Для руководства процессом подготовки дипломного проекта каждому студенту назначается научный руководитель из профессорско-преподавательского состава кафедры.
Научный руководитель обязан:
– оказать помощь студенту в формулировке темы дипломного проекта;
– составить задание на подготовку дипломного проекта и представить его на утверждение заведующему кафедрой;
– помочь студенту в составлении рабочего плана дипломного проекта и подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения дипломной работы.
Научный руководитель проверяет ход выполнения дипломного проекта по отдельным этапам, консультирует студента по всем возникающим проблемам и вопросам, проверяет качество работы, по ее завершении предоставляет письменный отзыв на работу (прил. 15) и рекомендует ее к защите перед Государственной аттестационной комиссией.
В процессе выполнения дипломной работы студент получает консультации руководителя преддипломной практики от предприятия, организации, учреждения.
2.4. Структура и содержание дипломного проекта
Структура дипломного проекта может строиться принципиально по одному из двух вариантов.
Вариант 1:
– введение;
– глава 1 – теоретическая;
– глава 2 – расчетно-аналитическая;
– глава 3 – практическая; (каждая глава может включать по 2–3 параграфа);
– заключение (выводы);
– библиографический список (по алфавиту);
– приложение (номера страниц не ставятся).
Во введении обосновывается:
1. Актуальность выбранной темы исследования. Характеризуется научное и практическое значение решения обозначенной в теме «главной проблемы» для совершенствования системы управления (менеджмента) на предприятиях (организациях), а также для повышения эффективности их хозяйственно-финансовой деятельности. Необходимо показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
2. Степень разработанности. Отражается уровень решения выявленных проблем в научных трудах различных авторов используемой в ходе дипломного исследования научно-методической литературы. Чтобы читателю дипломной работы сообщить о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы с фиксированием уже достигнутых научных представлений по изучаемой проблеме. В принципе этот обзор должен привести к выводу, что именно данная тема еще недостаточно раскрыта (или раскрыта частично) и потому нуждается в дальнейшей доработке.
3. Формулируются цели и задачи дипломного проекта. Определяя цель своего исследования, студент должен помнить, что дипломный проект – это прежде всего исследование выбранной им проблемы, которое определяет поиск путей ее решения. Исходя из этого, должны быть четко обозначены задачи исследования, т.к. описание их решения должно составить содержание глав и параграфов дипломного проекта. Это важно еще и потому, что заголовки таких глав и параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
4. Определяется объект, предмет и методы исследования. Формулируя предмет исследования, необходимо вспомнить о сути изучаемой проблемы. Именно на нее и направлена дипломная работа, в этом и состоит предмет исследования. Предмет исследования всегда сопряжен с целью исследования; субъективный взгляд исследователя улавливает именно те свойства и грани в объекте исследования, ради изучения которых, собственно, и предпринималось само исследование. Объект исследования – это та «область», в которой и находится изучаемая проблема. Это могут быть как и различные управленческие, экономические процессы, так и различные предприятия (организации), деятельность которых исследуется и изучается. Обязательным элементом введения диплома является также определение методов исследования (или способов), которые служат инструментом в добывании фактического материала. В ходе дипломного исследования могут использоваться следующие методы: системный, экономический и статистический анализы, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование, «мозговой штурм», теория классификации, графический анализ, математическое моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, финансовый анализ, ранговая корреляция.
5. Новизна работы. Научная новизна дипломного исследования – это признак, наличие которого дает студенту право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им в ходе исследований результатов. Понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных результатов у других авторов научных исследований. Существенным является наличие в работе теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, а также методических рекомендаций, которые могут оказать существенное влияние на достижение новых результатов в системе управления предприятий (организаций) и в их хозяйственной деятельности.
6. Апробация результатов работы предполагает, что основные выводы и результаты дипломного исследования докладывались и обсуждались на различных научно-практических конференциях (межвузовских, межрегиональных, международных, всероссийских).
7. Практическая значимость результатов дипломного исследования может определяться характером их использования и степенью внедрения в практику системы управления хозяйственной деятельностью предприятиями (организациями).
Примерный объем введения – 3–5 страниц машинописного текста.
Приступая к написанию основной части дипломного проекта, нужно помнить о том, что для поиска основных направлений решения обозначенной в теме проблемы необходимо прежде всего:
– вскрыть ее теоретическую сущность;
– проанализировать всю собранную информацию по исследуемой проблеме с точки зрения производственной, финансовой, организационной и управленческой деятельности предприятия (организации);
– провести анализ законодательного правового регулирования деятельности предприятия (организации) на трех уровнях власти (федеральном, региональном и местном); вскрыть проблемы несоответствия, «недостаточности» нормативных актов существующему положению дел в реальной действительности.
– на основе изучения теоретической базы исследуемой проблемы, проведенного всестороннего анализа сделать обоснованные выводы, которые помогут определить главные направления по разработке конкретных мероприятий повышения эффективности управленческой и производственно-финансовой деятельности предприятия.
В связи с этим разделы основной части дипломного проекта должны иметь следующее содержание:
Первая глава работы – теоретическая – выполняется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной экономической и управленческой литературы по исследуемой проблеме, законодательных и нормативных материалов. Основное внимание в главе должно быть уделено критическому обзору существующих точек зрения по предмету исследования и обоснованной аргументации собственной позиции и взглядов на решение проблемы. Теоретические положения, сформулированные в главе, должны стать исходной научной базой для выполнения последующих глав работы. Примерный объем главы – 20–25 страниц машинописного текста.
Вторая глава является аналитической. На основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии (организации). Материалами для анализа могут быть планы работы, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики. Материалы должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования для решения проблемы, устранить имеющиеся недостатки.
