В условиях глубокого инвестиционного кризиса Россия нуждается прежде всего в частных прямых иностранных инвестициях (ПИИ), однако их привлечение в российскую экономику сталкивается с жесткой конкуренцией на мировом рынке капиталов. В 90-х годах ПИИ в мире возросли более чем в пять раз. По данным ООН, в 2000г. эти потоки между странами достигли рекордного уровня в 1,3 млрд. долл., а общий объем накопленных прямых инвестиций превысил 4 трлн. Однако доля РФ в мировых потоках, а тем более в накопленных ПИИ, в настоящее время минимальна (не превышает 2%). Россия проиграла в конкуренции за прямые инвестиции восточноевропейским и некоторым постсоветским государствам, что объясняется недостаточной экономической и политической стабильностью внутренней ситуации, а также слабостью и непоследовательностью гос. регулирования соответствующей сферы внешнеэкономической деятельности.
Привлечение российскими банками средств частных иностранных инвесторов осуществляется, в основном, с помощью размещения своих ценных бумаг на западном фондовом рынке, через индивидуальные кредитные соглашения, при обслуживании инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и при выполнении заказов на покупку российских ценных бумаг.
Можно отметить, что привлечение средств обычно становится возможным при условии, что российский банк выполняет роль партнера, который занимается поиском выгодного вложения иностранных денег на фондовом рынке или в предприятия и берет на себя часть рисков. При этом иностранный инвестор часто стремится получить возможность влиять на деятельность банка или даже осуществлять полный контроль над ним.
Все более широкое распространение получает практика привлечения средств с помощью американских депозитных расписок (ADR), обмениваемые на акции. Выпуск этих ценных бумаг, распространяемых с помощью американских банков, стал возможен благодаря начавшейся работе этих банков на российском фондовом рынке и приобретению ими соответствующего опыта. Российские банки, выпускающие ADR, также имеют опыт тесного сотрудничества с зарубежными партнерами. Обычно в составе акционеров таких банков имеются иностранные финансовые институты. Например, Инкомбанк, выпустивший ADR на крупную сумму, наращивает долю иностранного капитала в своем уставном фонде.
Инвестиционный климат
В 90-е годы многие страны мира предприняли меры по улучшению привлекательности своих экономик для иностранных инвесторов. В 1991 – 2000гг., по данным ЮНКТАД, в национальные режимы деятельности иностранных инвесторов было внесено в совокупности 1185 изменений, 95% которых направлено на создание более благоприятных условий для ПИИ.
Климат для иностранного инвестирования в российскую экономику в последние годы несколько улучшился, что связано прежде всего с созданием законодательной базы, в целом уже соответствующей нормами международного инвестиционного сотрудничества. В 2000г. наше народное хозяйство характеризовалось более благоприятными условиями для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует перемещение России с 49-го на 32-е место в мире по привлекательности для инвесторов. Однако кардинальное улучшение климата, о котором идет речь, и переход к инвестиционно - активной стратегии, направленной на модернизацию российской экономики, возможны лишь на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства. Приоритетными в этой связи называются следующие задачи: защита прав собственности и улучшение корпоративного управления; развитие института банкротства и защита прав кредиторов; действенная антимонопольная политика; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой инфраструктуры; дебюрократизация экономики.
Российское правительство продолжает переговоры по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. К концу 2000г. их было заключено свыше 50. Со многими государствами (Австрией, Бельгией, Великобританией, Канадой, США и др.) подписаны соглашения об исключении двойного налогообложения доходов и имущества.
К середине 2001г. общий объем накопленных иностранных инвестиций в России составил около 34 млрд. долл. (это 3-4% общего объема всех инвестиций в стране), в том числе ПИИ – 17,6 млрд., портфельных – около 1 млрд., прочих – 15,27 млрд. Минэкономразвития России разрабатывает меры, направленные на доведение этого уровня до 10% валовых инвестиций в стране. К 2004 г. в соответствии с гос. программой социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). ПИИ должны составлять не менее 6 млрд. долл. в год. Однако ощутимы приток иностранного капитала будет возможен только после того, как приобретет устойчивый характер активность отечественных инвесторов.
