На должность участкового врача-терапевта назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», со специализацией «Терапия».
Трудовой пост – фиксированная область приложения сил, рассчитанная на создание чего-то ценного для общества, представляет собой многомерную и многопризнаковую систему, в которой каждый из элементов структуры зависит и одновременно влияет на каждый из элементов. При описании трудового поста были проанализированы следующие его элементы: цели, предмет труда, система средств труда, система профессиональных обязанностей, система прав, производственная среда.
Сфера профессиональной деятельности – медицина. Медицина – это область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней населения.
Объект профессиональной деятельности – пациент в возрасте от 14 лет. Пациенты различаются между собой по ряду характеристик: возрасту, состоянию здоровья, по отношению к своему здоровью (ответственные и безответственные), по отношению к врачу (доверяющие, сомневающиеся, не доверяющие), по мотиву лечения, по материальному достатку и др.
Предмет профессиональной деятельности – здоровье пациента.
Все эксперты, принимавшие участие в исследовании ссылаются на определение понятия здоровье, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), подчеркивая, что предметом профессиональной деятельности врача является преимущественно физический аспект здоровья.Основная цель деятельности участкового врача-терапевта- преобразующая. С точки зрения 74% экспертов основной целью деятельности является сохранение и укрепление здоровья пациента в возрасте от 14 лет. 19% экспертов - улучшение качества и продолжительности жизни людей и 7% экспертов основную цель видят в повышение медицинской грамотности населения.
В результате исследования было выделено шесть направлений деятельности участкового врача-терапевта: профилактическая, диагностическая, лечебная, воспитательно-образовательная, организационно-управленческая, научно-исследовательская.
Определено, что для достижения основной цели участковый врач-терапевт должен решить следующие профессиональные задачи, определяющие специфику профессиональной деятельности и предъявляющие значительные требования к компонентам психологической структуры субъекта труда:
· формирование врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения;· осуществление санитарно-гигиенического образования, консультирование по вопросам формирования здорового образа жизни;· осуществление профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;· организация и проведение диагностики и лечения различных заболеваний и состояний, в том числе восстановительное лечение пациентов в амбулаторных условиях и стационаре на дому;· оказание неотложной медицинской помощи пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях и стационаре на дому;· направление пациентов на консультации к специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;· организация и проведение противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики в установленном порядке;· проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке и оформление документов для направления на медико-социальную экспертизу;· выдача заключения о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;· взаимодействие с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми и медицинскими компаниями, иными организациями;· организация совместно с органами социальной защиты населения медико-социальной помощи отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;· управление деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;· ведение медицинской документации в установленном порядке;· анализ состояния здоровья прикрепленного населения и деятельности врачебного участка;· посещение научно-практических семинаров, конференций;· проведение научно - исследовательской работы по проблемам медицины.В рамках психологического анализа деятельности были выделены ведущие направления профессиональной деятельности данных специалистов. Ведущими направлениями деятельности участкового врача-терапевта с точки зрения 68% экспертов является диагностика и лечение. 