Политика всегда конкретна. Но хорошо, если она еще и последовательна, а ее решения и действия соотносятся с общими стратегическими установками или целями государства. С другой стороны, ее эффективность зависит от способности гибко реагировать на происходящие в обществе изменения.
На рубеже веков Россия приступила к созданию национальной инновационной системы и пока нащупывает свою стратегию и свою политику в области инноваций. Определяются ее основные цели, главные направления, ключевые проблемы, сегодняшние задачи.
Хотя официально инновационный путь развития не был заложен в правительственную экономическую программу на ближайшие годы, но появление подписанного Президентом документа, определяющего политику государства в области науки и технологий до 2010 г., стало главным обнадеживающим фактом. Уже до этого в словаре высших руководителей страны появились такие понятия как инновация, модернизация, новые технологии. Много говорится о поддержке образования. Очень остро стоит проблема инвестиций. Очевидно, что чисто словесные призывы вкладывать капитал в российскую экономику вообще и тем более в инновационную сферу сами по себе недостаточны, что для них надо создавать благоприятные законодательные и социально-экономические условия.
Однако, независимо от этого, объективно наступило время всерьез заняться выявлением контуров инновационной политики России, ориентированной на стимулирование и всемерную поддержку инновационной деятельности.
Значительный вклад в решение этой проблемы вносят «Основы...». В них выделены и развернуты семь важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий. К ним относятся развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; совершенствование государственного регулирования в этой области; формирование национальной инновационной системы и повышение эффективности использования результатов инновационной деятельности. Два направления касаются кадров: сохранение и укрепление существующего кадрового потенциала научно-технического комплекса и интеграция науки и образования. В качестве особого направления названо развитие международного научно-технического сотрудничества.
Инновационная политика немыслима без решения комплекса проблем, сконцентрированных вокруг выбора приоритетов. Сам этот выбор свидетельствует о заинтересованности государства в получении инновационного продукта, а следовательно, в развитии тех направлений науки и наукоемкого производства, которым и отдается приоритет. Последний служит основанием для концентрации ресурсов и распределения государственных средств. Сила и действенность инновационной политики государства напрямую зависит от финансовых возможностей, которыми оно располагает для поддержки приоритетных направлений, для реализации своих целей.
В России 1990-х гг. довольно много внимания уделялось определению приоритетов в научно-технологической сфере. Министерство науки и технической политики РФ занималось этим вопросом с 1992 г. Несколько позже к этой работе присоединились и другие организации. В 1996 г. правительство утвердило список приоритетных направлений и критических технологий федерального уровня. Итоговый перечень последних содержал 70 пунктов по 7 приоритетным направлениям. Но серьезного влияния на принятие решений в научно-технической сфере эта работа не оказала. И это понятно в отсутствии реально действующей инновационной политики.
В «Основах...» справедливо подчеркнуто, что выбор приоритетов - задача научного сообщества, что приоритеты могут меняться, поэтому их необходимо время от времени пересматривать. В настоящее время выделены 9 приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и 53 критических технологий.
На финансовую поддержку приоритетных направлений государство тратит не только свои средства. Оно стремится привлечь и ресурсы частного бизнеса, без которого инновационная деятельность в условиях рыночной экономики вообще невозможна, ибо именно от него поступает основная масса средств для инновационной сферы.
Во всех развитых странах крупные фирмы, корпорации и т. п. финансируют избранные ими приоритетные направления инновационной деятельности. Вместе с тем, они участвуют в государственных инновационных проектах, выполняя соответствующие заказы и зарабатывая на этом большие деньги. Установление партнерских отношений с частным бизнесом также является одним из важнейших направлений государственной инновационной политики.