Обязательным является то, что анализ состояния дел на предприятии (организации) предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по производственной деятельности предприятия за последние 4–5 лет.
Глава может включать в себя следующие вопросы:
– технико-экономическая характеристика объекта исследования с оценкой его финансового положения, финансовой устойчивости и перспектив развития;
– выбор и обоснование методов исследования, возможностей применения вычислительной техники;
– анализ собранной в ходе преддипломной практики экономической информации о деятельности предприятия в конкретной области экономики, организации и планирования производства, проведение необходимых расчетов, обобщение полученных результатов и формулировка обоснованных выводов о выявленных проблемах;
– анализ законодательных нормативных актов как на Федеральном, региональном, так и на местном уровнях, регулирующих деятельность данного предприятия (организации); анализ соответствия предлагаемых рекомендаций законодательству РФ. Выявление проблем правового регулирования и предложения по их решению.
Фактически в эту главу включаются основные положения из раздела №2 отчета преддипломной практики, где определена комплексная оценка по исследуемым направлениям и выявлены основные проблемы в управленческой деятельности в той или иной сфере.
Для получения более достоверных и обоснованных результатов и выводов анализ должен производиться по данным за ряд лет (3–5). Примерный объем главы – 20–25 страниц машинописного текста.
Третья глава работы является прикладной и должна содержать конкретные практические рекомендации, предложения и мероприятия, имеющие целью выбор реальных способов оздоровления экономики предприятия (организации), стабилизации финансового положения, использования имеющихся резервов. Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы. Намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач дипломного проекта.
При подготовке этой части проекта студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообуславливающих задач управления объектом; комплексного подхода, с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы предприятия (организации), содержанием деятельности аппарата управления, а также методами выполнения управленческих работ.
В главе может быть предложена и обоснована формализованная математическая интерпретация развития организационных, производственных и управленческих процессов, исходя из деятельности предприятия на рынке, то есть с применением математических моделей различных экономических процессов на предприятиях (организациях), и принятия управленческих решений – модели оптимизации капитальных вложений, модели оптимизации размещения производства, модели оптимального планирования производственной программы предприятия, а также модели принятия оптимальных управленческих решений в условиях определенности и неопределенности и т.д.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Например, если исследуется проблема совершенствования системы управления, то целесообразно внесение изменений в действующую систему менеджмента предприятия (организации): структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ.
В главе (примерный объем – 20–25 с. машинописного текста) должна быть произведена оценка экономической и социальной эффективности разработанных предложений и рекомендаций. Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование. Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения социальной и экономической значимости. Оценка эффективности предлагаемых управленческих решений должна охватывать следующие группы показателей по направлениям:
– расчет экономической эффективности затрат на исследования, качество и сроки их влияния на реальные процессы хозяйственной деятельности:
– определение перспективы научно-технического и практического развития организации;
– оценка эффективности труда управленческих работников предприятия, в том числе по реализации ими научных рекомендаций;
– характеризуется степень внедрения данных рекомендаций по исследуемой проблеме, а также возможность их использования в практике управления как на исследуемом объекте, так и на других предприятиях (организациях).
В заключении и выводах отражаются основные результаты выполненной работы, важнейшие выводы, рекомендации и предложения по их практическому использованию. Примерный объем заключения – 3–5 страниц машинописного текста.
Библиографический список включает все источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения дипломной работы.
В приложении помещаются (по необходимости) иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (таблицы, схемы,
диаграммы и т.п.), а также материалы по использованию результатов исследований с помощью вычислительной техники (алгоритмы и программы расчетов, решения конкретных задач и т.д.).
Вариант 2:
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы (понятийный аппарат, нормативное и законодательное обеспечение, экономические категории).
Глава 2. Изучение практического опыта на примере предприятия, анализ управленческой, производственно-финансовой деятельности предприятия (организации), разработка практических мероприятий по развитию и повышению эффективности объекта.
Заключения и выводы.
Библиографический список.
Приложение.
Оформление дипломного проекта и языковой стиль
Дипломная работа может быть выполнена в машинописном или компьютерном варианте на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Допускается применение в работе отдельных листов формата А3 (297×420 мм) для иллюстраций, таблиц, распечаток.
Общий объем работы составляет 65-80 страниц машинописного текста. Работа оформляется в соответствии с ГОСТом на оформление научно-исследовательских работ 7.32-91.
Расстояние от границы листа до текста слева – 25 мм; справа – 8 мм; от верхней и нижней строки текста до границы листа – 20 мм. Номер страницы ставится внизу в центре шрифтом 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм. Расстояние между строками в тексте – 8 мм (межстрочный интервал – «полуторный»).
Весь текст работы должен быть выполнен аккуратно, без подчисток и помарок шрифтом 14 Times New Roman, тип – «разряженный».
Не рекомендуется прибегать ко всякого рода выделениям в тексте с помощью жирных или полужирных курсивов.
Перечисление нескольких характеристик после знака двоеточия («:») оформляется только при помощи арабских цифр или знака «тире». Если используется тире, то текст после него начинается с маленькой буквы и в конце предложения ставится знак «;». Если используются арабские цифры, тогда текст начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Например,
«Элементы новизны дипломного исследования заключаются в следующем:
– предложено деление региона на территориальные образования по ресурсно-производственному признаку;
– разработана методика определения уровня производительности территориальных образований;…».
Либо так: «Элементы новизны дипломного исследования заключаются в следующем:
1. Предложено деление региона на территориальные образования по ресурсно-производственному признаку.
2. Разработана методика определения уровня производительности территориальных образований».
