ДУХОВНАЯ  ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

История человеческой культуры – это история человеческого разума. Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию.

 

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ.

 

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь человека невозможна без окрашивающих внутренний мир личности переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека.

Таким образом, диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

 

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОМПАС.

 

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное в этих отношениях – взаимозависимость общечеловеческой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура – как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое, и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, к самому себе. И все же есть признак духовной культуры личности, который среди прочих критериев играет главенствующую роль,- это готовность человека к самоотдаче и саморазвитию.

Сознание современного человека нагружено научными данными, нравственными, эстетическими нормами и идеалами, религиозными верованиями, практическими знаниями, приходящими к нему из повседневного опыта. Назначение мировоззрения для человека – служить ориентиром в окружающем мире и выражением его личностного отношения к нему. И потому не сами по себе знания ( теоретические, практические и пр.) о мире и человеке составляют особенность мировоззрения, а их обращенность на человека, на его проблемы, возможность ответить благодаря этим знаниям на насущные вопросы о смысле, месте, назначении и перспективах человека в мире. Мировоззрение личности неповторимо, как неповторим каждый человек. Сколько людей, столько и индивидуальных мировоззрений. Мировоззрение человека формируется под воздействием окружающей его культурной среды, личного опыта, образования, воспитания, особенностей его психологического склада, характера. Но наряду с серьезными различиями во всех индивидуальных мировоззрениях есть и нечто общее, иначе люди не понимали бы друг друга.

Мировоззрение человека постоянно меняется, отражая изменения в мире и в знаниях о нем. Открывая мир, человек проникает в его тайны. Но самое важное открытие, значительнее которого нет на Земле,- это открытие и познание человеком самого себя как личности. Для мировоззрения нашего времени характерно постепенное осмысление всем человечеством главной цели развития человека и общества.

 

ГРАНИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

 

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремиться к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.

Главная заслуга в том, что несмотря на мировоззренческое многообразие и поистине « вавилонское столпотворение » норм и принципов, человечество все-тики существует, развивается, что его не захлестнула с головой волна агрессии, взаимной злобы и ненависти принадлежит морали.

Регулирующая роль нравственности нацелена на то, чтобы соединить волю каждого человека с бесчисленным количеством других человеческих воль.

Какие же нравственные ценности можно считать общечеловеческими? Это те ценности, которые должны действовать в любом обществе: доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, совесть, мужество, справедливость, достоинство. Постоянная ориентация на общечеловеческие ценности – характерная черта духовно развитого человека.

Еще одна грань духовности человека связана с понятиями прекрасного и гармоничного, закономерностями художественного освоения мира человеком, со всем тем, что дает возможность людям творить «по законам добра и красоты».

Формирование внутреннего мира, духовной культуры личности величайшую роль играет искусство. Воплощая в своих образах идеал красоты, перерабатывая все впечатления жизни в прекрасное, искусство пробуждает в человеке художника, воспитывает в нем способность находить внутреннюю гармонию предметов и явлений, учит чувствовать и понимать красоту, творить своеобразно ее законам, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире.

 

ТРАГЕДИЯ БЕЗДУХОВНОСТИ.

 

Антиподом духовности человека являются бездуховность, цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным ценностям. Цинизм как крайнее выражение бездуховности – это и надругательство над историческими достижениями культуры человечества, и глумление над нравственными принципами, и осмеяние дорогих людям идеалов, и попрание человеческого достоинства. Бездуховность проявляется в неразвитом интеллекте и примитивизме эмоционально-художественной сферы человека, обделенного культурой.

Известно, что человек – явление крайне сложное. В нем можно выделить его внутреннюю и внешнюю культуру. То, как человек подает себя окружающим,- его манеры, речь, внешний вид и т.д.- может быть обманчивой. Иногда за внешне утонченными манерами и грамотной речью может скрываться хищник, а не человек, как и наоборот, у внешне грубоватого и не очень следящего за своими манерами может оказаться богатый духовный мир, большая внутренняя культура.

Комфортно и интересно жить в обществе духовно богатых, нравственно развитых, разных по характеру и способностям свободных людей.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.