Многие свой оптимизм в отношении будущего России связывают не с применением науки, не с использованием ее интеллектуального потенциала, а с особой духовностью российской культуры, отличной от рационализма Запада. Считают, что опираясь на нее, она найдет свой путь к прогрессу и благосостоянию, и ключевое значение имеет ее духовный потенциал. Конечно, было бы глупо игнорировать роль духовной культуры, ее особенностей, роль нравственного начала, без которого ничего не получится вообще, но когда, отдавая приоритет духовности, принижают науку, исповедуют и прямо или косвенно проповедуют негативное отношение к науке, как источнику кризиса современной цивилизации и угроз, нависших над человечеством, хочется спросить у этих господ: будут ли они с лопатами и граблями, с серпом и молотом выходить из кризиса?! Или, поверив великому комбинатору, уповать на то, что заграница нам поможет и все наладит. Думаю, что для России более подходит китайский принцип «опоры на собственные силы», конечно, переосмысленный соответственно условиям места и времени.
Из того социально-экономического тупика, куда она была загнана ельцинско-гайдаровскими «реформами», ей — огромной и мощной державе — по статусу положено выбираться, опираясь в первую очередь на внутренние силы и средства, что, конечно, не равнозначно изоляционизму. В современную эпоху политика изоляционизма архаична. Вместе с тем очевидно и то, что «плана Маршалла» для России в обозримом будущем не предвидится.
Надо задействовать собственные возможности и среди них — ее интеллектуальный потенциал. Вообще, следует отметить, что понятие потенциала в социальном знании в методологическом плане оказалось весьма продуктивным. Ежегодные доклады Программы развития ООН о развитии человека прекрасно показали и доказали, что, сопоставляя показатели, характеризующие «человеческий потенциал» различных стран, можно сделать весьма существенные выводы об их уровне, о стоящих перед ними социально-экономических проблемах, о месте, занимаемом каждой из них на общей шкале развития. Но использование понятия потенциала в социальной области можно этим не ограничивать, а расширить и конкретизировать, как представляется, в основном по трем направлениям:
- по уровню человеческих общностей для определения потенциала нации, различных социальных групп, больших или малых; предельным здесь будет потенциал отдельной личности;
- по тем сферам деятельности, уровень развития которых в различных странах можно сравнивать друг с другом; речь идет о научном, техническом, производственном, военном и т. п. потенциалах;
— по фундаментальным основаниям человеческой деятельности в целом; в данном случае имеются в виду интеллектуальный, духовный, нравственный, творческий потенциалы.
Следует сразу же оговориться, что данная классификация построена на использовании различных оснований, которые в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются.
Поскольку понятие потенциала относится к деятельности человека, его носителем является субъект. Потенциал характеризует состояние субъекта с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития, определяются комплексом различных факторов в их единстве и взаимосвязи. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала.
Что же касается понятия интеллектуального потенциала, то оно отражает интеллектуальную сторону человеческой деятельности — способность к рациональной постановке целей и поиску средств их реализации, без чего предметная деятельность невозможна. Вопрос о его составляющих (структуре) не может иметь однозначного ответа, поскольку зависит от того, чей это потенциал — индивида, группы, нации, страны в целом. В последнем случае он, безусловно, включает в себя уровень образования населения и потенциал основных видов деятельности, связанных с ее жизнеобеспечением и развитием — производственный, научно-технический и т. д.
Уровень интеллектуального (научного, творческого) потенциала научного коллектива (или отдельного ученого) определяется его способностью (или неспособностью) решать в своей области задачи, относящиеся к переднему краю науки.
Каждый человек имеет свой личный, в том числе и интеллектуальный потенциал. Человека считают специалистом, профессионалом, когда он имеет необходимые знания и навыки, т. е. определенный потенциал, дающий ему возможность качественно выполнять свою работу. И от него ожидают именно такой работы. Это очень важный момент, ибо потенциал всегда связан с ожиданиями. В простейшем случае, если человек не оправдал ожидания, это означает, что либо ему помешали, либо его потенциал определен неправильно.