Использование всяческих «ромбиков», «квадратиков», «кружочков», букв типа «а)», «б)» в этих целях не рекомендуется. Для дальнейшей детализации перечислений можно использовать следующую схему нумерации:
« …………(определяющий текст)…………….. :
1. ………….(текст перечисления)…… , ……... :
1.1. …..(текст более глубокой детализации)…. ;
1.2. ……………………………………………….;
2. ………………………………………… , …….:
2.1. ………………………………………………..
Все страницы работы нумеруются, начиная с титульного листа. На титульном листе номер не ставится. Номер страницы ставится арабскими цифрами в середине нижнего поля страницы. После титульного листа следует задание на подготовку дипломной работы, отзывы и рецензии (не нумеруются и не подшиваются), оглавление, основная часть, заключение (выводы), библиографический список литературы, приложения (не нумеруются).
Каждый раздел дипломной работы – введение, отдельные главы, заключение (кроме параграфов) – должен начинаться с новой страницы. Слова «оглавление», «введение», «заключение», «библиографический список», «приложение» записывают симметрично тексту дипломной работы (полужирный шрифт 16, заглавные буквы). Если они находятся в оглавлении (вторая страница диплома), то слова «введение», «заключение», «приложение», «библиографический список» следует размещать с начала строки без отступа. Слово «оглавление» размещается по центру (прил. 18).
Все главы и параграфы внутри глав должны иметь заголовки и номер. В заголовках не допускаются переносы слов и в конце точка не ставится. Номера глав и параграфов обозначаются арабскими цифрами. Если возникла необходимость оформить заголовок двумя предложениями, тогда точка ставится только в конце первого. Параграфы имеют сквозную нумерацию внутри главы. Сначала пишется слово «ГЛАВА» (заглавный жирный шрифт 16 (Times New Roman), с самого начала первой строки листа без отступа), затем ставится точка и указывается номер главы (без значка – №) и далее название главы. Номер параграфа внутри данной главы обозначается следующим образом: 1.2 – второй параграф первой главы (без значка №). Название глав пишутся заглавными буквами жирным шрифтом 16; названия параграфов – первая буква заглавная, остальные – обычный жирный шрифт 14 (Times New Roman, с начала следующей строки после названия главы без отступа). Например:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.2. Роль стратегического планирования в хозяйственной
деятельности предприятий
Расстояние между заголовками и текстом должно быть 15 мм (интервал – «двойной»), а между заголовками глав и параграфов – 8 мм (интервал – «полуторный»).
Название основных разделов дипломного проекта в оглавлении (вторая страница работы) оформляется исходя из вышеперечисленных требований расположения текстового материала:
– слова «введение», «литература», «приложение», а также названия глав (включая слово «глава») должны начинаться с начала строки без отступа; (слово «оглавление» располагается вверху страницы по центру);
– название параграфов начинается и пишется через отступ от начала строки – 10 мм (включая номер параграфа);
– расстояние между названиями глав и параграфов в рамках описания содержания одного раздела – 8 мм (межстрочный интервал – «полуторный»), а между строками названий разных разделов – 15 мм (межстрочный интервал – «двойной»).
После названия каждого раздела идет отточие, пробел на 3 знака, затем ставится номер страницы без значка «№» и без сокращений слова «страница» – типа «стр.» или «с.» (прил. 18).
Все иллюстративные материалы, включенные в работу (таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, графики), должны быть аккуратно оформлены с соблюдением требований действующих стандартов ГОСТа 7.32-91, размещаются они после первого упоминания о них в тексте работы; обязательно имеют тематическое название (пишется шрифтом 14) и отдельный для каждого вида иллюстраций порядковый номер (сквозной по всей работе или в пределах отдельных глав). Например: «Таблица 1.5» (таблица номер пять первой главы), «Таблица 2.3» (таблица номер три второй главы), «Рисунок 1.3» (рисунок номер три первой главы)
и т.д. С ГОСТом 7.32-91 можно ознакомиться на кафедрах.
Должны быть также пронумерованы все приводимые в работе формулы, их порядковый номер проставляется в круглых скобках напротив формулы в конце строки (например: (3.7) – седьмая формула третьей главы). Все обозначения и символы, приводимые в формулах, должны иметь расшифровку.
Таблицы нумеруются отдельно, рисунки отдельно, графики и формулы отдельно.
В тексте не допускается:
– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением величин в таблицах и формулах;
– использовать математический знак (–) перед отрицательным значением величин. Нужно писать слово «минус» (знак (–) используется только в формулах перед цифрами);
– употреблять знаки (№, %, =, <, >) без цифр.
Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин следует писать цифрами (например, 0,5 л; 20 кг; 150 т; после сокращений типа «кг» точка не ставится), а число без обозначения единиц физических величин – словами. Сюда относятся количественные числительные, если при них нет физических единиц измерения, например: пять станков – а не 5 станков, три дороги – а не 3 дороги; а также однозначные и многозначные порядковые числительные, например: третий раз, тридцать пятый кирпич, двухсотый том (не 3 раз, не 35 кирпич, не 200 том) Исключения составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией, например: 1-я ударная армия; 2-й Белорусский Фронт; 12-й Гвардейский корпус. В этих случаях порядковые числительные при записи имеют падежные окончания и в тексте оформляются следующим образом:
– имеют в падежном окончании одну букву, если они оканчиваются на две гласные, на «й», и на согласную, например: 2-я (а не 2-ая); 16-й (а не 16-ый); 50-х годах (а не 50-ых годах);
– имеют в окончании две буквы, если оканчиваются на чередование согласной и гласной, например: 10-го батальона (а не 10-ого).
При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз, например: водители 1 и 2-го классов.
Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся, например: в главе 3; на рисунке 5; в таблице 7.
