ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция 1. Болезни новорожденных детей
1. Причины заболеваемости и смертности новорожденных. Роль фельдшера в планировании семьи.
2. Критерии распределения новорожденных детей до 1 года по группам риска, группам здоровья.
3. Роль фельдшера в профилактике заболеваний периода новорожденности.
Лекция 2. Сепсис у детей
1. Основные причины гнойно-септических заболеваний у новорожденных детей.
2. Сепсис новорожденного, этиология, классификация, клинические проявления.
3. Особенности течения септических заболеваний у недоношенных детей.
4. Лечение, уход, техника кормления, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
Лекция 3. Врожденные и наследственные заболевания у детей
1. Причины возникновения врожденных и наследственных заболеваний.
2. Врожденные аномалии и уродства.
3. Болезнь Дауна.
4. Фенилкетонурия.
5. Муковисцидоз.
6. Лечение, уход, вскармливание, профилактика врожденных и наследственных заболеваний.
Лекция 4. Иммунодефицитные состояния у детей
1. Звенья иммунной системы ребенка.
2. Первичные и вторичные иммунодефициты, причины развития, диагностические признаки.
3. Методы диагностики иммунодефицитных состояний.
4. Лечение, уход, профилактика иммунодефицитов.
Лекция 5. Внутриутробные инфекции
1. Основные причины внутриутробных инфекций.
2. Врожденная герпес-вирусная инфекция, клинические проявления, осложнения.
3. Врожденная цитомегаловирусная инфекция, клинические проявления, осложнения.
4. Врожденный токсоплазмоз, клинические проявления, осложнения.
5. Диагностика, лечение, уход, профилактика внутриутробных инфекций.
Лекция 6. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями в КБР
1. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями в КБР.
2. Этиология, эпидемиология, патогенез острых кишечных инфекций.
3. Основные симптомы острых кишечных инфекций.
4. Методы диагностики острых кишечных инфекций.
5. Лечение, организация питания и ухода, профилактика острых кишечных инфекций.
Лекция 7. Туберкулез у детей
1. Заболеваемость туберкулезом среди детского населения КБР.
2. Классификация, клинические проявления туберкулеза.
3. Задачи противотуберкулезного диспансера.
4. Роль санитарно-курортных организаций в лечении и профилактике туберкулеза.
Лекция 8. Острые респираторно-вирусные инфекции у детей
1. Определение, этиология, эпидемиология ОРВИ.
2. Грипп, клинические проявления, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика.
3. Парагрипп, клинические проявления.
4. Риновирусная инфекция, клинические проявления.
5. Респираторно-синцитиальная инфекция, клинические проявления.
6. Аденовирусная инфекция, клинические проявления.
7. Лечение, уход, профилактика ОРВИ.
Лекция 9. Хронические вирусные гепатиты у детей
1. Вирусные гепатиты, определение, этиология, эпидемиология, патогенез.
2. Хронический вирусный гепатит В, классификация, симптомы, варианты течения, прогноз.
3. Хронический вирусный гепатит Д, клинические проявления, прогноз.
4. Хронический вирусный гепатит С, клинические проявления, прогноз.
5. Диагностика, лечение, уход. Организация диспансерного наблюдения, профилактика вирусных гепатитов.
Лекция 10. Специфическая профилактика детских инфекций
1. Основные положения об организации и проведении профилактических прививок.
2. Календарь профилактических прививок.
3. Вакцинация против декретированных инфекций.
4. Типы вакцин.
5. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям.
Лекция 12. Некоторые заболевания органов дыхания у детей
1. Причины заболеваний органов дыхания у детей.
2. Острый бронхит. Обструктивный бронхит, диагностика, лечение, уход.
3. Пневмонии, классификация, клинические проявления, лечение, уход.
4. Реабилитация детей, перенесших заболевания органов дыхания, санаторно-курортное лечение.
Темы практических занятий
Практическое занятие 1
Практическое занятие 2
Болезни новорожденных детей
Вопросы к занятию
1. Гемолитическая болезнь новорожденных, этиология, патогенез, клинические формы. Отличие ГБН от физиологической желтухи. Методы лечения, профилактика, прогноз.
