социально-культурных услуг.
8. Организация работы с кадрами.
9. Организация труда и заработной платы.
10.Материально-техническое обеспечение.
11.Финансовая деятельность.
Моделирование процессов управления и методы управления в социально- культурной сфере
Процесс управления – это деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей организации путем реализации определенных функций с использованием методов управления. В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления. Моделирование процесса управления в социально-культурной деятельности связано с обеспечением востребованности соответствующих услуг в конкурентной среде и включает в себя координацию таких составляющих как: ресурсная база (материальные, кадровые, финансовые, информационные ресурсы), реализация функций управления и видов деятельности.
Проблема моделирования процессов управления в социокультурной деятельности непосредственным образом связана с политикой, как совокупностью всех нормативных требований и способов их осуществления. Сущность политики организации включает в себя: принципы социально-значимой деятельности; основные цели, объекты, сферы деятельности; требования к ее организации.
Принципиальные требования к организации деятельности компании в процессе моделирования системы управления предъявляются: к способу управления (например, авторитарный или демократичный); в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование); в среде информации (открытость, секретность); к принципам мотивации; к организационной структуре; принципам контроля. В деятельности любой организации, в том числе и социально-культурного профиля, присутствует взаимосвязь различных сторон ее функционирования (рис. 4).
Конкретные политики действий организации социокультурного профиля включают:
a) политику приобретения (материалов, услуг);
b) инвестиционную политику;
c) политику в области материально-технического обеспечения;
d) кадровую политику;
e) финансовую политику;
f) производственную политику (технологические процессы, оперативное
управление);
g) политику позиционирования (цены, продвижение, реклама);
h) политику отчетности о деятельности.
Методы управления
В системе менеджмента, в том числе и социокультурного существует три основные группы методов управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические. Рассмотрим в логической последовательности каждую группу методов.
1. Экономические методы управления
Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов:
·материальное стимулирование и санкции;
·специфика финансирования нонпрофитной сферы;
·фандрейзинг (привлечение и аккумулирование финансовых средств);
·зарплата;
·себестоимость социокультурного продукта;
·рентабельность программ и социокультурных проектов;
·цена услуги.
При этом следует учесть, что кроме сугубо личных, участник социокультурного процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере профессиональной ответственности или с результата- ми деятельности всей организации.
2. Организационно-распорядительные методы управления
Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении
К организационным методам относятся: 1) организационное проектирование; 2) регламентирование; 3) нормирование без указания на конкретное лицо и дату исполнения
Распорядительные методы: 1) приказ, 2)постановление, 3) распоряжение, 4) инструктаж, 5) команда, 6) рекомендации, где указываются конкретные лица и дата исполнения.
Сущность организационного регламентирования в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности: положение об организации; устав компании; внутрифирменные стандарты; положения; инструкции; правила планирования, учета и контроля.
Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности учреждения.
Управление организацией осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе социально-культурной деятельности.
3. Социально-психологические методы управления включают в себя моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.
Данная группа методов управления непосредственным образом связана с мотивацией сотрудников на рабочем месте. Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:
·знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение)
·сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм)
·мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного)
·хотеть (они должны быть мотивированы).
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника возможностями выполнить работу, определить его рамки действий, четко сформулировать цели и задачи, создать окружение, способствующее выполнению задачи, предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей. Мотивационное управление концентрируется:
1) на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с компанией, формировании его мотивов);
2) на чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);
3) на приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);
4) на усилении мотивов;
5) на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);
6) на удовлетворении потребностей;
7) на обеспечении процесса мотивации.
Работа по мотивации сотрудников ведет: к улучшению качества социокультурного продукта; более творческому подходу и активности во внедрении креативных технологий; сокращению «текучки» кадров; повышению их работоспособности; большей сплоченности и солидарности; улучшению имиджа компании.
Список литературы
1. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Дело, 2000. – 704 с.
2. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник для студентов вузов. / А.И. Орлов. - М.: Издательство «Изумруд», 2003. - 298 с.
3. Тулъчинский Г. Л Технология менеджмента в сфере культуры / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: СПб. ГАК, 1996.-192 с.
4. Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт / Е.Л. Шекова. – СПб.: Алетейя, 2006. – 185 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие / Г.Я. Гольд- штейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
6. http // www.aup.ru - “Административно-управленческий портал”.
7. http:// www.manage.ru.
Модуль 3
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формируемые компетенции:
Социально-личностные: навыки культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт.
Инструментальные: проектная деятельность.
Профессиональные: организационное обеспечение менеджмента компании, осуществляющей социально-культурную деятельность.
Лекция 3
Темы: Методы планирования в социально-культурной сфере. Социокультурная деятельность в системе организационного управления.
Методы планирования в социально-культурной сфере: аналитическое, нормативное планирование, планирование организационного обеспечения социально-культурной деятельности.
В настоящее время в социально-культурной сфере применяется ряд групп методов планирования, каждая из которых позволяет решать специфический класс задач и не имеет универсального характера. Полноценное планирование предполагает систематическое использование различных методов, в зависимости от задач, решаемых на конкретном этапе разработки.
Аналитическое планирование
Данная группа методов планирования называется также методами экстраполяции, так как они связаны с выявлением тенденций, действовавших в предшествующий период, факторов, определявших развитие этих тенденций, и предположении, что эти тенденции и факторы будут действовать и в планируемый период. Поскольку центральным моментом аналитического планирования является анализ содержания и итогов предшествующего периода, иногда его называют также планированием «от достигнутого уровня». В определенном смысле нет и не может быть планирования, так или иначе, не опирающегося на анализ достигнутого уровня. Проблема заключается в добротности и достоверности технологии анализа этого уровня. Спектр методов такого анализа чрезвычайно широк – от простого переписывания предыдущего плана (именно эта порочная практика свойственна учреждениям социально-культурной сферы) до формализованных математических методик.
Методы планирования в социально-культурной сфере: аналитическое, нормативное планирование, планирование организационного обеспечения социально-культурной деятельности.
В зависимости от конкретных технологий аналитического планирования различаются две основные группы: интуитивные и формализованные методы. В первом случае речь идет об опоре на личностный опыт. Во втором — на жестко упорядоченные процедуры (алгоритмы) выработки планового решения. Интуитивные методы не обязательно являются выражением личных пристрастий и привычек. Они также могут быть упорядочены, соотносить опыт различных специалистов и экспертов. Примером такого упорядочения могут быть совещания, экспертные оценки, конференции, аналитические записки, опросы. Формализованные методики опираются на использование инструктивных документов (особенно в финансовой сфере), математического прогнозирования и моделирования (экспоненциального и адаптивного сглаживания, наименьших квадрантов и т. д.). Интуитивные и формализованные методы могут сочетаться и дополнять друг друга, например, в поисковых и апробационно-поисковых деловых играх.
Примерами аналитического планирования являются методы маркетингового анализа, реализация которого все еще проблематична в области социокультурной деятельности в силу ряда причин. По своему технологическому содержанию аналитическое планирование фактически совпадает с методами прогнозирования, отличие заключается только в степени директивности принимаемых решений по итогам разработки. Итогом прогностического анализа является некоторое предположительное знание о будущем. Оно не является плановым документом. Но может им стать, если результаты прогнозирования будут утверждены в качестве плановых показателей.
Возможности аналитического планирования ограничены. Во-первых, его результаты решающим образом зависят от глубины и достоверности проведенного анализа, что, в свою очередь, определяется адекватностью используемой методики целям планирования и самое главное – полнотой и достоверностью используемой информации. Во-вторых, его главной слабостью является его главное достоинство – опора на предшествующий опыт исключительно.
Нормативное планирование
Нормативное планирование заключается в обосновании плановых заданий с помощью, норм и нормативов. Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т. д.) на единицу работы. Под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т. д.). Нормы и нормативы выражаются в абсолютных и относительных показателях, коэффициентах, процентах, удельных весах и прочих единицах.
Использование нормативного метода предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает в себя:
систему показателей, выбранных в качестве нормативных;
методику расчета количественных значений этих показателей;
расчет (определение) конкретных нормативных количественных значений показателей;
утверждение конкретных норм и нормативов; процедуру пересмотра норм и нормативов.