Порядковые числительные при записи римскими цифрами для обозначения веков, кварталов, партийных съездов окончаний не имеют, например: ХХ век (а не ХХ-й век).
Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в тексте пишутся цифрами, например: 20-тонный грузовик; 40-процентный раствор.
Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например: 1; 1,5; 2,5; 4,3 кг.
В тексте перед обозначением параметра дают его пояснение, например: «…текущая балансовая стоимость С…»
В тексте можно применять следующие виды сокращений:
1. Буквенные аббревиатуры – составляются из первых букв полных наименований и различаются на читаемые по названиям букв (США) и на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз – высшее учебное заведение). Применение в тексте буквенных аббревиатур, определяющих названия различных специфических структурных подразделений предприятий (организаций) допускается только после предварительного пояснения, например: «Деятельность маркетинговых служб на производственных предприятиях должна осуществляться при тесном взаимодействии с отделами научно-исследовательских опытно-конструкторских разработок (в дальнейшем НИОКР)…»
2. Сложносокращенные слова – составляются из сочетания усеченных слов и полных слов: профсоюз – профессиональный союз, и одних усеченных слов: колхоз – коллективное хозяйство.
3. Условные графические сокращения – по начальным буквам, например: н.м.т. – нижняя мертвая точка, применяется чаще всего в технических текстах. Условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов, например: т.е. (то есть); и т.д. (и так далее); и т.п. (и тому подобное); и др. (другие), которые делаются после перечисления. Условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век); г. (год); гг. (годы).
Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие», «так называемый», «так как», «например», «около», «уравнение», «формула» внутри предложения не сокращают («т.к.», «напр.», «уравн-ие», «ф-ла», «ок.», «и др.»).
Рубрикация текста дипломной работы представляет собой деление на составные части и использование заголовков, их нумерации. простейшей рубрикой является абзац – отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложение носило более завершенный характер. Абзацы одного параграфа или главы должны по смыслу быть последовательно связанными друг с другом.
Что касается деления текста на более крупные части, то их разбивку нельзя делать путем механического расчленения текста. Делить его следует с учетом следующих логических правил деления понятия и, соответственно, разбивки глав на параграфы.
Суть первого правила деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Это означает, что глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию относящихся к ней параграфов. Здесь могут быть ошибки двух видов.
Первая проявляется в том, что глава включает в себя лишние по смыслу параграфы. Например, при раскрытии содержания главы «Ассоциативные организационные структуры» кроме параграфов «корпорация», «концерны», «холдинговые компании», «консорциум», «картель», и «трест» в качестве параграфов указываются «производственные кооперативы» и «малые предприятия». Здесь «кооперативы» и «малые предприятия» относятся не к крупномасштабному, нежели остальные организационные структуры, а к маломасштабному бизнесу.
Вторая ошибка возникает, когда количество составляющих главу параграфов является по смыслу недостаточным. Например, если взять главу «Услуги, предоставляемые банками» и разбить ее на четыре параграфа: «вклады до востребования», «выигрышные вклады», «долгосрочные вклады» и «срочные вклады» – то правило соразмерности будет нарушено и здесь, так как окажутся пропущенными «краткосрочные вклады» и «целевые вклады».
Суть второго правила деления главы на параграфы заключается в том, что на протяжении всего деления избранный признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, если главу «Виды автомобильной техники» разбить на три параграфа: «легковые автомобили», «грузовые автомобили» и «автомобили-вездеходы» – то это будет неправильно, так как автомобильная техника рассматривается здесь вместо одного по двум признакам: видам перевозимого груза и проходимостью. Деление по параграфам оказывается неполным, и, с другой стороны, смысловые деления частично совпадают друг с другом, так как среди вездеходов есть и легковые и грузовые автомобили.
По смысловой нагрузке параграфы должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое. С точки зрения логики нельзя признать правильным деление главы «Больные, особо нуждающиеся в уходе» на параграфы: «дети», «женщины» и «кормящие матери». Суть ошибки здесь в том, что женщины и кормящие матери перечислены в качестве самостоятельных подразделов, хотя таковыми не являются, так как кормящие матери – это те же женщины.
Процесс деления на параграфы должен соответствовать принципу непрерывности, то есть в процессе деления нужно переходить к ближайшим по смысловой нагрузке частям текста, а не перескакивать через них. Например, если главу «Виды предложений» разбить на такие параграфы, как «простые предложения», «сложноподчиненные предложения» и «сложносочиненные предложения», то это будет неправильно, так как последние входят в общую группу «сложные предложения».
Заголовки глав и параграфов дипломного проекта должны точно соответствовать содержанию в них текста. Они не должны сокращать или расширять смысловую информацию, которая в них заключена.
Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.
Практически не употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Стало традиционным правило при высказывании своей точки зрения изложение вести от первого лица множественного числа (например: «по нашему мнению», «на наш взгляд», «наш анализ» и т.п.). Однако частое употребление в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому нужно стараться прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, «Вначале производят отбор образцов для анализа, а затем устанавливают их соответствие по размерам тиглей…»).
Можно применять форму изложения от третьего лица (например, «автор полагает…». Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию…»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст дипломной работы личные местоимения. Качествами, определяющими культуру научной речи, является точность, ясность и краткость. Часто употребляются слова, искажающие смысл и ясность выражения. Однако, кто ясно мыслит – ясно излагает, об этом надо помнить дипломнику.
Дипломный проект должен иметь титульный лист, задание на подготовку дипломной работы, оглавление, основную часть, библиографический список, приложение. Для защиты, кроме этого, необходимы отзыв научного руководителя и рецензия стороннего рецензента (прил. 15 и 16).