Масштабы инновационной сферы в современных условиях во многом зависят от непосредственного государственного заказа. Отечественный опыт вообще свидетельствует о доминирующей роли государства в сфере создания новых технологий. В советский период государство было единственным заказчиком и потребителем научно-технической продукции. Сейчас условия качественно изменились, но российское государство продолжает быть основным источником ассигнований на научно-технические исследования и разработки по приоритетным направлениям. Для обеспечения их финансирования формируются специальные целевые программы, проекты на участие в которых отбираются на конкурсной основе. В 1992—1996 гг. из бюджета финансировалась 41 такая программа. В 1996 г. была принята федеральная целевая программа до 2000 г. В 1997 г. на ее финансирование было истрачено 12,4 % выделенных на науку средств из государственного бюджета. Эти цифры свидетельствуют о слабом использовании даже оставшегося научного потенциала. Сейчас в России работает 12% ученых мира. По 17 направлениям из 100 российская наука опережает мировой уровень, а еще по 22 приближается к нему.
При экспертной оценке более широкого перечня технологий, состоящего из 238 позиций, установлено, что по 13 Россия лидирует, 69 не уступают зарубежным аналогам, а 15 устарели.
Но на мировом технологическом рынке доля российской продукции, как мы видели, является мизерной.
Статистика располагает следующими данными о структуре затрат на технологические инновации в промышленности в 1998 г. по источникам финансирования:
Собственные средства предприятий |
| 74,00% |
Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации |
| 4,40% |
Внебюджетные фонды |
| 3,40% |
Иностранные инвестиции |
| 10,00% |
Прочие |
| 8,20% |
Таким образом, основным источником вложений являются сами предприятия. Но учитывая состояние российской экономики, их все-таки недостаточно для технологического обновления производства. А доля бюджетных ассигнований смехотворно мала. Поэтому нужны и иные источники финансирования.
Поскольку эта проблема чисто экономическая, то в данном случае сошлемся на компетентное мнение специалистов, что деньги Россия найти сможет. Внутренними источниками накоплений являются и экспорт сырья, и продажа имеющей спрос на мировом рынке промышленной и сельскохозяйственной продукции, и доход от продажи интеллектуальной собственности, и внутренний рынок, и возвращение в Россию вывезенных «новыми русскими» капиталов.
Если государство создаст приемлемые условия для зарубежных инвесторов, то появится и внешний источник, ибо возможно, что иностранный капитал пойдет в Россию, учитывая наличие здесь огромных возможностей для развертывания самых разнообразных видов производства. Вместе с тем, пока нет ответа на вопрос о том, удастся ли получить в нужном объеме иностранные инвестиции, если Россия изберет инновационный путь? Здесь многое будет зависеть от инновационной политики государства и крупного российского бизнеса.
Особым направлением инновационной политики государства можно считать поддержку малого инновационного бизнеса. Опыт США и других стран, как уже говорилось, свидетельствует об эффективности этой формы организации инновационной деятельности.
Кроме распределения бюджетных средств, инновационная политика может сыграть роль в оценке и развитии различных организационных структур поддержки малого инновационного бизнеса, получивших в мире широкое распространение, таких как ИТЦ, а также технопарки и технополисы, представляющие собой территории, на которых созданы специальные льготные условия для разработки и реализации нововведений, для соединения научно-технической и производственной сферы. Создание и совершенствование такого рода структур необходимо и для формирования в стране эффективно действующей инновационной системы. Сюда же входит приспособление к условиям рынка существующих в стране наукоградов.
Процессы глобализации исключают возможность решать проблемы развития производства на базе новых технологий изолированно. Но чтобы от глобализации страна могла получать выгоду, а не убытки, она, прежде всего должна иметь сильную и динамично развивающуюся экономику. Но велика и роль инновационной политики государства в обеспечении участия инновационного потенциала страны в глобальных процессах, привлечении иностранного капитала для инвестирования наукоемкого производства на территории России. К сожалению, российский капитал до последнего времени не проявлял большого желания вкладывать средства в отечественную экономику.
Международные аспекты инновационной политики тесно связаны с решением проблем интеллектуальной собственности. Здесь речь идет о покупке патентов, приобретении лицензий, охране государственной и индивидуальной интеллектуальной собственности граждан страны.