22 % отмечают лечение и профилактику, 10% выделяют лечение и образовательно-воспитательную деятельность. Можно положить, что недостаточность представленности профилактической деятельности обусловлено тем, что состояние здоровья населения нашей страны значительно хуже, чем в европейских государствах. Это обусловлено неправильным образом жизни, плохой экологией, вредными привычками, несовершенством работы учреждений здравоохранения. В связи с большой заболеваемостью, инвалидизацией учреждения здравоохранения ориентированы на оперативное реагирование на поступаемый запрос и зачастую обнаруживается дефицит временного и материального ресурса на проведение профилактических мероприятий в полном объеме. Эксперты отмечают важность проведения профилактических осмотров, диспансерного наблюдения (людей с хроническими заболеваниями), профилактики эпидемий, однако указывают об отсутствии реальных условий для осуществления данной деятельности в необходимой форме. Эксперты отмечают, что образовательно-воспитательная деятельность также недостаточно представлена. Это детерминировано отсутствием культуры здоровья в нашей стране, а именно, очень мало пациентов обращается за санитарно-гигиеническим просвещением, а у врача-терапевта не всегда есть возможность инициировать этот процесс. Хотя все участники исследования подчеркивают о необходимости введения регулярного консультирования по вопросам здоровья (лекции, круглые столы, школы здоровья и т.п.).Профессиографическое изучение сущности и специфики профессиональной деятельности позволило подробно описать каждое направление врачебного труда в рамках данной специализации. Под диагностикой понимается комплекс мероприятий, проводимых участковым врачом-терапевтом по выявлению и оценке степени заболевания. Медицинская диагностика основывается на различных методах исследования и распознавания заболеваний, их тяжести и состояния организма больного с целью выбора и проведения необходимого лечения, эффективных профилактических мероприятий предотвращающих развитие осложнений и повторных заболеваний.Диагностика осуществляется через деятельность сбора и анализа информации о состоянии здоровья пациента. Данная деятельность реализуется через ряд действий, которые в свою очередь состоят из операций, выполнение которых обеспечивают, прежде всего, психологические (субъектные) характеристики. Операции действия первого вида «проведение расспроса пациента и его родственников, первичный осмотр»: выявление жалоб пациента; сбор анамнеза жизни и болезни пациента, осмотр пациента; физикалъное исследование всех органов и систем пациента. Действие второго вида «клиническое обследование, постановка, обоснование предварительного предположения» включает операции по первичному клиническому обследованию, наблюдению, мониторингу; обоснованию предварительного диагноза или диагностического предположения. Действие третьего вида «составление и реализация плана лабораторно-инструментального исследования пациента с учетом предварительного диагноза» обусловливает операции, имеющие пространственно-временное существование. Исполняя их, врач вступает во взаимодействие с разнообразными клиническими службами, обосновывает суть запроса, организовывает взаимодействие с лечебно-диагностическими службами и др. Данное действие предполагает выбор группы необходимых и возможных исследований, определение их последовательности. Действие четвертого вида «анализ результатов диагностических исследований и тестов» предполагает умение анализировать результаты: лабораторных исследований анатомо-физиологических субстратов, цитологических и гистологических материалов, эндоскопических методов исследования, рентгенологических исследований, ультразвуковых методов исследования внутренних органов и др. Действие пятого вида, которое предполагает «формулирование и обоснование диагноза», включают ряд операций: соотнесение аналитических данных с действующей нормативной базой основных клинических синдромов; определение факторов, детерминирующих болезненное состояние или патологических процесс; интегрирование продуктов познавательной деятельности в общую клиническую картину болезни, формулирование диагноза и соотнесение вывода с действующим нормативным перечнем классификации болезней и болезненных состояний – МКБ-10, разъяснение пациенту и его родственникам диагноза.
