Характеристика стратегий финансирования АО «Эффект» и выбор оптимальной стратегии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При решение вопроса обоснования схемы формированием структуры капитала и выбора источников его, финансирование владелец предприятия сталкивается с проблемой выбора финансирования своего предприятия.

Существует две основные схемы:

- Смешанное финансирование предусматривает формирование капитала как за счет собственных, так и за счет ссудных средств, которые привлекаются в разных пропорциях. [26]

- Полное самофинансирование предусматривает формирование капитала предприятия исключительно за счет собственных его видов, которые отвечают организационно-правовой форме предприятия.

При выборе каждой со схем необходимо учитывать преимущества то недостатки источников финансирования.

Преимущества собственного капитала:

- собственный капитал является финансовой основой предприятия;

- привлечение собственного капитала есть более простым сравнительно с привлечением заемного капитала, которое связано с тем, что решение, связанные с увеличением капитала принимает владельцы и менеджеры предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов;

- собственный капитал обеспечивает более высокую возможность генерирования прибыли во всех сферах деятельности.

Преимущества ссудного капитала:

- достаточно широкие возможности привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия;

- обеспечивает рост финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и росту темпов роста объемов его хозяйственной деятельности;

- более низкая стоимость сравнительно к собственному капиталу за счет обеспечения эффекта "налогового щита";

- возможность генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициент рентабельности собственного капитала).

Управление формированием структуры капитала представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с установлением оптимальных параметров его объема и структуры, а также его привлечением из разных источников и в разнообразных формах для осуществления хозяйственной деятельности предприятия [25].

Целью , которую ставит перед собой предприятие при определении путей управления капиталом являются обеспечения благосостояния владельцев предприятия в текущем и перспективном периодах.

Определение оптимальной структуры капитала требует выбора компромисса между риском и доходностью, которая основывается на положении того, что:

- рост судьбы заемного капитала повышает возвеличивает побежалость значений чистого денежного потока, т.е. повышает финансовый риск;

- более высокое значение судьбы заемного капитала обеспечивает большее значение доходности на собственный капитал, повышает рентабельность собственного капитала предприятия, и повышает величину прибыли, которая получается. Но повышение судьбы ссудного капитала имеет следствием роста финансового риска (т.е. недостаточности у предприятия средств для уплаты процентов по кредитам).

Процесс управления структурой капитала базируется на определенном механизме, который представляет собой систему основных элементов и функций, которые регулируют процесс разработки и реализации управленческих решений в этой области.

Анализ литературных источников разрешил сделать выводы, которые методику оптимизации структуры капитала целесообразно построить в два этапа:

1. проводка финансового анализа структуры капитала;

2. рассмотрение интегрированных путей оптимизации структуры капитала.

Одной из главных задач финансового менеджмента является максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является “финансовый рычаг”. Финансовый рычаг характеризует использование предприятием ссудных средств, которые влияют на смену коэффициенту рентабельности собственного капитала. Иначе, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, который возникает с появлением ссудных средств в объеме используемого предприятием капитала, который разрешает ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерированного собственным капиталом прибыли при разной доле ссудных средств, называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей:

 

,  (3.1)

 

где ЭФЛ - эффект финансового рычага, %;

Снп - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

Квра - коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовый прибыли к средней стоимости активов), %;

В - средний размер процентов за кредит, %;

ЗК - средний объем заемного капитала, который используется предприятием;

СК - средний объем собственного капитала предприятия.

Чем выше е показатель эффекта финансового рычага, тем большую рентабельность гарантирует привлечение ссудного капитала.

В формуле эффекта финансового рычага можно выделить три отдельные составляющие:

Налоговый корректор (1-Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с разным уровнем налогообложения прибыли. Если на все виды деятельности предприятия установленный единый размер налога на прибыль, тогда этот показатель является неуправляемым для предприятия. Для ОАО «Эффект» этот показатель является неуправляемым. [35]

Дифференциал финансового рычага (Квра - В), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента по кредитам. Формирование отрицательного значения дифференциала финансового рычага всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала, в этом случае использования заемного капитала дает отрицательный эффект.

Коэффициент финансового рычага (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием в расчете на единицу собственного капитала.

Величина оборотных средств (оборотного капитала или текущих активов) на предприятии определяется не только потребностями производственного процесса, но и случайными факторами. Поэтому принято подразделять оборотный капитал на постоянный и переменный.

В западной теории финансового менеджмента существуют две основные трактовки понятия "постоянный оборотный капитал". Согласно первой трактовке постоянный оборотный капитал (или системная часть текущих активов) представляет собой ту часть денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла. Это усредненная, например, по временному параметру, величина текущих активов, находящихся в постоянном ведении предприятия. Согласно второй трактовке постоянный оборотный капитал может быть определен как необходимый минимум текущих активов для осуществления производственной деятельности. Этот подход означает, что предприятию для осуществления своей деятельности необходим некоторый минимум оборотных средств, например постоянный остаток денежных средств на расчетном счете, некоторый аналог резервного капитала. Последняя трактовка близка к понятию совокупного норматива оборотных средств, используемому в отечественной практике финансового управления, который определяет общую минимальную потребность в собственных оборотных средствах предприятия для нужд производственно-коммерческой деятельности.

Категория переменного оборотного капитала (или варьирующей части текущих активов) отражает дополнительные текущие активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса. Например, потребность в дополнительных производственно-материальных запасах может быть связана с поддержкой высокого уровня продаж во время сезонной реализации. В то же время по мере реализации возрастает дебиторская задолженность. Добавочные денежные средства необходимы для оплаты поставок сырья и материалов, а также трудовой деятельности, предшествующей периоду высокой деловой активности.[46]

В западной теории финансового менеджмента принято выделять различные стратегии финансирования текущих активов в зависимости от отношения менеджера к выбору источников покрытия варьирующей их части, т.е. к выбору относительной величины чистого оборотного капитала. Известны 3 модели поведения: агрессивная; консервативная; умеренная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и необоротными активами (ОК = ДП - ВА). Следовательно, каждой стратегии поведения соответствует свое базовое балансовое уравнение.

Для удобства введем следующие обозначения:

ВА - внеоборотные активы;

ТА - текущие активы (ТА = СЧ + ВЧ);

СЧ - cистемная часть текущих активов;

ВЧ - варьирующаяся часть текущих активов;

КЗ - краткосрочная кредиторская задолженность;

ДЗ - долгосрочный заемный капитал;

СК - собственный капитал;

ДП - долгосрочные пассивы (ДП = СК + ДЗ);

ОК - чистый оборотный капитал (ОК = ТА - КЗ).

