№ приема проблемной ситуации | Вопросы и побудительные предложения для: | |
Осознания противоречия формулирования проблемы | ||
1. | Какие факты налицо? Сколько мнений? | Какой вопрос возникает? |
2. | Что вы предполагали? А что получилось? | Сформулируйте проблему! |
3. | Можете ли вы выполнить задание? | Почему нельзя выполнить задание? Что нам неизвестно? |
4. | Что вы хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? | Почему задание не выполнено? Что нам неизвестно? Какова будет цель урока? |
5. | Можем ли мы сразу ответить на вопрос? | Почему не можем? Что нужно знать? |
Приемы принятия формулировок проблемы. При самостоятельном или совместном с учителем выходе из проблемной ситуации учащиеся предлагают свои формулировки учебной проблемы, на которые учитель доля правильно отреагировать. Возможны три приема принятия учеником формулировок проблемы:
1) подтверждение: вербальное («так», «да»); невербальное (кивок головой);
2) подтверждение с побуждением («так, кто думает иначе?»);
3) положительное оценивание («молодец»).
Первый и второй приемы - реакция учителя на точную и неточную формулировку проблемы соответственно. Третий прием рекомендуется принять при самостоятельном выходе ученика из проблемной ситуации со скрытым противоречием, т.е. созданной приемами 4 или 5.
Рассмотренные выше педагогические приемы образуют следующие сочетания:
1) создание проблемной ситуации сообщение противоречия и проблемы учителем (прием принятия формулировки проблемы отсутствует)
2) создание проблемной ситуации
(прием вывода из проблемной ситуации отсутствует)
принятие самостоятельно формулируемой учениками проблемы
3) создание проблемной ситуации побуждающий диалог принятие формулировки проблемы.
Каждое из перечисленных сочетаний приемов представляет собой один из методов постановки учебной проблемы. Таким образом, существуют три классических метода постановки учебной проблемы:
1) сообщение проблемы от проблемной ситуации;
2) самостоятельная постановка проблемы учащимися от созданной учителем проблемной ситуации;
3) побуждающий диалог.
К «сокращенным» методам постановки учебной проблемы можно отнести два: подводящий диалог и сообщение проблемы с одновременным применением приема, обеспечивающего ее принятие учениками.
Подводящий к учебной проблеме диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование учебной проблемы без создания проблемной ситуации. В структуру подводящего диалога входят разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение и т.д.) и другие.
Сообщение учебной проблемы с приемом для ее принятия. В учебном процессе нередкими являются случаи сообщения учителем проблемы в готовом виде (как темы урока). Однако у учеников может отсутствовать мотивация к поиску решения. Для ее формирования применяют приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (например, исторических актов, легенд) или демонстрации непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой учебной проблемы для самих учащихся.
Поскольку этап поиска решения проблемы в научной творческой деятельности заключается в выдвижении и проверке гипотез, можно выделить 2 группы педагогических приемов:
1) приемы для выдвижения/проверки гипотез;
2) приемы принятия предлагаемых учащимися гипотез/проверок.
Приемы для выдвижения и проверки гипотез. Возможны три способа выдвижения/проверки гипотез: учитель сообщает гипотезу/проверку; учащиеся самостоятельно выдвигают/проверяют гипотезу; учитель побуждает учеников выдвинуть/проверить гипотезу в диалоге. Таким образом, на этапе поиска решения возможны следующие типы действий учащихся и соответствующие им приемы учителя:
1) воспринимающие действия учащихся - сообщение учителем гипотезы/проверки;
2) самостоятельные действия учащихся - отсутствие специальных приемов учителя;
3) совместные (с учителем) действия учащихся - побуждающий к выдвижению/проверке гипотезы диалог
Побуждающий к поиску решения диалог имеет определенную – «сужающуюся» - структуру: от общего побуждения к выдвижению/проверке гипотез («Какие есть предположения?»/»Как проверить нашу гипотезу?») через подсказку (введение дополнительной информации, позволяющей выдвинуть/проверить гипотезу) к сообщению гипотезы/проверки.
Приемы принятия гипотез и проверок. Реакция учителя необходима при самостоятельном или совместном выдвижении и проверке гипотез учащимися. Для последовательного выдвижения гипотез применяется подтверждение, для одновременного -подтверждение с побуждением. Положительная оценка при выдвижении гипотез (особенно - решающей) запрещена. На правильную проверку гипотезы следует реагировать подтверждением, на неправильную - подтверждением с побуждением.
Рассмотренные выше педагогические приемы образуют следующие сочетания:
1) сообщение гипотезы/проверки учителем (прием принятия гипотезы/проверки отсутствует);
2) (прием для выдвижения/проверки гипотезы отсутствует) принятие самостоятельно выдвигаемой учениками гипотезы/проверки
3) побуждающий к выдвижению/проверке гипотезы диалог принятие выдвигаемой гипотезы/проверки.
Каждое из перечисленных сочетаний приемов представляет собой один из методов поиска решения учебной проблемы. Таким образом, существуют три "классических" метода поиска решения учебной проблемы:
1) сообщение гипотезы/проверки;
2) самостоятельное выдвижение/проверка гипотезы учениками;
3) побуждающий диалог
«Сокращенный» поиск решения учебной проблемы осуществляется подводящим диалогом, обеспечивающим открытие нового знания без выдвижения и проверки гипотез. Подводящий к решению диалог может разворачиваться как от сформулированной учебной проблемы, так и без нее. Таким образом, существуют два «сокращенных» метода поиска решения учебной проблемы:
1) подводящий к решению диалог от сформулированной проблемы;
2) подводящий к решению диалог без сформулированной проблемы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.