Это исторически первая психологическая концепция обучения. Ее корни уходят еще к Аристотелевской теории познания. Основная идея этой концепции: все познание начинается с ощущений и сводится к комбинациям ощущений. Они - материал, из которого извлекаются и строятся все знания. Восприятия образуются из соединения ощущений, представления — из соединения восприятий, «идеи»— из соединения представлений.
Соответственно, научение сводится к накоплению новых ощущений, восприятий, представлений, «идей», знаний и связыванию их с уже имеющимися («старыми»), а также друг с другом.
Отсюда вытекает общий путь обучения: от непосредственных ощущений и восприятий — через их разложение на элементы и связывание — к представлениям и «идеям». Уже три столетия тому назад великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) сформулировал эту концепцию в следующих словах: «Начало познания безусловно исходит из чувств (ибо ничего не существует в познании, чего раньше не было бы в ощущениях); поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения». И далее: «... все, имеющее связь, надо преподавать в связи».
Еще в работах Аристотеля были выделены основные виды ассоциативных связей: по смежности, контрасту и сходству.
Условия, при которых образуются такие связи, уже более столетия тому назад довольно полно установила ассоцианистская психология (Д. Юм, Бэн, Гартли, Джеймс и Джон Стюарт Милль, Эббингауз, Карр, Робинсон и др.). А еще раньше их практически обнаружила сама практика обучения. Главные из этих условий:
1. Первенство впечатления — предыдущее «впечатление» (ощущение, понятие, представление и т.д.) легче всего связывается с тем, которое первым возникает после него, т. е. сейчас же следует за ним во времени или пространстве.
2. Интенсивность — из нескольких одновременных впечатлений выделяется и легче всего вступает в связь с прошлым опытом то, которое интенсивнее, т. е. ярче, сильнее, отчетливее, больше привлекает внимание.
3. Частота — быстрее сформируется и прочнее закрепляется та связь, которая чаще повторяется в опыте учащегося.
4. Свежесть — легче закрепляется та связь, которая более свежа, т. е. ее элементы недавно встречались в опыте ученика.
Итак, дабы научение имело место, учитель должен обеспечивать, чтобы вводимые новые понятия, элементы опыта ученика с самого начала четко выделялись, живо воспринимались и правильно связывались с элементами его старого опыта; чтобы эти нужные сочетания достаточно часто повторялись; чтобы те старые знания, с которыми связывается новый опыт, были еще свежи в памяти ученика.
Отсюда вытекают примерно следующие принципы эффективного обучения:
а) заранее организовывать все источники информации так, чтобы в ней были новыми лишь сведения, которые должен усвоить ученик, и имелись только те связи со старыми знаниями, которые надо образовать или закрепить;
б) расчленять эти сведения на отдельные элементы
и сочетания элементов в соответствии с их сложностью;
в) вводить постепенно эти элементы и сочетания соответственно их связям с прошлым опытом ученика и друг с другом;
г) распределять во времени это накопление знаний так, чтобы новые элементы вводились, когда еще свежи старые знания, с которыми их связывают;
д) повторять эти сочетания до тех пор, пока они не закрепятся в памяти.
Нетрудно заметить, что это и есть известные каждому учителю принципы наглядности, доступности, посильности, прочности, систематичности, последовательности, перехода от частей к целому, от знакомого к незнакомому, от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому и т.д. Они были сформулированы тем же Яном Амосом Коменским и без особых изменений фигурируют до сего дня в стандартных учебниках педагогики, как принципы дидактики, т. е. универсальные принципы любого обучения.
Изложенная концепция приводит и к определенным методам обучения. Это — показ, рассказ и объяснение, которые обеспечивают восприятие соответствующей информации и установление связей. (Причем, предпочитается путь от показа к объяснению, т. е. от наглядного восприятия к слову). Это — повторение, заучивание и упражнение, которые обеспечивают закрепление соответствующих связей и их использование. Это, наконец, проверки и оценка, с помощью которых учитель выясняет результаты обучения и регулирует его ход.
Рассмотренная концепция позволяет формулировать не только общие методы обучения, но и их содержание, т. е. как надо строить показ, сообщение, повторение. Они должны выделять и преподносить ученику только заранее определенную и строго проградуированную дозу новых сведений. Причем эти сведения должны расчленяться на элементы. Последние должны вводиться постепенно, связываясь с уже известным и друг с другом. Уже известные сведения должны использоваться лишь в той мере, в какой они требуются для освоения новых и для закрепления имеющихся связей. Наконец, повторение должно сосредоточиваться вокруг тех связей, которые в данный момент вводятся или закрепляются.