2. Болезни пупка. Омфалит и его формы, этиология, клиника, осложнения, лечение, доврачебная помощь и уход при заболеваниях пупка.
3. Болезни кожи новорожденных. Заболевания небактериального характера (опрелости, потница, склерема), этиология, клиника, лечение, уход, профилактика.
4. Пиодермии (везикулопустулез, пузырчатка новорожденных, абсцесс, мастит новорожденного), этиология, клиника, лечение, неотложная помощь, уход, профилактика.
Терминология: омфалит, опрелости, потница, склерема, склередема, абсцесс, мастит.
Студент должен уметь
- организовывать уход за новорожденным с гемолитической болезнью
- организовывать уход за новорожденным с заболеваниями пупка, кожи
- организовывать уход за новорожденным с сепсисом
- измерять температуру тела новорожденному, регистрировать ее в истории
-диагностировать врожденные уродства, болезнь Дауна, фенилкетонурию, организовывать обслуживание, вскармливание детей с врожденными и наследственными заболеваниями
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (пеленание детей раннего возраста; взятие крови на билирубин; оценка результатов; обработка пупочной ранки; уход за кожей при потнице, опрелостях)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Растворы альбуцида, нафтизина
2. Глюкоза (порошок, таблетки, раствор для инъекций)
3. Фенобарбитал (порошок, таблетки)
4. Смекта (порошок)
5. Бриллиантовая зелень (раствор)
Учебно – наглядные пособия
1. Муляж: кукла новорожденной девочки, мальчика
2. Таблицы, иллюстрации
3. Набор тестовых заданий и ситуационных задач
4. Информационные папки
5. Лотковые весы
6. Сантиметровая лента
7. Пеленальный стол
8. Набор пеленок
Практическое занятие 3
Практическое занятие 4
Аномалии конституции
Вопросы к занятию
1. Этиология, патогенез, симптомы экссудативно – катарального диатеза.
2. Лимфатико – гипопластический диатез, этиология, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
3. Нервно – артрический диатез, этиология, лечение, профилактика, реабилитация.
4. Доврачебная помощь при диатезах.
Терминология: диатез, гнейс, молочный струп, «географический язык», педиатрия, неонатология.
Студент должен уметь
- анализировать анамнестические данные, выявляющие причины диатеза
- ухаживать за больными с различными проявлениями экссудативно – катарального диатеза
- выполнять врачебные назначения. Вводить лекарственные препараты через рот, в инъекциях, в свечах, в лекарственных клизмах
- проводить гигиенические мероприятия больным детям
- подсчитывать частоту сердечных сокращений, число дыхательных движений
- измерять температуру тела ребенка, регистрировать ее цифры в истории болезни
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (оказание неотложной помощи при ацетонемическом кризе; измерение массы тела; определение тургора тканей и мышечного тонуса; пальпация лимфатических узлов; туалет кожи и слизистых; проведение лечебных ванн).
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Супрастин (таблетки, раствор для инъекций)
2. Дибазол (таблетки, раствор для инъекций)
3. Витамин А (ретинол) (таблетки, драже, раствор для инъекций)
4. Витамин В15 (кальция пангамат) (таблетки)
Учебно – наглядные пособия
1. Весы медицинские
2. Набор тестовых заданий и ситуационных задач
3. Таблицы, иллюстрации
4. Информационная папка
5. Образцы лечебных смесей
Практическое занятие 5
Острые вирусные гепатиты
Вопросы к занятию
1. Острый вирусный гепатит А, этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая картина, классификация.
2. Диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, доврачебная помощь, уход, диета, профилактика, прогноз гепатита А.
3. Острый вирусный гепатит В, этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая картина, классификация.
4. Диагностика, лечение, доврачебная помощь, уход, диета, профилактика, прогноз гепатита В.
5. Вирусный гепатит Д, этиология, эпидемиология, клиническая картина, лечение, прогноз.
6. Вирусный гепатит С, этиология, эпидемиология, клиническая картина, лечение, прогноз.
Терминология: австралийский антиген, желтуха, антиген, антитело, трансаменазы, прямой билирубин, непрямой билирубин.