Ссылки на литературу
На все приведенные в работе заимствования, цитаты, цифровые материалы обязательно должны быть сделаны ссылки на источник информации. Ссылки даются после приведенной цитаты или в конце последнего предложения абзаца в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы и через запятую номера страницы, например: [26, с. 135], где 26 – номер источника по библиографическому списку в конце работы, с. 135 – номер страницы, откуда берется
цитата.
Если приводится ссылка на источник, откуда взят обширный материал для теоретических исследований, то вторая цифра указывает число страниц в источнике. После приведенной цитаты или в конце последнего предложения абзаца открывается квадратная скобка, пишутся цифры через запятую и скобка закрывается. После скобки ставится точка, например: [17, 128 с.].
Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник следует приводить цитаты. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором.
Общие требования к цитированию следующие:
1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
3. При непрямом цитировании (при пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами) необходимо давать соответствующие ссылки на источник.
4. Если необходимо выразить отношение автора дипломной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.
5. Совершенно недопустимо использование чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования. В противном случае дипломный проект может быть снят с защиты.
Инициалы дипломника ставятся после пояснения, введенного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна. В приводимом ниже примере это выглядит так: «Она (рекомендательная библиография. – А.К.) в противоположность другим основным видам библиографии отличается ярко выраженным педагогическим харак-тером».
При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.
Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора дипломного проекта. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие. Здесь возможны два варианта оформления цитат.
Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например:
Еще Г.В. Плеханов в свое время отмечал: «Все изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми» [17, с. 117]. После закрывающей скобки ставится точка.
Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например:
С.И. Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг» [19, с. 96].
Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:
М. Горький писал, что «в простоте слова – самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги» [26, с. 54].
Иллюстрации и приложения
Иллюстрации являются одной из необходимых частей дипломного проекта. Они могут быть представлены в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые наглядно должны дополнять и подтверждать изложенный материал в тексте. Студенту следует подумать, какой материал проиллюстрировать для его использования на защите.
Копии иллюстраций-плакатов в уменьшенном масштабе должны находиться либо в соответствующем месте дипломного проекта, непосредственно после упоминания о них в тексте, или в приложении.
Перечень рекомендуемых плакатов составляется по согласованию с руководителем дипломного проекта. Можно подготовить 5–6 экземпляров иллюстрации в качестве раздаточного материала членам ГЭК (на формате А-4) или подготовить около 8 плакатов формата А-1 и 2 плаката по согласованию с руководителем. Каждый плакат должен иметь крупный и четкий номер.
В составе обязательных плакатов очень полезен вводный: кратко характеризующий актуальность, цель и задачи, научную новизну и практическую ценность дипломного проекта. Рекомендуется подготовить дерево целей или алгоритм исследования, показывающие структуру разделов дипломного исследования, место и роль каждого раздела в общей структуре, приоритетность поставленных целей и задач.
Особенно целесообразен для дипломных проектов экономического профиля плакат с динамикой основных показателей деятельности организаций и коэффициентами пересчета экономических показателей для сравнимости по годам.
Желательно подготовить плакат, описывающий типовые и авторские методики исследования. Основные результаты анализа целесообразно представить в виде основных таблиц, графиков и диаграмм (гистограмм, круговых, объемных и т.д.), которые позволят лучше понять изложение материала доклада, возможно подобную информацию придется дать не на одном, а на двух плакатах.
Ценится наличие в дипломном проекте не только качественного описания процессов, но и методики оценки количественных показателей: наличие формул и условных обозначений в них для расчета основных показателей, а также глоссария основных специальных терминов по проблеме.
Очень важен плакат по оценке экономической эффективности дипломного проекта, включающий краткое описание предложенного методического аппарата, количественную оценку и графическую интерпретацию теоретического материала, а также основные выводы по экономической оценке проекта.
Заключительным плакатом логически является плакат о внедрении разработок дипломного проекта на предприятиях (организациях), в учебном плане или в научном процессе кафедры.
По согласованию с руководителем могут быть подготовлены другие плакаты, например, действующая и рациональная организационно-функциональная структура управления предприятием, на примере которого выполнялся дипломный проект.
Может быть предложена система управления производственным или кадровым процессом, состоящая из подсистем и элементов, включающая этапы формирования, функционирования и развития управленческого процесса.
Руководитель дипломного проекта может сократить количество обязательных плакатов и ввести новые, объединить несколько плакатов в один за счет уменьшения их формата, так как иллюстрации должны подчеркивать специфику каждого дипломного проекта. Общая структура доклада дипломника должна соответствовать структуре представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.
Плакаты-приложения к дипломному проекту желательно выполнять тушью, с яркой графикой, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и гостям на защите, а также заинтересованной аудитории.
Следует избегать использования складываемых иллюстраций, помещаемых в дипломную работу, которые превышают по размеру стандартный лист. Если это неизбежно, то складывать иллюстрацию надо так, чтобы она была не внутри свернутого листа, а снаружи, и выносить ее в приложение.
Желательно иллюстрации размещать так, чтобы их можно было просматривать без поворота работы. Если поворот неизбежен, то иллюстрации надо ориентировать так, чтобы для их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.
Предлагается следующий перечень рекомендуемых иллюстраций для защиты дипломного проекта:
1. Цель и задачи исследования (дерево целей).
2. Алгоритм исследования.
3. Динамика основных показателей деятельности организации, система управления.
4. Методика исследования.
5. Количественная оценка основных показателей (таблицы, диаграммы, графики, формулы).
6. Результаты анализа проблемы и основные выводы.
7. Оценка экономической эффективности решений в дипломном проекте.
8. Внедрение: методические рекомендации и выходные документы.
В приложение, которое размещается за основной частью, за библиографическим списком, выносятся уменьшенные копии иллюстраций-плакатов, таблицы, рисунки, графики, диаграммы, размер которых определяет целесообразность их размещения именно здесь.