Легко увидеть, что это и есть не что иное, как методика последовательного усложняющегося поэлементного обучения, которая широко применяется до сегодняшнего дня при изучении многих школьных предметов.
Ее основы были заложены все тем же Коменским и детально разработаны И.Г. Песталоции, который при этом уже сознательно опирался на ассоцианистскую психологию. Все познание было разложено им на три основных элемента: число, форму и слово. Последние опять разложены на простейшие элементы: соответственно, единицу, линию, звук. Все обучение строилось на основе освоения все более сложных объектов путем сочетания этих исходных элементов.
Так, например, обучение чтению начиналось со слуховых упражнений со звуками, а затем последовательно изучались буквы, чтение слогов, слов, кратких и распространенных предложений. Обучение счету начиналось со складывания и вычитания единичек и т. д.
Общая формальная схема процесса обучения, исходящая из рассматриваемой ассоцианистской концепции была разработана крупным немецким педагогом и психологом И. Гербартом. В его формулировке любой урок, чтобы обеспечить формирование нужных ассоциаций у учащихся, должен складываться из следующих основных этапов:
1) Восприятие учащимися элементов (деталей) объекта или явления и их группировку («ясность»); 2) Связывание этих элементов друг с другом и с уже имеющимися представлениями («ассоциация»); 3) Связывание получившейся группы представлений и осмысливание этой связи в форме соответствующих суждений («система)»; 4) Применение полученных суждений для обнаружения связей в новом материале («метод»).
В зависимости от того, какая из этих задач решается, Гербарт различал три типа обучения. Описательное обучение, при котором основная задача — это восприятие материала. Аналитическое обучение, в ходе которого происходит выделение из целого его элементов, признаков или составляющих его предметов. Синтетическое обучение, заключающееся в связывании элементов, признаков или предметов в одно целое. Он же дал классификацию основных связей, по которым осуществляются анализ и синтез элементов в ходе обучения. Это, уже известные нам, отношения части и Целого, отношения по форме, числу и другим признакам, отношения элемента и множества и др.
За несколько столетий, которые существует и «работает» рассматриваемая концепция обучения, разные авторы разнообразно ее варьировали, уточняли и углубляли, опираясь на теорию и живую практику школ.
Например, все отчетливее выступала необходимость стимуляции учащихся к учебной деятельности, создания у них побуждений к усвоению новых знаний (принцип активности). Некоторые авторы ввели с этой целью в гербартовскую схему даже еще один специальный этап — подготовку учащегося к усвоению новых знаний. Впрочем, этот момент, не выделяя его в специальный принцип или этап, отмечали уже и Коменский, и Песталоции, и Гербарт.
Другие исследователи подчеркивали важность понимания, осмысливания как необходимого условия эффективного научения у человека (принцип сознательности). Однако, и это требование уже три столетия выдвигали все прогрессивные педагоги, начиная с Коменского.
Было много попыток учесть в рамках излагаемой концепции и отличительные особенности переработки информации человеком (абстрагирование, обобщение, классификацию).
В итоге попыток такого рода получались разные модернизированные схемы основных этапов обучения, вроде, например, следующей:
1) Подготовка ученика к освоению нового материала (постановка цели и разъяснение значения);
2) Сообщение новых фактов и сведений;
3) Сравнение и абстрагирование (выделение элементов, свойств и отношений);
4) Обобщение (формулировка правил, понятий и т. д.);
5) Применение полученных знаний (упражнения, ответы на вопросы и т. д.).
Ее отзвук слышится и в пресловутой «пятихвостке», которая долгое время уже в середине 20 вв. была основной для анализа любого урока: оргмомент - сообщение нового - осмысливание — закрепление — применение.
Независимо от всех уточнений и улучшений, общая концепция обучения оставалась, однако, неизменной. Согласно ее требованиям ученик имеет дело не с самой-реальностью, а со специально обработанной моделью реальности — учебным материалом. В нем факты, явления, предметы упрощаются и схематизируются. Из них убираются те стороны и свойства, которые «не подлежат усвоению» в данный момент. И, наоборот, те стороны, части, свойства, которые подлежат изучению, специально выделяются, подчеркиваются,
Обработанная таким образом вещь превращается в учебный экспонат, прибор, модель, препарат. Перестроенное таким способом изображение становится наглядным пособием, учебной таблицей и т. п. Переработанная таким путем наука делается учебным предметом, а ее изложение — учебником, учебным пособием и т. д.