В основу всех моделей положена посылка, что для обеспечения ликвидности как минимум внеоборотные активы и системная часть текущих активов должны покрываться долгосрочными пассивами. Таким образом, различие между моделями определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия варьирующей части текущих активов.

Умеренная (компромиссная) модель финансирования текущих активов наиболее реальна. В этом случае внеоборотные активы, системная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрывается долгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половины их варьирующей части (ОК = СЧ + 0.5*ВЧ). Безусловно, в отдельные моменты времени предприятие может иметь излишние текущие активы, что отрицательно сказывается на прибыли, однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью): [22]

 

ДП = ВА + СЧ + 0,5*ВЧ                              (3.2)

 

Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части текущих активов, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае чистый оборотный капитал в точности равен этому минимуму (ОК = СЧ). Варьирующая часть текущих активов в полном объеме покрывается краткосрочной кредиторской задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможно. Базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид:

 

ДП = ВА + СЧ                                     (3.3)

 

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК = ТА). Безусловно, модель носит искусственный характер. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью):

 

ДП = ВА + СЧ + ВЧ                                     (3.4)

 

Оценка стоимости отдельных элементов и средневзвешенной стоимости капитала составляет основу формирования управленческих решений, связанных с привлечением капитала из альтернативных источников.[23]:

При определении стоимости капитала отдельно исчисляются стоимости элементов собственного и заемного капитала. В данном исследовании мы рассчитывали следующие составляющие:

1) Стоимость составляющих собственного капитала.

Стоимость собственного капитала была определена за формулой:

 

                                   (3.5)

 

где: ВКфз - стоимость собственного капитала в отчетном периоде;

ЧПс - сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период (дивиденды);

ВК - средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

Стоимость нераспределенной прибыли была оценена с учетом определенных прогнозных значений. Из-за того, что нераспределенная прибыль представляет собой ту капитализированную ее часть, которая будет использована в прогнозном периоде, то ценой сформированной неразделенной прибыли выступают плановые выплаты дивидендов владельцам.

С учетом такого подхода стоимость нераспределенной прибыли была приравнена к стоимости собственного капитала:

 

                                           (3.6)

 

где: ЧП - стоимость нераспределенной прибыли;

ПВт - темп роста выплат прибыли владельцам на единицу вложенного капитала, выраженный десятичной дробью.

Стоимость акционерного капитала, который дополнительно привлекается, предусматривала расчет этой величины только за счет эмиссии простых акций. Расчет этого показателя требовал учета таких показателей:

- количества дополнительной эмиссии простых акций (Ка) ;

- суммы дивидендов, которые приходятся в отчетном периоде на одну акцию (Гна) ; [34]

- плановый темп роста выплат прибыли владельцам капитала в форме дивидендов (ПВт) ;

- расхода по эмиссии акций, которые планируются (ВЕ) .

 

                           (3.7)

 

2) Стоимость составляющих заемного капитала.

Стоимость банковского кредита определяется на основании ставки процента по кредиту (Вкб)), которая формирует основные расходы по его обслуживанию, которая, в свою очередь, уменьшается на ставку налога на прибыль (Спп) с целью отображения реальных расходов предприятия.

 

                          (3.8)

 

где: ВЗб - уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.

Стоимость внутренней кредиторской задолженности предприятия при определении средневзвешенной стоимости капитала была учтена по нулевой ставке, из-за того, что представляет собой безвозмездное финансирование предприятия за счет этого вида заемного капитала.

С целью определения текущего состояния структуры капитала за показателем средневзвешенной стоимости нами были рассчитанные значения показателя средневзвешенной стоимости капитала за каждый год анализируемого периода в деятельности ОАО «Эффект».

Расчет был проведен по формуле:

 

                                    (3.9)

 

где: СВК - средневзвешенная стоимость капитала, %

Ві - стоимость отдельных элементов капитала, %

ПВі - удельный вес отдельных элементов капитала в общей сумме, выраженная десятинной дробью.

Как показал предыдущий анализ, повышение доли заемного капитала имеет следствием рост финансового риска (т.е. недостаточности у предприятия средств для уплаты процентов по кредитам).

Решение данной проблемы и оценки платежеспособности предприятия, на наш взгляд состоит в определении допустимого уровня риска при привлечении дополнительного объема заемного капитала.

Используя статистические методы, был рассчитан финансовый риск ОАО «Эффект», как показатель среднеквадратичного отклонения дохода - статистической меры разбрасывания показателей распределения возможных доходов. Показатель среднеквадратичного отклонения дает возможность в абсолютном измерении определить интервал возможного разбрасывания результатов чистого дохода.

Среднеквадратичное отклонение дохода определяется по формуле:

 

                                    (3.10)

 

где: - фактически полученный доход предприятия в і-том периоде, приведенный к сопоставимому виду;

n - количество лет, на основании которых делаются расчеты.

Связь величины абсолютного разброса результатов чистого дохода и дохода определяется делением первой величины на вторую, т.е. - коэффициентом вариации:

 

                                            (3.11)

 

В качестве критерия для определения максимальной рисковости неплатежеспособности предприятия нами был использованный показатель Чебышева, который позволяет оценить отклонение чистой прибыли от ожидаемого. Он определяется как произведение коэффициента вариации и финансового левериджа:

 

                                                   (3.12)

 

Таким образом, поскольку показатель LV характеризует состояние предприятия после уплати всех обязательных платежей, по его величине можно судить о вероятности банкротства предприятия и эффективности выбранной стратегии финансирования.[41]

Основным критерием максимальной рисковости привлечения дополнительного объема заемных средств, которое может привести к банкротству предприятия, является направленность показателя Чебышева к 100%

 

                                              (3.13)

 

Оптимизация структуры капитала ОАО «Эффект», была построена на расчете оптимизационных имитационных моделей по показателям:

· финансового рычага;

· средневзвешенной стоимости капитала.

Алгоритм оптимизации структуры капитала по критерию минимизации его стоимости представлял собой:

1. перебор вариантов структуры капитала (соотношение собственного и заемного капитала), уровня предвиденных дивидендных выплат, уровня ставки процента по кредиту с учетом премии за риск, ставки налога на прибыль в десятичной дроби и расчет на основе данных показателей налогового корректора, уровня ставки процента с учетом налогового корректора, стоимости собственной части капитала и заемной части капитала

2. расчет новой средневзвешенной стоимости капитала.

