Инновационная деятельность и государство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В отличие от результатов фундаментальных исследований продукты инновационной деятельности продаются и покупаются. Но если покупа­тель платит, а продавец получает прибыль, то вся инновационная сфера становится, в принципе, независимой от государства, и для нее бюд­жетное финансирование перестает быть условием существования, ибо инновационную активность будет стимулировать и регулировать рынок. Если в СССР государство управляло всем, то в современной России оно может спокойно покинуть не только экономическую, но и науч­но-техническую сферу. По такой схеме рассуждают наши доморощенные либералы, еще приплюсовывая к ней и фундаментальную науку. Однако отказ от тоталитаризма не означает, что допустимо впадать в другую край­ность. Известно, что в развитых странах дикого рынка давно уже нет, он регулируется, в том числе и государством. Мировой опыт также свидетель­ствует, что и в условиях рыночной экономики состояние инновационной сферы во многом зависит от государства и что выработка адекватной его интересам политики в этой области является предметом его посто­янного внимания. А в России, где наукоемкое производство длительное время сокращалось, где большая часть производственных фондов требует модернизации, где еще только пробиваются первые ростки инноваци­онной системы, использующей рыночные механизмы для активизации инновационной деятельности, государство действительно становится той реальной силой, которая способна дать инновационному процессу пу­тевку в жизнь. Конечно, существенную роль играют спонтанные процессы самоорганизации, саморегулирования. Но они разрозненны и локальны. Нужен интегрирующий фактор. Им является государство.

Роль науки в современном обществе неизмеримо возрастает бла­годаря ее технологическому применению, созданию инновационного продукта. Инновационная сфера охватывает науку, обращенную к произ­водству, и производство, обращенное к науке, т. е. она объединяет науку и производство в интересах повышения технологического уровня послед­него. На динамике инновационного цикла в полной мере сказываются также закономерности рынка. Как уже отмечалось, целостное видение этого процесса включает как научно-технологический, так и социально-экономический аспекты.

Реально государство является одним из действенных факторов, фор­мирующих условия существования и практического применения науки в производстве и других сферах жизни конкретного общества. Особен­но велика его роль в судьбах российской науки, которая была создана государством и практически на всем протяжении ее истории носила го­сударственный характер. Конечно, так было не везде. Характер связи государства и науки варьируется в зависимости от условий и традиций той или иной страны. Но везде эта связь существует.

Подход государства к инновационной сфере выражается в его по­литике. Если его целью является стимулирование технологического про­гресса, развитие в стране наукоемкого производства, то государственная поддержка образования, науки, научно-технологической и инновацион­ной деятельности становятся для него императивом. Для России подоб­ная направленность деятельности государства в существующих условиях является объективно необходимой.

Наука, научно-технологическая сфера — интеллектуальный ресурс России, состояние и условия развития которого могут масштабно улуч­шаться только при содействии государства. И дело не в том, желает или не желает государство заниматься этой сферой, оказывает оно ей свою высочайшую милость или нет, а просто в отношении научно-тех­нологической сферы оно выполняет вполне определенную функцию. Под государством здесь имеются в виду властные структуры, сфера управле­ния, которые могут выполнять эти функции хорошо или плохо, или совсем не выполнять, но от этого они не перестают быть функция­ми государства. Поэтому столь значима активность государства в сфере инноваций. От нее в значительной степени зависят как использование собственного научно-технологического потенциала для развития в стране наукоемкого производства, так и перспективы будущего. Вместе с тем, следует учитывать, что государственное регулирование происходящих в обществе процессов является сильнодействующим фактором. Поэтому действия государства по отношению к очень тонкой и чуткой к малей­шим изменениям в экономике и политике инновационной сфере должны быть достаточно взвешенными и выверенными, чтобы вместо содействия не нанести ущерба инновационной активности.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.