В процессе духовного производства и духовного потребления люди непременно вступают в отношения, так же составляющие один из необходимых элементов духовной сферы общественной жизни как системы. По своему характеру они относятся к идеологическим общественным отношениям и составляют один из видов последних. Специфика идеологических отношений состоит в том, что они в процессе формирования проходят через сознание людей.
Все отношения, связанные с научной, художественной, идеологической, религиозной, образовательной, воспитательной и другими деятельности данной сферы, выступают как духовные отношения. И нравственные, и идеологические, и эстетические, и религиозные, и многие другие отношения правомерно называть духовными, поскольку они проявляются в духовной сфере, связаны с духовной деятельностью.
Отношения, присущие духовной сфере, различаются как по содержанию, так и по форме своего существования. Одни из них могут существовать как в сознании, так и вне сознания, например нравственные отношения, другие только в сознании, как проявлении сознания, т.е. субъективно, и выражают отношения к тем или иным взглядам, представлениям, художественным образам и т.д. Субъективно-объективные и субъективные духовные отношения существуют реально, т.е. проявляются, реализуются в определенных действиях и поступках людей.
На взаимосвязи духовных отношений, духовной деятельности и духовного общения следует остановиться несколько подробнее, но прежде необходимо выяснить, что представляет собой духовное общение. Духовное общение принято рассматривать в качестве одной из форм социального общения. Социальное общение, в котором реализуются общественные отношения, является видом информационной связи.
Духовное общение выступает формой обмена идеями, представлениями, чувствами. Обмен продуктами духовной деятельности, взаимные познания, взаимное влияние составляют основное содержание духовного общения. Оно осуществляется с помощью материальных посредников: языковых и неязыковых знаков, технических средств, предназначенных для тиражирования, распространения и накопления социальной информации. В духовном общении особенно велика роль средств массовой информации (печати, радио, телевидения, информационных агенств ).
Общаясь между собой, люди выражают и мысли, и чувства, и переживания, короче, живут духовно. Духовное общение и есть способ осуществления духовной жизни, ибо с ним связано и духовное производство, и духовные отношения, и духовное потребление, и проявление духовного состояния. Определение духовного общения как способа осуществления духовной жизни является весьма общим, но вместе с тем оно отражает его специфику.
ОБЛАСТИ, ИЛИ ПОДСИСТЕМЫ, ДУХОВНОЙ СФЕРЫ.
Система духовной сферы общественной жизни состоит из областей или подсистем, в которых представлены в единстве духовные потребности, духовная деятельность, осуществляемая социальными институтами с использованием разнообразных средств распределения и потребления духовных ценностей, общение и отношения.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ.
Духовная жизнь современного мира идеологизирована. Идеология как бы окрашивает все духовные состояния общества. По ней можно судить, что волнует людей, каково их мировоззрение, какие идеалы разделяют классы и социальные группы общества и т.д. Поэтому с идеологии, с выяснения ее социальной сущности следует и начинать анализ идеологической области духовной жизни.
Идеологическая жизнь связана с обменом идеями и взглядами, чувствами и настроениями, с духовным потреблением, с изменением состояний сознания, с его развитием и т.д., т.е. представляет собой определенный процесс, совершающийся во времени.
Идеологическая жизнь, рассматриваемая в динамике, выступает как совокупность разнообразных процессов.
Идеологическая деятельность тесно связана с научной, художественной, информационной, воспитательной и другими видами духовной и духовно-практической деятельности. Она взаимодействует с ними, оказывая на них воздействие и испытывая их влияние.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.
ПОНЯТИЕ « НАУКА ».
Самостоятельной областью духовной сферы выступают образование и воспитание. Связь идеологической деятельности с образованием и воспитанием не исчерпывается тем, что в процессе образования и воспитания используются идеологические ценности. Идеологическая деятельность включает в свое содержание образовательные и воспитательные компоненты и взаимодействует с системами образования и воспитания. Идеологическая деятельность не подменяет последнее и не растворяется в них, а образует их сердцевину.
Наука является важнейшей формой человеческого познания, одной из форм духовной культуры общества, а ее развитие – важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.
одной из форм духовной культуры общества, а ее развитие – важнейшим фактором обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.
Наука как особая отрасль духовного производства сложилась на той ступени развития общества, когда материальное производство уже не могло развиваться без применения теоретически обоснованных знаний о физических, химических и иных свойствах предметов природы, без знания закономерностей существования и развития материального мира.
Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения: 1) как особую систему знаний, 2) как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми, вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания, 3) как особый вид деятельности – систему научных исследований.
Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.
Непосредственные цели наук – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т.е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука – это мышление в понятиях, а искусство – в художественных образах.
ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.
На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований, накопленный в более древних обществах ( Египет, Месопотамия ).
В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека и его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарного образования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и ускоренного развития новой науки.
Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы стали элементами общего образования, без чего научные представления никогда не смогли бы превратиться в составную часть культуры общества. Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной из ее важнейших функций.
В 19 веке начало меняться отношение между наукой и производством. Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития.
Таким образом, наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие и управление обществом.
ОБРАЗОВАНИЕ.
« Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы – их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества ». Написанные во второй половине 19 века, эти слова актуальны и поныне.
На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации – усвоение им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования. Из истории известно, что всякий раз, когда заходила речь об определении содержания конкретных учебных курсов, сразу же возникали политические, научные, религиозные и прочие разногласия. Это-то в конце концов и вызвало необходимость государственного регулирования системы образования, которое актуально и для современной цивилизации.
В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведении: квакерские школы в Англии, дающие религиозное – пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения, духовные семинарии во всех христианских странах, медрессе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы и.т.д. Но в этом чрезвычайно пестром разнообразии систем и видов образования можно проследить общее направление его развития в современном мире.
Современная стратегия в данной области – достижение качества, отвечающего требованиям 21 века. Для этого производится гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования.
Гуманизация предполагает большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам, запросам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека.
Гуманитаризация означает усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека, а именно экономической теории, социологии, политологии.
Интернационализация – это создание единой системы образования для разных стран. Являясь частью духовной культуры общества, образование вместе с ней подвержено интернационализации. Особенно быстро данный процесс идет в тех областях, которые занимаются подготовкой специалистов, остро необходимых сегодня.
Таким образом, образование рассматривается ныне как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.