Интеллектуальный потенциал: методология анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многие свой оптимизм в отношении будущего России связывают не с применением науки, не с использованием ее интеллектуального по­тенциала, а с особой духовностью российской культуры, отличной от ра­ционализма Запада. Считают, что опираясь на нее, она найдет свой путь к прогрессу и благосостоянию, и ключевое значение имеет ее духовный потенциал. Конечно, было бы глупо игнорировать роль духовной куль­туры, ее особенностей, роль нравственного начала, без которого ничего не получится вообще, но когда, отдавая приоритет духовности, прини­жают науку, исповедуют и прямо или косвенно проповедуют негативное отношение к науке, как источнику кризиса современной цивилизации и угроз, нависших над человечеством, хочется спросить у этих господ: будут ли они с лопатами и граблями, с серпом и молотом выходить из кризиса?! Или, поверив великому комбинатору, уповать на то, что заграница нам поможет и все наладит. Думаю, что для России более подходит китайский принцип «опоры на собственные силы», конечно, переосмысленный соответственно условиям места и времени.

Из того социально-экономического тупика, куда она была загна­на ельцинско-гайдаровскими «реформами», ей — огромной и мощной державе — по статусу положено выбираться, опираясь в первую очередь на внутренние силы и средства, что, конечно, не равнозначно изоляцио­низму. В современную эпоху политика изоляционизма архаична. Вместе с тем очевидно и то, что «плана Маршалла» для России в обозримом будущем не предвидится.

Надо задействовать собственные возможности и среди них — ее ин­теллектуальный потенциал. Вообще, следует отметить, что понятие потен­циала в социальном знании в методологическом плане оказалось весьма продуктивным. Ежегодные доклады Программы развития ООН о разви­тии человека прекрасно показали и доказали, что, сопоставляя показате­ли, характеризующие «человеческий потенциал» различных стран, можно сделать весьма существенные выводы об их уровне, о стоящих перед ними социально-экономических проблемах, о месте, занимаемом каждой из них на общей шкале развития. Но использование понятия потенциала в социальной области можно этим не ограничивать, а расширить и кон­кретизировать, как представляется, в основном по трем направлениям:

- по уровню человеческих общностей для определения потенциала на­ции, различных социальных групп, больших или малых; предельным здесь будет потенциал отдельной личности;

- по тем сферам деятельности, уровень развития которых в различных странах можно сравнивать друг с другом; речь идет о научном, техническом, производственном, военном и т. п. потенциалах;

— по фундаментальным основаниям человеческой деятельности в це­лом; в данном случае имеются в виду интеллектуальный, духовный, нравственный, творческий потенциалы.

Следует сразу же оговориться, что данная классификация построе­на на использовании различных оснований, которые в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются.

Поскольку понятие потенциала относится к деятельности челове­ка, его носителем является субъект. Потенциал характеризует состояние субъекта с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития, определяются комплексом различных факто­ров в их единстве и взаимосвязи. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала.

Что же касается понятия интеллектуального потенциала, то оно от­ражает интеллектуальную сторону человеческой деятельности — способ­ность к рациональной постановке целей и поиску средств их реализации, без чего предметная деятельность невозможна. Вопрос о его составляю­щих (структуре) не может иметь однозначного ответа, поскольку зависит от того, чей это потенциал — индивида, группы, нации, страны в целом. В последнем случае он, безусловно, включает в себя уровень образования населения и потенциал основных видов деятельности, связанных с ее жизнеобеспечением и развитием — производственный, научно-техниче­ский и т. д.

Уровень интеллектуального (научного, творческого) потенциала на­учного коллектива (или отдельного ученого) определяется его способно­стью (или неспособностью) решать в своей области задачи, относящиеся к переднему краю науки.

Каждый человек имеет свой личный, в том числе и интеллектуаль­ный потенциал. Человека считают специалистом, профессионалом, когда он имеет необходимые знания и навыки, т. е. определенный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу. И от него ожидают именно такой работы. Это очень важный момент, ибо потен­циал всегда связан с ожиданиями. В простейшем случае, если человек не оправдал ожидания, это означает, что либо ему помешали, либо его потенциал определен неправильно.

