Введение
В развитых странах инновационный бизнес к 80-ым годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.
Инновационный бизнес - наиболее уязвимая часть российского бизнеса. Предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав нескольких лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся в этот период:
· высокие налоги;
· сложности с арендой помещений;
· дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги. Какой должна быть система поддержки инноваций в России? В этой курсовой работе я проанализирую законодательную базу в области инноваций, что даст возможность выделить некоторые моменты, которые могут оказаться полезными для решения проблем становления инновационного бизнеса в России.
Государство в сфере инноваций
Понятие инновации
Определений термина "инновация" много. Согласно англо-русскому словарю: "Инновация" - это нововведение, новшество, изменение. Довольно емкое объяснение термина "инновация" дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А.Макаренко: "Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.
Таким образом, можно сказать, что инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека.
Однако, нас больше интересует определение ориентированное на социально-экономические инновации.
Инновация - это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.
Соответственно, процесс осуществления инноваций называется инновационной деятельностью.
· Она охватывает создание и внедрение:
· новой продукции;
· новых технологических процессов и форм организации производства;
· нового рынка;
· новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур.
Многие зарубежные и российские исследователи сходятся во мнении, что появление инновации имеет два начала:
1. Потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Иначе говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции.
2. "Изобретательство", то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта.
То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный путь. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.
Инновационная политика
2.1 Понятие, цели и задачи государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности;
Цели и задачи государственной инновационной политики:
1. Основные цели государственной инновационной политики в Российской Федерации:
· содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;
· ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
· сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
· содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
2. Главные задачи государственной инновационной политики:
· обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности;
· прямая и косвенная поддержка базисных и улучшающих инноваций в соответствии с государственными инновационными программами;
· содействие развитию конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства;
· формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры;
· содействие активизации инновационной деятельности в регионах России;
· поддержка совместных инновационных программ и проектов стран СНГ, создание совместных инновационных предприятий, развитие международного инновационного сотрудничества с учетом национальных интересов России.
3.Государственная инновационная политика разрабатывается и осуществляется на основе:
· инновационных прогнозов - предвидения основных направлений освоения научно-технических достижений в производстве в мире и в России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе:
· инновационной стратегии - определения приоритетных направлений освоения базисных и улучшающих инноваций в стране или регионе на среднесрочную или долгосрочную перспективу;
· государственных инновационных программ - совокупности федеральных и региональных инновационных проектов, обеспечивающих комплексное освоение и распространение базисных инноваций и меры по их поддержке:
· инновационных проектов - совокупности мероприятий, обеспечивающих освоение конкретных инноваций в оптимальные сроки с максимальным - эффектом;
· инновационных (инновационно-венчурных) фондов, создаваемых государственными органами с привлечением частного и иностранного капитала для финансовой поддержки базисных и улучшающих инноваций, особенно в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства;
· страхования инновационных рисков с помощью государственных гарантий по отдельным проектам, развития страховочной и перестраховочной деятельности в сфере инноваций;
· государственной экспертизы и регистрации базисных и улучшающих инноваций уполномоченными на то органами.
Перспективы развития
Заключение
Нововведения, внедряемые российскими предприятиями, ориентированы на незначительное усовершенствование уже имеющейся продукции и технологий ее производства.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация - несмотря на объективную необходимость смены технологического уклада путем модернизации производственного аппарата и внедрения новых технологий, диктуемой неконкурентоспособностью продукции востребованность нововведений на предприятиях остается низкой, что углубляет кризисное состояние отечественного машиностроения.
При отдельных положительных изменениях, происходящих в последнее время, в области инноваций, существует не мало проблем, требующих неотложного решения. Первый и необходимый шаг на этом пути – осознание всей важности данной сферы для конкурентоспособности региона и России в целом, понимание этого каждым руководителем – от малого бизнеса до предприятий-гигантов, от органов местного самоуправления до высшего руководства страны.
Думается, что, используя опыт развитых стран можно создать адаптированную к развивающейся российской экономике систему государственной поддержки и правоотношений всех участников инновационного процесса. По моему мнению, это и будет путь к решению главной проблемы становления зарождающейся национальной инновационной системы.
Список используемой литературы:
1. Келле В.Ж. «Инновационная система Росии».М.: Едиториал УРСС, 2003.-148с.
2. Гапоненко Н. «Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку» Вопросы экономики, 1997, №9.
3. Дудченко В.С. «Основы инновационной методологии» М: На Воробьевых, 1996, 68с.
4. Кокурин Д.И. «Инновационная деятельность» М.: Экзамен, 2001.-576 с.
5. Иванова Н. «Национальные инновационные системы» Вопросы экономики. 2001. №7. с.59-71
6. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 05 августа 2000г. Ст 262 «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки».
7. Инновационная политика и инновационный бизнес в России Аналитический вестник 2001 №15 с.91-107
8. Новая парадигма развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Второе издание. М.: Издательство «Академия», Иркутск РИЦ ГП «Облинформпечать» 2000, 460 с.
9. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др., Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: «Банки и биржи», «Юнити», 1997
Введение
В развитых странах инновационный бизнес к 80-ым годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.
Инновационный бизнес - наиболее уязвимая часть российского бизнеса. Предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав нескольких лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся в этот период:
· высокие налоги;
· сложности с арендой помещений;
· дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги. Какой должна быть система поддержки инноваций в России? В этой курсовой работе я проанализирую законодательную базу в области инноваций, что даст возможность выделить некоторые моменты, которые могут оказаться полезными для решения проблем становления инновационного бизнеса в России.
Государство в сфере инноваций
Понятие инновации
Определений термина "инновация" много. Согласно англо-русскому словарю: "Инновация" - это нововведение, новшество, изменение. Довольно емкое объяснение термина "инновация" дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А.Макаренко: "Инновация (анг. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление) - 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политические программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании - новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии.
Таким образом, можно сказать, что инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека.
Однако, нас больше интересует определение ориентированное на социально-экономические инновации.
Инновация - это результат исследований, разработок, новое или усовершенствованное социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.
Соответственно, процесс осуществления инноваций называется инновационной деятельностью.
· Она охватывает создание и внедрение:
· новой продукции;
· новых технологических процессов и форм организации производства;
· нового рынка;
· новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур.
Многие зарубежные и российские исследователи сходятся во мнении, что появление инновации имеет два начала:
1. Потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Иначе говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции.
2. "Изобретательство", то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта.
То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный путь. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 288.