Студент должен уметь
- выслушивать жалобы, собирать анамнез, проводить объективное обследование, диагностировать патологию, определять тактику ведения больного
- проводить дифференциальную диагностику вирусных гепатитов
- обеспечивать соблюдение диеты и уход за больным вирусным гепатитом
- составлять план профилактических мероприятий в очаге вирусного гепатита
- соблюдать противоэпидемический режим при работе с больным
- определять сроки вакцинации против вирусного гепатита В, знать технику вакцинации
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (пальпация, перкуссия печени; подготовка больного к дуоденальному зондированию; подготовка больного к ультразвуковому исследованию печени; проведение фототерапии новорожденному)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Иммуноглобулин (раствор для инъекций 2мл/флакон)
2. Ацикловир (капсулы, раствор для инъекций, мазь)
3. Нистатин (таблетки, мазь, свечи)
4. Тималин (флаконы по 10мг)
Учебно – наглядные пособия
1. Набор ситуационных задач и тестовых заданий
2. Шприцы
3. Дуоденальные зонды
Практическое занятие 7
Туберкулез у детей
Вопросы к занятию
1. Этиология, эпидемиология, патогенез туберкулеза.
2. Основные клинические формы (ранняя туберкулезная интоксикация, хроническая туберкулезная интоксикация, первичный туберкулезный комплекс, туберкулезный бронхоаденит, туберкулезный менингит).
3. Понятия о вираже, диагностика туберкулеза.
4. Гематогенно – диссеминированный туберкулез.
5. Диагностика туберкулеза, лечение химиопрепаратами, оказание доврачебной помощи.
Терминология: гранулема, «железы-камушки», тубинфицирование, инфильтрация, диссеминация, туберкулодиагностика, вираж туберкулиновой пробы.
Студент должен уметь
- выслушивать жалобы, собирать анамнез, проводить объективное обследование, диагностировать патологию, определять тактику ведения больного
- оформлять медицинскую документацию
- организовывать уход за ребенком, больным туберкулезом
- соблюдать противоэпидемический режим, личную гигиену
- организовывать досуг ребенка в диспансере
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (постановка пробы Манту; оценка результатов пробы Манту; методика забора материала для бактериологического исследования; методика вакцинации БЦЖ; оценка результатов рентгенографии органов грудной клетки; измерение массы тела; термометрия)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Изониазид (таблетки)
2. Рифампицин (капсулы)
3. Стрептомицин (флаконы по 0,25; 0,5 и 1,0г)
4. Пиразинамид (таблетки)
Учебно – наглядные пособия
1. Набор ситуационных задач и тестовых заданий
2. Рентгенограммы
3. Таблицы
4. Шприцы
5. Растворы туберкулина и БЦЖ.
6. Весы медицинские
7. Термометр
Практическое занятие 8
Семинар №1
Практическое занятие 9
Острые кишечные инфекции
Вопросы к занятию
1. Алиментарная диспепсия, причины, клиническая картина, лечение, доврачебная помощь, профилактика.
2. Дизентерия, этиология, патогенез, клиническая картина, лечение, доврачебная помощь, профилактика.
3. Сальмонеллез, этиология, патогенез, классификация, лечение, доврачебная помощь, профилактика.
4. Эшерихиозы, этиология, клиническая картина, лечение, доврачебная помощь, профилактика.
Терминология: ОКИ, фекально-оральный механизм заражения, эксикоз, бактериофаг, регидратация пероральная, гастрит, энтерит, колит, гстроэнтероколит, «ректальный плевок».