Наличие нормативной базы существенно облегчает планирование, задавая конкретные показатели желаемых результатов, существенно облегчается и упрощается система контроля (как отклонения в ту или иную сторону от нормативных показателей по итогам деятельности), а также организация заработной платы и стимулирования (в соответствии со степенью выполнения соответствующих норм). Однако, несмотря на то, что существуют местные, отраслевые и межотраслевые нормы, создание нормативной базы – это процесс, всегда идущий «снизу», а совершенствование нормирования – прерогатива, законодательно закрепленная за руководством организации.
В сфере культуры используются различные нормы и нормативы, прежде всего, связанные с планированием финансовой и хозяйственной деятельности: затраты труда, использования финансовых ресурсов и основных фондов, расхода материалов, энергии, топлива. Так, нормы расхода (затрат) времени учитывают затраты времени на осуществление единицы работы. Не зная реальных затрат времени, нельзя спланировать время, требуемое для подготовки конкретного вечера, лекции, цикла и т. д. Разработка норм времени в обязательном по рядке предполагает учет специфики конкретных учреждений и местных условий. Сделать это можно с помощью систематического проведения хронометражей, фотографий рабочего дня, анализа договорных обязательств, на основе которых могут быть выявлены нормы времени, трудозатрат и т. п. на проведение конкретных мероприятий и работ.
Нормы обслуживания выражают количество посетителей, кружков, коллективов, оборудования на одного работника. Величиной, обратной норме обслуживания, является норма численности, т. е. число работников, не обходимых для проведения единицы работы. По этим нормам часто планируются штатные расписания. Реже применяются в практике планирования нормы труда и нормы выработки, в которых выражается объем работы в единицу времени. В основном эти нормы используются при планировании сдельно оплачиваемых работ по хозяйственному содержанию и благоустройству.
Рассмотренные нормы относятся к нормам затрат труда, поскольку обеспечивают при планировании эффективность использования трудовых ресурсов. Кроме них в практике планирования широко применяются нормы и нормативы использования финансовых ресурсов, определяемые инструкциями и положениями государственных органов финансового контроля. К этой группе относятся и нормы оплаты труда (ставки, оклады, тарифы, разряды, категории по оплате и прочие нормативы, определяющие размеры фонда заработной платы), а также нормативы использования финансовых ресурсов. Существуют также нормы и нормативы использования основных фондов – зданий, сооружений, машин и оборудования, киноаппаратуры, музыкальных инструментов, книг и т. д. К таким нормативам относятся, например, норматив использования зала, отдельных помещений и т. д. Важное место в планировании деятельности социокультурных учреждений занимают и нормы расхода материалов, топлива, сырья, электроэнергии, инвентаря. Нормативным методом планируется размещение и развитие сети учреждений данной сферы (количество учреждений раз- личного типа в различных регионах, количество мест в учреждениях на одну тысячу населения).
Важнейшей проблемой развития нормативного планирования в сфере культуры является создание нормативной базы (т. е. разработка и применение норм и нормативов) объемов потребления (а значит и производства) видов культурой деятельности. Такие нормы могут разрабатываться двояким образом. Во-первых, как традиционно разрабатываются нормы — из усреднения соответствующих показателей. У норм, определенных «по среднему», имеется серьезный недостаток: они ориентируют, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю планку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (известная коллизия «передовик-нормировщик»).
Поэтому больший интерес, особенно применительно к потреблению (и производству) услуг в сфере культуры является разработка и применение целевых норм и нормативов потребления культурных услуг. Такие нормы и нормативы могут определяться различным образом. Это могут быть утверждаемые в региональном масштабе нормативы годовых объемов работы по учреждениям культуры различного типа и категории. Опыт таких «нормативных годовых планов» в Российской Федерации накоплен немалый. Могут быть разработаны целевые нормативы потребления культуры для отдельных групп населения, особенно — нуждающихся в социальной защите и поддержке. Примером может быть «культурный минимум» для детей и молодежи, разработанный и действующий в Чешской Республике. Могут также разрабатываться целевые нормативы для различных категорий и групп населения. В основу такой разработки может быть положена методика «опережающих групп потребления».