Анализ моделей структуры капитала показал, что наиболее оптимальной по критерию средневзвешенной стоимости капитала является структура капитала 82% : 18%, через минимальный показатель средневзвешенной стоимости капитала.

Достижение данного результата стало возможное при учете того, что предприятие будет проводит эффективную дивидендную политику (с позиции эффективности для предприятия), что предусматривает направление чистой прибыли на развитие производства и таким образом уменьшает стоимость такого элемента собственного капитала как "собственный функционирующий капитал" до 0. [22]

Кроме этого при выборе данной структуры капитала было учтено, что предприятие имеет безупречную деловую репутацию, хорошую кредитную историю, которая позволяет ему пользоваться кредитными линиями, что значительно уменьшает стоимость кредитных ресурсов.

Определение данной структуры было согласовано с рассчитанной структурой капитала, определенной с помощью предыдущего метода, допустимым уровнем риска возникновения неплатежеспособности предприятия.

Сначала оценим динамику структуры собственного и заемного капитала (см. рис. 3.1 и 3.2).

 

Рис. 3.1. Динамика структуры капитала ОАО «Эффект» за 2005-2006 гг.

 

Исходя из данных рис.3.1 можно сделать вывод, что в денежном выражении собственный капитал имеет значительно большее значение и постоянно возрастает за исключением последнего года, когда произошло незначительное снижение его удельного веса, хотя абсолютное значение росло как и в предыдущие периоды. Денежный объем заемного капитала постоянно возрастает как и его удельный вес в структуре капитала.

 


Рис. 3.2. Динамика структуры капитала капитала ОАО «Эффект» за 2005-2006 гг. (в денежном выражении).

 

Рассчитаем эффект финансового рычага капитала предприятия по годам. Для этого рассчитаем средневзвешенную сумму капитала по годам (см. табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

Расчет средневзвешенной стоимости капитала ОАО «Эффект» за 2005 -2006 гг. (тыс. грн.)

Показатель За 2005 г., сред. За 2006 г., сред.
Собственный капитал 16578,7 16715,45
Заемный капитал 9282,25 9844,1
Всего: 25860,95 26559,55
Валовая прибыль 4276,5 4849,6

 

Также рассчитаем средний уровень процентов по кредитам (см. табл. 3.2).


Таблица 3.2

Расчет средневзвешенного процента по кредитам ОАО «Эффект» за 2005 -2006 гг.

Вид кредита Ставка процентов
Долгосрочные 3,00%
Краткосрочные 5,60%
Средний процент 4,30%

 

Проведем расчет эффект финансового рычага (см. табл. 3.3).

 

Таблица 3.3

Расчет эффекта финансового рычага для ОАО «Эффект» за 2005 -2006 гг.

№ п/п Показатели 2005г. 2006г.
1 Средняя сумма всего используемого капитала (активов) 25860,95 26559,55
2 Средняя сумма собственного капитала 16578,7 16715,45
3 Средняя сумма заемного капитала 9282,25 9844,1
  Удельный вес заемного капитала в общей его сумме 0,36 0,35
4 Сумма валовой прибыли (без учета  расходов по уплате процентов по кредитам) 4276,5 4849,6
5 Коэффициент валовой рентабельности активов (без учета расходов по уплате процентов по кредитам) 16,54% 18,26%
6 Средний уровень процентов по кредитам 4,30% 4,30%
7 Сумма процентов по кредитам, уплаченная за использование заемного капитала 399,14 423,30
8 Сумма валовый прибыли с учетом  расходов по уплате процентов по кредитам 3877,36 4426,30
9 Ставка налога на прибыль 0,25 0,25
10 Сумма налога на прибыль 187,8 247
11 Сумма чистой прибыли, которая осталась в распоряжении предприятия 142,2 131,3
12 Коэффициент рентабельности собственного  капитала или коэффициент финансовой рентабельности 0,86% 0,79%
13 Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием ссудного капитала (эффект финансового рычага) 5,14% 6,17%

 

Из таблицы видим, что удельный вес заемного капитала в общей его сумме снижается. Коэффициент рентабельности активов в 2006 г. Увеличился, а коэффициент рентабельности собственного капитала снизился одновременно с коэффициентом соотношения собственных и заемных средств. Прирост прибыли в связи с приростом заемного капитала по сравнению с 2005 г. увеличился, что свидетельствует о положительном влиянии роста величины заемных средств на эффективность функционирования ОАО «Эффект».

В деятельности предприятия может наступить момент, когда финансовый рычаг приобретает отрицательное значения и дополнительные заемные средства перестают приносить дополнительные прибыли. Этот момент необходимо определить. Это возможно благодаря расчету оптимальной структуры капитала предприятия.[26]

Рассчитаем оптимальную структуру капитала (соотношение собственных и ссудных средств) для ОАО «Эффект» (см. табл. 3.4).

Для проведения расчетов возьмем средний объем собственного капитала за последние годы и найдем для него наиболее оптимальный объем заемного капитала, начиная с 0 грн. и постоянно его наращивая.

 

Таблица 3.4

Расчет оптимальной структуры капитала ОАО «Эффект»

Показатель 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 6 вариант
Сумма собственного капитала 16715,45 16715,45 16715,45 16715,45 16715,45 16715,45
Возможная сумма ссудного капитала 0 3000 6000 9000 12000 15000
Общая сумма капитала 16715,45 19715,45 22715,45 25715,45 28715,45 31715,45
Эффект финансового рычага 0,000 0,003 0,004 0,004 0,000 -0,003
Коэффициент финансового рычага 0,00 0,18 0,36 0,54 0,72 0,90
Дифференциал финансового рычага 0,02 0,02 0,02 0,01 0,00 -0,01
Коэффициент валовой рентабельности активов 0,27 0,28 0,28 0,29 0,31 0,33
Ставка процента по кредитам 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04 0,04
Сумма валовой прибыли без  процентов за кредит 4520 4600 4670 4840 5200 5520
Сумма уплаченных процентов по кредитам 0,00 129,00 258,00 387,00 516,00 645,00
Сумма валовый прибыли с  учетом уплаты процентов по кредитам 4520,00 4471,00 4412,00 4453,00 4684,00 4875,00
Ставка налога на прибыль 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25
Сумма налога на прибыль 1130 1117,75 1103 1113,25 1171 1218,75
Сумма чистой прибыли, которая осталась в распоряжении предприятия 3390,00 3353,25 3309,00 3339,75 3513,00 3656,25
Коэффициент рентабельности собственного капитала 0,20 0,20 0,20 0,20 0,21 0,22

