Окончание практики и подведение итогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По окончании преддипломной практики студенты в трехдневный срок предоставляют на кафедру:

– дневник практики, заполненный по всем разделам и подписанный руководителями практики от кафедры и предприятия;

– характеристику (отзыв) о работе студента в период практики с оценкой уровня его теоретической и практической подготовки, отношения к выполнению заданий, дисциплины и т.п.;

– отчет о преддипломной практике по установленной форме.

Студенты заочной формы обучения предоставляют на кафедру после окончания практики характеристику (отзыв) и отчет о преддипломной практике по установленной форме.

Дневник является основным документом, подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается вся его текущая работа в ходе практики:

– календарный план выполнения студентом программы преддипломной практики с отметками о его выполнении. План составляется совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия;

– перечень изученной студентом научной и специальной литературы;

– индивидуальные задания, выданные студенту, и их выполнение;

– выводы и предложения студента по практике;

– оценка работы руководителей практики от предприятия и кафедры и характеристика работы студента за период практики.

В качестве отчета о преддипломной практике студент может предоставить на кафедру практическую часть дипломной работы. Защита отчета о практике проводится перед специально созданной комиссией.

Оценка отчета по практике производится по 4-бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Документы практики

 

1. Отношение – это документ, предоставляемый студенту на месте прохождения практики, где содержится информация о том, что администрация организации, предприятия или учреждения, в котором запланирована практика, обязуется обеспечить базу для прохождения практики (прил. 3).

2. Направление – это документ, который студент должен предоставить по месту прохождения практики, содержащий название практики, ее вид и сроки. Направление оформляет методист, отвечающий за организацию и проведение практики (прил. 4).

3. Индивидуальный рабочий план – это персональная программа прохождения практики. План составляется студентом до выхода на практику. В него входит описание задач, которые студент планирует решить во время практики. Задачи индивидуального плана должны соответствовать общим задачам согласно программе учебно-производ-ственной практики. Если у студента возникают затруднения в оформлении индивидуального плана практики, он имеет право обратиться за консультацией к руководителю практики или преподавателю, который осуществляет руководство его научной работой. Индивидуальный план практики заверяется руководителем от кафедры и научным руководителем, осуществляющим руководство исследовательской работой студента. При выходе на практику студент-практикант должен предоставить данный план для ознакомления руководителю практики от выбранной организации, учреждения (прил. 7).

4. Дневник практики – это документ, в котором фиксируются все выполненные в ходе практики работы и проведенные мероприятия. В период прохождения практики студент ежедневно с первого дня пребывания на практике записывает содержание и результаты выполняемой работы. Записи в дневнике ежедневно подписываются руководителем практики от организации, учреждения. По окончании практики дневник предоставляется на проверку руководителю от кафедры. Дневник хранится на кафедре. К нему подшиваются все документы практики: индивидуальный план, характеристика, отчет о проделанной работе. В дневнике должны быть отражены следующие сведения:

– ФИО практиканта;

– группа и курс практиканта;

– факультет и специальность;

– специализация студента-практиканта (направления исследовательской и практической деятельности);

– место прохождения практики;

– время прохождения практики;

– ФИО руководителя практики от кафедры;

– ФИО, должность руководителя практики от организации, учреждения;

– общие цели и задачи учебно-производственной практики, соответствующие программе;

– индивидуальный план практики;

– данные о выполненной работе за каждый день практики (прил. 6, 7, 8 и 9).

5. Отчет о проделанной работе – это описание всех видов
работ, которые были выполнены студентом во время прохождения практики.

Отчет о практике строится по следующей примерной схеме.

Введение. Обоснование выбранной темы дипломного проекта. Указание цели исследований по месту прохождения практики, исходя из поставленных задач, отраженных в индивидуальном плане практиканта.

Раздел 1. Технико-экономическая характеристика объекта исследования (предприятия, фирмы, учреждения, процесса). Проводится организационная, технологическая и экономическая характеристика объекта в целом и места прохождения практики студентом.

Делая общую характеристику предприятия студент должен
уточнить:

– цели и задачи предприятия (организации);

– масштаб деятельности предприятия (организации);

– систему снабжения и сбыта предоставляемой продукции или специфических услуг;

– географическое положение, климатические и природные условия предприятия (организации);

– степень механизации и автоматизации хозяйственных и управленческих процессов;

– уровень специализации деятельности предприятия (организации);

– стратегию и тактику управления предприятием (организацией);

– уровень организационной культуры.