В ходе профессиографирования было определено, что лечебный процесс является основным в профессиональной деятельности участкового врача-терапевта. Лечение – это комплекс медицинских мероприятий, проводимых с целью восстановления или улучшения здоровья, трудоспособности и качества жизни больного. Квалификационная характеристика выделяет двенадцать групп болезней систем, органов и анатомо-физиологических структур организма. Лечение представляет собой деятельность по облегчению, устранению симптомов того или иного заболевания и осуществляется через следующие действия: определение задач лечебного процесса (формирование представления о желаемом результате); определение требуемых лечебных мероприятий (исходя из медицинских стандартов лечения заболеваний); условий необходимых для их осуществления; прогнозирование последствий лечебного воздействия; донесение до пациента плана лечения; контроль над ходом лечения. В медицине разработаны подробные схемы лечения различных заболеваний, предполагающие симптоматическое, этиологическое и патогенетическое лечение. Данные схемы предполагают применение различных методов. Вынесение решения о методе лечения должно подчиняться принципу: восстановление нарушенных функций в максимально короткий срок с минимальными материальными и психическими затратами для пациента.Следующим важным направлением в деятельности участкового врача-терапевта является профилактика. Профилактика - это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболевания (факторов риска) или осложнений уже имеющихся болезней. Предупреждение болезни представляет собой сложный, многокомпонентный процесс. На современном уровне знаний необходимо рассматривать три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную. Важнейшая из них - первичная, которая имеет своей целью предупреждение возникновения любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний. Первичная профилактика не может осуществляться только медицинскими мерами и должна включать усилия самого человека, государственных структур, общества. Главенствующая роль при этом принадлежит социально-экономическим мерам, связанным с условиями жизни, труда, быта, отдыха, окружающей среды, обеспечением качественными продуктами питания и водой. Первичная профилактика, как превентивная деятельность, осуществляемая участковым врачом-терапевтом, включает следующие основные действия: профилактические осмотры, иммунизацию населения. Иммунизация представляет собой специфическую иммунологическую профилактику инфекционных заболеваний людей. При проведении иммунизации участковый врач-терапевт руководствуется календарем профилактических прививок. Календарь прививок — это список обязательных прививок, в котором указывается, какую вакцину и в каком возрасте следует вводить. Иммунопрофилактика инфекционных болезней проводится в рамках, как плановых прививок, так и прививок по эпидемическим (экстренным) показаниям. Национальный календарь прививок предусматривает вакцинацию против различных заболеваний: гепатит В, туберкулез, полиомиелит, дифтерия, корь и т.п. Вторичная профилактика направлена на предупреждение перехода возникшей болезни в хроническую форму или возникновения осложнений. Третичная профилактика - на предупреждение инвалидизации и смертности. Вторичная и третичная профилактика представляют собой динамическое наблюдение, направленное на последовательное оздоровление. В медицине разработаны схемы динамического наблюдения различных заболеваний, которые предполагают совершение операций как диагностического, так и лечебного характера.
Психологический анализ деятельности показал, что образовательно-воспитательное направление представляет собой деятельность по просвещению населения в области медицины и предполагает ряд действий: формирование знаний в области медицины; отработка умений проведения различных медицинских процедур; формирование ценностного отношения к здоровью; готовности вести здоровый образ жизни и т.п. Образовательно-воспитательная деятельность может осуществляться в форме лекций, бесед, семинаров и другое. В реальных условиях современного здравоохранения данное направление представлено крайне ограниченно, хотя как отмечают сами эксперты, значимость его развития очень велика.
Организационно-управленческое направление реализуется через деятельность организации, управления, контроля и оценки действий в системе лечебного учреждения. Деятельность участкового врача-терапевта включает следующие действия: составление и ведение медицинской документации; статистическая обработка и анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ); организация и управление деятельностью медицинской сестры. При проведении анализа деятельности ЛПУ участковый врач-терапевт пользуется информацией содержащейся в различных учетных формах. В конце года участковый врач совместно с заведующим отделением анализирует показатели деятельности. Для системного изложения отчета разработана специальная схема, включающая характеристику участка, показатели заболеваемости населения на участке, госпитализации, заболеваемости с временной утратой трудоспособности (число случаев и дней временной утраты трудоспособности за отчетный период, средняя длительность одного случая нетрудоспособности), смертности на дому; характеристика профилактической и санитарно-просветительной работа.
Профессионально значимым компонентом данного направления является управленческая деятельность, в связи с тем, что участковый врач-терапевт является организатором не только своей работы, но он еще и организует деятельность медицинской сестры. Участковая медицинская сестра вместе с участковым врачом-терапевтом обеспечивает лечебно-профилактическое обслуживание взрослого населения.
Средством труда в психологии труда можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно цели и задачам. Можно выделить три основные группы средств труда: 1) вещественные средства, орудия труда; 2) внешние функциональные средства труда; 3) внутренние функциональные средства труда.