Студент должен уметь
- выслушивать жалобы, собирать анамнез, выявлять основные причины заболевания
-проводить дифференциальную диагностику простой диспепсии с острыми кишечными инфекциями
- обеспечивать уход за детьми при расстройствах пищеварения
- проводить оральную регидратацию
- наблюдать за частотой и характером стула
- выполнять медицинские назначения
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (измерение массы тела; проведение контрольного взвешивания у детей раннего возраста; пальпация живота у детей; газоотведение; промывание желудка; очистительная клизма; забор материала для бактериологического исследования)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Гентамицин (раствор для инъекций)
2. Пекто (порошок)
3. Линекс (капсулы)
4. Церукал (таблетки, раствор для инъекций)
Учебно – наглядные пособия
1. Таблицы, иллюстрации
2. Информационная папка
3. Набор анализов
4. Набор ситуационных задач и тестовых заданий
5. Весы медицинские
6. Зонд желудочный детский
7. Клизменный набор
Практическое занятие 10
Практическое занятие 11
Практическое занятие 12
Скарлатина, корь, краснуха
Вопросы к занятию
1. Скарлатина, этиология, патогенез, клиника, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, доврачебная помощь, профилактика заболевания
2. Корь, этиология, патогенез, симптомы. Понятие о митигированной кори. Дифференциальная диагностика, лечение, доврачебная помощь, профилактика кори
3. Краснуха, этиология, эпидемиология, клиника, осложнения, диагностика, лечение, доврачебная помощь, прогноз
4. Врождённая краснуха
Терминология: пятна Бельского-Филатова-Коплика, пигментация, вторичный иммунодефицит, тератогенное дейтвие, «пылающий зев», «малиновый язык», белый дермографизм, красный демографизм.
Студент должен уметь
- выслушивать жалобы, собирать анамнез, обследовать ребенка, выставлять предварительный диагноз
- определять тактику ведения данного ребенка
- осуществлять прием ребенка в специализированное инфекционное отделение, осуществлять санитарную обработку пациента
- оформлять необходимые медицинские документы: регистрация в журнале истории болезни, план обследования и план лечения заболевшего ребенка
- рассчитывать дозу лекарственных веществ
- давать характеристику сыпи
- собирать эпидемиологический анамнез
- оформлять экстренное извещение
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (забор материала для бактериологического исследования при скарлатине; измерение температуры тела; уход за инфекционными больными; оценка общего анализа крови)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Бензилпенициллина натриевая соль (флаконы по 250000, 500000 и 1000000ЕД)
2. Фурацилин (порошок, таблетки)
3. Цефазолин (флаконы по 1г)
4. Бактрим (бисептол) (раствор для инъекций, таблетки, суспензия)
Учебно-наглядные пособия
1. Набор ситуационных задач и тестовых заданий
2. Таблицы
3. Карта профилактических прививок
4. Температурный лист
5. Экстренное извещение об инфекционном заболевании
6. Набор общих анализов крови
Практическое занятие 13
Практическое занятие 14
Практическое занятие 15
Семинар № 2
Практическое занятие 16
Рубежный контроль
Практическое занятие 21
Практическое занятие 22
Ревматизм у детей
Вопросы к занятию
1. Ревматизм, этиология, патогенез, классификация. Клиника ревматических поражений сердца у детей: миокардиты, перикардиты.
2. Поражение суставов при ревматизме. Ревматические пороки сердца.
3. Диагностика ревматизма, дифференциальная диагностика, лечение, доврачебная помощь.
4. Профилактика ревматизма первичная и вторичная. Организация диспансерного наблюдения и реабилитации больных ревматизмом.
Терминология: миокардит, эндокардит, перикардит, полиартрит, ревматические узелки, аритмия, тахикардия.
Студент должен уметь
- собирать анамнез, анализировать анамнестические данные, выявляющие причины поражения органов кровообращения
- проводить объективное обследование ребёнка, диагностировать патологию
- определять тактику ведения больного ребёнка
- оформлять медицинскую документацию
- осуществлять приём ребёнка в отделение, проводить санитарную обработку, соблюдать личную гигиену и эпидемиологический режим больницы
- делать инъекции внутримышечные, подкожные, внутрикожные;
- осуществлять раздачу лекарственных препаратов для приёма внутрь
- следить за физиологическими отправлениями ребёнка, регистрировать в специальном листе
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (подсчёт частоты сердечных сокращений, пульса; определение границ сердца, оценка результатов; аускультация крупных сосудов; аускультация сердца; пальпация печени; оценка клинического анализа крови и мочи)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Дигоксин (таблетки, раствор для инъекций)
2. Коргликон (раствор для инъекций)
3. Кордиамин (раствор для инъекций)
4. Бициллин-5 (флаконы по 1500000ЕД)
Учебно – наглядные пособия
1. Таблицы, слайды
2. Набор анализов
3. Набор ситуационных задач и тестовых заданий
4. Информационная папка
5. Набор рентгенограмм
Практическое занятие 23
Практическое занятие 24
Сахарный диабет
Вопросы к занятию
1. Роль наследственности в развитии сахарного диабета. Группы риска.
