5.1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ. 15
5.2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОМПАС. 15
5.3. ГРАНИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. 16
5.4. ТРАГЕДИЯ БЕЗДУХОВНОСТИ. 17
6. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ 17
КУЛЬТУРЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
ЛИТЕРАТУРА 20
ВВЕДЕНИЕ.
Не хлебом единым жив человек. Справедливость этой пословицы, сложившейся еще в глубокой древности, стала особенно очевидной в современную эпоху, когда человечество получило реальные возможности для приобщения к духовным ценностям, к действительному их освоению, а главное -для активного участия в духовном творчестве.
Понятие духовной жизни общества долгое время употреблялось по преимуществу как синоним понятия « общественное сознание » и не имело самостоятельного определения.
В настоящее время интерес к определению понятия духовной жизни общества обусловливается рядом причин. Во-первых, потребностями развития учения об общественном сознании и уточнении самой категории общественного сознания. Довольно интенсивный анализ общественного сознания, его структуры, закономерностей развития, роли в жизни людей показал, что, как бы расширительно не толковали это понятие, оно не охватывает всю духовную реальность, скажем индивидуальное сознание. В целях уточнения и более строгого употребления категории общественного сознания и стали вводить категорию духовной жизни общества как более широкую по объему, чем общественное сознание.
Предпринимались и другие попытки уточнить понятие общественного сознания в соотношении с понятием духовной жизни. При уточнении понятия общественного сознания неизбежно встает вопрос и о духовной жизни, но вряд ли можно выяснить специфику последней только через соотнесение ее с общественным сознанием, поскольку эти понятия в строгом смысле слова не являются соотносительными. Несомненно лишь одно: развитие учения об общественном сознании повышает интерес и к духовной жизни общества.
Интерес к духовной жизни обусловливается, во-вторых, потребностями развития учения о духовной культуре. Раскрывая содержание духовной культуры, определяя ее как явление, исследователи соотносят культуру с духовной жизнью. Однако следует обратить внимание на различие этих понятий. Духовная культура и духовная жизнь различаются в принципе в том же плане, что и общественное сознание и духовная жизнь: духовная жизнь определяется как функционирующая духовная культура.
Интерес к духовной жизни, ее определению обусловливается, в-третьих, потребностями в методологии анализа явлений духовной жизни при проведении конкретно-социологических исследований, которые получают все более широкое распространение.
Духовная жизнь, выражаемая рассматриваемым понятием, выступает в двух качествах. Во-первых, она является реальным процессом жизнедеятельности людей, одним из основных типов жизнедеятельности. Как таковая, она включается во все социальные процессы. Чтобы иметь необходимые материальные средства для жизни, люди занимаются материально-производственной деятельностью. Но как сознательные существа, они не могут не удовлетворять и свои духовные потребности, поэтому осуществляют производство знаний, вступают в духовное общение. Они, следовательно, живут и материально и духовно. Материальная и духовная жизнь суть те основные общественные образования, в которых протекает социальное бытие людей.
Духовная жизнь, во-вторых, выступает и как относительно самостоятельная специфическая сфера жизни общества. Сферами жизни общества являются социальные образования, включающие в свое содержание прежде всего те или иные виды материальной и духовной деятельности, общественные отношения как формы деятельности и общественные потребности, обусловливающие деятельность людей. Взятые в совокупности, названные компоненты позволяют составить представление о сферах как подсистемах общества, способных обслуживать последнее.
Понятие « духовная сфера общества » конкретизирует содержание понятия « духовная жизнь общества ». Им охватывается не вся духовная жизнь, а лишь один из ее слоев, уровней, связанный со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, школ и т.д.), создающих и распространяющих духовные ценности. В духовную жизнь входит наряду с профессиональным производством и непрофессиональное, наряду с организованной системой распределения духовных ценностей – стихийное и т.д. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей.
При этом следует учитывать, что духовная жизнь, рассматриваемая не только как способ духовной жизнедеятельности, но и как отдельная сфера, является очень широким образованием. Она подразделяется на научную, идеологическую и целый ряд других областей. Выделение ее как отдельной сферы оправдано тем, что она является целостным образованием, сложной подсистемы общества, а не просто совокупностью духовных форм жизнедеятельности.
Общественная жизнь предполагает активное отношение людей к окружающему миру, его освоение, осуществляемое в процессе деятельности, взаимоотношений, общения, познания мира и самопознание. Если материальная жизнь в своей первостепенной сущности есть предметно-практическое освоение деятельности, т.е. материальное производство, направленное на удовлетворение материальных потребностей людей, то духовная жизнь есть духовное и духовно-практическое освоение деятельности, основу которого составляет производство сознания, служащее удовлетворению духовных потребностей. Духовная жизнь, как и материальная, осуществляется посредством деятельности людей и самопознания.
Таким образом, духовная жизнь общества по своей сути есть реальный процесс существования людей, а по своему осуществлению – способ общественной жизнедеятельности и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством и распространением сознания и удовлетворения духовных потребностей людей.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.