Сущность финансовой стратегии и методы ее разработки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.[38]

Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов.

Практически речь идет о выработке базовой финансовой концепции компании, связанной с эффективным управлением денежным оборотом компании, формированием денежных средств в определенных пропорциях, использованием финансовых ресурсов по целевому назначению.

Место и роль финансовой стратегии неоднозначно оценивается в экономической литературе [41] . Чаще всего финансовая стратегия компании как инструмент регулирования используется в связке с инвестиционной стратегией, что в общем понятно, имея в виду перспективность и временной шаг инвестиционных решений и их тесную связь с финансовыми процессами (Г. Клейнер, А. Мовсесян). Отдельные исследования трактуют финансовую стратегию как часть финансового менеджмента (Л. Павлова), с чем можно согласиться. Однако более обоснованным, по нашему мнению, было бы рассматривать финансовую стратегию как органичный элемент финансово-бюджетного регулирования компании :

- в методологическом плане сущность и механизмы формирования финансовой стратегии компании должны анализироваться как одна из проблем финансовых отношений, финансовой оценки реализации стратегических целей компании;

- в схеме экономического регулирования финансовая стратегия должна рассматриваться как компонент общей стратегии компании в ряду с продуктовой, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегический решений.

Вместе с тем финансовая стратегия является базовой стратегией, поскольку обеспечивает (посредством финансовых инструментов, методов финансового менеджмента и др.) реализацию других базовых стратегий , а именно – конкурентной, инновационной. Это требует исследования взаимосвязи финансовой стратегии с выше названными стратегиями. Задачи реформирования отечественного бизнеса предполагают решение взаимосвязанных проблем, формирование стратегии и внедрение нового качественного уровня управления финансами на базе достижения и реализации конкурентных преимуществ.

Необходимость идентификации финансовой стратегии в рамках общей компании обособлено:[29]

- диверсификацией деятельности крупных компаний в плане охвата ими различных рынков, в том числе финансовых;

- потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов;

- наличием единой для всех компаний конечной цели при выборе стратегических ориентиров и их оценки – максимизации финансового эффекта;

- развитием международных и национальных финансовых рынков как «поля» для заимствования финансовых ресурсов и прибыльного размещения капитала, что связано с усилением роли финансов в жизнедеятельности компаний.

Стратегическая цель финансовой стратегии обеспечивается комплексом вспомогательных финансовых задач, представленных в конкретных программах. Учитывая изменчивость коньюктуры и тенденции развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют компании, их значительную зависимость от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов в мировом сообществе, следует сформулировать ряд направлений формирования программ и проектов по реализации финансовой стратегии

Среди них[33]:

- выявление приоритетных для компаний финансовых рынков и целевых рыночных сегментов для работы на перспективу; это предполагает наличие у компании сильного целевого блока развития, опирающегося на обработку существующих информационных баз данных;

- анализ и обоснование устойчивых источников финансирования;

- выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, эффективно сотрудничающих с компанией в долгосрочном аспекте;

- разработка долгосрочной инвестиционной программы, согласованной с приоритетными направлениями развития видов бизнеса, обусловленными общей стратегией компании;

- создание условий на будущее по поддержанию поступательного роста рыночной стоимости компании и курсов выпущенных ею ценных бумаг;

- формирование и совершенствование внутрифирменных финансовых потоков, механизмов трансфертного ценообразования;

- разработка с позиции стратегии программы эффективного централизованного управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других управленческих функций;

- прогнозные расчеты финансовых индикаторов экономической безопасности и устойчивости компании при стратегическом планировании деятельности компании.

Гипотетическая модель финансовой стратегии может включать следующие взаимосвязанные блоки (рисунок 1.1.):

- цели и задачи;

- уровни реализации;

- внешние и внутренние факторы формирования;

- инструменты и методы реализации;

- результативность стратегии.

 

 


Инструменты: Программы и проекты Финансовая политика Финансовая реструктуризация Финансовое обеспечение конкурентных преимуществ Информационное обеспечение Временные соглашения, альянсы Диверсификация Глобализация Юридическая тактика и др.

Рис 1.1. Гипотетическая модель формирования финансовой стратегии.[22]

Компания добивается своих стратегических финансовых целей, когда финансовые отношения соответствуют ее внутренним финансовым возможностям, а также позволяют оставаться восприимчивой к внешним социально-экономическим требованиям. Рассматривая понятие и содержание финансовой стратегии, необходимо подчеркнуть, что ее формируют в основном те же условия макро- и микросреды, факторы, воздействующие на общую стратегию компании, и другие составляющие, о которых было сказано выше.

