Методы исследования в педагогической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глубокое и всестороннее изучение личности ребенка – необходимое условие педагогически эффективного управления деятельностью и развитием детей. Зная индивидуальные особенности детей, педагог может продуктивно и более успешно прогнозировать и корректировать их развитие.

Успех зависит не от метода, а от организации изучения ребенка: оно должно вестись целенаправленно, т.е. на основе определения цели и плана изучения. Нужно стремиться получить о ребенке не отрывочные сведения, а комплексную информацию о развитии его психики и формирования личности. Для этого изучение должно вестись с помощью не отдельных изолированных методов, а их комплекса. Надо изучать личность ребенка или коллектив в целом в развитии. Поэтому для выявления динамики развития нужно проводить повторное обследование. Надо изучать отдельного ребенка и коллектив в различных видах деятельности, применяя соответствующие методы.

Методы педагогической психологии можно разделить на общие и специальные. Общие так названы потому, что являются общими для научного исследования, в целом применимы для решения различных исследовательских задач. К ним относятся: наблюдение, опрос (устный, письменный, беседа, интервью), изучение продуктов деятельности, экспертная оценка, метод социометрии, тесты, моделирование (построение модели изучаемого объекта: математические, логические, кибернетические, технические), эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий, формирующий, контрольный). Специальные методы – изучение отдельных конкретных показателей психического развития и формирования личности ребенка. С этой целью в педагогической психологии применяются специальные исследовательские методики, которые позволяют изучать особенности внимания, памяти, мышления, интересы и потребности, уровень воспитанности и обученности. Обучаемость детей, уровень сформированности навыков и умений учебной деятельности, в группе специальных методов большое значение для развития педагогической психологии имеют два метода: близнецовый и психолого-педагогический эксперимент в естественных условиях.

Близнецовый метод заимствован из психогенетики. Его основы заложены в работах Гальтона и Сименса. Основные положения данного метода:

1) существуют близнецы моно- и дизиготные. Монозиготные развиваются из одной яйцеклетки и имеют 100% одинаковых генов. Дизиготные развиваются из двух яйцеклеток и имеют 50% общих генов.

2) Классический близнецовый метод предполагает сравнение пар ди- и монозиготных близнецов и основан на равенстве сред для партнеров как в парах моно-, так и в парах дизиготных близнецов.

Если изменчивость признака в целом определяется средой, то и моно- и дизиготные близнецы должны иметь по этому признаку одинаково высокие внутрипарные корреляции, по величине корреляция приближается к 1. Если изменчивость признака зависит от генотипа, то коэффициент корреляции в группе монозигот окажется близким к 1, а корреляция в парах дизигот будет приближаться к 0,5, поскольку у ДЗ в среднем половина общих генов;

3) особо ценные данные педагогическая психология может получить от модификации близнецового метода – метода разлученных близнецов. Это сравнение внутрипарного сходства близнецов, которые были разлучены в раннем возрасте и после этого никогда не встречались друг с другом. Их сходство полностью определяется генотипом, а не сходство – средовыми влияниями. (Использование в отечественной психологии затруднено в силу тайны усыновления).

Благодаря близнецовому методу были установлены закономерности соотношения среды и генотипа, которые очень существенны для педагогической психологии. Так, например, на развитие невербального интеллекта больше влияет среда (раньше считали наоборот). Максимальная генетическая обусловленность характерна для вербального интеллекта. Очень часто дети в школе с нормальным интеллектом испытывают трудности при обучении чтению (наследуется генетически). Минимальное влияние генов испытывает память, а пространственные и скоростные тесты испытывают очень большое влияние наследственности.

Генетически задана чувствительность к алкоголю и фармакологическим препаратам. В последних исследованиях МЗ оказались выше по криминальности, чем ДЗ (есть заданность). Но генетическая обусловленность не является фатальной. Так как нет положительных или отрицательных генов. Будет ли развиваться генетическая обусловленность во многом зависит от средовых влияний. Например, эксперимент с крысами: «глупые» и «умные». Глупых помещали в развивающую среду – достигали уровня развития «умных» (парадокс: «умные» в развивающей среде умнее не становились, но конкретно снижали свои показатели в ограниченной среде).