 

Из приведенных расчетов можно сделать следующие выводы. Сумму собственного капитала оставляем без изменений. Сумма заемного капитала постоянно увеличивается. Сумма прибыли постоянно увеличивается с увеличением суммы заемного капитала, Вместе с прибылью меняется и коэффициент рентабельности собственного капитала. Обратим внимание на показатель эффекта финансового рычага: он возрастает и приобретает максимальное значение при сумме ссудного капитала 6000-9000 тыс. грн. (3 и 4 вариант), но в 5 и 6 варианте его значения значительно уменьшается и даже становится отрицательным. Ведь при максимальном значении эффекта финансового рычага мы имеем оптимальную структуру капитала (71,58% ссудного капитала) и максимальная прибыль и рентабельность собственного капитала. Увеличение удельного веса заемного капитала приведет к уменьшению прибыли и даже получение убытков предприятием.

На данный момент предприятие имеет сумму заемного капитала 9844,1 тыс. грн. При неизменном значении собственного капитала величину заемного капитала необходимо сократить до 9000 тыс. грн. Если же сумма собственного капитала изменится, тогда необходимо сохранять соотношение между собственным и заемным капиталом равное 71,58 %. При такой структуре капитала ОАО «Эффект» получит максимальную прибыль.

Предлагаемая методика рекомендуется для использования на предприятии. Подобный анализ необходимо проводить с учетом специфики деятельности ОАО «Эффект» ежемесячно.

Но указанная методика лишь одна из многих, которые используются экономистами и финансистами для формирования оптимизированной структуры капитала. Рассмотрим основные подходы к ее формированию.

Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, которые решаются в процессе финансового управления предприятием. Различные экономисты предлагают разные методики и подходы к формированию оптимальной структуры капитала предприятия.

Так доктор экономических наук Бланк И.А. считает, что оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и ссудных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорция между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой стойкости предприятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость. Бланк И.А. выделяет такие этапы в формировании оптимальной структуры капитала как показано на рис. 3.3

 


 

 


Рис. 3.3 Основные этапы процесса оптимизации структуры капитала предприятия.[34]

 

На стадии анализа капитала предприятия рассматривается его динамика и структура, а также оцениваются коэффициенты финансовой стойкости предприятия (коэффициент автономии, период обращения капитала, рентабельности, капиталоотдача, капиталоемкость). На втором этапе определяется особенности операционной деятельности предприятия, жизненного цикла, конъюнктуры товарного рынка, уровень рентабельности операционной деятельности, уровень налогообложения предприятия.

На этапе оптимизации структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности выполняются расчеты эффекта финансового рычага и на его основе делаются выводы об оптимальной структуре.

Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости происходит на основе оценки стоимости собственного и заимствованного капитала при разных условиях его привлечения и расчета многих вариантов средневзвешенной структуры капитала.

Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков осуществляется на основе оценки структур капитала из позиции дифференциации выбора источников финансирования разных частей активов.

Определять риск непросто, отчасти потому, что нужно учитывать много факторов. Математические расчеты уровня риска требуют знания теории вероятностей и понимание того, как риск портфеля и доходы объединяются в своей взаимозависимости. Были попытки упростить определение риска; результатом совсем недавних усилий постоянная разработка Модели Оценки Капитальных Активов (МОКА), т.е. модели, которые связывает прогнозируемый риск с ожидаемыми доходами от проекта. Хотя она пригодна больше для анализа надежности вложений, и ее также можно использовать для оценки благоприятности соотношения риска и доходов от разных инвестиций и активов на равные корпорации.

МОКА делит риск на две основные составные части: диверсифицируемый и недиверсифицированный риск. Речь идет о тесной связи между доходами отдельных собственников ценных бумаг и общими доходами рынка ценных бумаг. Эти доходы, взятые отдельно для акций или для всего рынка, состоят из капитальных доходов и дивидендов. Научный работники довели, что фондовая биржа - высокоэффективный механизм, так как она быстро объединяет всю имеющуюся информацию. Если это так, то побежалость рынка дает общий определитель для оценки уровня риска (или побежалости) индивидуальных активов и ценных бумаг. Этот уровень риска определяется чувствительностью доходов от акций до ситуации на рынке. Соответственно, используется интерес, который показывает побежалость отдельных акций в зависимости от побежалости общего индекса - т.е. рынка. Если доходы от определенных акций поднимаются или падают больше в процентном отношении, чем в целому на рынке, то их называют более рисковыми чем рынок. Если доходы от акций растут или падают, соответственно, меньше, чем доходы целого рынка, такие акции считаются менее рискованными за рынок. Итак, рисковость разных ценных бумаг можно определить простым сравнением их доходности с общим индексом рынка.

К сожалению, данная модель не пригодная для оценивания рискованности капитала не акционерных обществ, уставный капитал которых формируется за счет взносов членов общества, ведь данная модель не усовершенствована.

Таким образом можно сделать выводы, что единой методики для определения оптимальной структуры капитала в целях усовершенствования стратегии финансирования предприятий не предложено как украинскими так и зарубежными экономистами. Для оптимизации структуры капитала украинским предприятиям нужно использовать несколько методик и подходов к формированию и реализации стратегии финансирования и избирать ту из них, которая более подходит под особенности финансовой структуры капитала.





Планирование финансового состояния АО «Эффект»

 

ОАО «Эффект» характеризуется излишком собственных оборотных средств (табл.2.7) и осуществляет неэффективное использование оборотных средств, что подтверждается невысокими показателями оборачиваемости оборотных средств и их составляющих. Поэтому в рамках дипломной работы считаем целесообразным рассмотреть некоторые из направлений улучшения состояния оборотных средств предприятия как важного элемента стратегии финансирования предприятия в целом.

