Научная разработка и практическая реализация процедуры определения и повышения профессиональной успешности человека требуют соблюдения ряда принципиальных положений, которые определяют методологию психологического исследования данного феномена.
Существенный вклад в заложение теоретических и методологических основ исследований по психологии труда внес Б.Ф.Ломов. Одним из наиболее важных его достижений было создание концепции системного подхода к анализу взаимодействия человека и профессии. В самом общем виде сущность системного подхода заключается в изучении явлений действительности как систем различной степени сложности. Изучение профессиональной успешности человека с позиций системного подхода требует ее рассмотрения в различных планах. Так, «когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить «составляющие» этого явления и способ их организации»[91]. А.В.Брушлинский отмечает, что очень важно в каждом конкретном случае определить, что является системой, подсистемой, её компонентами и их взаимосвязями[31].
Системный подход определяет необходимость изучения, во-первых, человека как сложной системы, где отражательная, регулятивная и коммуникативная функции психики находятся в неразрывной связи с физиологическими и анатомическими функциями и структурами индивида, взаимодействующими между собой и с внешним миром; во-вторых, рассмотрение профессии как сложной системы, состоящей из ряда компонентов; в-третьих, изучение взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов метасистемы «человек – профессия»; в – четвертых, изучение зарождения и проявления системных свойств, а также детерминант, обусловливающих их специфику.
Таким образом, рассмотрение явления с позиций системного подхода обусловливает необходимость изучения профессиональной успешности человека как системного свойства, которое образуется в связи и в результате включения человека в профессиональную деятельность, появляется и оценивается в процессе выполнения функций организации, планирования, исполнения, корректирования деятельности, направленной на заданный результат. Системный подход в изучении профессиональной успешности человека определяет и положение о комплексном характере факторов, отражающихся в её показателях, о возможностях взаимной компенсации и стимуляции различных компонентов психики при поддержании требуемого уровня профессиональной успешности. Это означает, во-первых, что профессиональная успешность человека зависит от совокупного влияния на нее особенностей субъекта, содержания, средств, условий и организации деятельности, во-вторых, что изучение психики с позиций предъявляемых к ней требований деятельности должно проводиться в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных её характеристик.
Таким образом, системный подход к изучению профессиональной успешности человека должен быть основан на реализации двух принципиальных положений: 1) психику профессионала необходимо рассматривать как многоуровневую и иерархичную систему, которая имеет определенную внутреннюю структуру и включена в систему более высокого порядка; 2) профессиональную успешность необходимо рассматривать в качестве производного системного свойства, также представляющего собой систему, имеющую определенные составляющие и взаимосвязанную с психическими особенностями профессионала.
Деятельностный подход в изучении профессиональной успешности человека должен основываться на положениях теории деятельности разработанной в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Р.Лурии.
Можно выделить ряд основных направлений разработки категории деятельности в психологии, которые имеют отношение к проблеме профессиональной успешности человека.
Первое направление связано с изучением видов деятельности и их роли в развитии психики. Так, С.Л.Рубинштейн выделил три вида деятельности – игру, учение, труд. При этом в качестве ведущей была определена трудовая деятельность. Вторичность игры и учения, по мнению С.Л.Рубинштейна, заключается в том, что они являются производными от трудовой деятельности и в ходе индивидуального развития обеспечивают необходимую степень готовности к её выполнению. Исследователь подчеркивает, что в человеческой деятельности сознание не только проявляется, но и формируется. «Сознание человека – это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Содержание и смысл сознания как реального психологического образования определяется контекстом жизни – реальными жизненными отношениями, в которые включен человек, его делами и поступками»[142]. Другая классификация форм социальной активности была предложена Б.Г.Ананьевым. В ней было выделено три основные формы деятельности: труд, общение и познание. Б.Г.Ананьев считал, что развитие человека, все основные сдвиги, происходящие в его процессе, является результатом взаимодействия труда, познания и общения, причем «основным и главным источником такого эффекта является труд» [5].