Важным блоком модели финансовой стратегии компании являются уровни ее реализации. Правомерно рассматривать два уровня: корпоративный и бизнес-уровень (уровень проектов). Различия в реализации финансовой стратегии компании на этих уровнях определяются:

- разными стратегическими целями;

- масштабом деятельности и охвата рынка;

-выполняемыми функциями (при соответствующей степени централизации или децентрализации в рамках предприятия);

-факторами внешней среды (налоговое регулирование, антимонопольное законодательство и т.д.).

Модель финансовой стратегии компании показывает, через систему каких инструментов (программы, проекты, реструктуризация, глобализация, диверсификация и др.) и методов (моделирование, планирование, анализ, прогнозирование и др.) она реализуется.

Применение инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах. Исследование взаимодействия финансовой стратегии с управлением компании позволяет сделать вывод о важнейшей роли финансовой стратегии.

Исследование методологии формирования финансовой стратегии и теоретических основ функционирования компании в условиях рынка предполагает учет интеграционных тенденций, значение которых все более возрастает. Интеграция в ее разных формах и проявлениях в настоящее время превратилась в мощный структурообразующий фактор рынка. Интеграция банковского и промышленного капитала рассматривается как фактор формирования стратегии российских компаний, направления их реформирования в рамках реструктуризации. [30]

Объединение компаний на основе интеграции банковского и промышленного капитала – одно из ключевых направлений структурной перестройки экономики России, инструмент формирования финансовой стратегии отечественных компаний. В современных условиях правомерно идентифицировать понятие финансового капитала крупных корпораций, ФПГ, ТНК.

При выработке финансовой стратегии компании эффективно использование метода сценариев (приближенное к реальности описание тенденций, которые могут проявляться в финансово-экономической сфере деятельности компании). В экономической литературе анализируются особенности реализации «метода сценариев». К наиболее общим подходам в рамках этого метода можно отнести выделение трех основных видов сценариев [65]: оптимистический, пессимистический (комплекс ключевых факторов, отражающих наиболее негативный вариант развития событий), реальный (как правило, занимающий среднее положение между первым и вторым из названных).

Сценарии позволяют выявить основные факторы макро- и микросреды, которые необходимо учитывать при выработке эффективной финансовой стратегии крупной компании.

Моделирование финансовой стратегии компании осуществляется на основе реализации следующих принципов:

- последовательной реализации принятой стратегии устойчивого развития компании;

- базировании на современной теоретической модели;

- учете оргструктуры компании и предполагаемых в ней изменений;

- вариантности формировании стратегии.

Общая схема формирования финансовой стратегии включает следующие этапы:

- описание компании как открытой системы;

- выработку стратегических целей;

- разработку вариантов стратегии;

- определение критериев отбора вариантов;

- конкретизацию выбранного варианта финансовой стратегии;

- оформление финансовой стратегии, ее принятие и доведение до исполнителя;

- организацию контроля за реализацией стратегии.

Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития при новых условиях.

Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. «Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке, - комментирует Лилия Кротова, - финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия».

На основании финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по следующим основным направлениям финансовой деятельности:

- налоговая политика;

- ценовая политика;

- амортизационная политика;

- дивидендная политика;

- инвестиционная политика.

В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится производству конкурентоспособной продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т.п.

Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансовых рынков.

Стратегия экономического развития — это совокупность главных целей и основных средств их достижения. Стратегическое планирование — единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий. Анализ текущих значений параметров и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус — приоритетное направление, на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы. Сфера приоритетов предприятия должна быть ограниченной, поскольку одновременная реализация нескольких стратегических целей реально невыполнима.

Важным принципом стратегического планирования является многовариантность плановых расчетов. Несоответствие между желательной стратегической целью и текущим состоянием определяется большим количеством путей достижения цели. Принимая во внимание факторы риска и неопределенность развития внешней среды, выбрать единую стратегию развития практически невозможно.

Большое значение имеет комплексность разработки стратегии, поскольку каждый альтернативный вариант предусматривает анализ всех без исключения вопросов его финансовой, ресурсной и организационной обеспеченности, определения и согласования временных и количественных параметров. Выделение ресурсов для достижения только конкретной цели гарантирует стабильность реализации стратегии, хотя и ограничивает возможность маневрирования. [36]

Финансовая стратегия — это генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности предприятия и включающий в себя следующее:

§ планирование, учет, анализ и контроль финансового состояния;

§ оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли.

Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:

§ формирование и эффективное использование финансовых ресурсов;

§ выявление наиболее эффективных направлений инвестирования и сосредоточение финансовых ресурсов на этих направлениях;

§ соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;

§ определение главной угрозы со стороны конкурентов, правильный выбор направлений финансовых действий и маневрирование для достижения преимущества над конкурентами;

§ создание и подготовку стратегических резервов;

§ ранжирование и поэтапное достижение целей.

Задачи финансовой стратегии:

§ определение способов успешного использования финансовых возможностей;

§ определение перспективных финансовых взаимоотношений предприятия с третьими лицами

§ финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;

§ изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости.

Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия базируются на использовании инструментов:

§ финансового управления — финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль;

§ рынка финансовых услуг — факторинг, страхование, лизинг.

Финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизведения и является основной формой реализации главных целей предприятия. Перспективное планирование является важной частью финансовой стратегии предприятия и включает в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности.

Финансовый план компании (в современном формате его понимания) – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников) (рисунок 1.2.).[38]


Рисунок 1.2. – Общая схема финансового планирования компании[29]

 

Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено:

- относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства;

- активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;

- необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

Необходимость решения этих задач обусловливает относительно сложную схему финансового планирования, в которую кроме вышеизложенной общей схемы может быть включен ряд функционально-ориентированных планов. В частности:

- план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технические и финансовые планы;

- финансовые планы производственного отделения, дочерних компаний, холдинга, ФПГ.

При планировании стремятся обеспечить синергический характер работы компании, т.е. непропорционально большое повышение эффективности работы компании за счет комплексирования ряда элементов. Синергию в финансах называют финансовым рычагом или левериджем. Финансовый рычаг – это повышение эффективности компании за счет привлечения внешних кредитов, несмотря на расходы по оплате этого кредита [39].

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.

В процессе составления проекта финансового плана осуществляется творческий подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т.д.

Разработка финансового плана связана с определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.

Финансовое планирование компании имеет следующую целевую направленность [68]:

1. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании.

2. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.

3. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.

4. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.

5. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.

Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также: планирование натуральных показателей и планирование по структурным подразделениям.

В процессе финансового планирования отслеживаются финансовые (на верхнем уровне), а также натуральные показатели. В сводную службу поступают итоговые показатели от каждого подразделения, которые при необходимости могут быть детализированы.

В процессе разработки проекта финансового плана целесообразно использовать следующие методы: экономического анализа и синтеза; экстраполяции; прямого счета; нормативный; многовариантный; балансовый.

В условиях рыночной экономики возникает объективная необходимость выявления тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых возможностей предприятия.

Разработка финансовой стратегии — это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Внутри корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают методы финансового планирования и управления предприятием: «гибкого бюджета», процента от продаж, анализа безубыточности, управления расходами, а также ситуационные планы.

Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия.

Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли с запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.[45]

Метод безубыточности (break-even-point) — метод анализа точки разрыва — разрешает:

§ определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности;

§ получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.

Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системосоставляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия.

Практика показывает, что механизмы адаптации планов предприятия к внешним условиям целесообразно строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной стратегии.

Проблема выбора финансовой стратегии деятельности предприятия является актуальной в связи с необходимостью принятия решений в рыночных условиях. Здесь основное внимание отводится оценке текущего состояния субъекта хозяйственной деятельности. Приоритетными в данном направлении исследований являются обоснованный прогноз направлений развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных ошибок и просчетов и констатирование фактического состояния дел. Прежде всего, нужно определить финансовую стратегию деятельности, как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния в долгосрочной перспективе на базе количественных характеристик фактического финансово-хозяйственного состояния в текущем и последующих периодах.[22]

В современных условиях наиболее эффективной стратегией развития для крупных предприятий является стратегия диверсификации. Суть ее в том, что деятельность разнообразных подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически важных для экономики страны областях, должны формировать собственные финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергичный эффект: сформированные в результате льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость работников предприятия, развитие потенциала предприятия).