Организационными формами деятельности частных иностранных инвесторов в стране выступают преимущественно совместные предприятия и предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. В настоящее время в России зарегистрировано около 30 тыс. предприятий, компаний и банков с участием нерезидентов (включая 7793 филиала иностранных фирм), хотя реально работают менее половины из них. На предприятиях с иностранным капиталом занято в лучшем случае 900 тыс. человек, что не оказывает заметного стимулирующего влияния на уровень занятости в стране. В 2000г. количество фактически действующих предприятий и организаций с участием иностранного капитала сократилось на 6% (до 9102), среднесписочная численность занятых на них работников продолжала расти, достигнув 1337 тыс. человек.
Инвестиционные соглашения
Одна из форм привлечения иностранного капитала – инвестиционные соглашения, напрямую заключаемые Минэкономразвития России с особо крупными инвесторами, которым гарантируются пониженные ввозные таможенные ставки на оборудование, сырье и комплектующие, не изготавливаемые в РФ. Широкое использование инвестиционных соглашений позволяет стимулировать вложения капиталов в создание современных производств в перерабатывающих отраслях промышленности, в том числе в автомобилестроении, фармацевтической и электротехнической индустрии, на предприятиях бытовой химии и бытовой электроники. В настоящее время на условиях инвестиционного соглашения реализуются такие крупномасштабные проекты в автомобильной промышленности, как «Москвич – Рено», «ГАЗ –ФИАТ», «Русский дизель» - «Форд-Мотор» (в этих соглашениях оговорено, что через пять лет не менее 50% комплектующих будут производиться в России).
Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на “латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.
Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. Иностранные инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.
Совместное предприятие позволяет “отгородить” отдельным юридическим лицом выполнение какого-либо проекта (например, модернизация части оборудования или производство новых видов продукции) от проблем основного производства. Если российское предприятие находится в очень плохом положении, то в совместное предприятие может быть выделена наиболее жизнеспособная часть производства, которая в дальнейшем развивается с помощью иностранных инвестиций. Кроме того, совместное предприятие позволяет руководству российской стороны не бояться за сохранение своих мест в рамках старой структуры и одновременно внедриться в “новую экономику”.
Целый куст производственных СП, специализирующихся на различных видах продукции, создан с участием АО “Уралмаш”. Например, совместно с немецким концерном Mannesman производятся гидравлические экскаваторы, совместно с американскими фирмами Caterpillar и National Oil Well начато производство буровых установок.
Одна из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса, позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное обращение и т.д. Для достижения этих целей может быть создано СП, которое неотделимо от основной структуры: ему передается (или сдается в аренду) помещение и оборудование, либо СП оформляется как совместное использование современной технологии, передаваемой иностранной стороной, или нового оборудования. Таким образом, создается связка “респектабельное СП” - “испытывающий трудности завод”, с помощью которой предприятие может работать как в специфических условиях российского рынка (на котором действует основная производственная структура), так и выходить на иностранный рынок и создавать привычные для иностранных партнеров условия работы (этим занимается СП)
С целью минимизировать налоговые и таможенные выплаты (а также уменьшить неудобства российского финансового обслуживания и потребность в оборотных средствах) многие иностранные компании стремятся сделать так, чтобы дочернее российское предприятие или СП вошло в финансовую систему материнской иностранной компании. В частности, используются соглашения с российскими банками о погашении векселей как материнской компании, так и дочерней, гарантии иностранных банков при поставках продукции (которые российское предприятие не может получить самостоятельно), гарантии материнской компании, выдаваемые российскому партнеру с целью получения финансовых ресурсов в российских банках. Минимизация оборотных средств осуществляется и за счет широкого применения бартера.
Для этих же целей некоторые иностранные ФПГ, активно работающие в России, внедряются в финансовую систему.
Многие иностранные компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь непосредственно дело со “своеобразным” российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе. Дочерняя фирма, в которой обычно работают российские сотрудники под контролем иностранного управляющего, подготавливает инвестиционные проекты и, по возможности, капитал стремится:
· контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;
· по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия-партнера;
· перевести отношения со структурой, управляющей вложенными деньгами, на западные стандарты;
· свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы, что и российские).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 192.