Обращает на себя внимание постоянный рост дебиторской задолженности. Так, лишь в 2004 году ее размер увеличился на 3369 тыс. грн. в тот же время, кредиторская задолженность увеличилась на 1416,2 тыс. грн. В 2005 г. обе величины были значительно снижены: дебиторская задолженность на 910 тыс.грн., а кредиторская – лишь на 36,3 тыс.грн. (табл.2.2). Для уменьшения размера кредиторской задолженности предлагаем осуществить мероприятия по ускорению возвращения задолженности от дебиторов.[26]

Это возможное по нескольким направлениям. Одним из них является внедрение в хозяйственную практику системы штрафов за несвоевременную оплату отгруженных товаров. Так, если предприятие при подписании контрактов на поставу продукции будет уведомлять своего контрагента о принятой на предприятии системе штрафов, по которой за каждый день просрочки платежа должник обязан платить определенную пеню, это может привести к ускорению получения денежных средств на счета предприятия.

Кроме того, важным направлением уменьшения дебиторской задолженности и повышение платежеспособности предприятия является введение в хозяйственную практику ОАО «Эффект» системы авансовых платежей. В этом случае, в зависимости от суммы контракта и характеристик контрагента, возможно внедрить предоплату на определенный процент от общей стоимости продукции, которая будет отгружена покупателю.

Для иллюстрации возможного влияния внедрения предоплаты на некоторые показатели финансового состояния предположим, что предприятие предложило покупателям платить 30 % стоимости товара до его фактической отгрузки. По состоянию на 1.01.07 г. размер дебиторской задолженности за товары, не уплаченные в срок составляет 1764 грн. При внедрении 30 % переплаты ее размер будет составлять:

Размер предоплаты (условный) = 1764*30/100 = 529,2

При этом величина дебиторской задолженности за не уплаченные в срок товары будет представлять:

Размер ДЗ (условный) = 1764 - (1764*30/100) = 1234,8

Получение 529,2 тыс. грн. предоплаты увеличит на соответствующую сумму размер денежных средств на счетах предприятия. Т.е. их общий размер по состоянию на 1.01.07 г. условно составит 1041,4 тыс.грн. В этом случае значительно изменится платежеспособность предприятия:

Кабс.ликв.(условный) = 1041,4/ 4473,6= 0,23

В тот же время, как подтверждает проведенный анализ по состоянию на 1.01.07 г. предприятие характеризуется величиной данного коэффициента на уровне 0,11, что не соответствует рекомендованному значению и свидетельствует об отсутствии у ОАО «Эффект» возможностей по погашению текущей задолженности в необходимом объеме (20 % от совокупной величины кредиторской задолженности) Поэтому считаем такое повышение платежеспособности предприятия за счет внедрения предоплаты эффективным и целесообразным.

Вторым направлением оптимизации состояния оборотных средств и усовершенствования стратегии финансирования на предприятии считаем возвращение до 10 %-ных отчислений от чистой прибыли, полученной за год, на пополнение собственных оборотных средств. Это правило действовало до 1997 года на государственных предприятиях и давало возможность поддерживать определенный уровень оборотных средств, обеспечивая непрерывность производства и относительную финансовую независимость от других хозяйственных субъектов Кроме того, целенаправленная политика относительно отчислений 10 % прибыли на пополнение оборотных средств в дальнейшем значительно уменьшает расходы на приобретение товарно-материальних запасов, уменьшая задолженность перед их поставщиками.

Рассмотрим целесообразность этого мероприятия на примере ОАО «Эффект»

По результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2005 году предприятие получило чистую прибыль в размере 142,2 тыс. грн. (табл.2.6). При введении 10 -%-ных отчислений на пополнение оборотных средств, оно может направить на эти цели следующую сумму:

Отчисление на пополнение оборотных средств = 142,2*10/100 = 14,22 тыс. грн.

Соответственно, в 2006 году предприятие получило бы возможность не формировать задолженность за приобретение ТМЗ на сумму 14,22 тыс. грн. При этом, фактическое сокращение кредиторской задолженности за 2006 год составило 36,3 грн. Но при отчислении 10 % из чистой прибыли на пополнение оборотных средств, это сокращение могло бы составить 50,52 тыс.грн., а величина кредиторской задолженности по состоянию на 1.01.2007 г. была бы равна 4459,68 тыс.грн.[26]

Если планомерно внедрять отчисление из чистой прибыли на пополнение оборотных средств, это предоставит возможность со временем значительно уменьшить кредиторскую задолженность предприятия, которое приведет к увеличению его финансовой независимости.

Важным резервом повышения финансовой устойчивости на предприятии является уменьшение внереализационных расходов. Именно их большой размер в 2005 году привел к значительному недополучению прибыли. Общий размер этих расходов на протяжении 2005 года составил 293 тыс. грн. в то время, как валовая прибыль составила 4849,6 тыс.грн. Предположим, что предприятию удалось предотвратить половину внереализационных расходов. В этом случае размер балансовой прибыли увеличивается на сумму 146 тыс.грн., а размер ущерба соответственно уменьшается.

Это приведет к тому, что размер собственного капитала ОАО «Эффект» на 1.01.07 г. может составить 16927,6 тыс.грн.

При этом коэффициент соотношения собственных средств и валюты баланса (коэффициент автономии) может достигнуть следующего значения:

Ксоотн. (условный) = 16927,6 / 26771,7 = 0,632

При фактической величине собственного капитала, по состоянию на 1.01.07 г. этот показатель был равен 0,61. Поэтому такое его изменение будет свидетельствовать об уменьшении ориентации предприятия на использование заемных финансовых ресурсов. Кроме того, рост удельного веса собственного капитала ОАО «Эффект» позволит приблизиться к оптимальному его значению, исходя из проведенных выше расчетов на основании эффекта финансового рычага (0,7158)

По результатам предыдущего анализа был сделан вывод о том, что деятельность ОАО «Эффект» находится в значительной зависимости от внешних источников финансирования. Поэтому одним из направлений улучшения финансово-хозяйственного состояния предприятия и реализации стратегии финансирования является уменьшение размеров кредиторской задолженности.

Уменьшение кредиторской задолженности может базироваться на определении перспективных объемов кредиторской задолженности с целью их более эффективного использования и уменьшение размера внешней задолженности предприятия. При этом необходимо придерживаться условий расчетов с поставщиками продукции и бюджетом, а также с персоналом по заработной плате. Все это возможно, если заранее определить потребность в ресурсах на финансирование расширения производства.

