КУЛЬТУРА - ВАЖНЕЙШЕЕ СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО ДУХОВНОЙ СФЕРЫ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей цивилизация включает еще один очень важный момент – культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?

 

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА ».

 

Термин « культура » - латинского происхождения. Первоначально он означал « возделывание, культивирование почвы », но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. В самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т.д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т.п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты – вещи, технические средства, произведения искусства и т.д.

 

3.2. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА В КУЛЬТУРЕ.

           

Духовная культура – своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы отдельно по двум направлениям – по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т.е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры - культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличии от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Рассмотрим проблему развития культуры, ибо формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Речь идет о новаторстве в культуре. Конечно, не всякое новаторство есть творчество. Создание нового становится творчеством культурных ценностей лишь тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Правда, бывает и так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит, и последующие поколения воздают им должное.

В творчестве культуры всеобщее органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т.д. Тиражирование в той или иной форме уже известного – это распространение, а не создание культуры.

 

КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ.

 

В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели « массовая » и « элитарная культура ».

« Массовая культура » сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео и компьютерная техника способствовали ее распространению. Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью « массовой культуры » является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20 % прибыли на рекламирование своей продукции и изучение вкусов ее потребителей.

 «Массовая культура» оказывает негативное влияние на психику человека. Большинство исследователей считают, что при потреблении « массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестает быть самим собой, а становится частью массы, сливаясь с ней. Он заражается « коллективным настроением», и тогда, когда слушает рок-музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвезд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, популярных писателей, чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама.

«Массовую культуру »называют по-разному: развлекательным искусством, искусством анти-усталости, кичем, полукультурой. В 80-ых годах термин « массовая культура » стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие « популярная культура » или « поп-культура ».

« Массовой », или « поп-культуре », часто противопоставляют

« элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков.

    «Поп – культура » и « элитарная культура » не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи « элитарного искусства » через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются « массовой культурой », повышая ее уровень. В то же время « поп – культура », приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку творцам « элитарного искусства ».

В последнее время ученые заговорили о появлении « экранной культуры », что связано с компьютерной революцией. « Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходит на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. «Компьютерная страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивностью. Многие сегодня считают, что именно « экранной культуре » принадлежит будущее.

 

 

ДИАЛОГ КУЛЬТУР.

 

« Массовая » и « элитарная культура » взаимодействуют друг с другом. Источники национальных различий культур следует искать в исторических условиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни, отражающие особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость определяет необходимость особенно бережного отношения к ней.

Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда – эти и другие факторы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, усилению и углублению взаимопроникновения культур, но в то же время порождают и разнообразные проблемы.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог« равных и разных ». Диалог предполагает так же взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен ( выставка, концерты, фестивали и т.д. ) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Диалог приводит к возникновению качественно нового образования – транс-культуры, представляющей собой органическое единство всех культур.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.