2. Клиника сахарного диабета, осложнения.
3. Диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, диета, уход, прогноз заболевания сахарным диабетом.
4. Оказание неотложной помощи при гипергликемической и гипогликемической комах.
Терминология: гипергликемия, гипогликемия, глюкозурия, полиурия, полидипсия, полифагия, ангиопатия, кома.
Студент должен уметь
-выслушивать жалобы, собирать анамнез, обследовать ребёнка, ставить предварительный диагноз, определять тактику ведения больного
- составлять план обследования и лечения ребёнка с сахарным диабетом
- проводить санитарно-просветительную беседу с мамой о заболевании ребёнка
- заполнять систему для внутривенного введения глюкозы с должной дозой инсулина
- набирать в инсулиновый шприц назначенное количество единиц и вводить его ребёнку
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (оказание неотложной помощи при гипергликемической и гипогликемической комах; оценка физического развития; оценка полового развития; осмотр кожи; осмотр слизистых оболочек; измерение артериального давления; сбор мочи на сахар; расчёт дозы инсулина конкретному больному; оценка гликемического профиля)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Инсулин (во флаконах по 5мл)
2. Глюкоза (40% раствор для инъекций)
3. Тиреоидин (порошок, таблетки)
4. Калия бромид (порошок)
Учебно – наглядные пособия
1. Таблицы, слайды
2. Информационная папка
3. Набор ситуационных задач и тестовых заданий
4. Сантиметровая лента
5. Ростомер
6. Весы медицинские
7. Тонометр
8. Набор анализов
Практическое занятие 25
Семинар №3
Практическое занятие 26
Практическое занятие 27
Бронхиальная астма.
Вопросы к занятию
1. Этиология, эпидемиология, патогенез, факторы риска развития бронхиальной астмы у детей.
2. Классификация, клиническая картина, приступный период, астматический статус.
3. Осложнения бронхиальной астмы. Диагностика и дифференциальная диагностика.
4. Лечение и оказание неотложной помощи при остром приступе бронхиальной астмы.
Терминология: сенсибелизация, удушье, аллерген, астматический статус, кристаллы Шарко-Лейдена.
Студент должен уметь
- изучать анамнез болезни и жизни, делать выводы об их значении в развитии
заболевания
- определять у ребёнка основные клинические признаки бронхиальной астмы
- диагностировать патологию, определять тактику ведения больного
- ухаживать за ребёнком. Кормить с соблюдением диеты, организовывать досуг
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (оказание неотложной помощи при остром приступе бронхиальной астмы; подсчёт ЧДД, оценка результатов; перкуссия лёгких, оценка результатов; аускультация лёгких у детей; проведение спирометрии, пикфлоуметрии, трактовка результатов; техника применения современных систем доставки препаратов в дыхательные пути (ингалятор,спейсер, небулайзер и др.))
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Адреналин (раствор для инъекций)
2. Беродуал (флаконы по 20мл, аэрозольные баллоны)
3. Сальбутамол (таблетки, аэрозольные баллоны)
4. Эфедрина гидрохлорид (таблетки, раствор для инъекций)
Учебно-наглядные пособия
1. Таблицы, слайды
2. Информационная папка
3. Набор тестовых заданий и ситуационных задач
4. Набор рентгенограмм, спирограмм
5. Ингалятор
Практическое занятие 28
Неврозы детского возраста
Вопросы к занятию
1. Этиология неврозов, нервного тика, заикания, лунатизма, ночных страхов.
2. Клинические проявления неврозов детского возраста, осложнения.
3. Диагностические критерии, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз, профилактика неврозов у детей.
Терминология: невроз, нервный тик, лунатизм.
