Х VII . Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гуманизация образования и педагогической деятельности. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Педагогическое сотрудничество. Психологические признаки различных учебных ситуаций педагогического воздействия. Характер отношений учитель – ученик и обратная связь в отношениях. Характер взаимосвязи репродуктивных, продуктивных и творческих задач в деятельности учителя. Позиции учителя и учеников в продуктивной учебной ситуации. Психологические основы организации педагогической деятельности. Понятие о педагогическом воздействии как способе социальной организации обучающей среды. Разнообразные формы помощи, поощрения, наказания, эмоционального резонанса, синхронизации и ритма совместной деятельности учителя и учения. Механизмы воздействия.

 

 

Лабораторный практикум

 

Не предусмотрен.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ:

Учебники и учебные пособия:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.

3. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2003.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004.

5. Детская практическая психология // Под ред.Т. Д. Марцинковской. - М., 2000.

6. Зимняя И.Я. Педагогическая психология. - М., 1999.

7. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 2000.

8. Мухина B.C. Детская психология. - М., 1999.

9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В.Клюевой. – М., 2005.

10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-х томах. - М., 1989.

12. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М., 1998.

 

Монографии:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М., 1990.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1989.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка - М., 1986.

6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1996.

7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М., 1983.Т.2. - М., 1987.

8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1989.

10. Славина Л.С. Трудные дети. - М., 1998.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990.

12. Фромм Э. Иметь или быть.- М., 1990.

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

Хрестоматии и практикумы:

1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2001.

        2. Возрастная психология / Сост. И науч. Ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 2000.

3. Одаренный ребенок / под. ред О.В.Дьяченко. М., 1997.

      4. Талызина Н.Ф. Пратикум по педагогической психологии. – М., 2002.

      5. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М., 1981.

     6. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А.Красило, А.Новгородцева. – М., 1995.

 

    Статьи:

1. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей (до и после Л. С. Выготского) // Вопросы психологии. – 1996.- № 5.- с. 98-110.

2. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии.- 1996. - № 6. -с.53-64.

3. Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вестник МГУ, Сер. Психология .- 1985. - №5.

4. Слободчиков З.И. Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общих условий развитая // Вопросы психологии.- 1996. - № 3.- с. 38 – 51.

                                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Учебники, учебные пособия:

1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2004.

2. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. – М., 2002.

3. Психология / Под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005.

4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1885.

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2003.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995.

7. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. – М.-Вороонеж, 2002.

8. Хон Р. Педагогическая психология. – М., 2002.

 

Монографии:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Брунер Д. Процесс обучения. - М., 1962.

3. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

4. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М., 2001.

5. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. М., 1983.

6. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1991.

Статьи:

Лосский О.Н. О детском мышлении // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - с.135-137.

 

5.2. Средства обеспечения ОСВОЕНИЯ дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

учебные и методические пособия;

учебники, программы;

пособия для самостоятельных работ.

МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории;

различные технические средства обучения;

аудио-видеоаппаратура;

наглядные пособия.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1.  вопросЫ для самостоятельной работы

1. Назовите основные понятия педагогической психологии. Раскройте их содержание.

2. Охарактеризуйте основные методы педагогической психологии.

3. Раскройте содержание основных концепций педагогического процесса.

4. Дайте общую характеристику педагогической деятельности.

5. Охарактеризуйте специфику педагогических способностей. Основные классификации педагогических способностей.

6. Методы диагностики педагогических способностей.

7. Основные стили руководства в педагогической деятельности. Достоинства и недостатки каждого из них.

8. Структура педагогической деятельности.

9. Специфика педагогического общения.

10. Основные барьеры, возникающие в педагогическом общении, способы их преодоления.

11. Характеристика педагогического коллектива.

12. Основные понятия психологии воспитания. Основные механизмы развития и воспитания личности.

13. Основные функции воспитания.

14. Основные подходы к проблеме воспитания в отечественной психологии.

15. Основные подходы к построению системы воспитания в зарубежной психологии.

16. Охарактеризуйте соотношение основных понятий в педагогике и психологии.

17. Соотношение обучения, развития и воспитания.

18. Основные концепции обучения в зарубежной психологии.

19. Основные концепции воспитания в зарубежной психологии

20. Подходы к проблеме обучения в отечественной психологии.

21. Виды и типы обучения. Их достоинства и недостатки.