Примерные направления исследований могут быть следующими:

1. Управление системой производства или предоставления различного рода услуг населению территориальных образований.

2. Управление персоналом на предприятиях (организациях).

3. Информационные системы управления на предприятиях (организациях).

4. Управление финансовыми потоками на предприятиях.

5. Управление маркетингом (системой сбыта и реализаций готовой продукции или предоставления услуг).

6. Персональный менеджмент (повышение эффективности самоорганизации управленца).

7. Управление предприятием (организацией).

8. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий (организаций).

9. Бухгалтерский учет.

10. Управление инвестиционным проектом.

11. Управление социально-экономическим развитием территориальных образований (регионов, муниципальных образований).

12. Менеджмент в туризме.

Более подробное содержание тем по выбранным направлениям исследований приведены в прил. 1. В работе по всем направлениям необходимо изучать правовое обеспечение деятельности предприятий (организаций).

В зависимости от выбранного направления исследований студент должен осветить следующие положения.

Характеризуя организационную структуру управления, нужно изучить:

– организационную структуру управления с учетом организационно-правовой формы предприятия (организации);

– компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основной деятельностью предприятия), функциональные структурные подразделения и обеспечивающие подразделения;

– методы, применяемые на предприятии (организации) для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

– структуру и функции аппарата управления предприятия (организации);

– эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Характеризуя систему управления производством определенного вида продукции или предоставления населению территориальных образований специфического вида услуг, студенту нужно изучить:

– производственные функции предприятия;

– структуры организационной системы, включающие подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

– оперативное планирование выпуска продукции или предоставления различного рода услуг;

– нормирование труда работников и управление запасами;

– мотивацию и стимулирование труда в целях активизации человеческого фактора;

– управление хозяйственной деятельностью предприятия (организации) на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена;

– организацию учета, анализа и планирования производства или предоставления услуг, методику разработки планов, прогнозов и программ дальнейшего развития предприятия (организации);

– методы и приемы обоснования программ развития производства с учетом потребностей населения территорий, производственных мощностей (потенциала) предприятия (организации), материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия (организации);

– изучить систему показателей хозяйственной деятельности предприятия, ее эффективности, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;

– ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планирование, выбор и оценка каналов сбыта и предоставления услуг, формы организации торгового процесса).

Характеризуя систему управления персоналом на предприятиях (организациях), студенту нужно изучить:

– профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров;

– планирование и прогнозирование потребностей предприятия (организации) в рабочей силе;

– систему материального и морального стимулирования;

– функции управленческого персонала;

– систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение);

– методы повышения эффективности управленческого труда.

Характеризуя информационную систему управления, нужно изучить:

– коммуникации между уровнями управления;

– коммуникации между предприятием и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики);

– общую схему потоков информации на предприятии (организации);

– средства передачи и преобразования информации;

– структуру информационного процесса (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

– документооборот предприятия, организацию делопроизводства.

Характеризуя систему управления финансовыми потоками на предприятии (организации), студент должен:

– изучить структуру и содержание деятельности финансовых служб на предприятии;

– ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию (предоставляемые услуги) и методикой их формирования;

– приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия (организации);

– на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать основные показатели финансового состояния предприятия (коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности оборотными средствами, восстановления или утраты платежеспособности и т.п.);

– изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности.

Характеризуя систему управления маркетингом, студент должен отразить в своем отчете:

– задачи и функции службы маркетинга;

– систему организации службы маркетинга;

– задачи и механизмы действия маркетинговых исследований возможностей рынка и возможностей фирмы;

– планирование объемов выпуска готовой продукции (предоставления услуг) и товарную политику предприятия, направленную на повышение ее конкурентоспособности (управление качеством);

– стадии жизненного цикла продукции;

– инновационную политику предприятия;

– ассортиментные стратегии предприятия;

– планирование товародвижения на рынке;

– основные методы реализации продукции (предоставления услуг);

– стратегию и тактику предприятия (организации) в области рекламы и ее эффективность;

– инструменты стимулирования сбыта продукции;

– ценовую политику и конкуренцию (определение цен на новую продукцию (услуги).