Таким образом было доказано отсутствие фатального влияния генов на развитие при создании определенных условий. Практически все способности могут быть развиты до определенного уровня.

Основы психолого-педагогического эксперимента заложены в трудах А.Лазурского. Он подчеркивал, что эксперимент должен протекать в естественной среде. Это требует продуманных структурных компонентов. Только тогда эксперимент будет хорошим. Иначе мы рискуем получить противоречивое знание, которое не систематизирует, а искажает реальность. Например, в исследовании И.М.Поспехова «Психологическая характеристика избирательных (личных) отношений между детьми в коллективе (группы детского сада, начальные классы школы) (М., 1973) было выделено три разновидности устойчивых связей старших дошкольников в группе детского сада: сближение (симпатия, личное товарищество и дружба), отчуждение (антипатия и недружественные отношения) и нейтральность. Он установил, что в подготовительной группе 22% (!) мальчиков и девочек имеют устойчивую антипатию и только 9% настроены дружелюбно. Однако в работе Г.Е.Ивановой «Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников» (М., 1976) утверждается, что неприятие детей носит эпизодический характер и не проявляется как постоянная тенденция отношений. Исследователем установлено, что совпадение желаемых и реальных выборов на уровне постоянных привязанностей для детей старшего возраста является не типичным: дети обнаруживают неустойчивость выбора под давлением группы, живущие вместе дети предпочитают друг друга.

Д.Кэмпбелл выделяет 4 признака «хорошего эксперимента»:

1) он делает ясной временную последовательность;

2) достаточно чувствителен и действенен для того, чтобы показать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны;

3) исключает возможность третьих переменных, которыми можно было бы объяснить связь между причиной и эффектом (например, в свое время И.Павлов изучал наследуемость условных рефлексов. По его данным выходило, что условные рефлексы могут наследоваться, т.к. у мышей второго, третьего и последующих поколений условные рефлексы вырабатывались все быстрее. Он сделал сообщение на всемирном конгрессе. Коллеги долго критиковали его выводы. Приехав в Россию, Павлов еще раз перепроверил результаты опытов. Оказалось, что для работы с мышами был принят новый лаборант. И на самом деле не у мышей вырабатывались рефлексы быстрее, а этот лаборант с каждым новым поколением мышей учился вырабатывать у них условные рефлексы. Лаборант и был третьей переменной, которая повлияла на результаты опыта);

4) исключает альтернативные гипотезы о конструктах, включенных в эту связь.

Методологические основы педагогической психологии: 

1) Деятельностный подход к изучению психики. Развитие психики происходит в процессе деятельности, реализующей жизнь индивидов. Следовательно, изучать ее надо не изолированно, а в системе жизненных задач, встающих перед человеком. Иначе невозможно понять ни место психики в жизни, ни ее функции, ни ее структуру, ни законы ее генеза и функционирования.

2) Единство внешней, материальной деятельности и внутренней, психической. Внешняя деятельность является исходной и главной формой человеческой деятельности, а внутри производна от первой. Педагогическая психология должна проследить этот переход: она исследует закономерности усвоения в специально организованных условиях.

3) Социальная природа законов развития психики человека. А.Н.Леонтьев – в отличие от животных у человека имеется не 2 вида опыта, а три. Первый вид – врожденный, как у животных, функционирует не сам по себе, а в качестве предпосылки приобретения других видов опыта. 2-й – индивидуальный опыт, надстраивающийся над врожденным. Принципиально новый вид опыта – социальный опыт. Он отличается содержанием, способом приобретения. Именно педагогическая психология призвана исследовать законы, лежащие в основе этого процесса.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение педагогической психологии.

2. Что составляет структуру педагогической психологии?

3. В чем значение педагогической психологии?

4. Перечислите основные задачи, которые решает педагогическая психология.

5. Назовите предмет и основные задачи раздела «Психология обучения».

6. Назовите предмет и основные задачи раздела «Психология воспитания».

7. Назовите предмет и основные задачи раздела «Психология педагогической деятельности».

8. Назовите методы педагогической психологии.

9. Назовите основные положения, которые являются методологической основой педагогической психологии.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.