Для участкового врача-терапевта, особенно важными являются такие вещественные средства труда как: фонендоскоп, тонометр, термометр, лупа, шпатель, стетоскоп, медикаменты (отмечают 100% экспертов). Помимо указанных медицинских приборов 78% экспертов отмечают в качестве вещественных средств труда литературу по вопросам медицины, Интернет. Все эксперты также подчеркивают необходимость знания компьютера на уровне продвинутого пользователя, полагая, что осуществление обработки и анализа получаемой информации без использования современных статистических пакетов является не достаточно полным.
К внешним функциональным средствам можно отнести: умение владеть мимикой, пантомимикой, жестами (отмечают 86% опрошенных экспертов). Имеется несколько групп жестов, выражающих различные позиции врача по отношению к больному. Так, например, врач не должен использовать защитные, агрессивные и сомневающиеся жесты: руки скрещены на груди, спрятаны за спину, руки на поясе или на бедрах, расположение указательного пальца вдоль щеки, покусывание дужки очков или авторучки, потирание темени. Участковому врачу-терапевту важно демонстрировать открытые позы, взгляд. Внешними функциональными средствами врача является также, с точки зрения 100% опрошенных, хорошее развитие мелкой и крупной моторики рук, зрения, слуха, обоняния.
Внутренние функциональные средства труда: некоторые психические явления, которые позволяют взаимодействовать с предметом сообразно цели.
Действия, операции в рамках того или иного направления деятельности требует, как отмечают 100% экспертов, мобилизации ресурсов памяти, профессионального мышления, внимания, развитых коммуникативных умений и др. Так, диагностика начинается с выслушивания рассказа больного, которое сопровождается корректными уточняющими вопросами. Осуществление данного действия требует высоко развитых коммуникативных умений, которые понимаются, как способность осуществлять действия слухового восприятия, способность сформулировать вопросительное высказывание, используя набор понятий, хранящийся в памяти (умения слушать, задавать вопросы и др.). Осуществление остальных действий данного направления предполагает способность в течение длительного времени удерживать большое количество информации, осуществлять восприятие тех или иных визуальных или тактильных (или полученных при помощи специальной техники) признаков заболевания, с анализом и соотнесением этих признаков между собой, на основе чего производить выдвижение рабочих гипотез, во главе с основной. Проверка гипотез требует поиска различий между полученными данными (симптомами) укладывающихся в картину заболевания подтверждающего основную гипотезу, и всеми возможными случаями (болезнями), протекающими сходно. Умение осмыслить обнаруженные проявления, связать их в единую цепочку, определить ведущие симптомы характеризует высокую степень развития мышления. Помимо хорошо развитых познавательных психических процессов, выполнение диагностических действий требует доброжелательности, уравновешенности, эмпатийности и др. Лечебная деятельность предполагает формирование образа желаемого результата лечения, выбор адекватных методов лечения выявленного заболевания (установка связи между симптомами и выбранными медицинскими мероприятиями), прогнозирование течения болезни и др. Выполнение перечисленных действий невозможно без хорошо развитого воображения, мышления, памяти, способности располагать к себе людей, вызывать у них доверие и др.
Подробному изучению и описанию психологических характеристик успешного участкового врача – терапевта будет посвящен следующий пункт данной главы и глава 3 настоящей диссертации.
В условиях профессиональной деятельности можно выделить следующие компоненты: социально-контактная среда, информационная среда, витальная среда.