Характеризуя систему государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием территорий, студент-дипломник должен ориентироваться в своем отчете на изложение всех тех основных положений, которые были изложены выше, в зависимости от исследуемой сферы жизнедеятельности, на которую направлено управленческое воздействие органов государственного и муниципального управления.

Раздел 2. Отражение исходных данных и системного анализа объекта исследования. Собираются все необходимые для написания дипломной работы отчетные данные, схемы, графики, инструктивные положения, формы документов. Проводится необходимое исследование, выявляются положительные и отрицательные стороны объекта, делаются выводы о проблемах в системе управления предприятия, в его хозяйственной и финансовой деятельности.

Характеризуя выводы, сделанные в результате исследования хозяйственной деятельности предприятия (организации), в зависимости от выбранного направления исследования, студент должен:

– при исследовании организационной структуры – дать оценку организационной структуры предприятия, выявить проблемы в работе этого компонента организации;

– при исследовании системы управления производством – дать комплексную оценку организации управления производством или предоставления услуг;

– при исследовании системы управления персоналом – дать оценку системы работы с кадрами и обозначить проблемы повышения эффективности управленческого труда;

– при исследовании информационных систем управления – вскрыть недостатки коммуникационных процессов;

– при исследовании финансовой деятельности предприятия – осуществить комплексную оценку финансового состояния предприятия, определить основные финансовые проблемы;

– при исследовании системы управления маркетингом – дать оценку эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия (организации) и обозначить проблемы в этой области;

– при исследовании системы органов государственного и муниципального управления – дать комплексную оценку их деятельности по управлению исследуемой сферы жизнедеятельности населения территориальных образований. На основе проведенного анализа выявить основные проблемы в самой этой сфере, а также проблемы совершенствования управления развитием этой сферы.

На основе изучения законодательных нормативных актов выявляются проблемы правового регулирования того вида деятельности, в котором работает данное предприятие (организация).

Раздел 3. Разработка направлений решения основных задач дипломной работы и планирование конкретных мероприятий по решению выявленных проблем. Фактически в этом разделе отчета должны быть отражены отдельные моменты дипломной работы.

В зависимости от направления исследования студент должен:

– при исследовании организационных структур управления – обосновать основные направления по совершенствованию организационной структуры предприятия;

– при исследовании управления производством или предоставления услуг – разработать комплекс мероприятий повышения эффективности управленческого воздействия на процесс производства с целью увеличения объема выпуска продукции или предоставления услуг, а также улучшения ее качества (конкурентоспособности);

– при исследовании управления персоналом – определить методы повышения эффективности управления трудовым коллективом;

– при исследовании информационных систем управления – обозначить пути устранения недостатков коммуникационного процесса и совершенствования коммуникаций на предприятии (организации);

– при исследовании управления финансами предприятия – внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю;

– при исследовании управления маркетингом – внести предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия;

– при исследовании системы государственного и муниципального управления – разработать комплекс рекомендаций и мероприятий по совершенствованию управления исследуемой сферой жизнедеятельности территориальных образований.

Заключение. Делаются выводы по каждому из разделов отчета, а затем обосновывается практическая значимость собранных исследовательских данных в период прохождения практики как для написания дипломного проекта, так и для совершенствования управленческой и производственно-финансовой деятельности в системе данного предприятия (организации).

В приложении к отчету группируются все статистические, справочные и другие данные.

Первая страница отчета представляет собой титульный лист, а на второй странице пишется содержание основных разделов отчета выполненных исследовательских работ. Оформление содержания аналогично требованиям оформления второй страницы дипломного проекта – оглавления, представленного на с. 133 (прил. 18).

Такая структура отчета носит ориентировочный характер и может видоизменяться по согласованию с руководителем дипломной работы в зависимости от объекта исследования. Отчет предоставляется руководителю практики от организации, учреждения, заверяется его подписью и печатью учреждения. Незаверенный отчет кафедрой не принимается. Образец оформления титульного листа отчета представлен в прил. 10.

6. Характеристика работы студента в период практики.

Характеристика составляется руководителем практики от предприятий (организаций). В ней освещаются следующие вопросы:

– уровень теоретических знаний студента;

– отметки о личностных качествах студента, его отношении к делу;

– рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки студента.

Характеристика подписывается руководителем практики от организации, учреждения и заверяется печатью организации, учреждения, в котором студент прошел практику. Незаверенная характеристика зав.кафедрой не принимается (прил. 5).