Преимущественно в экономической литературе, но и не только, во­шло в употребление понятие «человеческий капитал». Оно близко к ин­теллектуальному потенциалу, ибо подразумевает, что капиталом являются здесь знания, навыки, профессионализм. Но все-таки это экономическая категория, а понятие интеллектуального потенциала в методологическом плане связано не с экономикой, а с обществом в целом и потому откры­вает более широкие возможности анализа человеческой деятельности.

Базовой составляющей интеллектуального потенциала страны яв­ляются развитие науки, а также уровень и качество образования на­селения: социализация индивида в цивилизованном обществе включает в себя достижение требуемого минимума образования. Например, элемен­тарная техническая грамотность необходима для живущих в наполненной многочисленными механизмами социокультурной среде современного общества.

Кроме образования всего населения, данное понятие охватывает и те группы людей, которые непосредственно заняты умственным трудом или в труде которых высок удельный вес интеллектуальной составляющей. Именно эти группы обеспечивают воспроизводство интеллектуально­го потенциала страны и являются источником новаций в производстве и других сферах общественной жизни.

Понятие интеллектуального потенциала начинает использоваться там и тогда, где и когда требуется соединение различных видов интеллекту­альной деятельности. Поэтому смысл и значение его как раз в том, что он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, когда никакой из них сам по себе вне связи с дру­гими уже недостаточен для решения проблем, например, образование вне взаимосвязи с наукой и т. д. В итоге, все виды интеллектуального потенциала с необходимостью сопрягаются друг с другом. Тем самым на теоретическом уровне устраняются препятствия для установления органических взаимосвязей между образованием, наукой, технологией, производством. А на практическом уровне их единство обеспечивается адекватными формами организации. Основой интегративных процессов, формирующих интеллектуальный потенциал как целостность, является решение практических проблем.

Кроме того, потребность в использовании понятия интеллектуаль­ного потенциала возникает при характеристике деятельности, которая носит творческий инновационный характер, выходит за рамки нарабо­танных алгоритмов и автоматизированных действий. Интеллектуальный потенциал общества — это его возможности генерировать и вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки Для движения вперед.

Если его основой являются наука и уровень общего образования всего населения, то при характеристике интеллектуального потенциала инновационного процесса в сфере производства следует кроме того вы­делить также значимость профессионального образования специалистов, 8 также научно-технической (новое знание, технологические разработки) и инженерно-конструкторской деятельности, обеспечивающей техноло­гический прогресс. Развитие наукоемких отраслей напрямую зависит °т использования человеческого интеллекта, т. е. от труда ученых, ин­женеров, конструкторов, техников, высококвалифицированных рабочих в сфере науки, технологии, производства. Как известно, существуют две ветви производства: производство ма­териальных и духовных благ и воспроизводство самого человека (семья, школа, вся система обучения и воспитания подрастающего поколения, а также охрана здоровья и жизни людей, создание условий для здорово­го и достойного образа жизни). Удельный вес интеллектуального труда в этих сферах также весьма высок. В «производстве человека» занято боль­шое количество людей. Наряду с инженерами, учителя и врачи являются самыми многочисленными, массовыми профессиями сферы интеллекту­ального труда. Большая часть из них и в советские времена жила небогато, а Россия 90-х гг. вообще превратила их в «новых бедных» — низкоопла­чиваемых «бюджетников». Вот данные самооценки материального поло­жения семьи (1997 г.): 76 % представителей интеллигенции и 70,8 % ИТР считают, что зарплаты им вообще не хватает (приходится занимать), либо хватает на еду и оплату коммунальных услуг. Лишь, соответственно, 2,7 и 3,4 % опрошенных ответили, что считают свое материальное положение благополучным. Это лишь одно из многих свидетельств близорукой недооценки интеллектуального труда. Его низкая оплата сопровождается потерей престижа в общественном сознании, особенно среди молодежи.