Также в приложении могут размещаться копии различных нормативных документов, инструкций, расчеты основных показателей производственной и финансовой деятельности предприятий, на которых проходила преддипломная практика и которые являлись объектом исследования.
На первом листе блока приложений вверху по центру пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» (заглавный полужирный шрифт 16). Пониже справа в конце строки через «двойной» межстрочный интервал – слово «Приложение 1» (первая буква заглавная остальные – строчные, шрифт 14 и далее номер приложения без точек и значка №).
Затем через «двойной» межстрочный интервал по центру страницы располагается тематическое название приложения (шрифт 14, «полужирный»; первая буква заглавная; межстрочный интервал между строками названия приложения – «полуторный» – 8 мм).
После названия приложения также через межстрочный интервал «двойной» (15 мм) размещается содержание приложения.
Каждое новое приложение начинается с новой страницы. На следующей после «Приложения 1» странице, слово «Приложение 2» пишется в крайнем правом положении первой строки листа. Количество приложений формально не ограничено стандартами УМО вузов. Однако следует комплектовать их в разумных пределах, не превышающих объема всего дипломного проекта.
Страницы приложений не нумеруются.
Рисунки
Все схемы, диаграммы и графики обозначаются словом «Рисунок». Рисунки должны нумероваться последовательно в пределах главы и включать номер главы и порядковый номер рисунка в главе. Например: (Рисунок 1.2); (Рисунок 2.5) и т.п.
Подписи на рисунках необходимо размещать горизонтально, без рамок. Подписи должны выполняться единообразно по размеру и шрифту. Размер шрифта в рисунках должен быть не менее половины размера шрифта основного текста (не менее 2 мм). Необходимо следить за высокой контрастностью графического материала.
Рисунки должны следовать сразу же после ссылки на них в тексте, например:
«Структурная схема системы управления ОАО «Теодолит» представлена на рисунке 1.2.».
Или так:
«Структурную схему органов управления ОАО «Теодолит» можно представить следующим образом: (Рисунок 1.2)» (здесь после второй цифры точка не ставится). Затем располагается сам рисунок, а под ним его подпись. Подписи под рисунками должны быть содержательными. Помещается подпись под рисунком рядом с его номером, в крайнем левом положении строки без значка №, и пишется шрифтом 14, например:
Рисунок 1.2. Структурная схема органов управления ОАО «Теодолит» (после каждой цифры ставится точка; название рисунка и слово «Рисунок» пишутся с большой буквы. После названия точка не ставится).
Расстояние между нижней границей рисунка и подписью – 15 мм (межстрочный интервал – «двойной»).
Цветные рисунки использовать не рекомендуется. Для замены цвета используют черно-белые условные обозначения.
Бывает, что рисунок при оформлении работы не помещается на оставшемся месте листа. В этом случае приходится перефразировать (сокращать или дополнять) предыдущий текст таким образом, чтобы рисунок все же поместился на определенной части страницы. Конечно, если есть необходимость в его размещении.
Таблицы
Весь цифровой материал, когда возникает необходимость в его структурировании, сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц. Это способ передачи информации, при которой цифровой и текстовый материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.
По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы – это результат обработки и анализа цифровых показателей. Они позволяют сделать выводы в качестве обобщенного нового знания об исследуемом объекте. После таких таблиц делается обобщение типа: «данные таблицы позволяют сделать вывод, что…», «из таблицы видно, что…». То есть такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для констатации.
Логика построения таблицы требует обозначение тех предметов, которые в ней характеризуются, располагать в боковике или в головке, а сами данные – в горизонтальных или вертикальных графах. Каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок в боковике – ко всем данным этой строки. Заголовок каждой графы должен быть кратким. Повторы тематического заголовка следует избегать в заголовках граф.
Таблицы по возможности должны быть простыми, чтобы читатель мог легко уяснить значение помещенных в них данных. Буквы и цифры, используемые в таблицах, должны быть не менее букв и цифр, отпечатанных в тексте. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Заголовки граф и строк в таблице начинают с прописных букв. Они могут быть записаны параллельно и перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы.
Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещают одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части повторяют все заголовки. Над второй частью таблицы, справа пишут слова «Продолжение таблицы 3.6» (после второй цифры точка не ставится). Название остается только над первой частью. Расстояние между подписью над таблицей и верхней границей продолжения – 15 мм; межстрочный интервал – «двойной».
Графу «номер по порядку – н/п» в таблицу включают только при необходимости ссылок на номер строки. Все порядковые номера показателей указывают в боковике таблицы перед их наименованиями.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональной линией не допускается.
Повторяющийся в графе таблицы текст из двух или более слов при первом его повторении заменяют словами «то же». Повторяющиеся в графе таблицы цифры этим словом не заменяются.
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить справа надпись «Продолжение таблицы 3.6». Если головка громоздкая, то пронумеровываются графы, а их нумерацию повторяют на следующей странице. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.
Помещать в дипломную работу нужно только те таблицы, которые трудно передать обычным текстом (результаты экспериментальных наблюдений, сопоставление данных, подробные справочные и статистические данные).
Таблицы должны следовать за ссылкой на них. Ссылка в тексте оформляется либо в скобках после упоминания о ней в конце предложения, например:
«Моделирование поведения регионов в соответствии с альтернативами стратегического планирования можно представить следующим образом: (Таблица 3.6)» (здесь после второй цифры точка не ставится)
Либо так:
«Данные поведения регионов в соответствии с альтернативами стратегического планирования приведены в таблице 3.6.» (здесь после второй цифры точка ставится). Далее через межстрочный интервал «двойной» снова пишется слово «Таблица 3.6» (шрифт 14, с заглавной буквы, после первой цифры – точка), в правом верхнем углу в конце строки над таблицей.