22. Дайте характеристику проблемы компьютеризации обучения.

7.2. тематика рефератов, курсовых работ

1. Актуальные проблемы педагогической психологии на современном этапе развития общества.

2. Единство возрастной и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке.

3. Основные концепции педагогического процесса.

4. Общая характеристика педагогической деятельности.

5. Проблема педагогических способностей в отечественной психологии.

6. Барьеры, возникающие в педагогическом общении.

7. Стили педагогического общения.

8. Специфика межличностного общения в педагогическом коллективе.

9. Особенности гендерной характеристики педагогического коллектива.

10. Воспитание как процесс передачи общечеловеческих ценностей и субъективного преобразования личности м мира.

11. Феноменология развития и бытия личности. Проблемы воспитания.

12. Механизмы взаимодействия в процессе педагогической деятельности.

13. Ценностный подход к личности. Базовые основания. Их характеристика.

14. Основные концепции теории учения в западной психологии.

15. Подход к обучению и развитию в отечественной психологии.

16. Сущность развивающего обучения по системе В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.

17. Развивающее обучение по системе Л. В. Занкова.

18. Теория поэтапного развития умственных действий по системе П.Я.Гальперина, Н.А.Талызиной.

19. Основные виды обучения в отечественной психологии и их характеристики. (Программированное обучение, интерактивное обучение, инновационное обучение, проблемное обучение).

20. Мотивация педагогической деятельности.

21. Мотивы учения.

22. Педагогика сотрудничества.

23. Методы работы с проблемами в педагогическом коллективе.

24. Проблема личностного роста и “эмоционального выгорания”.

25. Проблема использования новых информационный технологий в обучении.

26. Субъект. Субъектный подход в построении педагогического процесса.

7.3.  вопросЫ к экзамену

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Концепции педагогического образования и их психологическое обоснование.

3. Основные понятия и методы педагогической психологии.

4. Общая характеристика педагогической деятельности.

5. Уровни продуктивности педагогической деятельности, основные ее формы и функции.

6. Проблема мотивации педагогической деятельности, педагогические способности.

7. Основные цели педагогического руководства.

8. Структура педагогической деятельности.

9. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности.

10. Характеристика репродуктивных и продуктивных творческих задач в деятельности учителя.

11. Педагогическое общение. Общая характеристика.

12. Стили педагогического общения. Его функции.

13. Установка педагогического общения. Механизмы педагогического взаимодействия.

14. Барьеры, возникающие в процессе педагогического общения.

15. Общая характеристика педагогического коллектива.

16. Межличностные отношения в педагогическом коллективе и их влияние на его функционирование коллектива.

17. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя.

18. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

19. Основные психологические понятия психологии воспитания.

20. Социальные функции воспитания.

21. Психологическая основа педагогической деятельности.

22. Психология педагогического воздействия: общая характеристика.

23. Приёмы и техника управления учащимися на уроке.

24. Психологические аспекты воспитательных технологий.

25. Базовые основания личности в системе педагогической технологии.

26. Основные понятия психологии обучения.

27. Концепция обучения в зарубежной психологии.

28. Концепция обучения в отечественной психологии.

29. Структура учебной деятельности. Общая характеристика.

30. Мотивы учения. Их структура и содержание.

31. Психологические основы развивающего обучения.

32. Виды развивающего обучения.

33. Соотношение обучения и воспитания.

34. Проблемы дифференцированного и развивающего обучения.

35. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

36. Формы и функции педагогической деятельности.

37. Проблема педагогических способностей в педагогической психологии.

38. Стили педагогического руководства и их влияние на функционирование педагогического коллектива.

 

 

 Программу составили: канд.пед.наук, доцент Н.Г.Капустина,

                                      ст.преподаватель Н.В.Бякова

 

Программа составлена в соответствии с:

1)   Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031.000.00 - Педагогика и психология (с дополнительной специальностью);

2)   Примерной программой дисциплины «Педагогическая психология», одобренной на заседании учебно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии УМО по специальностям педагогического образования от 04.12.00 г., протокол № 4 (Программу составили: Счастная Т.Н., кандидат психологических наук, доцент МПГУ; Непомнящая Н.И., доктор психологических наук, профессор, МПГУ). Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации для специальности 031000 Педагогика и психология.