Основой любых финансовых расчетов, финансового анализа, финансового стратегического и текущего планирования являются данные финансовой отчетности, основой которой, в свою очередь, являются данные финансового учета, более известного в нашей стране как бухгалтерский учет. Задача учета — точное выявление финансовых результатов деятельности предприятия за определенный отрезок времени и на определенную дату. Поскольку законодательно установлено составление и представление квартальной отчетности нарастающим итогом с начала года, что больше соответствует целям контроля, а не управления деятельностью предприятия, то все больше надежд в настоящее время возлагается на так называемый управленческий учет, который оперативно должен обслуживать цели экономического управления деятельностью предприятия. При этом в литературе описывается достаточно много схем и образцов организации управленческого учета (Management accounting) по «западным моделям». В целом, ничего плохого в изучении западного опыта нет, но рассматривать и создавать управленческий учет изолированно, как третий вид учета (бухгалтерский, он же финансовый; учет для целей налогообложения, он же налоговый; и учет для целей управления, он же управленческий учет) более, чем нерационально. Ко всякому делу следует подходить прагматично, и прежде, чем его начинать, следует подсчитать затраты и сравнить с источником их покрытия.[38]

В финансовом учете предусмотрен метод начисления, то есть определение финансового результата по отгрузке продукции, выполнению работ независимо от факта и даты оплаты. Как и предусмотрено международными нормами, хотя и за определенными исключениями, что вытекает из структуры работ и рисков. Основным недостатком такого учета является обслуживание интересов составления официальной финансовой отчетности в установленные государством сроки. Результатом такой направленности является его неоперативность и практическая ненужность для управления.

Для того, чтобы сделать учет оперативным и существует учетная политика, чтобы не создавать новый вид учета и организовывать лишние учетные рабочие места (и так их много), поскольку это накладные расходы в прямом смысле. Нужно организовать ведение финансового учета таким образом, чтобы результаты деятельности стало возможным выводить каждый день. Для этого нужно немного: организовать ежедневную передачу всех документов обо всех хозяйственных операциях в бухгалтерию и обеспечить их ежедневную бухгалтерскую обработку на основе принятых в стране методологических принципах. Теоретическую концепцию, принятую всеми высокоразвитыми странами, можно определить так: финансовый учет необходим для исчисления финансовых результатов хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия. Вопрос: противоречит ли он целям управленческого учета? Нет. Поскольку управленческий учет и должен служить тому, чтобы эффективность управления деятельностью предприятия увеличивалась, но эффективность деятельности построена на выяснении финансового результата. Вся проблема только в том, что финансовый результат нужен для управления не через месяц или квартал после окончания производства, а день в день. Но методы подсчета результата должны быть именно те, которые применяются в бухгалтерском учете и определены государством.

Теоретические основы процесса формирования финансовой стратегии, разработанные учеными [21, 23, 34], в полной мере не соответствуют сложившейся экономической ситуации в Украине, так как не учитывают особенности развития финансово-экономических отношений в трансформационной среде, а, значит, их использование не позволяет максимально эффективно осуществлять стратегическое финансовое планирование на предприятии с учетом всех особенностей его функционирования. Поскольку вопросы построения процесса формирования финансовой стратегии являются не разработанными с позиции комплексного подхода, возникает необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.

Исследование существующих подходов к разработке стратегии использования финансовых ресурсов дает возможность выявить следующие ее характеристики: поэтапность, целевая и временная ориентация, наличие обратной связи, использование критериев выбора действенного варианта из набора альтернатив и т.д. Поскольку анализ последовательности этапов процесса формирования финансовой стратегии не позволяет выделить единственный вариант, наиболее полно учитывающий его особенности, Возникает необходимость упорядочения данных в соответствии с основными признаками генерации стратегических альтернатив (см. рис. 1.3) [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ факторов внешней и

внутренней среды предприятия

   

2. Определение реализации

финансовой

стратегии

 

3. Разработка системы целей

финансовой

стратегии

 

4. Формирование портфеля

финансовых стратегий

 

     

 

 

 

 

     

 

   

11. Оценка

качества финансовой стратегии

   

8. Разработки

системы мероприятий по реализации

 

 

5. Определение

критерия выбора финансовых стратегий

 

 

   

 

 
           

 

       

10. Мониторинг финансовой

стратегии

 

9. Собственно реализация

финансовой стратегии

 

7. Формирование финансовой

политики

 

6. Выбор конкретного

проекта финансовой

       

Рис. 1.3 Процесс формирования финансовой стратегии

 

I этап. Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия, учитывающий законы развития рынка и предприятия, позволяет с наибольшей точностью прогнозировать будущее положение исследуемого объекта. Данные, полученные на этом этапе, отражающие результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, целесообразно использовать для определения интегральных показателей, характеризующих ресурсный потенциал: по финансовой, трудовой и материальной его составляющим. Это позволит позиционировать предприятие в трехмерной матрице (см. рисунок 1.4), основными осями которой являются уровень использования финансовых, трудовых и материальных, ресурсов. [35]

 

Рис. 1.4 Матрица финансовых стратегий

 

II этап. Определение горизонта реализации финансовой стратегии основано на результатах анализа факторов внешней среды, характеризующих степень ее определенности и постоянства, и предполагает соответствие периоду реализации общей стратегии развития.