Затем размещается название таблицы по центру с указанием ссылки на источник в конце строки (если эти данные были уже опубликованы в печати), например:
Таблица 3.6
Моделирование поведения регионов в соответствии
с альтернативами стратегического планирования [16, с. 57]
(верхняя граница таблицы)
Название таблицы пишется шрифтом 14, с заглавной буквы. В конце названия и после ссылки точки не ставятся.
Расстояние между словом «Таблица 3.6» в правом углу и названием таблицы – 15 мм (интервал – «двойной»); между строками названия – 8 мм (интервал – «полуторный»); между последней строкой названия и верхней границей таблицы – 15 мм (интервал – «двойной»).
Таблицы нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы в данной главе. Перед номером таблицы ставится слово «Таблица» (например: Таблица 3.8 – восьмая таблица третьей главы, шрифтом 14). Если в работе одна таблица, то слово «таблица» не пишется и номер ей не присваивается.
Если таблицы вынесены в приложение, тогда нумерация должна состоять также из двух цифр: первая – номер приложения, вторая – номер таблицы в этом приложении. Тогда ссылка в тексте оформляется следующим образом:
«Факторы, определяющие уровень экономического развития территорий, приведены в таблице 4.2 приложения 4».
Таблицы, которые можно разместить только в перпендикулярном положении вдоль высоты листа, целесообразней выносить тоже в приложение. Вследствие их громоздкости слово «приложение» не помещается в правом верхнем углу страницы. Поэтому его можно разместить слева от таблицы в вертикальном положении, написав более мелким шрифтом – «полужирный» – 10 или 12;14, в зависимости от размеров таблицы. Следующей строкой пишется название таблицы и затем располагается сама таблица.
Формулы
Общие требования. Значение переменных в математических выражениях должно быть разъяснено при первом их использовании.
Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки начинается со слова «где» без двоеточия и дефисов после него, например:
« … а структуру валового потока доходов домашних хозяйств можно выразить следующей формулой:
YВНД=C+S+T, (3.3)
где C – расходы домашних хозяйств (руб/год);
S – накопления (руб/год);
Т – налоги (руб/год); …».
Размещение. Математическое выражение должно быть размещено в центре строки, непосредственно следующей за строкой, содержащей ссылку на это выражение через межстрочный интервал – «двойной» (15 мм). Расстояние между последней строкой формулы и первой строкой расшифровки – 15 мм (интервал – «двойной»); между строками самой расшифровки – 8 мм (интервал – «полуторный»).
Перенос выражений размещается на знаках равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (×) и деления (:), а в этом случае эти знаки повторяются в конце и начале строк.
Нумерация. Математические выражения, на которые имеются ссылки в тексте, в пределах главы последовательно нумеруются с указанием номера главы, через точку номер формулы. Каждый номер должен быть заключен в круглые скобки и помещен в правом положении строки выражения (без слова «формула»), к которому он относится, например:
«После того, как найдена минимизирующая последовательность v1,…,vn (суммарный объем производства в каждый год), необходимо решить задачу существенно меньшей размерности – выбрать объем производства на каждом предприятии.
Введем обозначение
k
fk(vs)=min∑χi(Uis). (3.12)
0≤Usi≤vs i=1
k
∑Usk =vs …»
i=1
После второй цифры и скобки точки не ставятся.
Ссылку в тексте на формулу можно сделать и таким образом, например:
«Рекуррентные соотношения зависимости минимизации затрат от объема производства на каждом предприятии легко записываются при помощи формулы:
f1(vs)=χ1(vs); (3.13)
. . . . . . . . . . . . .
fk(vs) = min {χk(Usk) + fk-1(vs -Usk )}
0 ≤ Usi ≤ vs
…».
Или так:
«Исходя из формулы (3.13), находится объем производства каждого предприятия в каждый год».
Формулы, помещенные в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением к каждому порядковому номеру формулы номера приложения. Например:
если это формула в приложении 7:
– (7.5) – пятая формула седьмого приложения;
если в приложении 12:
– (12.14) – четырнадцатая формула двенадцатого приложения.
Если есть необходимость сослаться в тексте на формулы в приложениях, то это можно сделать таким образом:
«Расчет основных показателей финансового состояния ОАО «Стройинвест» за текущий год представлен в приложении 5.»
Библиографический список
Библиографический список (список использованной литературы) должен быть составлен в следующей последовательности (нумерация сквозная):
1. Специальная научная литература. Располагается в алфавитном порядке (по начальной букве фамилии первого автора). Сюда должны входить научные монографии и учебные пособия, журнальные и газетные статьи, статистические сборники, материалы из электронных источников (интернет), отчетные и инструктивные материалы предприятий (организаций).
2. Законодательные и нормативные акты. Порядок размещения основывается на принципе соответствия законодательного акта уровню власти. Это значит, что сначала располагаются документы Федерального уровня власти, затем – регионального и муниципального (не по алфавиту): Конституция; Указы Президента РФ; Кодексы РФ; Федеральные Законы; Постановления Правительства РФ; Приказы Министерств; Устав субъекта РФ; Распоряжения и указы глав исполнительной власти субъектов; региональные законы; Уставы муниципальных образований; распоряжения глав муниципальных образований; решения законодательных собраний муниципальных образований; (например: Дума городского округа).
Образец оформления научных монографий:
1. Москаленко А.И. Оптимальное управление моделями экономической динамики. – Новосибирск: Наука, 1999. – 234 с.
