Культура, социально-культурная сфера и менеджмент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» — уточнения содержания основных понятий. В полной мере это уместно и даже обязательно в изучении данной дисциплины. Под менеджментом в содержании данной дисциплины понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций призванных осуществлять социально-значимую деятельность.

Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология менеджмента зависит от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

Содержание понятия «культура» в рамках изучаемой дисциплины целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Как способ бытия человека в качестве социального существа, как о системе внегенбетического наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека.

2. Как конкретная сфера жизни общества (сфера культуры), включающая сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту ими и в них. Культура — тем, что современный менеджмент не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому что современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества.

Таким образом, становится очевидной актуальность изучения технологии менеджмента в социально-культурной сфере. Г.Л. Тульчинский выдвигает следующие аргументы по этому поводу:

Во-первых, в технологическом содержании менеджмента раскрывается все богатство менеджмента вообще, в сфере культуры действуют самые раз личные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Представляется, что специфика менеджмента в социально-культурной сфере заключается в его многообразном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и международного масштаба. Общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры обусловлены не только их технологическим содержанием. Сами эти технологические особенности обусловлены глубоким и принципиальным обстоятельством. Это дает основания утверждать, что современный бизнес и социально-культурная сфера должны взаимодействовать в своем развитии, и именно технология менеджмента является здесь необходимым условием эффективности такого взаимодействия.

Социально-культурная сфера уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями – одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.

Однако и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально- культурной сферой, в частности осуществление коммуникативной политики любой организации сегодня невозможно без обращения к социально- культурным технологиям. Так, например, формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж – все это неосуществимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ.

Бизнес и культура в современном обществе, по мнению Г.Л. Тульчинского, «скованы одной цепью» — предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества — не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов — по возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии.

Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного социального климата, интеграция и продвижение городов и страны в целом в мировое информационное, социально-экономическое пространство. Более того, достижение главной стратегической цели – стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения есть приведение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом любого территориального образования.

В данном контексте, представляется целесообразным рассмотрение и самого понятия «социально культурная деятельность». В этом направлении нельзя не отметить научные исследования, проведенные в Московском государственном университете культуры и искусств, коллективом ученых, которые под руководством Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, занимаются разработкой методологических, теоретических и методических основ социально – культурной деятельности. Ю.Д. Красильников после многолетних научных поисков уточнил определение социокультурной деятельности, сведя его к формуле: «Социально культурная деятельность – это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее скрытие в нем духовного потенциала».

Несколько иное понимание социокультурной деятельности у В. В. Туева, который определяет ее как «управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре». Вступая в полемику с В. В. Туевым, Н. Н. Ярошенко находит подобное определение социально- культурной деятельности «безмерным и предельно широким, а следовательно, лишенным специфики». Такую мысль Н. Н. Ярошенко аргументирует следующим образом: «Социально – культурная деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия».

Рассматривая социально-культурную деятельность как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обуславливают формирование качественно новых общественных отношений, Н. Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально – культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального воздействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы».

Таким образом, следует, что социально – культурная деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. Следовательно, система управления этой деятельностью, ничем не отличается от управления деятельностью какой-либо другой сферы. Исходя из положения М.М. Бахтина: «Всякое творчество определяется своим предметом и структурой и поэтому не допускает и, в сущности, ничего не выдумывает, а лишь раскрывает то, что дано в самом предмете», следует, что наиболее актуальной теоретической проблемой является исследование системы управления, определение его границ с учетом того, что социально – культурная деятельность как объект, представляется сложным, противоречивым конгломератом мировоззренческих, психологических, нравственных, культурных и эстетических качеств.

 

Сущность и содержание менеджмента

Прежде, чем говорить об особенностях менеджмента в социально- культурной сфере, необходимо в формате тезисов уточнить сущность и содержание классического менеджмента.

 

Сущность менеджмента

Менеджмент – это «наука и искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом» (Ф. У. Тейлор).

Менеджмент – это «самостоятельный вид профессионально осуществляемой хозяйственной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма» (Ф. Котлер).

Данное определение следует разобрать с целью понимания сущности со- держания данной области научного знания.

1. Менеджмент функционирует в «в рыночных условиях» по следующим основаниям:

· ориентация на спрос и потребности рынка;

· повышение эффективности операций (min издержки + max прибыль);

· хозяйственная самостоятельность ответственных за конечный результат;

· выявление результатов деятельности на рынке в процессе обмена;

· корректировка целей и программ;

· использование современной информационной базы и компьютерного

· обеспечения для многовариантных расчетов.

2. Менеджмент – «самостоятельный вид профессиональной деятельности» так как:

· менеджер не зависит от собственности на капитал;

· производительный труд в условиях высокотехнологичного производства

· с высоким уровнем специализации работников;

· профессиональная деятельность в качестве управляющего независимо от уровня (субъект + объект);

· наблюдение и контроль за выполнением решений.

3. Менеджмент – профессионально осуществляемая «хозяйственная деятельность»:

· деятельность фирмы в отрасли экономики (производство, продукт/ то вар/услуга);

· сфера деятельности фирмы (территориальная принадлежность);

· обеспечение ресурсами и технологиями;

·    поиск новых и совершенствование имеющихся механизмов функционирования.

4. Менеджмент направлен на достижение «намеченных целей», так как:

·   управление путем постановки целей с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее ресурсов;

·   выбор цели согласно классификации;

·   постановка и достижение общих и специфических целей компании.

5. Менеджмент осуществляется «путем рационального использования ресурсов»: минимальные затраты; максимальная эффективность; общие усилия направлены на достижение стратегической цели компании; обоснованная мотивация трудовой деятельности.

6. Менеджмент применяет функции и методы «экономического механизма»:

·решение задач взаимодействия в процессе хозяйственной деятельности

·обусловлен спецификой хозяйственной деятельности

·включает три блока: внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом.

Цели и задачи менеджмента

Цель – обеспечить успешное функционирование компании путем рациональной организации производственного процесса (создать условия, гарантии, ограничить риски и т.д.).

Задачи: информатизация, высокая квалификация, обоснованная мотивация, поиск новых рынков, постановка целей, поиск ресурсов и источников их увеличения, контроль за выполнением задач и т.д.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.