Объемы финансирования за счет внешних источников определяются по формуле:

Необходимое финансирование А.ІІ – П.ІV

за счет                      = DТ - КТ,     (3.14)

внешних источников         Т

 

где (Т - запланированное изменение объема производства за определенный период;

А.ІІ - итог второго раздела актива баланса, который отображает размер активов, изменяющихся в зависимости от объемов производства;

П.IV - итог четвертого раздела пассива баланса, который отображает размер пассивов, меняющихся в зависимости от объемов производства;

Т - объем производства предприятия в предыдущий период;

К - отношение чистой прибыли к объему производства за предыдущий период.

Для использования этой формулы нужно рассчитать зависимость размера активов и пассивов от товарооборота за предыдущий период.

По результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2006 году соответствующие разделе баланса изменились следующим чином:

А.ІІ = 17898,9-17055,9=843,0 тыс.грн.

П.IV = 4473,6-4510,2=-36,3 тыс.грн.

Согласно данным отчетности предприятия, объем производства продукции в предыдущему, 2005 г. составил 35623,3 тыс. грн. (отчет о финансовых результатах предприятия за 2005-2006 гг.). Чистая прибыль предыдущего, 2005 года составил 142,2 тыс грн. Отсюда:

К = 142,2 / 35623,3 = 0,004

В 2006 году предприятие увеличило объем производства на 2790,6 тыс. грн. В этом случае размер необходимого финансирования за счет внешних источников, согласно формуле (3.14) должен был составить:

Необ.финансирование (условное) = 2790,6* (( 843,0+36,3)/38413,9) - 0,004*38413,9= -89,78.

Отрицательное значение этого показателя свидетельствует о том, что по результатам деятельности в 2006 году предприятие имеет объективную возможность сократить величину заемных финансовых ресурсов на 89,78 тыс. грн., что определяется фактическим ростом объема производства продукции.

В этом случае, если придерживаться соответствующих требований, которые диктуются приведенными расчетами, размер кредиторской задолженности по состоянию на 1.01.07 г. мог бы достичь 4383,8 тыс.грн. При этом коэффициент финансовой зависимости мог бы составить:

К.фин.завис. (условный) = 4383,8/ 26469,77 = 0,16,56

Если сравнить полученное значение с фактическим (0,37), то можно сделать вывод о значительном уменьшении доли заемных финансовых ресурсов в общей их величине, используемой ОАО «Эффект». Это является побочным следствием определенного повышения финансовой устойчивости предприятия и рассматривается как положительный факт.

Таким образом, на предприятии существуют определенные резервы повышения эффективности использования оборотных средств и увеличения собственного капитала за счет внедрения умеренной стратегии финансирования. Необходимо признать, что приведенные примеры не приведут к значительному мгновенному улучшению платежеспособности или финансовой устойчивости предприятия. Но по крайней мере они доказывают возможность достижения определенного прогресса в системе управления финансовыми ресурсами на предприятии, объективно определяют необходимость дальнейшего поиска путей оптимизации состояния оборотных средств, которые в конечном итоге позволит улучшить финансовое состояние предприятия.[6]

В условиях становления рыночных отношений предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических сферах . Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовое состояние. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования и финансовой стратегии в целом.

 На ОАО «Эффект» необходимо осуществлять планирование использования как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирования времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расхода со времени начала производства к оплате продукта потребителем.

Объективным фактом деятельности любого предприятия является то, что по мере его развития оборудование изнашивается, меняется технология, необходимые новые здания, инструменты, нематериальные активы. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно большие. Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукции, оно должно побеспокоиться о потребностях в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и исследований по источникам приобретения производственных средств.[16]

Не менее важным также является планирование источников дохода. Известно множество источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции его владельцев, а также займы. Задача прежде всего заключается в нахождении оптимального источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только своевременно, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в нынешнее время, сопоставить источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать разнообразные источники, так как нельзя надеяться лишь на банковские займы, только на выпуск акции или поступлений из доходов.

Важным элементом финансовой стратегии предприятия в целом является планирование результативности деятельности предприятия. Его можно осуществлять, используя такие три главные его системы: прогнозирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование; текущее планирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование; оперативное планирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование. По результатам реализации предложенных мероприятий по усовершенствованию стратегии финансирования ОАО «Эффект» составим бюджетный отчет о прибылях (табл.3.5).

Таблица 3.5

Бюджетный отчет о прибылях ОАО «Эффект»

Показатель Сумма, тыс.грн.
1. Доход от реализации 817268
2. Себестоимость реализованной продукции 701996
3. Валовая прибыль 63162
4. Операционные расходы:  
- административные 12688
- на сбыт 19975
5. Прибыль от основной деятельности (операционная прибыль) 30499
6. Налог на прибыль 9149,7
7. Чистая прибыль 21349,3
8. Дивиденды 5337
8. Нераспределенная прибыль 16012,3

 

Как свидетельствуют данные табл.3.5, по результатам функционирования в будущем отчетном периоде доход от реализации на предприятии может составлять 817268 грн. При этом прибыль от основной деятельности будет равнять 30499 тыс.грн. Величина дивидендных выплат составляет 25 % от размера полученной чистой прибыли. На основании проведенных расчетов составим бюджет денежных средств (табл. 3.6).

Как свидетельствуют данные табл. 3.6, на начало периода остаток денежных средств составлял 53 грн. а в конце будущего года будет равнять 7450,25 грн. Принимая к вниманию высокую ритмичность производства, считаем, что все денежные потоки на предприятии распределяются по кварталам одинаково. Это, однако, не касается выплаты дивидендов, которые, вообще, платятся по результатам деятельности предприятия в следующем годе. Но мы сознательно указали, что дивидендные выплаты относятся к денежному потоку 4 квартала, поскольку именно тогда они отчисляются из чистой прибыли предприятия.