Студент должен уметь
- выслушивать жалобы, собирать анамнез, обследовать ребёнка, выставлять предварительный диагноз
- выбирать тактику ведения больного
- осуществлять приём ребёнка в больницу, проводить санитарную обработку, брать положенные анализы в приёмном отделении, проводить антропометрию
- оформлять медицинскую документацию, выписывать направления в лабораторию
- организовывать уход за больным ребёнком, выполнять назначения врача
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (оказание неотложной помощи при неврозах; осмотр кожи и слизистых оболочек; подсчёт числа дыхательных движений и сердечных сокращений; измерение АД; сбор мочи на общий анализ; на пробу Зимницкого, пробу Нечипоренко; осуществление ухода за ребёнком с неврозом)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Валериана (настой, настойка)
2. Пустырник (настой, настойка)
3. Седуксен (таблетки, раствор для инъекций)
4. Сульфат магния (раствор для инъекций)
Учебно-наглядные пособия
1. Таблицы
2. Набор тестовых заданий и ситуационных задач
3. Информационная папка
4. Набор анализов
5. Медицинская документация
Практическое занятие 29
Отравления
Вопросы к занятию
1. Основные пути поступления ядов в детский организм, особенности клиники отравлений у детей.
2. Наиболее частые отравления в детском возрасте (кислотами, щелочами, ядовитым растениями, лекарственными веществами, средствами бытовой химии). Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, неотложная помощь, профилактика отравлений.
Терминология: яд, отравление, тошнота, рвота, гиперсаливация, гипосаливация, антидоты.
Студент должен уметь
- выхаживать ребёнка с отравлением
- осуществлять дачу адсорбентов
- производить инъекции лекарственных препаратов внутримышечно, подкожно, внутрикожно
- готовить систему для внутривенного вливания
- отслеживать диурез отравившегося ребёнка
- рассчитывать дозы противосудорожных средств
- организовывать подачу увлажненного кислорода
Задание на самостоятельную работу
- выполнение манипуляций согласно алгоритму (промывание желудка; постановка очистительной клизмы; подсчёт частоты пульса и дыхательных движений; измерение температуры тела; измерение артериального давления; подача увлажненного кислорода; использование грелок, пузыря со льдом; сбор мочи на исследования)
- решение ситуационных задач
- ответы на вопросы тестовых заданий
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Прозерин (таблетки, раствор для инъекций)
2. Атропина сульфат (порошок, раствор для инъекций)
3. Метоклопрамид (церукал, реглан) (таблетки, раствор для инъекций)
4. Натрия гидрокарбонат (раствор для инъекций)
Учебно-наглядные пособия
1. Таблицы
2. Информационная папка
3. Набор тестовых заданий и ситуационных задач
4. Набор анализов
5. Зонд желудочный детский
6. Клизменный набор
7. Тонометр, термометр
Практическое занятие 30
Практическое занятие 31
Практическое занятие 32.
Роль фельдшера в детской поликлинике, дошкольном учреждении
Вопросы к занятию
1. Общая и социальная подготовка к поступлению в детский коллектив.
2. Документация, необходимая для оформления ребёнка в дошкольное учреждение, школу.
3. Роль среднего медперсонала в дошкольном учреждении, школе, детской поликлинике.
Терминология: деформация, тугоухость, плоскостопие.
Студент должен уметь
- осуществлять тестирование ребёнка (слух, зрение, деформация стопы и др.)
- оказывать неотложную помощь при обмороке, гипертермии, судорогах, анафилактическом шоке и др.
- выписывать направления в лаборатории, на консультацию к узким специалистам (лор, хирург, ортопед, дерматолог, стоматолог и др.)
- выпускать санитарные бюллетени, планировать прививочную работу
Задание на самостоятельную работу
- проведение манипуляций согласно алгоритму (сбор мочи на сахар, определение остроты зрения; тест на тугоухость, на плоскостопие, определение цветоощущения, бинокулярного зрения, антропометрия, работа с центильными таблицами для определения физического развития ребёнка)
- проведение санитарно-просветительской работы
- работа с медицинской документацией, в т.ч. составление плана оздоровления ребёнка с учётом индивидуальных особенностей, оформление направления в дошкольное учреждение
- проведение профпрививок под контролем врача
- обработка микротравм
- измерение температуры, АД
Список лекарственных препаратов для выписки рецептов
1. Мукалтин (таблетки)
2. Пертуссин (микстура)
3. Ферроплекс (драже)
4. Но-шпа (таблетки, раствор для инъекций)
Учебно-наглядные пособия
1. Набор тестовых заданий и ситуационных задач
2. Информационная папка
3. Медицинская документация
4. Весы медицинские
5. Ростомер
6. Тонометр, термометр
Практическое занятие 33
Семинар №4
Практическое занятие 34
Рубежный контроль
Темы для самостоятельного изучения
Сепсис у детей
Вопросы к теме
1. Основные причины сепсиса у детей.