III этап. Формирование системы целей финансовой деятельности предполагает анализ результатов позиционирования предприятия в предлагаемой трехмерной матрице, поскольку это дает наглядное представление о наличии "узких мест" в его деятельности и, в свою очередь, определяет целевую приоритетность в системе управления финансовыми ресурсами относительно каждой сферы хозяйственной деятельности. Четкая формулировка стратегических финансовых целей предполагает использование в качестве критериальных показателей основные финансовые коэффициенты ликвидности, доходности, деловой активности.

IV этап. Формирование портфеля финансовых стратегий в соответствии с предлагаемым подходом предполагает разработку действенных вариантов стратегий использования финансовых ресурсов для каждого из восьми квадрантов матрицы.

Квадрант 1. Характеризуется низким уровнем использования всех существующих видов ресурсов. Для предприятий, позиции которых соответствуют данному квадранту, целесообразно выбрать следующие финансовые стратегии, а именно: стратегию использования внутренних источников финансирования частной формы собственности, постепенное финансирование собственного производства (преимущественно быстрореализуемых проектов) за счет нескольких небольших по объему финансовых источников; значительный риск финансирования необходимо сократить за счет минимизации риска потерь активов, использования национальных (отечественных) финансовых источников. Данные стратегии характерны для предприятий, работающих на сложившихся рынках.

Квадрант 2. Во втором квадранте расположены предприятия, характеризующиеся низким уровнем использования финансовых и трудовых ресурсов и высоким - материально-вещественной составляющей процесса производства. Для данных субъектов хозяйствования целесообразно применять стратегии использования внутренних источников финансирования, негосударственных средств; постепенного группового финансирования, использования источника с малым финансовым потенциалом, увеличения власти (управленческого воздействия) на предприятии посредством влияния на контрольный пакет акций; финансирования социально значимых объектов. Данные стратегии направлены на обеспечение стабильного получения прибыли и характеризуются значительным риском финансирования.[22]

Квадрант 3. Характеризуется низким уровнем использования финансовых и производственных ресурсов и высоким -трудовых. В связи с этим, оптимальным является такой набор стратегий: смешанное групповое финансирование с единоразовым и постепенным инвестированием финансовых ресурсов в собственное производство (быстрореализуемые проекты производственного назначения); стратегия безусловного следование правилам возврата денежных средств позволяет использовать источник со средним финансовым потенциалом, обеспечивая стабильное получение прибыли на основе долгосрочного и краткосрочного партнерства, уровень риска данных стратегий является значительным. Основным объектом финансирования выступают трудовые ресурсы (персонал предприятия, а также социально значимые проекты).

Квадрант 4. Характеризуется достаточно высоким уровнем использования трудовых и производственных (материально-вещественной составляющей) ресурсов при неустойчивом финансовом положении предприятия. В данной ситуации следует использовать следующие стратегии: смешанного финансирования, долгосрочного и краткосрочного партнерства, группового финансирования инвестиций в собственное производство быстрореализуемых проектов, стабилизации финансового положения (увеличения ликвидности, прибыльности, платежеспособности) и пополнения финансовых ресурсов с допустимым риском финансирования. Основным объектом финансирования являются денежные средства.

Квадрант 5. Характеризуется высоким уровнем использования финансовых ресурсов, а управление трудовыми и производственными ресурсами является неэффективным. В этом случае стратегия увеличения объема капитала высоколиквидного (платежеспособного, прибыльного) предприятия должна характеризоваться использованием внешних источников финансирования; единоразовым привлечение средств за счет одного крупного источника с безусловным следованием правилам возврата, групповым инвестированием собственного производства (производственные и социально значимые объекты - возможны медленно реализуемые проекты), допустимым риском финансирования. Основными объектами финансирования выступают материальные и трудовые ресурсы.[21]

Квадрант 6. Характеризуется эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов при низком уровне управления персоналом. В целом финансовая стратегия высоколиквидного (платежеспособного, прибыльного) предприятия представляет собой стратегии смешанного постепенного финансирования, постепенного возврата заемных средств, финансирования социально значимых объектов на основе краткосрочного партнерства, допустимого риска, присущего предприятиям, функционирующим на новых рынках.

