Профессиографический подход к психологическому анализу профессиональной деятельности субъекта труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучению проблемы описания профессиональной деятельности в психологии труда посвящено большое количество работ отечественных ученых: К.К. Платонова, Э.Ф.Зеера, В.А.Бодрова, Е.М.Ивановой, E.Ulich и др. Наиболее полным методом анализа и описания профессиональной деятельности является метод профессиографического изучения деятельности.

В самом общем виде с точки зрения Е.М.Ивановой, под профессиограммой понимают сводку знания о профессии и организации труда, а также «психологический» портрет профессии (психограмму), отражающий требования к особенностям личности специалиста, его психофизиологическим свойствам, психологическим качествам и способностям, необходимым специалисту для успешной деятельности в данной профессии[69]. Э.Ф.Зеер полагает, что профессиограмма должна отражать условия труда, права и обязанности работника, необходимые знания, умения и навыки, профессионально важные качества, а также противопоказания по состоянию здоровья[59]. С точки зрения Н.С. Пряжникова, профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач[128]. Составной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. А.К.Маркова определяет профессиограмму как обобщенную модель успешного специалиста в данной области; как научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно их выполнять[98].

В основе проведения профессиографического анализа деятельности лежат следующие основные принципы, разработанные Е.М.Ивановой: 1) принцип поэтапности изучения профессиональной деятельности; 2) принцип целенаправленности, согласно которому исследование профессиональной деятельности должно строиться, исходя из его целей, задач, а также специфических условий трудового процесса; 3) принцип селективности – заключается в направленности исследования на те особенности трудового процесса, где наиболее ярко проявляется специфика субъект-объектных взаимосвязей; 4) принцип структурированности, согласно которому изучение объекта необходимо осуществлять на трех его уровнях: параметрическом (выделение нормативных признаков объекта, его свойств, характеристик), морфологическом (изучение поэлементного строения объекта, взаимосвязи между его признаками, свойствами, характеристиками); функциональном (объяснение принципов организации, функционирования, развития объекта); 5) принцип многоуроневости - рассмотрение объекта и субъекта труда необходимо осуществлять с точки зрения их горизонтальных и вертикальных взаимосвязей; 6) принцип иерархичности познания деятельности – позволяет изучать субъект-объектные отношения в динамической форме, рассматривая их в процессе становления человека как субъекта трудовой деятельности. Исходным тезисом здесь является то, что каждая деятельность иерархична по своей структуры: система деятельности более низкого порядка встроена в систему деятельности более высокого порядка – что позволяет этапы профессионального становления личности рассматривать как единую, динамическую систему[68].

Б.В.Кулагин выделяет три основных этапа анализа профессиональной деятельности в рамках профессиографического исследования: 1) сбор информации о профессиональной деятельности; 2) обработка и обобщение полученной информации, собственно оставление профессиограммы; 3) применение профессиограммы в практических и теоретических целях. Первый этап осуществляется при помощи методов наблюдения, структурного интервью, анализа документальных источников (нормативная профессиограмма), изучения продуктов деятельности, экспертной оценки, эмпирического исследования и др. На втором этапе полученная информация анализируется, обобщается и интерпретируется при помощи методов психологического и статистического анализа[63].

Существует целый ряд классификаций видов профессиографического исследования. Специфика профессиографического исследования зависит от целей, для которых оно проводиться. Е.М.Иванова предложила рассматривать четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический. Информационное профессиографирования предназначено для профконсультационной работы с оптантами. При составлении профессиограммы следует учесть, что главное назначение – это первичное информирование о профессии, её распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологический и психологических требованиях к человеку. Диагностическое профессиографирование проводиться в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма и др. Этот тип является поисковым, главное – установление причин, обуславливающих наличие названных фактов. Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектированию профессионального роста и карьеры работников. Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать и разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Как отдельный вид методического профессиографирования Е.М.Ивановой была разработана аналитическая профессиография. Автор определяет аналитическую профессиограмму как «построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных обобщенных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система операционально-технологических признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда. Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа: 1) анализ операционально-технологической структуры труда; 2) анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда[69]. Дополняя классификацию Е.М.Ивановой Э.Ф.Зеер выделяет еще проспектированное профессиографирование. Сущностная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления[59]. А.К.Маркова в свою очередь предложила задачно-личностный модульный подход к профессиографированию. В состав модуля входят «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля) [98]. В настоящее время наблюдается тенденция к появлению «смешенных» видов профессиографирования. Т.С.Кабаченко выделяет такой вид профессиографирования как комплексное профессиографирование. Основной его целью является максимальный сбор информации об объекте, субъекте, процессе профессиональной деятельности [72].

М.А.Дмитриева указывает, что профессиограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к личности: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые способности и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, указания на качества личности только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, отличается большой широтой содержания. В ней необходимо отразить всесторонние знания о профессии. Спецификой профессиограммы для целей профессионального обучения является установка на выявление, в первую очередь, тех психофизиологических функций, которые будучи важными для работы, подвержены значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессиональным мастерством. При этом основные классические разделы профессиограммы следующие: 1) общая характеристика профессии; 2) основные производственные операции и условия труда; 3) психограмма[47].

В настоящем диссертационном исследовании предполагается решить задачи как методологического, так и прикладного плана, поэтому представляется целесообразным проведение комплексного профессиографического исследования  профессиональной деятельности участкового врача-терапевта, в котором будет наиболее полно описана специфика деятельности и психологические характеристики данного специалиста. Комплексное профессиографическое описание деятельности специалистов необходимо реализовать по следующим аспектам: общая характеристика профессиональной среды,  цель, назначение профессии, общие требования, предъявляемые профессией к человеку, уровень квалификации, порядок обучения специалиста, содержание деятельности (основные задачи и операции, приемы работы), условия деятельности (изучается организация режимов труда и отдыха специалистов на рабочем месте, оснащение рабочего места), санитарно-гигиенические факторы (исследуется микроклимат, освещенность, механические и акустические колебания, профессиональные вредности и т.д.), психофизиологические факторы (фиксируются факторы физической, психической нагрузки, типичные для данного рабочего места психические и функциональные состояния специалиста), социально-психологические факторы (дается характеристика рабочего коллектива, групповых норм и ценностей, характера межгрупповых отношений), психологические характеристики успешного специалиста.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.