Таблица 3.6

Бюджет денежных средств ОАО «Эффект» на плановый год

Показатель

Кварталы

Всего за год

1

2

3

4

1. Остаток на начало периода

53

14172,92

14919,42

6843,5

53

2. Поступление от реализации

204317

204317

204317

204317

817268

Всего

204370

218489,92

219236,42

211160,5

817321

3. Платежи

 

 

 

 

 

покупка материалов

26324,85

26324,85

26324,85

26324,85

105299,4

выплата заработной платы

35099,8

35099,8

35099,8

35099,8

140399,2

арендная плата

0

0

0

0

0

коммунальные платежи

3509,98

3509,98

3509,98

3509,98

14039,92

командировка

12284,93

12284,93

12284,93

12284,93

49139,72

ремонт и эксплуатация оборудования

26324,85

26324,85

26324,85

26324,85

105299,4

комиссионные

14039,92

14039,92

14039,92

14039,92

56159,68

реклама

8774,95

8774,95

8774,95

8774,95

35099,8

налог на прибыль

22874,25

22874,25

22874,25

22874,25

91497

иные текущие расходы

22477,37

22477,37

22477,37

22477,37

89909,48

покупка оборудования

26662,35

26662,35

26662,35

26662,35

106649,4

дивиденды

0

0

0

5337

5337

Всего

198373,25

198373,25

198373,25

203710,25

798830

4. Остаток на конец периода

5996,75

20116,67

20863,17

7450,25

7450,25

 

Еще одной особенностью денежных потоков предприятия есть отсутствие арендной платы, поскольку предприятие не сдает и не содержит арендованные основные средства. Наиболее существенные изменения вследствие реализации предложенных в исследовании мероприятий, будут наблюдаться в балансе предприятия (табл. 3.7)

 

Таблица 3.7

Бюджетный баланс ОАО «Эффект», тыс.грн.

Актив

На начало года

на конец года

пассив

На начало года

на конец года

1.Основные средства

 

 

1. Уставный капитал

189495

189495

первоначальная стоимость

412337

446758

2. Нераспределенная прибыль

76472

162344

износ

169834

232083

3. Кредиторы:

639149

542592

остаточная стоимость

242503

214675

расчеты с поставщиками

320690

284530

2. Материалы

112244

94228

3. Готовая продукция

114508

76845

расчеты по оплате работы

72884

64123

4. Дебиторы

435808

501233

задолженность по бюджетным и внебюджетным платежам

245575

193939

5.Расчетный счет

53

7450

Баланс

905116

894431

Баланс

905116

894431

 

Как свидетельствуют данные табл. 3.6, на протяжении следующего периода будет происходить небольшое уменьшение размера валюты баланса (с 905116 тыс. грн. до 894431 тыс.грн.). Это объясняется исключительно результатами реализации предусмотренных мероприятий, которые приведут к уменьшению размера оборотных средств (материалов и готовой продукции), уменьшению кредиторской задолженности.

Остаточная стоимость основных фондов предприятия уменьшится на 27828 тыс. грн. или на 11,5 %. Существенно уменьшится размер товарно-материальных запасов - в совокупности на 55679 тыс. грн., в то время, как остаток средств на расчетном счете предприятия возрастет почти на 7400 тыс.грн. Что касается пассивов предприятия, то может наблюдаться рост размера нераспределенной прибыли в 2,12 раза, в то время, как по результатам проведения мероприятий, указанных в предыдущем подразделе, кредиторская задолженность уменьшится

Таким образом, предложенные мероприятия по оптимизации стратегии финансирования существенно изменят состав и структуру имущества предприятия, приведут к определенному перераспределению денежных потоков, положительно повлияют на финансовое состояние ОАО «Эффект».

 




Заключение

Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.

Гипотетическая модель финансовой стратегии может включать следующие взаимосвязанные блоки :

- цели и задачи;

- уровни реализации;

- внешние и внутренние факторы формирования;

- инструменты и методы реализации;

- результативность стратегии.

В результате проведенного анализа за 2006 год абсолютное отклонение имущества АО «Эффект» в активе баланса составило 1609,7 тыс.грн., темп роста составил 106,3%.

Соотношение иммобилизованных и мобильных активов таково: 2005 год – абсолютное отклонение мобильных активов составляет 1256,9 тыс. грн, а иммобилизованных – 1469,4 тыс. грн., темп роста – 95,8% и 85,5% соответственно, 2006 год – абсолютное отклонение мобильных активов 843 тыс. грн., а иммобилизованных 766,7 тыс.грн., темп роста 104,9% и 108,8% соответственно.

Данные показатели свидетельствует о достаточном количестве оборотных средств у предприятия АО «Эффект». Но в 2005 году был значительный недостаток в денежных средствах - абсолютное отклонение составило 217,71 тыс. грн., темп роста составил 3,6%, а в 2006 году ситуация несколько улучшилась: абсолютное отклонение денежных средств 421,7 тыс. грн., темп роста 565,9%.

Таким образом, из полученных коэффициентов видно, что предприятие достаточно снабжено собственными средствами для покрытия обязательств, имеет не высокую долю заемных средств, что свидетельствует о его финансовой устойчивости. Также обладает в достаточной степени средствами в мобильной форме. Финансовое состояние предприятия характеризуется абсолютной устойчивостью, так как запасы превышают источники их формирования .

Удельный вес заемного капитала в общей его сумме снижается. Коэффициент рентабельности активов в 2006 г. Увеличился, а коэффициент рентабельности собственного капитала снизился одновременно с коэффициентом соотношения собственных и заемных средств. Прирост прибыли в связи с приростом заемного капитала по сравнению с 2005 г. увеличился, что свидетельствует о положительном влиянии роста величины заемных средств на эффективность функционирования ОАО «Эффект».

Важным элементом финансовой стратегии предприятия в целом является планирование результативности деятельности предприятия. Его можно осуществлять, используя такие три главные его системы: прогнозирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование; текущее планирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование; оперативное планирование уровня результативности деятельности предприятия и его использование. По результатам реализации предложенных мероприятий по усовершенствованию стратегии финансирования ОАО «Эффект» составим бюджетный отчет о прибылях.

 На ОАО «Эффект» необходимо осуществлять планирование использования как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирования времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расхода со времени начала производства к оплате продукта потребителем.

По результатам функционирования в будущем отчетном периоде доход от реализации на предприятии может составлять 817268 грн. При этом прибыль от основной деятельности будет равнять 30499 тыс.грн. Величина дивидендных выплат составляет 25 % от размера полученной чистой прибыли. На основании проведенных расчетов составили бюджет денежных средств.

И получили следующие данные: на начало периода остаток денежных средств составлял 53 грн. а в конце будущего года будет равнять 7450,25 грн. Принимая к вниманию высокую ритмичность производства, считаем, что все денежные потоки на предприятии распределяются по кварталам одинаково. Это, однако, не касается выплаты дивидендов, которые, вообще, платятся по результатам деятельности предприятия в следующем годе. Но мы сознательно указали, что дивидендные выплаты относятся к денежному потоку 4 квартала, поскольку именно тогда они отчисляются из чистой прибыли предприятия.