Наконец, методологически весьма существенно то, что подход с точ­ки зрения интеллектуального потенциала делает связь науки, как и всех его составляющих, с их социальной основой не искусственной, не на­вязанной, а вполне естественной и органичной. Как система знания наука интернациональна, ибо для нее в общем неважно, где это знание получено. Но как составляющая интеллектуального потенциала опреде­ленной страны наука выступает в ином измерении, где для нее значимо наличие или отсутствие благоприятной среды для получения нового зна­ния. А для страны уровень науки — свидетельство степени развития ее интеллектуального потенциала. Происходящий ныне и в науке процесс глобализации ничего в этом отношении не меняет, так как никакая гло­бализация не отменяет необходимости создания в национальных рамках условий для научных исследований.

Не будет преувеличением сказать, что понятие интеллектуального по­тенциала весьма содержательно и достаточно сложно. Ранее оно большей частью употреблялось как некая метафора или просто обыденное поня­тие, а не как категория социального знания. Сейчас ситуация изменилась. В постиндустриальном мире ведущую роль играют страны с высоким ин­теллектуальным потенциалом. Последний востребован именно как некая интегративная целостность. В жизни современного общества возрастает роль науки, образования, новых, в том числе информационных, техно­логий — всего, что имеет отношение к интеллектуальному потенциалу.

Об интеллектуальном потенциале можно говорить применительно к различным сферам жизнедеятельности общества. Но в данном случае внимание будет сосредоточено на анализе интеллектуального потенциа­ла, связанного с динамикой научно-технологического базиса общества, учитывая, что для России развитие наукоемкого производства, осно­ванного на современных технологиях, является в нынешних условиях приоритетной проблемой.

Акцент на науке и технологии вовсе не обязательно ведет к тех­нократизму и сциентизму. Такой вывод следует, когда абсолютизируют значение науки и технологии, утверждают, что они способны решить все человеческие проблемы. Но если признавать, что обществу наряду с интеллектуальным присущи нравственный, художественный и другие «потенциалы», что кроме знаний есть ценности, что интеллектуальная жизнь и деятельность — лишь один из аспектов человеческого бытия, то проблема технократизма снимается, и мы можем смело рассуждать о структуре интеллектуального потенциала, не боясь обвинений в отри­цании гуманистических идеалов.

Итак, анализ интеллектуального потенциала приводит к следующим основным выводам:

1. Понятие интеллектуального потенциала может относиться к инди­виду, малой и большой группе людей, определенному сообществу, населению страны. Поэтому, масштабность его различна, и в за­висимости от того, каков его субъект, его конкретное наполнение меняется.

2. Основой интеллектуального потенциала во всех случаях является уровень и качество образования. Применительно к стране речь идет об уровне и качестве образования ее населения, ибо они определяют возможности осуществления необходимых для ее развития видов деятельности.

3. Для характеристики интеллектуального потенциала страны необхо­димо также выделить группы людей, непосредственно занятых ин­теллектуальным трудом. Именно эти группы обеспечивают воспро­изводство интеллектуального потенциала страны, нации и являются источником новаций в производстве и других сферах деятельности. В их числе - преподаватели всех уровней системы образования, научные работники, врачи, менеджеры, инженеры, конструкторы, техники, высококвалифицированные рабочие.

4. Интеллектуальный потенциал представляет целостное образование и выполняет интегративную функцию по отношению к своим соста­вляющим. Это означает, что в его рамках никакой компонент уже не может рассматриваться сам по себе вне взаимосвязи с другими, например, наука вне связи с образованием и т. д.

5. Понятие интеллектуального потенциала характеризует возможность определенного типа деятельности, а последняя представляет собой процесс его реализации и служит основой формирования его как Целостности, а также осуществления его интегративных функций. Например, потенциал фундаментальной науки реализуется в процес­се исследования, поиска, познания, для нее естественной является связь с системой образования или созданием новых технологий как каналами ее выхода на удовлетворение практических потребностей общества. Рассматривая науку и технологию в рамках интеллек­туального потенциала, мы тем самым устраняем барьеры на пути установления между ними органических взаимосвязей. К этому надо лишь добавить, что практическая реализация данной модели требует еще адекватной ей формы организации и социально-экономической инфраструктуры.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.