2. Классификация, клинические проявления сепсиса.
3. Особенности течения септических заболеваний у недоношенных детей.
4. Диагностика, лечение, доврачебная помощь, профилактика сепсиса.
Дополнительная литература
1. Исаков Ю.Ф., Белобородова Н.В. Сепсис у детей. – М.: Издатель Мокеев
2. Материал лекции
Внутриутробные инфекции
Вопросы к теме
1. Основные причины внутриутробных инфекций
2. Врожденная герпес-вирусная инфекция, клиника, диагностика, лечение, доврачебная помощь, профилактика.
3. Врожденная цитомегаловирусная инфекция, клиника, диагностика, лечение, доврачебная помощь, профилактика.
4. Врожденный токсоплазмоз, клиника, диагностика, лечение, доврачебная помощь, профилактика.
Дополнительная литература
1. Педиатрия. Инфекционные заболевания. / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. – М.: Медицина, 1987. – 627 с.
2. Материал лекции
Геморрагические диатезы
Вопросы к теме
1. Причины геморрагических диатезов.
2. Гемофилия, клиника, диагностика, лечение, доврачебная помощь.
3. Тромбоцитопеническая пурпура, клиника, диагностика, лечение, неотложная помощь.
Дополнительная литература
1. Баркаган З.С. Геморрагические заболевания и синдромы. – М.: Медицина, 1998. – 518 с.
2. Материал лекции
Онкология детского возраста
Вопросы к теме
1. Причины развития опухолей у детей.
2. Гемангиома, лимфангиома, клиника, доврачебная помощь.
3. Лимфогранулематоз, клиника, доврачебная помощь.
4. Диспансеризация детей с онкологическими заболеваниями.
Дополнительная литература
1. Педиатрия. Гематология. Онкология. Нейропатология / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. – М.: Медицина, 1987 – С. 149-232
2. Материал лекции
ПЛАН ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ
Паспортная часть
1. Фамилия, имя, отчество больного.
2. Возраст.
3. Дата поступления в клинику.
4. Занятие родителей.
5. Адрес.
Жалобы больного при поступлении в клинику, сначала – основные, затем – общие. Если больной длительно болеет, то выделяются жалобы на день курации.
Анамнез жизни.
Выделяют следующие разделы:
1. Состояние здоровья матери во время беременности, токсикозы 1 и 2 половины беременности, их проявления, заболевания во время беременности, условия жизни, труда, питание матери во время беременности.
2. Роды. Их характеристика, осложнения в родах, медицинские пособия. Состояние новорожденного, показатели физического развития (масса, длина, окружность головы). Течение периода новорожденности: физиологическая потеря веса, время отпадения пуповины и заживления пупочной ранки, заболевания новорожденного. На какой день, с какой массой выписан из роддома.
3. Вскармливание. Срок первого прикладывания к груди. Кормление в последующие периоды жизни: на 1-2 году и позже, длительность естественного вскармливания, причины перевода на искусственное питание. Указание употребляемых смесей, сроки введения прикорма.
4. Физическое развитие ребенка на 1-2 годах жизни. Развитие статических функций и двигательных умений (когда начал держать голову, сидеть, самостоятельно ходить). Масса тела, длина тела, индексы Чулицкой., Эрисмана.
5. Психическое развитие: время, когда стал улыбаться, фиксировать взглядом предметы, произносить первые слова, говорить. Его поведение в детском коллективе, школе, успеваемость.
6. Перенесенные заболевания.
7. Профилактические прививки (сроки проведения, реакции).
8. Здоровье семьи. Возраст родителей, состояние их здоровья: аллергические, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, венерические заболевания.
9. Аллергоанамнез.
10. Предыдущие беременности матери, их исходы.
11. Материально-бытовые условия жизни семьи. Кем и как осуществляется уход за ребенком.
Анамнез заболевания: когда заболел ребенок, развитие заболевания, проведенное обследование, лечение, их результаты.