7. Доклад на итоговую конференцию.

В докладе на итоговой конференции должны быть освещены следующие вопросы:

– обоснование экономической и социальной значимости деятельности предприятия (организации) и совершенствования работы в сфере практики, избранной студентом;

– краткое описание предприятия (учреждения, организации), в котором была пройдена практика;

– описание проблем, с которыми сталкиваются специалисты предприятий (организаций) в ходе реализации своих функциональных обязанностей;

– инновационные формы работы, используемые на предприятии;

– перспективы развития данного предприятия (организации);

– степень удовлетворения практикой;

– предложения по совершенствованию практики;

– перспективы использования полученных в ходе практики знаний и навыков в дальнейшей работе.

Доклад должен быть оформлен в письменном виде машинописным текстом в соответствии с вышеизложенным планом. Оформляется титульный лист, план доклада на второй странице и далее – основная часть (прил. 11).

 

Раздел 2



ПОДГОТОВКА, НАПИСАНИЕ

И защита ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Общие положения

 

В соответствии с требованиями Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации каждый студент по завершении профессиональной образовательной программы выполняет выпускную квалификационную работу в форме дипломного проекта. Дипломный проект рассматривается как конечный результат профессиональной подготовки специалистов по специальности «Менеджмент организаций» и выполняется на последнем году обучения. Он должен представлять собой самостоятельно выполненную и законченную работу по избранной теме, содержать элементы научной новизны, иметь теоретическое и практическое значение.

Написание дипломного проекта является заключительным этапом обучения студента-менеджера, подводящим итог всего его процесса учебы в университете. Дипломный проект и его защита должны показать, что студент овладел методологией исследования проблем управления, в полном объеме усвоил основной материал изученных ранее курсов по специальности «Менеджмент организаций». Своим дипломным проектом выпускник доказывает, что он умеет самостоятельно разбираться в хозяйственном механизме и функционировании систем управления, овладел навыками работы с научными литературными источниками российских и зарубежных авторов по проблемам менеджмента, умеет грамотно (в научном смысле) изложить свои мысли и доводы.

К написанию и защите дипломного проекта распоряжением декана факультета допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, т.е. прошедшие курс теоретического и практического обучения, сдавшие необходимые экзамены и получившие зачеты. Сама
защита проводится в конце весеннего семестра последнего года обучения по специальному графику на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Будучи последней учебной работой студента, дипломное исследование является в то же время самостоятельным научным трудом, поэтому к нему предъявляются те же высокие требования, что и к любой работе исследователя, разумеется, не в смысле объема, широты охвата и глубины проникновения в суть проблемы, а в плане овладения методологией и методикой современного экономического исследования.

Дипломное исследование должно продемонстрировать не только конкретное знание студентом тех или иных экономических законов, явлений и факторов, но и понимание их места в процессе развития науки об управлении; вскрыть причины дальнейшего повышения ее эффективности на основе совершенствования хозяйственного механизма.

Дипломный проект должен строиться на основе достаточного фактического материала. Студенту необходимо стремиться выявить максимально возможное число факторов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться со всей основной литературой по данному вопросу. Следует всегда помнить об огромном разнообразии экономических явлений, их сложности, в силу чего исследователь неминуемо сталкивается со взаимно противоречивыми фактами. Поэтому только глубокий и всесторонний анализ позволяет выявить закономерности, основные тенденции развития изучаемого явления.

В ходе написания дипломного проекта студент должен широко использовать труды научно-исследовательских институтов, литературные источники, нормативно-справочный материал промышленных предприятий, организаций различных организационно-правовых форм, передовой опыт зарубежных стран.

В выпускной исследовательской работе проявляются уровень фундаментальной и специальной подготовки студента, его способность к анализу и обобщению экономической информации, полученные навыки по решению актуальных практических задач в конкретной области экономики и управления. С этой целью в дипломном проекте требуется показать знание действующих законодательных, нормативных, методических и инструктивных материалов, важнейших литературных источников, компьютерной техники, а также умение отбирать и использовать необходимую информацию. Объект дипломного исследования выбирается по месту прохождения преддипломной практики или месту трудовой деятельности студента. Общий уровень подготовки студента оценивается в процессе защиты дипломного проекта перед Государственной аттестационной комиссией.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.