Таким образом, важно подчеркнуть роль предмета, объекта профессиональной деятельности в формировании психики человека. Именно предмет деятельности формирует внутреннюю жизнь профессионала, определяет протекание психических процессов, формирует определенные психические свойства. Как подчеркивает Е.П. Четвергова «специалист просто вынужден прожить рабочее время в логике предмета, обязан вникнуть в него, мысленно и эмоционально слиться с ним, чтобы гарантированно получить нужный продукт»[161]. Так, существование в логике предмета труда является мощным фактором формирования психики. Очень важно по отношению к каждой профессии изучать конкретное влияние предмета труда на психику.
На основании данных положений, можно полагать, что, для того, чтобы выявить психологические характеристики специалиста в рамках какой-либо профессии, необходимо сначала изучить предмет труда, определить требования к психике человека им предъявляемые. Также очень важно определить оптимальную степень развития и характер соотношения психических явлений, необходимых для наиболее успешного выполнения деятельности.
Второе крупное направление разработки категории деятельности связано с исследованием её внутренней структуры. В качестве единицы анализа часто выделяется действие, как минимальная часть деятельности, в которой сохраняется её специфика. Данный подход наиболее полно раскрыт в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Согласно этой теории, деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа. Различают три основных уровня: операция, действие, автономная деятельность. Действие – это основная единица структуры деятельности, представляющая собой произвольную, преднамеренную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели[88]. С.Л. Рубинштейном считал именно действие «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии, как в «клеточке» деятельности, представлены зачатки всех сторон психики и что все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности[142].
Другой подход предполагает, что деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном (унитарном) компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных компонентов — своих единиц. Они закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Согласно второму основному подходу, психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Еще А.Н.Леонтьев выделил помимо действия и другие единицы анализа, которые были соотнесены с психологическими качествами субъекта деятельности и условиями её протекания[88]. Данное направление послужило методологическим основанием для целого комплекса работ О.А.Конопкина, Ю.К.Стрелкова, В.Д.Щадрикова и др. С точки зрения В.Д.Шадрикова, основными компонентами структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т. е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике — функционировании — они же являются основными регулятивными процессами реализации деятельности[165].
Данные представления о структуре деятельности, позволяют полагать, что успешность профессиональной деятельности во многом будет определяться особенностями компонентов, входящих в психологическую структуру деятельности. При этом в ходе процесса достижения цели происходит развитие отдельных компонентов структуры.
Таким образом, деятельностный подход к изучению профессиональной успешности человека должен быть основан на реализации двух принципиальных положений: 1) в деятельности психика формируется и проявляется. Предмет профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на психические особенности человека. 2) особенности психологической структуры деятельности обеспечивают степень профессиональной успешности специалиста.
Субъектно-деятельностный подход в изучении профессиональной успешности опирается на научные идеи Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, и развит в трудах К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского, Е.А.Климова и других.
А.В.Брушлинский определяет понятие «субъект – это человек на высшем уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д.»[30]. Е.А.Климов сформулировал следующее определение понятия субъект: «В общем виде под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, целям, средствам и условиям деятельности»[79]. Становление человека как субъекта труда включает формирование широкой познавательной ориентированности, формирование направленности, в частности трудовой, усвоение общественно выработанных способов действий, развитие ряда личностных качеств, способностей. При этом Е.А.Климов пишет: «употребляя слово субъект, мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего и внешнего мира». Концепция Е.А.Климова позволяет понять особенности формирования детерминант профессиональной успешности человека. Так, «развитие личности, и в частности, способностей происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов. Под нормально напряженной деятельностью понимается труд, исполняющийся знающим и глубоко заинтересованным, «любящим» дело человеком»[80].