Квадрант 7. Характеризуется высоким уровнем использования трудовых и финансовых ресурсов и низким - материальных. Финансовые стратегии могут быть следующими: стратегии использования внешних и внутренних источников финансирования, срочного финансирования с использованием нескольких крупных источников, в том числе иностранных финансовых источников, стратегии увеличения власти посредством владения контрольным пакетом акций предприятия, допустимого риска, стратегии медленно реализуемых (производственных) объектов для работы на перспективном рынке. Основной объект финансирования - материальные ресурсы.

Квадрант 8. Характеризуется высоким уровнем использования всех видов ресурсов на предприятии, финансовая стратегия которого представляет собой стратегию внутреннего финансирования работы на рынках денег и ценных бумаг с использованием нескольких источников финансирования, направленную на максимизацию рыночной стоимости предприятия, стратегию безрискового финансирования быстро и медленно реализуемых проектов с использованием национальных финансовых источников для предприятия, функционирующего на перспективном рынке. Основной объект финансирования - вид ресурсов, показатели эффективности которого имеют регрессионную динамику.

V  этап. Определение критерия выбора финансовых стратегий позволит научно обосновать принятие базового варианта. Поскольку содержание каждой финансовой цели может быть оценено количественным значением конкретного показателя, выбор оптимального варианта финансовой стратегии целесообразно осуществлять на основе адекватных критериев (показателей) с учетом внутренних возможностей предприятия, которые находят свое отражение в интегральных показателях использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

VI этап. Выбор конкретной альтернативы финансовой стратегии, этап. Разработка финансовой политики предприятия осуществляется по конкретным направлениям финансовой деятельности, такими как: налоговая амортизационная, дивидендная, эмиссионная политика.[38]

VII этап. Разработка финансовой политики предприятия осуществляется по конкретным направлениям финансовой деятельности, такими как: налоговая, амортизационная, дивидендная, эмиссионная политика.

VIII этап. Формирование системы мероприятий по реализации финансовой стратегии, которые представляют собой детальный и последовательный план действий в рамках финансовой, производственной и хозяйственной сфер деятельности в конкретном временном интервале, направленных на достижение прогнозных значений финансовых показателей. Основной целевой направленностью реализации финансовой стратегии являются: реструктуризация предприятия, обновление продукции, сокращение и (или) расширение номенклатуры продукции, повышение ее качества, потребительских свойств, корректировка цен, выход на новые рынки, обновление техники, внедрение новых технологий, повышение квалификации сотрудников, производительности труда, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание центров ответственности.

IX этап. Реализация финансовой стратегии предполагает взаимодействие предприятия с объектами внешней среды: банками, инвесторами, поставщиками, органами финансового, налогового контроля и другими финансовыми институтами.

X  этап. Мониторинг финансовой стратегии. Процесс постоянного отслеживания фактических текущих (промежуточных) и конечных результатов по основным показателям, характеризующим финансовую деятельность предприятия, с запланированными обеспечивает своевременное изменение существующей финансовой стратегии. Это позволит предприятию с минимальными затратами изменить вектор финансового развития, который на данный момент не соответствует сложившейся ситуации. Количество показателей, используемых в процессе контроля реализации финансовой стратегии, должно быть минимально достаточным для возможного полного представления о текущем состоянии предприятия, а также степени достижения поставленных целей.

XI этап. Оценку качества финансовой стратегии целесообразно осуществлять на основе анализа количественных и качественных параметров, что дает возможность комплексно охарактеризовать финансовую стратегию как результат, а также процесс принятия стратегических финансовых решений.

Таким образом, предлагаемая последовательность и сущность этапов процесса формирования финансовой стратегии позволит трансформировать ее относительно изменений внутренней и внешней среды, снизить риск финансовой деятельности предприятия благодаря использованию портфельного подхода, обоснованного критерия выбора базового варианта и системы показателей качества результатов процесса стратегического финансового планирования. Применение трехмерной матрицы, содержащей основные виды стратегий согласно разработанной классификации, дает возможность учитывать последствия влияния основных факторов внешней и внутренней среды на его финансовую деятельность. Предложенная совокупность стратегий комплексно характеризует особенности функционирования субъекта хозяйствования, научно обоснована и направлена на финансовое обеспечение его экономического развития.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 329.