ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Основу духовной жизни как системы составляет духовная деятельность. Деятельность людей есть способ их существования, способ бытия. На духовную деятельность как специфический тип социальной деятельности распространяются все признаки последней.
Материально-производственная деятельность по своему существу является продуктивно-преобразовательной. Осуществляя ее, люди создают общественно необходимые для жизни продукты и изменяют окружающий мир. Такой же характер носит и духовная деятельность, направленная на производство сознания, духовных ценностей. Взгляды, представления, идеалы, художественные образы и другие духовные образования, создаваемые и распространяемые в обществе, стимулируют проявления социальной деятельности и уже потому выступают важным средством формирования самих людей и изменения окружающего мира.
Духовная деятельность, согласно общепринятому определению, есть производство сознания. Такое определение является в принципе правильным, но не достаточным. Оно недостаточно потому, что деятельность, связанная лишь с производством сознания, т.е. духовно-теоретическая, не составляет еще основу духовной сферы общественной жизни. Духовная сфера непременно предполагает наряду с духовно-теоретической и духовно-практическую деятельность.
Естественно, духовно-практическая деятельность не сводится к воспитанию и образованию, она многообразна. Духовно-практической по своему характеру являются научная, идеологическая, художественная деятельность. Духовно-практическая деятельность вместе с духовно-теоретической образует единый тип социальной деятельности – духовную. Их можно отнести к одному типу социальной деятельности, во-первых, потому, что и та и другая вызваны к жизни духовными потребностями людей в знаниях, в росте самосознания, культуре поведения и т.д., и, во-вторых, потому, что удовлетворение духовных потребностей необходимо приводит к развитию сознания людей.
Вместе с тем нельзя не видеть различия между ними. Духовно-теоретическая деятельность- это деятельность по выработке идей и взглядов, представлений, оценок и т.д., а духовно-практическая – по внедрению выработанных духовных образований в сознании людей, повышению их образовательного уровня, формированию их мировоззрения и.т.д.
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
Важнейшей стороной духовной сферы общественной жизни выступают духовные потребности, на удовлетворение которых направлено духовное производство. Генетически духовные потребности можно рассматривать в качестве основы, определяющей становление духовной жизни. С развитием общества, с выделением духовного производства в самостоятельный вид общественного производства исходную основу духовной жизни составляют уже не столько потребности как таковые, сколько из взаимодействие с духовной деятельностью, духовным производством, создающим ценности для удовлетворения потребностей. Это взаимодействие и определяет все стороны духовной жизни.
Духовные потребности изменяются и развиваются по мере развития духовного производства, духовной деятельности, поскольку удовлетворение потребностей (духовно-познавательных, эстетических, нравственных и иных) с помощью продукта, доставляемого деятельностью, не только воспроизводит уже существующие, но и порождает новые потребности.
Влияние духовных потребностей на духовную деятельность в плане как детерминации, так и стимулирования этой деятельности предполагает рассмотрение сущности и специфики духовных потребностей, их места в системе социальных потребностей и взаимодействия с материальными потребностями. Как и другие типы потребностей, духовные потребности социально обусловлены, обладают объективным содержанием, качественной определенностью, выступают внутренним побуждением людей к деятельности.
Духовные потребности наряду с общими чертами имеют и свои особенные, позволяющие отличать их от других, прежде всего от материальных. Духовные потребности теснее связаны с сознанием, их удовлетворение осуществляется главным образом в сфере свободного времени. Связь между субъектом и объектом духовных потребностей характеризуется бескорыстием, а процесс их удовлетворения практически безграничен.
К числу важнейших особенностей духовных потребностей относится также их тесная связь с социальными интересами и мировоззрениями людей.
Действие духовных потребностей нельзя ограничивать только сферой духовной жизни людей. Духовные потребности проявляются и удовлетворяются в материальном производстве, скажем в форме моральных стимулов к труду, в общественно-политической деятельности, в сфере семейно-бытовой жизни.
Наиболее полное представление о структуре духовных потребностей можно составить в том случае, когда они подразделяются по объекту своей направленности ( содержанию своих требований ) с непременным учетом тех видов деятельности, посредством которых они главным образом осуществляются, с основными ценностями жизни.
При классификации духовных потребностей важно учитывать о чьих потребностях идет речь: общества в целом, отдельных классов, социальных групп или личностей.
ДУХОВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ.
Условием гармоничного развития духовной жизни является соответствие как духовной деятельности духовным потребностям, так и духовного потребления духовным потребностям ( и деятельности ). От характера духовных потребностей и степени их удовлетворения зависит насыщенность духовной жизни, ее гармоничность.
Духовное потребление - это процесс удовлетворения духовных потребностей. Оно имеет свои особенности в сравнении с материальным. Духовные ценности, выступая предметом потребления, не «исчезают» в процессе удовлетворения духовных потребностей, а превращаются в богатство духовного мира человека. Идеи, взгляды, художественные образы и другие духовные образования становятся его принадлежностью, определенным качеством. Духовное потребление не имеет иной цели, кроме раскрытия творческих сил и способностей человека, его всестороннего и гармоничного развития. В этом состоит его важнейшая особенность.
Особенность духовного потребления является и то, что процесс его осуществления есть в известной мере процесс производства.
Важнейшим условием удовлетворения духовных потребностей является наличие свободного времени. Как показывают социологические исследования, в свободное время удовлетворяются самые различные потребности: эстетические, познавательные, в духовном общении, общественно-политические и другие. Потребление, например, художественных ценностей осуществляется путем посещения театров, концертных залов, выставок, просмотра кинокартин, участия в художественной самодеятельности и т.д.
Духовное потребление, таким образом, выступает одной из необходимых сторон духовной сферы общественной жизни, основу которой составляет духовное производство. Последнее определяет и духовные потребности, и духовное потребление. От развития духовного производства зависит в главном разнообразие духовных потребностей и полнота духовного потребления, т.е. гармония духовной жизни.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.