Эпидемиологический анамнез (контакты с инфекционными больными за последние 3 недели).
Объективное состояние ребенка на день курации.
Общее состояние больного. Нервная система: сознание, настроение, сон, аппетит, контакт с детьми, интерес к игрушкам. Менингеальные симптомы. Положение больного в постели – вынужденное, активное, пассивное. Телосложение правильное, с деформациями, уродствами.
Кожные покровы – цвет, чистые, с наличием высыпаний, окраска, локализация элементов сыпи, влажность, эластичность.
Подкожно-жировой слой – степень развития, отеки, их расположение.
Слизистые оболочки губ, полости рта, неба, их окраска, наличие высыпаний, налетов, миндалины.
Мышечная система – тонус.
Лимфатические узлы – их величина, количество, плотность, спаянность.
Костная система – форма черепа, грудной клетки, наличие костных деформаций. Суставы – движения активные, пассивные, объем движений.
Антропометрия и индексы физического развития, оценка физического развития ребенка.
Органы кровообращения: внешний осмотр области сердца, характер верхушечного толчка, перкуссия, аускультация, характеристика сердечных тонов, шумов, частота сердечных сокращений, пульс, артериальное давление.
Органы дыхания: характер дыхания – поверхностное, глубокое, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение уступчивых мест грудной клетки, частота дыхательных движений, результаты перкуссии, аускультации.
Органы пищеварения: характеристика языка, зубов, формы живота, пальпация живота, печени, селезенки, размеры, характер стула.
Мочевыделительная система – симптомы поколачивания, характер и частота мочеиспускания, моча, ее цвет, прозрачность, осадок.
Предварительный диагноз.
План обследования и его обоснование.
Дневники наблюдения за больным. Отмечается утренняя температура, ЧДД, ЧСС, АД, динамика состояния, жалоб, основных симптомов заболевания. Отражаются изменения в лечении.
Дифференциальный диагноз.
Заключительный диагноз и его обоснование.
Лечение и профилактика.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература ко всем темам:
1. Соколова И.Г., Тульчинская В.Д. Педиатрия для фельдшера. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. – 446с.
2. Запруднов А.М., Григорьев Х.И. Детские болезни. – М.: Медицина, 1997. – 540с.
Дополнительная литература ко всем темам:
1. Баркаган З.С. Геморрагические заболевания и синдромы. – М.: Медицина, 1998. – 518с.
2. Ваш семейный доктор. – М., 1992.
3. Вельтищев Ю.Е. и др. Неотложные состояния у детей (справочник). – М.: Медицина,1994.
4. Динамический контроль за состоянием здорового ребенка первых 3-х лет жизни \ под ред. В.Н.Артемьева. – Омск, 1993.
5. Исаков Ю.Ф., Белобородова Н.В. Сепсис у детей. – М.: Издатель Мокеев, 2001. – 369 с.
6. Кардиология детского возраста / Под ред. П.С. Мощича, В.М. Сидельникова, Д.Ю. Кривчени. – Киев: Здоров,я, 1986. – С. 144-211
7. Козлова С.И., Семакова Е., Демикова Н.С. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – Л., Медицина, 1987. – 318 с.
8. Педиатрия. Гематология. Онкология. Нейропатология / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. – М.: Медицина, 1987 – С. 149-232
9. Педиатрия. Инфекционные заболевания. / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. – М.: «Медицина», 1987. – 627 с.
10. Педиатрия / Под ред. Дж. Грефа. – М., 1997. – С. 482-293
11. Эйцинг. Помощь своему ребенку. – М., 1998.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция 1. Болезни новорожденных детей
1. Причины заболеваемости и смертности новорожденных. Роль фельдшера в планировании семьи.
2. Критерии распределения новорожденных детей до 1 года по группам риска, группам здоровья.
3. Роль фельдшера в профилактике заболеваний периода новорожденности.
Лекция 2. Сепсис у детей
1. Основные причины гнойно-септических заболеваний у новорожденных детей.
2. Сепсис новорожденного, этиология, классификация, клинические проявления.
3. Особенности течения септических заболеваний у недоношенных детей.
4. Лечение, уход, техника кормления, профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 308.