Именно поэтому, а не из-за пресловутого «отставания школы от жизни», ученики и сегодня начинают знакомство с электричеством с янтарной палочки и электрофорной машины, хотя уже с трех лет они знают десятки сложных электрических устройств. Поэтому законы Ньютона демонстрируются на тележках с грузиками, и изучение математики начинается со счета и арифметики, а не с теории множеств.
При всех ссылках на активность эта концепция исходит, пo-существу, из принципиальной пассивности ученика, ему показывают, сообщают, объясняют, указывают, задают. Автор учебника и учитель заранее проводит для него анализ реальности и ее обработку, схематизацию, расчленение, преподнося ученику готовые результаты в виде учебника, наглядных пособий, учебного рассказа, тренировочных упражнений и т.д. Даже самая «активная познавательная активность» ученика при таком научении носит во многом мнимый характер, так как все, что он должен узнать, фактически уже дано ему в готовом виде. Роль ученика сводится к восприятию, осмысливанию, усвоению, закреплению, воспроизведению и применению готовой информации, знаний, правил, заданий и т.д. Поэтому его познавательная активность является специфической школьной, учебной активностью. Она направлена на поиск готовых ответов, а не обнаружение вопросов, которые требуют ответа. И реальность, с которой имеет дело ученик, это особая школьная, учебная, «искусственная» реальность, а не тот сложный мир, с которым он встретится в жизни. Не случайно отсюда ощущение учащихся, что «в школе одно, а в жизни - другое».
Сказанное не означает, что рассмотренная концепция обучения совершенно несостоятельна или непригодна для сегодняшнего дня. Реальность сложна, а знания, накопленные, человечеством, обширны и дифференцированы. Для усвоения даже их малой части абсолютно необходимы их расчленение, упрощение, схематизация, разделение на элементы и постепенное рассмотрение. Это — одна из важнейших функций науки, как обобщенного и классифицированного опыта человечества. Это же — важнейшая функция школы, как органа приобщения человека к опыту человечества, подытоженному наукой.
Но знания не ограничивают арсенала сведений, необходимых человеку для жизни и труда. И научение знаниям не исчерпывает всех видов научения, которые необходимы человеку, чтобы подготовиться к полноценной жизни и труду в современном обществе. Таким образом, речь идет лишь об отрицании универсальности изложенной концепции обучения. Гербарт был по-своему прав, объявляя свою схему обучения универсальной. Для него единственной целью обучения было формирование представлений. Представления, шире — фактические знания действительно можно почти универсально формировать таким образом. Ассоцианистская теория, пo-существу, и есть схема обучения таким знаниям, модель управления процессом накопления фактических знаний.
Но именно по этой причине указанная модель оказывается несостоятельной или, по крайней мере, недостаточной для осуществления других видов научения.
Сказанное не означает, что, пользуясь ею, нельзя научить человека и умениям, и понятиям, и знаниям, и мышлению. Человек невероятно пластичен и приспособляется к чему угодно. Если ему требуется для успешного выполнения определенной деятельности что-то, чему его не учат, то он сам этому научается. (Поэтому и из «школы муштры и зубрежки» выходили порой блестящие мыслители, ученые, деятели). Но научается в этом случае с большими издержками в виде напрасно потерянного времени, несовершенства и пробелов в усвоенных понятиях и умениях, наконец, хвоста отставших и «не совладавших» из-за потери интереса, веры в себя и т.д.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное обучение – это особый тип обучения, характерная черта которого – обеспечение творческого усвоения знаний (по А.А.Леонтьеву). Результатом творческой деятельности является создание новых материальных и духовных ценностей. В отличие от художественного, технического творчества, результатом научного являются новые знания о мире. Проблемное обучение способствует формированию особого стиля мышления, важнейшими компонентами которого являются спонтанность сознания, креативность, критичность, гибкость и другие качества творческого мышления.