Согласно этой методике разработка состоит из нескольких этапов:
a) определения базовых групп потребителей;
b) выделение в каждой из групп «опережающих групп потребления» («социально развитых», «социально продвинутых»), чей образ жизни принимается наиболее соответствующим ряду социальных критериев (социальной активности, уровню достатка и т. п.);
c) анализа структуры и интенсивности потребления этими группами услуг в сфере культуры;
d) утверждение показателей потребления «опережающими группами» в качестве целевых для соответствующих категорий потребителей.
Целевые нормативы могут выражаться в простых натуральных показателях типа количества посещений за определенный период. Могут использоваться и более сложные показатели типа показателей освоения свободного времени. Подобная методика с успехом может применяться как в региональном масштабе, так и отдельными учреждениями, в том числе – по конкретным видам социокультурных услуг.
В простейшем случае конкретного тематического плана в качестве цели может фигурировать конкретная форма работы, план подготовки и проведения которой разрабатывается в формате «Дерева целей». В качестве примера дан- ной технологии приведем структуру «Дерева целей» подготовки и организации фестиваля (рис.5)
Рис.5. «Дерево целей» подготовки и организации фестиваля
Каждая из этих позиций может быть при необходимости еще более детализирована, и итогом такой проработки образуется конкретный сценарный план. В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые. Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно заданных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего опыта или в результате маркетингового анализа. В последнем случае формулировке целей предшествует дифференциация потребителей (категоризация, сегментация рынка) и характеристика каждой из групп.
Следующим этапом будет формулировка целей как изменения характеристики. Дифференциация потребителей социально-культурных услуг может быть построена на основе классификации по различным признакам, на основе типологии и на основе простой группировки.
В случае классификации могут быть проведены различные дифференциации потребителей: географические (региональные: по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т. п.); поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение); психологические (по темпераменту, характеру и т. д.); возрастные, образовательные, этнические; по интенсивности потребления и т. д. Такая сегментация может проводиться по самым различным основаниям. Выбор зависит от целей и конкретного социокультурного продукта. В одном случае это социально-экономические особенности региона, численность и плотность населения. В другом демографические характеристики (возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность, вероисповедание и конфессиональная принадлежность, профессия). В третьем, образ и стиль жизни, субкультуры и т. д.
Кроме того, классификационная установка соответствует, скорее, теоретическим (социологическим, педагогическим и т. п.) требованиям, но не требованиям практического менеджмента. Так, развивавшийся в методике культурно-просветительской работы «дифференцированный подход» к аудитории предполагал ряд социально-демографических классификаций: по роду занятий, по профессии, по возрасту и т. п. Но эти важные для социолога классификации не срабатывали в сфере свободного времени, поскольку предполагалось и в ней относиться к человеку как молодому рабочему, полеводу, животноводу, инженерно-техническому персоналу и т. д.
Простая классификация, по мнению Г.Л. Тульчинского, является безличной «инвентаризацией» потребителей, которые как бы раскладываются по классификационным ячейкам, которые берутся отдельно и изолированно. В этом плане более плодотворным является применение типологии, отличие которой от классификации состоит в рассмотрении признаков не в отдельности, а в органическом единстве и целостности, выраженной в типе или наборе типов потребителей. Примером такой типологии может служить типология читателей библиотеки. Подобная типология для других учреждений культуры может быть построена в несколько этапов. На первом этапе потребители делятся в зависимости от интенсивности посещения учреждения, например, на потребителей постоянных, эпизодических и случайных. Затем определяется, на какие виды культурной деятельности (массовую, групповую или индивидуальную, информационную или активную творческую, по жанрам и видам искусства) ориентируются представители каждой из групп. И, наконец, на последнем этапе каждой из полученных подгрупп дается социально-демографическая характеристика (по полу, возрасту, роду занятий, профессии и т. п.). В результате такой типологии получается как собирательный образ типичных потребителей, и уже из таких описаний легко и просто формулируются цели работы с ними.
Планирование организационного обеспечения
Для планирования организационного обеспечения, координации деятельности соисполнителей и партнеров также могут использоваться специальные методики и технологии.