Социально - контактная часть: отношения с руководителями, коллегами (сплоченность коллектива, внутригрупповые связи, стиль руководства). Известно, что стиль руководства имеет значение для успешности профессиональной деятельности. Стиль руководства — способ взаимодействия руководителя с подчиненными, характер отношений между ними в процессе исполнения служебных обязанностей. Выделяют три типа стилей руководства: авторитарный, демократический, попустительский. 72% экспертов отмечают в качестве желательного стиля руководства - демократический. При демократическом стиле управления решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей. Руководитель с демократическим стилем стимулирует инициативу со стороны подчиненных, регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам. 28% считают довольно эффективным смешение авторитарного и демократического стилей управления, когда в определенных ситуациях руководитель может единолично принимать решения, жестко контролирует их исполнение, интересы дела ставить значительно выше интересов людей. 67% экспертов отмечают, что в реальности, руководство поликлиники применяет преимущественно авторитарный стиль руководства, с доминированием формальных критериев оценки успешности деятельности, препятствованием внедрению новых технологий и др. 33% экспертов указывают о комбинировании руководством различных стилей.
При описании социально-контактной среды важными являются также аспекты взаимоотношений в коллективе: степень сплоченности, контактности, организованности. 76% экспертов отмечают среднюю, 24% - высокую степень сплоченности коллектива. Респонденты связывают не очень высокую степень сплоченности медицинских коллективов поликлиники с тем, что большую часть времени они работают на своем терапевтическом участке, достигая поставленных целей деятельности самостоятельно. Привлечение других специалистов происходит в сложных случаях, когда для решения профессиональных задач созывается врачебный консилиум. Плотное сотрудничество всех членов коллектива, как правило, происходит только в рамках совещаний, конференций, семинаров.
В социально-контактной среде можно также выделить отношения с пациентом. Все респонденты отмечают сугубо деловой характер отношений с пациентом, направленных на достижение поставленных задач.
Информационная часть среды представляет собой поток оперативных деловых сообщений, средства внутреннего оформления производственного помещения: не только собственно художественного, эстетического, но и наглядной агитации (общеполитической или по технике безопасности труда и т.д.), сюда же можно отнести оперативные реакции, наставления в связи с возникающими ситуациями. 100% экспертов указывают на чрезмерно частое общение с информаторами фармакологических фирм, проверяющими страховых компаний. Эксперты полагают, что такая организация взаимодействия мешает осуществлению трудового процесса. 89% опрошенных отмечают то, что внутренне оформление помещения довольно насыщено информационными плакатами, рассказывающими о различных заболеваниях и способах их лечения. Локализация данных плакатов представляется довольно удачной и не мешающей работе 56% врачей. 11% экспертов указывают на недостаточное оформление «уголка пациента» полезной информацией и подчеркивают её только рекламный характер. 68% опрошенных отмечают хорошую, оперативную передачу деловых сообщений, возможность в любое время ознакомиться с интересующими внутренними приказами, отчетами. 32% респондентов не удовлетворены организаций распространения распоряжений.
Витальная часть среды включает материальную, физико-химическую, биологическую, гигиеническую часть. Работа участкового врача-терапевта связана как с пребыванием в кабинете лечебного учреждения, так и с посещением больных на дому. Витальная среда рабочего кабинета и учреждения должна соответствовать требованиям, предъявляемым санитарным законодательством РФ. Так, например, внутренняя отделка помещений поликлиники выполнена из материалов, позволяющих проводить влажную уборку с применением дезинфекционных средств, предусмотрен естественный воздухообмен и/ проточно-вытяжная вентиляция, естественное и искусственное освещение, водоснабжение. Кабинет врача разделен на две зоны: зона с письменным столом и шкафом, смотровая зона с кушеткой и стулом. Дезинфекция в кабинете проводиться два раза в день. Все медицинские инструменты сразу же после использования подлежат обеззораживанию. Обязательно применение спецодежды: халата, перчаток, индивидуального полотенца. При работе на участке витальная среда определяется особенностями жилого помещения пациента. Так как трудовая деятельность связана с перемещением с одного адреса на другой, при различной локализации их друг от друга часть рабочего времени врач вынужден проводить на открытом воздухе, в погодных условиях соответствующих времени году.