(Сначала пишется фамилия автора, затем инициалы с точками (после последней буквы инициалов – одна точка); далее пишется с большой буквы название монографии с точкой на конце; после ставится тире, за которым с большой буквы – город, где издавалась книга; дальше двоеточие; за ним с большой буквы наименование издания и через запятую цифры года издания с точкой на конце; потом ставится тире и указывается количество страниц в книге).
Образец оформления учебных пособий:
2. Орехов Н.А. Математические методы и модели в экономике: учебное пособие для вузов / Н.А. Орехов, А.Г. Левин, Е.А. Горбунов; под ред. проф. Н.А. Орехова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 302 с.
(Если пособие имеет несколько авторов, то в начале библиографической записи указывается фамилия первого, затем инициалы; название пособия; двоеточие – запись «учебное пособие» для вузов; после «/» – повторяется фамилия первого автора (инициалы вначале); после запятой остальные фамилии с инициалами вначале; после «;» фамилия автора, под редакцией которого издавалась книга, затем точка, тире, город, двоеточие – название издательства, запятая – год издания, точка, тире и количество страниц, согласно вышеприведенному образцу).
Образец оформления журнальных и газетных научных статей:
3. Голуб А.А. Экономические механизмы управления глобальными природными процессами / А.А. Голуб, К.Г. Гофман // Экономика и математические методы. – 1992. – Т.28. – Вып. 6.
(сначала – фамилия первого автора, затем название статьи, далее знак «/», инициалы и фамилия первого автора, второго, знак «//», название журнала; после пишется год издания; если издается в томах – номер тома и дальше номер выпуска; знаки пунктуации – согласно вышеприведенному примеру).
4. Трофимов С.В. В интересах жителей области // Забайкальский рабочий, 14 марта 2005. – С. 4.
(фамилия, инициалы; название статьи; дата выхода газеты; страница, на которой опубликована статья; знаки пунктуации согласно приведенному примеру).
Образец оформления материалов научно-практических конференций:
5. Рубцов А.Г. О мотивации функционирования автотранспортного комплекса региона (на примере Читинской области) / А.Г. Рубцов, Е.В. Карманова // Технические науки, технологии и экономика: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Иркутск: Издательство БГУЭП, 2002 – С. 87–93.
(сначала – авторы статьи, затем название их статьи; тематическое название конференции; жанр издания – «материалы научно-практической конференции»; город, где проходила конференция и в котором издавались ее материалы; издательство; год; номера страниц опубликованной статьи; знаки пунктуации согласно приведенному примеру).
Образец оформления статистических сборников:
6. Основные социально-экономические показатели по муниципальным образованиям Читинской области в 2003 году. Статистический бюллетень Облкомстата. – Чита, 2004. – 211 с.
Образец оформления материалов из электронных источников:
7. Пригожин В.Л., Троицкая Л.И. Совершенствование механизма управления объектами собственности [Электронный ресурс]. – М., 1998. – Режим доступа: http: // www.rusnauka.com.
8. Структурная оценка экономического потенциала регионов России. – Режим доступа: http: // fpp.org.ua/articls/eco str otsenka.htm.
Образец оформления законодательных нормативных актов:
9. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [№117-ФЗ от 12.12.1993]. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации: [№197-ФЗ от 07.12.1996]. – М.: Ось-89, 2001. – 94 с.
11. О государственной социальной помощи: федеральный закон: [№178-ФЗ от 17.07.1999].
12. Об утверждении Федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей»: распоряжение Правительства Российской Федерации: [№638-ФЗ от 28.08.2002].
13. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства образования: [№393-ФЗ от 11.02.2002].
14. Устав Читинской области: [№543-230 от 29.04.1995].
15. Об адресной социальной помощи Читинской области: закон Читинской области: [№137-340 от 30.09.1998].
16. Об утверждении Концепции организации социальных выплат в системе обеспечения по модели «Единое социальное окно»: распоряжение Главы Администрации Читинской области: [№251-А/П от 06.04.2004].
Нормативные документы правового регулирования на муниципальном уровне оформляются в аналогичном порядке.
На первой верхней строчке по центру листа размещается заголовок «Библиографический список» (полужирный шрифт номер 16, заглавные буквы). Дальше через межстрочный интервал «двойной» (15 мм) пишется первая строка списка. В крайнем левом положении этой строки ставится цифра номера источника литературы с точкой. Первые буквы и весь текст источников печатаются на одной линии отступа от точки после цифр на расстоянии – 10 мм. Нумерация страниц дипломного проекта на страницах библиографического списка продолжается вплоть до приложений, которые не нумеруются.
Образец библиографического списка приведен в прил. 19.
Государственные стандарты
При написании дипломной работы студенты должны руководствоваться Государственными стандартами, перечень которых приводится ниже.
1. ГОСТ 24525.3-80. Управление развитием производства. – М.: Изд. стандартов, 1981.
2. ГОСТ 24525.2-80. Управление качеством продукции. – М.: Изд.стандартов.1980.
3. ГОСТ 24525.5-80. Управление ресурсами. – М.: Изд. стандартов, 1982.
4. ГОСТ 24525.0-80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. – М.: Изд. стандартов, 1984.
5. ГОСТ 24525.4-80. Управление охраной окружающей среды. – М.: Изд. стандартов, 1981.
6. ГОСТ 24525.1-80. Управление выполнением плана производства и поставки продукции. – М.: Изд. стандартов, 1981.
7. ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. – М.: Изд. стандартов, 1986.
8. ГОСТ 22487-77. Проектирование автоматизированное. – М.: Изд. стандартов, 1986.
9. ГОСТ 19675. Автоматизированные системы управления. Основные положения. Термины и определения. – М.: Госстандарт, 1984.
Дипломная работа должна быть тщательно отредактирована и переплетена.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.