Матричный план заключается в построении таблицы (матрицы), в которой соотносятся перечень необходимых работ и круг должностных лиц и под- разделений, которые обеспечивают их выполнение (таб.2).
Таблица 2.
В клеточках (перекрестиях) таблицы указывается, что конкретно должны делать конкретные исполнители и подразделения на соответствующем этапе реализации программы.
Технология сетевого планирования состоит в упорядочении необходимых работ в зависимости от их последовательности и длительности. Сетевой план разрабатывается в три этапа:
Первый этап: составление полного перечня работ. На этом этапе вся планируемая работа расчленяется на операции, из которых она складывается, и составляется полный перечень этих операций с указанием их длительности (в рабочих днях, часах или месяцах — в зависимости от характера плана). От обычного плана-перечня мероприятий такой перечень отличается только тем, что вместо даты, к которой та или иная операция должна быть исполнена, указывается именно рабочее время, необходимое для ее выполнения. Из этого следует, что точности сетевого планирования во многом способствует наличие норм времени на проведение конкретных операций. При отсутствии норм необходимое время может определяться исходя из имеющихся возможностей и предшествующего опыта. Удобно также определять необходимое время по эмпирическим формулам типа:
где Т — ожидаемое время по графику, Тмин — минимально допустимое время для выполнения работы, Тмакс — максимально допустимое время, Тнорм - нормально допустимое время.
Нумерация работ в перечне практически никакой роли не играет. Главное на этом этапе — не пропустить ни одной из необходимых операций. Характер и масштаб членения планируемой работы на операции полностью зависят от кадровых возможностей, масштабов планируемой работы, накопленного опыта.
Второй этап: упорядочение работ в зависимости от их последовательности (вычерчивание сетевого графика). Сетевой график представляет собой графическое изображение упорядочения запланированных в перечне операций — структуру, состоящую из кружков с цифрами и соединяющих, их стрелок. Сетевой график может вычерчиваться по двум методикам. Согласно первой, кружки с цифрами соответствуют работам по перечню, а стрелки — их последовательность. Согласно второй, наоборот: работам соответствуют стрелки, а кружки с цифрами — их последовательности. У каждой из методик имеются свои достоинства, но в данной работе описывается первая методика.
Сетевой график вычерчивается по нескольким простым и наглядным правилам:
на графике должна быть исходная работа (кружок, из которого могут выходить стрелки, но не входит ни одна);
на графике должна быть итоговая работа (кружок, в который входят стрелки, но не выходит ни одна);
на графике не должно быть «тупиков» (работ, никак не связанных с итоговой);
на графике не должно быть «хвостов» (работ, не связанных с исходной работой);
на графике не должно быть «петель» (ситуации, когда выйдя из одной работы, можно было бы опять прийти к ней).
Графики можно строить по частям (режиссерская часть, музыкальная часть, материально-техническое обеспечение и т. д.), а затем объединять («сшивать») их в одну структуру.
Третий этап: упорядочение работ в зависимости от их длительности (вычерчивание сетевого графика в календаре) и является, собственно, построением сетевого плана. Этот этап начинается с определения так называемого «критического пути» — наиболее длительной цепочки работ. Определение «критического пути» — центральный момент построения сетевого плана, так как при этом определяется то минимальное количество рабочего времени, которое необходимо для реализации всей программы.
Выявление «критического пути» чрезвычайно важно. Во-первых, это дает знание о временном минимуме, необходимом для подготовки и проведения мероприятия. Во-вторых, определяет те участки работы, которые требуют неукоснительного соблюдения сроков, чтобы не сорвать режим всей программы. Резерв времени на самом «критическом пути» равен нулю, тогда как на любом другом пути он больше нуля и, тем самым, в-третьих, на них выявляются резервы времени. Подобный график позволяет менеджеру более рационально распределять работников по участкам, учитывая имеющиеся резервы времени. Более того, сетевой план, будучи наглядным изображением последовательности планируемых операций, дает возможность организации контроля за выполнением работ по этапам, а в случае необходимости — и обоснованного изменения сроков.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 359.