Особое отличие специализации: 50% экспертов считают, что врач-терапевт первым сталкивается с различными больными и именно ему необходимо в короткое время поставит диагноз, назначить лечение и при необходимости отправить в другие лечебные учреждения и вспомогательные службы (остальные врачи получают хотя бы предварительный диагноз). Все эксперты, считают, свою специализацию чрезвычайно важной, так как «все обращения больного идут через участкового врача». 35 % экспертов видят особое отличие в том, что врач наблюдает больного в течение всей жизни, 15% опрошенных формулируют особое отличие как «никогда не знаешь с чем встретишься».
Степень проблемности трудовых ситуаций: 76% экспертов отмечают как среднюю – деятельность определена, но иногда возникают нестандартные ситуации, 24 % опрошенных указывают высокую степень проблемности – часто встречаются новые нестандартные ситуации.
Врач, работающий по данной специализации, подвергается риску: заражение инфекционными заболеваниями (100%); преступные нападения в подъезде и квартире (65%); нападения собак (45%); эмоциональные перегрузки (100%); травмирование при перемещении по участку в зимнее время года (37%); шантаж родственниками неудовлетворенных лечением больных (15%).
Права и обязанности
Врач-терапевт должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, службы медицины катастроф, санитарно-эпидемиологической службы, лекарственного обеспечения населения и ЛПУ; теоретические основы, принципы и методы диспансеризации; организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины; основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения, медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма; этиологию, патогенез, клиническую симптоматику, особенности течения, принципы комплексного лечения основных заболеваний; правила оказания неотложной медицинской помощи; основы экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; основы санитарного просвещения; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. По своей специальности врач-терапевт должен знать современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; содержание и разделы терапии как самостоятельной клинической дисциплины; задачи, организацию, структуру, штаты и оснащение терапевтической службы; действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности; правила оформления медицинской документации; принципы планирования деятельности и отчетности терапевтической службы; методы и порядок контроля ее деятельности.
Исходя из данных нашего исследования наиболее значимыми являются следующие обязанности, Должностные обязанности:1.Оказывать квалифицированную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике.2.Определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. 3.Разрабатывать план обследования больного, уточнять объем и рациональные методы обследования пациента с целью получения в минимально короткие сроки полной и достоверной диагностической информации. 4.На основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливать (или подтверждать) диагноз. 5.В соответствии с установленными правилами и стандартами назначать и контролировать необходимое лечение, организовывать или самостоятельно проводить необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия. 6.Вносить изменения в план лечения в зависимости от состояния пациента и определять необходимость дополнительных методов обследования. 7.Оказывать консультативную помощь врачам других подразделений ЛПУ по своей специальности. 8.Руководить работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала (при его наличии), содействовать выполнению им своих должностных обязанностей. 9.Контролировать правильность проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом. 10.Участвовать в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала. 11.Планировать свою работу и анализировать показатели своей деятельности. 12.Обеспечивать своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами. 13.Проводить санитарно-просветительную работу. 14.Участвовать в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и готовит необходимые документы для медико-социальной экспертизы. 15.Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. 16.Соблюдать правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. 17.Систематически повышает свою квалификацию.Права:
1. Самостоятельно устанавливать диагноз по специальности на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований;
2. Определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами;
3. Проводить лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов лечения; привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для консультаций, лечения больных;
4. Вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, улучшению работы административно-хозяйственных и параклинических служб, вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;
5. Контролировать работу подчиненных сотрудников (при их наличии), отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству учреждения по их поощрению или наложению взысканий;
6. Запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
7. Принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;
8. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
9. Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
В ходе профессиографического исследования деятельности участкового врача-терапевта, опирающегося на литературные источники, документацию, экспертный анализ, наблюдение была разработана детальная профессиограмма изучаемой профессии, в содержании которой были определены требования к профессиональному образованию, описана структура трудового поста (объект, предмет, цель, задачи, направления деятельности, средства, условия труда), отличие специализации, степень проблемности трудовых ситуаций, риски, права и обязанности.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.