Психологическая основа проблемного обучения – теория продуктивного (творческого) мышления. Изучение мышления в психологии впервые было начато в Вюрцбургской школе, основателем которой был О.Кюльпе. До этого, в ассоциативной психологии считалось, что мыслительные процессы вообще не могут подвергаться экспериментальному изучению: мышление предлагалось изучать только по продуктам человеческой культуры. Поскольку вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциативной теории умственной деятельности, ее часто называют теорией репродуктивного мышления. Особую роль в мышлении, согласно ей, играют ассоциации по сходству (О.К.Тихомиров, 2002).
Психологи Вюрцбургской школы рассматривали мышление как внутреннее действие. Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемые при выполнении заданий совершают умственные операции, которые они обычно не осознают.
Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено дальше многими психологами-исследователями, но для разработки теории проблемного обучения наиболее значимыми оказались данные, полученные в немецкой гештальтпсихологии Максом Вертгеймером и Карлом Дункером.
Идеи были восприняты отечественными психологами и разрабатывались С.Л.Рубинштейном, А.В.Брушлинским, А.М.Матюшкиным, К.А.Славской, М.И.Махмутовым.
Этапы научной творческой деятельности
№ п/п | название | содержание этапа | результат этапа |
1. | Постановка проблемы | Возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование проблемы | Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения. |
2. | Поиск решения | Выдвижение и проверка гипотез | Решение-понимание нового знания |
3. | Выражение решения | Выражение нового знания научным языком в принятой форме | Продукт – рукопись (книги, статьи, диссертации, доклады) |
4. | Реализация продукта | Публичное представление продукта | Реализованный продукт – публикация, выступление |
Специфика учебной творческой деятельности. Учебная творческая деятельность - аналог научного творчества, поскольку ее конечным результатом является новое знание. В идеале она также включает четыре основных звена, причем первые два (постановка учебной проблемы и поиск решения) приходятся на этап введения нового материала (знаний), а третье и четвертое звенья (выражение решения и реализация продукта) разворачиваются на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.
В то же время учебная творческая деятельность имеет особенности, отличающие ее от настоящего научного творчества:
- во-первых, в учебной творческой деятельности открывается не объективно, а субъективно новое знание, т.е. новое лишь для учащихся, и выражается оно в более простых формах;
- во-вторых, учебная проблема, в отличие от научной, может существовать в разных формах: как вопрос, не совпадающий с формулировкой темы урока, ответом на который является новое знание; как формулировка темы в вопросительном или назывном варианте;
- в-третьих, постановка учебной проблемы и поиск решения могут осуществляться двумя принципиально разными путями: классическим, точно повторяющим аналогичный этап научного творчества, и сокращенным, при котором учитель прямо ведет учеников к проблеме или решению.
Структура технологии проблемного обучения. Из вышесказанного следует, что технология проблемного обучения включает:
1) методы обучения (введения нового материала):
а) методы постановки учебной проблемы: «классические» и «сокращенные»;
б) методы поиска решения учебной проблемы: «классические»; «сокращенные»;
2) задания на продуктивное воспроизведение (выражение и реализацию) знаний.
Методы проблемного обучения
«Классические» методы постановки учебной проблемы
Поскольку этап постановки проблемы в научной творческой деятельности начинается с возникновения проблемной ситуации и заключается в осознании ее противоречия и формулировании проблемы, можно выделить три группы педагогических приемов:
1) приемы создания проблемной ситуации;
2) приемы вывода из проблемной ситуации;
3) приемы принятия предлагаемых учащимися формулировок проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации. По критерию эмоционального переживания проблемные ситуации можно разделить на два типа: «с удивлением» и «с затруднением».
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» лежат два типа противоречий: между двумя или более положениями (фактами, мнениями, теориями и т.п.); между житейским, т.е. ошибочным представлением учащихся и научным фактом. Для создания первого из них необходимо одновременно предъявить школьникам противоречивые положения. Для создания второго нужно сначала «обнажить» житейское представление вопросом или практическим заданием «на ошибку», а затем либо сообщением, либо в эксперименте, либо с помощью наглядности предъявить научный факт.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» (которое может быть явным и скрытым) лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Для создания проблемной ситуации «с явным затруднением» необходимо дать ученикам практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.
Проблемная ситуация «со скрытым затруднением» может быть создана двумя приемами. Один заключается в том, чтобы дать ученикам практическое задание, похожее на предыдущие, и затем показать неприменимость имеющихся знаний в данном случае. Второй из приемов - проблемный вопрос, ответ на который сходу (без изучения нового материала) невозможен.
Приемы создания проблемной ситуации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Дата: 2019-12-22, просмотров: 294.