Таким образом, предложенные мероприятия по оптимизации стратегии финансирования существенно изменят состав и структуру имущества предприятия, приведут к определенному перераспределению денежных потоков, положительно повлияют на финансовое состояние ОАО «Эффект».

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституція України. — К.: Українська правнича фундація, 1996. — 67с.

2. Закон України «Про страхування» // Голос України. — 1996. — № 68 (1318).

3. Закон України «Про оподаткування прибутку підприємств» із змінами, внесеними законами України № 607/97-ВР від 04.11.97 р. та № 639/97-ВР від 18.11.97 р.) // Галицькі контракти. — 1998. — C.1-2.

4. Абрамова В.И. Менеджмент и маркетинг: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2006 – 161 с. 2 экз.

5. Абрамов Е. Инвестиционный фонд: Доходность и риски, стратегия управления портфелем, объекты инвестирования инвестирования в России / А.Е Абрамов. – М.: Алыпина Бизнес Букс, 2005. - 416 с.

6. Баринов В. А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 237 с.

7. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 216 с.

8. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

9. Букин С.О. Основы менеджмента в вопросах и ответах: Учебное пособие. / Букин С.О. – М.: Гардарики, 2006. – 160 с.

10. Баринов В. А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 237 с.

11. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник/ И.А. Василенко. – М.: Гардарики, 2006. — 320с.

12. Васин Ю.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов / Васин Ю.В., Лаврентьев Л.Г., Самсонов А.В. – 3-е изд. – М.: «Алпина Бизнес Букс», 2006. – 152 с.

13. Вахрушина, Арамовна. Управленческий анализ: учебно-практ. курс/М.А. Вахрушина–3-е изд. испр– М.: ОМЕГА-Л, 2006–432с.

14. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 283 с.

15. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 176 с.

16. Веснин В.Р.Стратегическое управление: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 328с.

17. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2006. – 464 с.

18. Горшкова Л.А. Основы управления организацией. Практикум: Учебное пособие. / Горшкова Л.А., Горбунова М.В.; под ред. Горшковой Л.А. – М.: КНОРУС, 2006. – 240 с.

19. Гурков И.Б.Стратегия и структура корпорации: Учебное пособие. – М.: Дело, 2006. – 320с.

20. Дебелак Д. Планирование в маркетинге: выигришные стратегии для любого малого бизнеса / Дон Дебелак; пер. с англ. И.А. Демченко. - М.: АСТ: Астрель, 2006. IX. - 440с

21. Джон М. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен / пер.с англ. – М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2006. - 272 с. 2 экз.

22. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие. / Под ред. Аньшина В.М., Дагаева А.А. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Дело, 2006. – 584 с. 2 экз.

23. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенов Ю.М. Деловая переписка: Учебно-практ. пособие. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 136 с.

24. Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту. Конспект лекции. – М.: ФиС, 2006. – 348 с.

25. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 280 с.

26. Кеннон Д. Уроки “морских котиков” для бизнеса. Проверенные в бою стратегии создания успешных организаций и достижения выдающихся результатов / пер. с англ. – М.: ООО “Издательство “Добрая книга”, 2005. – 304 с.

27.  Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 454 с.

28. Кооперация. Теория, история, практика: избранные изречения, факты, материалы, комментарии/ Автор-составитель К.И. Вахитовю. - М.: Издадельско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 560 с.

29. Криничанский К.В. Математика финансового менеджмента: Учебное пособие. / К.В. Криничанский. – М.: Из- во « Дело и Сервис», 2006. - 256с.

30. Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под ред. Колчанова В.Б. – СПб.: Питер, 2006. – 800 с. 2 экз.

31. Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалова И.Н. Основы местного самоуправления / Под общ. Ред. В.А. Лапина: Учебное пособие.– М.: Дело, 2006–256с. 2 экз.

32. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 416 с. 2 экз.

33. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: Учебное пособие. / Н.И. Лахметкина. – М.: КНОРУС, 2006. – 184 с.

34. Лемке, Генрих Нелинейный стратегический менеджмент или исскуство конкуренции / Генрих Лемке. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 400 с. – 2 экз.

35. Ловенстайн Роджер. Когда гений терпит поражение. Взлёт и падения компании Long-Term Capital Manajement, или как один небольшой банк создал дыру в триллион долларов / пер. с . англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес» 2006. - 416 с.

36. Магомедов М.Д., Заздравных А.В. Экономика отраслей пищевых производств: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚°», 2006. – 282с.

37. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 288 с. 2 экз.

38. Менеджмент организации: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учебное пособие. / Под общ. ред. Короткова Э.М., Резника С.Д. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 378 с. 2 экз.

39. Новицкий Н.И., Пашуто В.П. Организация, планирование и управление производством: Учебник. - метод. пособие / Под ред. Новицкого Н.И. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 576 с.

40. Норка Д. И. Управлние отделом продаж, стратегии и тактики успеха/Д.И. Норка– М.: ГроссМедиа, 2006–296с.

41. Парамонова Т.Н. Мерчандайзинг: Учебное пособие. / Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. – 2-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2006. – 144 с.

42. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. Козлщвского В.А. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 574 с. 2 экз.

43. Райс В. Управление ценами меню. – М.: Креатив Холдинг, 2006. – 96с.

44. Ромашова И. Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры: Учебное пособие. / Ромашова И. Б. – М.: КНОРУС, 2006. – 336 с.

45. Семенов А.Л. Стратегическое управление: Принципы и инструментарий: Учено. метод. Пособие. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. - 55 с.

46. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: учебник – М.: ИНФРА-М, 2006. - 528 с.

47. Сухарев О.С. Стратегия и тактика фирмы. – М.: Мысль, 2005. – 144 с.

48. Смагин В.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. / Смагин В.Н. – М.: КНОРУС, 2006. – 160 с.

49. Стратегический маркетинг: Учебник. – 3-е изд. / Р.А.Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2003. – 347с. 4 экз.

50. Харилло К.Х., Стратегiчна логirа: Логiчна основа розв’язання стратегiяних проблем бiзнесу/Пер. з англ.; За наук. ред. О.Б. Максимовоi. – Днiпропетровськ: Баланс Бiзнес Букс, 2005. – 304 с.

51.  Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие. / Под ред.д.э.н., проф.А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА, 2006 -365с.

52. Фатххуддинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 496 с. 2 экз.

53. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 541 с.

54. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. Волкова О.И. и доц. Девяткина О.В. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 601с.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.