Преимущественно в экономической литературе, но и не только, вошло в употребление понятие «человеческий капитал». Оно близко к интеллектуальному потенциалу, ибо подразумевает, что капиталом являются здесь знания, навыки, профессионализм. Но все-таки это экономическая категория, а понятие интеллектуального потенциала в методологическом плане связано не с экономикой, а с обществом в целом и потому открывает более широкие возможности анализа человеческой деятельности.
Базовой составляющей интеллектуального потенциала страны являются развитие науки, а также уровень и качество образования населения: социализация индивида в цивилизованном обществе включает в себя достижение требуемого минимума образования. Например, элементарная техническая грамотность необходима для живущих в наполненной многочисленными механизмами социокультурной среде современного общества.
Кроме образования всего населения, данное понятие охватывает и те группы людей, которые непосредственно заняты умственным трудом или в труде которых высок удельный вес интеллектуальной составляющей. Именно эти группы обеспечивают воспроизводство интеллектуального потенциала страны и являются источником новаций в производстве и других сферах общественной жизни.
Понятие интеллектуального потенциала начинает использоваться там и тогда, где и когда требуется соединение различных видов интеллектуальной деятельности. Поэтому смысл и значение его как раз в том, что он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, когда никакой из них сам по себе вне связи с другими уже недостаточен для решения проблем, например, образование вне взаимосвязи с наукой и т. д. В итоге, все виды интеллектуального потенциала с необходимостью сопрягаются друг с другом. Тем самым на теоретическом уровне устраняются препятствия для установления органических взаимосвязей между образованием, наукой, технологией, производством. А на практическом уровне их единство обеспечивается адекватными формами организации. Основой интегративных процессов, формирующих интеллектуальный потенциал как целостность, является решение практических проблем.
Кроме того, потребность в использовании понятия интеллектуального потенциала возникает при характеристике деятельности, которая носит творческий инновационный характер, выходит за рамки наработанных алгоритмов и автоматизированных действий. Интеллектуальный потенциал общества — это его возможности генерировать и вносить в исторический процесс нечто новое и тем самым создавать предпосылки Для движения вперед.
Если его основой являются наука и уровень общего образования всего населения, то при характеристике интеллектуального потенциала инновационного процесса в сфере производства следует кроме того выделить также значимость профессионального образования специалистов, 8 также научно-технической (новое знание, технологические разработки) и инженерно-конструкторской деятельности, обеспечивающей технологический прогресс. Развитие наукоемких отраслей напрямую зависит °т использования человеческого интеллекта, т. е. от труда ученых, инженеров, конструкторов, техников, высококвалифицированных рабочих в сфере науки, технологии, производства. Как известно, существуют две ветви производства: производство материальных и духовных благ и воспроизводство самого человека (семья, школа, вся система обучения и воспитания подрастающего поколения, а также охрана здоровья и жизни людей, создание условий для здорового и достойного образа жизни). Удельный вес интеллектуального труда в этих сферах также весьма высок. В «производстве человека» занято большое количество людей. Наряду с инженерами, учителя и врачи являются самыми многочисленными, массовыми профессиями сферы интеллектуального труда. Большая часть из них и в советские времена жила небогато, а Россия 90-х гг. вообще превратила их в «новых бедных» — низкооплачиваемых «бюджетников». Вот данные самооценки материального положения семьи (1997 г.): 76 % представителей интеллигенции и 70,8 % ИТР считают, что зарплаты им вообще не хватает (приходится занимать), либо хватает на еду и оплату коммунальных услуг. Лишь, соответственно, 2,7 и 3,4 % опрошенных ответили, что считают свое материальное положение благополучным. Это лишь одно из многих свидетельств близорукой недооценки интеллектуального труда. Его низкая оплата сопровождается потерей престижа в общественном сознании, особенно среди молодежи.