По мнению А.К.Марковой важными признаками субъектности являются:
1) осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, содержания этапов жизненного пути),
2) инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение,
3) интенсивная включенность в деятельность,
4) стремление к самоэффективности, самоконтролю, самокоррекции, владение приемами произвольной саморегуляции,
5) осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии,
6) постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление,
7) стремление к самореализации и творческому созиданию,
8) интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочивание своего профессионально опыта и опыта других[98].
Таким образом, согласно субъектно-деятельностному подходу человек, его психика формируются и проявляются в ходе деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей. Субъектно-деятельностный подход к изучению профессиональной успешности человека должен быть основан на реализации следующего положения: человек как субъект труда – это заинтересованный, обладающий необходимыми качествами, инициатор целенаправленных, спланированных преобразующих воздействий в направлении объекта труда, с целью получения социально ценного результата, в ходе которых он сам активно развивается. Профессионализм и профессиональная успешность это такие феномены, которые определяются уровнем субъектности.
Личностный подход в изучении профессиональной деятельности обоснован в трудах К.А.Абульхановой-Славской, К.К.Платонова, Л.И.Анцыфировой и других. Положение о личностном подходе в изучении профессиональной успешности приводит к представлению об особенностях проявления внутренних факторов деятельности и их роли в формировании этого системного свойства субъекта деятельности. В отечественной психологии принято положение о том, что личность – это многоуровневая и многомерная система психологических характеристик, которые обуславливают индивидуальное своеобразие, а также устойчивость поведения и деятельности. Свойства личности социально детерминированы, формируется и развивается в течение всей жизни. К.А.Абульханова-Славская отмечает, что список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек. Количество блоков личности и их содержание зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например Л.И.Божович, выделяют в личности только один центральный блок – мотивационную сферу[24]. К.К.Платонов считает ядром личности направленность, при этом, выделяя еще три компонента: биопсихические свойства, особенности психических процессов и опыт[116]. С.Л.Рубинштейн разработал четырехкомпонентную теорию личности, в которую включил направленность, способности, темперамент, характер. Важное положение личностного подхода это представление о целостности личности, о необходимости рассмотрения её как единства различных систем, регулирующих различные виды её социально значимой деятельности. Целостность личности определяет взаимосвязь личностных свойств в процессе индивидуального развития, что, обуславливает необходимость оценки и учета всей совокупности данных свойств, даже если требования деятельности проецируются на ограниченный перечень необходимых профессиональных качеств. В условиях профессиональной деятельности личность приобретает и проявляет не только многообразные качества, но и конструктивную личностную активность в поиске и выработке оптимального стиля деятельности, обеспечивающего достижение требуемого результата[142]. В.А. Бодров отмечает, что имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что профессиональная пригодность и соответственно профессиональная успешность человека обуславливается не только его профессиональными характеристиками, но также особенностями мотивационной, когнитивной, эмоционально - волевой, темпераментальной и характерологической сферой личности. Так, Б.Ф.Ломов подчеркивает, что «с одной стороны она (психология) рассматривает деятельность как детерминанту системы психических процессов, состояний и свойств субъекта. С другой стороны, она изучает влияние этой системы на эффективность и качество деятельности, то есть рассматривает психическое как фактор деятельности» [91]. Личностный подход при психологическом изучении и формировании профессиональной успешности определяет необходимость ориентации на психические свойства человека.
Таким образом, личностный подход к изучению профессиональной успешности субъекта труда должен быть основан на реализации двух принципиальных положений: 1) личность – это многоуровневая и многомерная система устойчивых психологических характеристик, которые формируются на базе биологических предпосылок в процессе социализации и обуславливают индивидуальное своеобразие, а также устойчивость поведения. Компоненты структуры личности формируются и проявляются в ведущей деятельности 2) профессиональная успешность как системное свойство субъекта деятельности во многом определяется особенностями компонентов структуры личности.
Изложенные выше методологические подходы легли в основу настоящего диссертационного исследования профессиональной успешности человека, а также психологических факторов обуславливающих её.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 311.