В этой области, как и везде, внутренняя политика является доминирующей. Так, при внутренней сырьевой или инновационной ориентации государства, его внешняя инновационная политика будет различаться принципиально и по многим параметрам. Надо сказать, что ныне иностранные кампании наиболее охотно вкладывают средства в горнодобывающие отрасли промышленности. Способствуя этой тенденции, государство объективно работает на движение России по сырьевому пути. Поэтому оно и во внешнеполитической сфере должно определить ориентиры своей инновационной политики.
Успех инновационной политики государства во многом зависит от ее общественной поддержки. Однако до последнего времени политики и СМИ обращали на науку и новые технологии мало внимания. И хотя в России быстро растет слой людей из разных социальных структур (ученых, инженеров, менеджеров, бизнесменов, некоторых политиков и т. д.), для которых очевидно значение инновационного пути, но в то же время, как уже отмечалось, социологические опросы свидетельствуют, что общественное мнение пока не воспринимает науку и новые технологии в качестве важнейших факторов экономического роста.
Создание благоприятного духовного климата для интеллектуального творческого труда, для развития научно-технической и инновационной деятельности, для позитивного восприятия обществом отвечающих его интересам технологических нововведений, новых изделий и т. д. требует перенастройки социокультурных ценностных ориентации общества, которое еще не полностью осознает перспективность именно этого пути развития. Иначе нормальное протекание инновационного процесса будет чрезвычайно затруднено. Это также проблема инновационной политики.
Инновация, коммерциализация, технологический рынок — все эти понятия иногда настраивают на прагматичный подход к науке: государство, производство нуждаются в практической отдаче науки и этому надо подчинить все. А те разделы науки, которые не дают полезных практических результатов, являются для нас излишней роскошью. Россия не может позволить себе их содержать, у нее нет для этого необходимых средств. Примерно такую идею высказал в уже упоминавшемся интервью Б. Г. Салтыков: «Наука не может жить сама по себе, она должна стать органической частью национальной инновационной системы». Общеизвестно, что государство заинтересовано в практической отдаче науки и в «Основах...» говорится о первоочередной поддержке фундаментальных исследований, «способных обеспечить технологический прорыв». Но когда под видом поддержки инновационной активности перечеркивается ценность фундаментальной науки «самой по себе», я полагаю, что это опасный перехлест. Приведенное положение воспроизводит идеи непонятных зарубежных советников, которые делясь с нами своим «опытом», уверяли, что в США сейчас финансируют только те исследования, которые дают практический выход.
Эта позиция отражает мнение определенных кругов и может найти новых сторонников, тем более что ее озвучил компетентный человек, известный как крупный специалист по социально-экономическим проблемам науки, тесно связанный с властными структурами. Но это близорукая позиция, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, без «науки самой по себе» в стране невозможно поддерживать современный уровень образования. Во-вторых, фундаментальная наука — тоже ресурс, но ресурс для нашего будущего. И если от нее требовать прямого и непосредственного выхода в практику (часть инновационной системы), то, как фундаментальная область она может вообще исчезнуть. Все это абсолютно элементарно. Почему же эти положения не принимаются в расчет? Разве нужно разъяснять, что современные поколения ответственны перед будущими. Или мы вправе жить лишь сегодняшними заботами?
Выработка продуманной и последовательной национальной инновационной политики — это важнейшая проблема современной России. Ее надо решать с учетом мирового опыта, но не по подсказкам западных экспертов. По этим подсказкам наши реформаторы во имя создания рынка уже разрушили производство, вывели Россию по многим показателям из числа лидирующих государств. Теперь во имя достижения благородной цели развития наукоемкого производства хотят лишить Россию ее фундаментальной науки. Может быть, это тоже кому-то нужно?
Вместе с тем, следует различать понятия «инновационная система» и «инновационный путь развития». Последнее относится к обществу в целом и требует вовлечения всего интеллектуального потенциала страны, органической частью которого (а не инновационной системы) является вся наука, тесно связанная с технологией и образованием.
Поэтому и успешная инновационная политика не может быть узко прагматичной, игнорирующей социокультурные аспекты инновационного развития.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.