Наконец, методологически весьма существенно то, что подход с точки зрения интеллектуального потенциала делает связь науки, как и всех его составляющих, с их социальной основой не искусственной, не навязанной, а вполне естественной и органичной. Как система знания наука интернациональна, ибо для нее в общем неважно, где это знание получено. Но как составляющая интеллектуального потенциала определенной страны наука выступает в ином измерении, где для нее значимо наличие или отсутствие благоприятной среды для получения нового знания. А для страны уровень науки — свидетельство степени развития ее интеллектуального потенциала. Происходящий ныне и в науке процесс глобализации ничего в этом отношении не меняет, так как никакая глобализация не отменяет необходимости создания в национальных рамках условий для научных исследований.
Не будет преувеличением сказать, что понятие интеллектуального потенциала весьма содержательно и достаточно сложно. Ранее оно большей частью употреблялось как некая метафора или просто обыденное понятие, а не как категория социального знания. Сейчас ситуация изменилась. В постиндустриальном мире ведущую роль играют страны с высоким интеллектуальным потенциалом. Последний востребован именно как некая интегративная целостность. В жизни современного общества возрастает роль науки, образования, новых, в том числе информационных, технологий — всего, что имеет отношение к интеллектуальному потенциалу.
Об интеллектуальном потенциале можно говорить применительно к различным сферам жизнедеятельности общества. Но в данном случае внимание будет сосредоточено на анализе интеллектуального потенциала, связанного с динамикой научно-технологического базиса общества, учитывая, что для России развитие наукоемкого производства, основанного на современных технологиях, является в нынешних условиях приоритетной проблемой.
Акцент на науке и технологии вовсе не обязательно ведет к технократизму и сциентизму. Такой вывод следует, когда абсолютизируют значение науки и технологии, утверждают, что они способны решить все человеческие проблемы. Но если признавать, что обществу наряду с интеллектуальным присущи нравственный, художественный и другие «потенциалы», что кроме знаний есть ценности, что интеллектуальная жизнь и деятельность — лишь один из аспектов человеческого бытия, то проблема технократизма снимается, и мы можем смело рассуждать о структуре интеллектуального потенциала, не боясь обвинений в отрицании гуманистических идеалов.
Итак, анализ интеллектуального потенциала приводит к следующим основным выводам:
1. Понятие интеллектуального потенциала может относиться к индивиду, малой и большой группе людей, определенному сообществу, населению страны. Поэтому, масштабность его различна, и в зависимости от того, каков его субъект, его конкретное наполнение меняется.
2. Основой интеллектуального потенциала во всех случаях является уровень и качество образования. Применительно к стране речь идет об уровне и качестве образования ее населения, ибо они определяют возможности осуществления необходимых для ее развития видов деятельности.
3. Для характеристики интеллектуального потенциала страны необходимо также выделить группы людей, непосредственно занятых интеллектуальным трудом. Именно эти группы обеспечивают воспроизводство интеллектуального потенциала страны, нации и являются источником новаций в производстве и других сферах деятельности. В их числе - преподаватели всех уровней системы образования, научные работники, врачи, менеджеры, инженеры, конструкторы, техники, высококвалифицированные рабочие.
4. Интеллектуальный потенциал представляет целостное образование и выполняет интегративную функцию по отношению к своим составляющим. Это означает, что в его рамках никакой компонент уже не может рассматриваться сам по себе вне взаимосвязи с другими, например, наука вне связи с образованием и т. д.
5. Понятие интеллектуального потенциала характеризует возможность определенного типа деятельности, а последняя представляет собой процесс его реализации и служит основой формирования его как Целостности, а также осуществления его интегративных функций. Например, потенциал фундаментальной науки реализуется в процессе исследования, поиска, познания, для нее естественной является связь с системой образования или созданием новых технологий как каналами ее выхода на удовлетворение практических потребностей общества. Рассматривая науку и технологию в рамках интеллектуального потенциала, мы тем самым устраняем барьеры на пути установления между ними органических взаимосвязей. К этому надо лишь добавить, что практическая реализация данной модели требует еще адекватной ей формы организации и социально-экономической инфраструктуры.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.