Тексты лекций

 

Лекция 1.  Введение в курс педагогической психологии

Вопросы

1. Педагогическая психология как отрасль психологии, предмет, задачи, структура, взаимосвязь с другими отраслями психологии и науками.

2.  Характеристика основных проблем, решаемых педагогической психологией.

3. Методологические основы педагогической психологии.

4. Методы педагогической психологии. Их классификации.

 

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая проблемы психологии воспитания и обучения, устанавливающая психологические факты и закономерности, знание которых необходимо для построения педагогической теории и практики.

Выделяют два уровня педагогической психологии: базовая и прикладная, они различаются по целям получения научных знаний. Цель базовой – исследование природы и закономерностей учения и воспитания, цель прикладной – использование достижений всех отраслей психологии для совершенствования педагогической практики.

Выделяют следующие функции педагогической психологии:

- аналитическая, которая заключается в теоретическом изучении, описании и объяснении сущности, механизмов, закономерностей, причинно-следственных связей процессов воспитания и обучения;

- прогностическая обеспечивает научно обоснованное целеполагание, планирование и развитие системы образования, эффективное управление ею;

- проективно-конструктивная заключается в изучении психологических механизмов, закономерностей, особенностей новых педагогических технологий, педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности.

Значение как базовой, так и прикладной педагогической психологии акцентировано в трудах Лидии Ильиничны Божович, которая утверждала, что нельзя разработать научно обоснованную методику обучения грамоте, если не знать закономерностей выделения ребенком отдельных звуков речи, обозначения их графическими знаками. Нельзя построить научно обоснованную методику воспитания, если не знать закономерности формирования тех качеств, которые мы хотим сформировать и тех условий, при которых этот процесс идет наиболее успешно. Как бы ни был хорош педагогический опыт, он только тогда может стать достижением науки и практики, когда будет понят и обобщен с учетом психологических закономерностей деятельности педагога и учащихся, которая лежит в его основе.

Педагогическая психология играет основную роль не только в разработке путей воспитания и обучения, ей принадлежит ведущее значение в определении их целей.

Эти цели определяются не только требованиями общества. Чтобы эти цели были конкретны и могли направлять эту деятельность, нужно разработать эти цели применительно к различным периодам жизни ребенка, опираясь на знания его возрастных психологических особенностей. Их игнорирование приводит к не реализации образовательного процесса. Например, в 20-е гг.XX в. в соответствии с требованиями общества формирования «нового человека» в детские сады на дошкольный возраст была перенесена модель производственных отношений взрослых. В группах ставились маленькие станки, между детьми объявлялись соревнования. В сельских детских садах детям выделялись участки земли, которые они должны были обрабатывать.

Естественно, такая модель воспитательной системы, не учитывающая психологические и возрастные особенности детей не могла быть продуктивной и эксперимент вскоре потерпел крах.

Предметом педагогической психологии являются психологические факторы успешного обучения, воспитания и педагогической деятельности.

Цель педагогической психологии – исследование становления всех психических функций и качеств личности в процессе усвоения социального опыта. Отечественная психология отрицает врожденный характер способностей, которыми обладает человек, а, следовательно, возникает необходимость проследить, как происходит процесс превращения фрагментов родового человеческого опыта в опыт индивида.

В структуре педагогической психологии традиционно принято выделять три основных раздела:

-   психология обучения;

-   психология воспитания;

-   психология педагогической деятельности или психология учителя.

Задачи педагогической психологии как отрасли психологии:

1) раскрытие механизмов и закономерностей усвоения знаний, формирования познавательных процессов, способностей и умений у учащихся в процессе обучения;

2) раскрытие механизмов и закономерностей формирования качеств личности в процессе обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

3) исследование особенностей формирования личности учителя и психологических условий эффективности педагогического труда;

4) разработка критериев измерения и методов изучения психического развития и формирования личности ребенка в процессе воспитания и обучения.

Вместе с тем, в каждом разделе можно выделить свой предмет и свои задачи.

Основные проблемы, которые рассматривает ПП, можно объединить в 4 группы:

1) структура и содержание умения учиться;

2) генез умения учиться;

3) изучение деятельности обучающего лица, которая находится в неотрывной связи с деятельностью учащегося. Они составляют 2 органические части единой деятельности участников педагогического процесса. Деятельность, выполняемая учащимися, во многих своих компонентах является аналогичной деятельности обучающего;

4) психологические вопросы управления формированием общественно значимых качеств личности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.