Профессиональная успешность субъекта труда, показатели и критерии оценки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Успешность одна из наиболее важных характеристик профессиональной деятельности. В настоящее время в психологии нет единого определения понятия «успешность», нет единого понимания критериев оценки данной характеристики. Изучению профессиональной успешности посвящены работы отечественных психологов А.Е.Климова, О.Н.Родиной, В.А. Бодрова, Э.Ф.Зеера, Н.С.Пряжникова, В.А.Толочека и др.

Формирование четкого представления об успешности профессиональной деятельности является чрезвычайно важным на настоящем этапе экономического развития страны. На основании оценки успешности профессиональной деятельности того или иного работника принимаются решения, важные как для данного конкретного субъекта труда, так и для организации, в которой он работает (о повышении, увольнении и т. п.). Любой организации для достижения эффективного функционирования чрезвычайно важно обладать четкими критериями оценки успешности деятельности своих работников. Сформировавшееся представление об уровне успешности собственной деятельности может побудить человека к совершенствованию профессионального мастерства или заставить его сменить место работы, оно влияет на его представление о ценности собственной личности, во многом формируя самооценку, уровень притязаний, выбор направления развития.

В литературе очень часто понятия «успешность деятельности» и «эффективность деятельности» совпадают. Однако, как считают Н.И.Майзелью, В.Д.Небылицин, Б.М.Теплов «эти две характеристики следует совершенно четко различать»[150].

Успешность деятельности – характеристика деятельности, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и т.д. При оценке успешности деятельности следует учитывать физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональных задач [150].

Эффективность деятельности более узкое понятие, означающее отношение достигнутого результата к максимально достижимому или запланированному результату, определяющее результативность выполняемых действий в реальной рабочей обстановке со всеми возможными усложнениями ситуации, включая экстремальные условия. Основными характеристиками эффективности является качество и производительность[150]. Эффективность определяется исследователями как безошибочное производственное функционирование, отражающее в большей мере результатирующее проявление деятельности субъекта труда, уровень его реальных достижений. Таким образом, можно заключить, что эффективность деятельности является составляющей её успешности.

Интегральная оценка успешности профессиональной деятельности, по мнению многих исследователей, должна иметь внешнюю и внутреннюю составляющие.

Е.А.Климов определяет успешность как характеристику профессиональной деятельности человека, которая должна опираться на внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью. И далее, «по имеющимся наблюдениям на практике часто пренебрегают внутренней оценкой успешности. А от нее может зависеть многое, вплоть до принятия человеком решения о перемене работы, или смене профессии»[79].

В.А. Толочек полагает, что профессиональная успешность является интегральным феноменом, оценка которого должна производиться:

1) по прямым показателям результативности (качество и производительность, отраженные в документах);

2) с учетом административных актов, фиксирующих дисциплинарные взыскания, продвижения по службе;

3) по экспертной оценки успешности деятельности работника (руководители, коллеги, клиенты);

4) по оценкам эффективности, даваемым самими субъектами труда [154].

Используемое М.А.Дмитриевой для оценки профессиональной деятельности, понятие «профессиональная успешность» включает производительность труда, качество продукции, надежность (безошибочность) действий. Наряду с указанными показателями успешности, как подчеркивает исследователь, «следует учитывать и нервно-психические затраты, необходимые для достижения цели, а также степень удовлетворенности работника своим трудом»[48].

Интересным представляется подход к определению успешности И.В.Арендачук. Исследователь дает следующее определение понятию профессиональная успешность – это «критерий удовлетворенности личности профессиональной самореализацией на основе результативности личностных и профессиональных достижений на пути к профессионализму и их признание в профессионально значимой для субъекта среде»[11].

Н.А.Батурин определяет успешность как когнитивно-аффективный оценочный комплекс, возникающий на завершающем этапе деятельности, при оценке и самооценке результатов деятельности [21].

Наиболее детально разработанный подход к оценке профессиональной успешности предложен О.Н.Родиной. По её мнению, общая оценка успешности профессиональной деятельности обязательно должна включать как внешний критерий, так и внутренний. Исследователь считает, что внешняя оценка профессиональной успешности должна опираться на три характеристики профессиональной деятельности: 1) результативность деятельности; 2) эффективность взаимодействия работающего с коллегами по работе; 3) инициативность в профессиональной деятельности[138].

К числу наиболее существенных показателей внешней оценки профессиональной деятельности относится результативность, которая может быть выражена количеством высококачественно произведенных единиц продукции. Вместе с тем, в ситуации реальной трудовой деятельности зачастую бывает трудно оценить не только качество, но даже собственно производительность труда отдельного работника, поскольку для многих видов профессиональной деятельности объективные показатели для ее оценки отсутствуют или замаскированы в связи с особенностями организационной структуры производства[138]. Как полагает А.Е.Климов, даже в материальном производстве сложно оценить подлинную результативность труда. Автор подчеркивает, что конечно, количество продукции подсчитать можно. Можно написать на бумаге нормы времени. Однако как быть, если, например, человек делает разметку нестандартной заготовки или ищет наиболее выгодный вариант раскроя дорогого материала [78]. Результативность как важный показатель успешности деятельности, как отмечает О.Н.Родина, «зависит от особенностей трудовой мотивации, когнитивных и моторных свойств субъекта, его знаний и умений, функционального состояния, психофизиологических резервов организма и других психологических характеристик»[138].

Наряду с результативностью значимым показателем, на основании которого формируется внешняя оценка профессиональной успешности, с точки зрения О.Н.Родиной является эффективность взаимодействия с коллегами по работе. Поскольку человек неотделим от общества, труд его всегда сопряжен с межличностными контактами. Эта характеристика еще в меньшей степени, чем результативность может быть объективно измерена, и в оценке её еще большее значение имеют субъективные особенности оценивающих лиц и особенности их деловых и неформальных взаимоотношений с оцениваемыми профессионалами[138,161].

Третьим показателем, по наблюдениям О.Н.Родиной, формирующим внешнюю оценку, является инициативность в трудовой деятельности. Так же как и эффективность взаимодействия с другими людьми, инициативность трудно измерить. Оценка инициативности более всего зависит от субъективных особенностей оценивающих. Для каждого вида труда существуют ожидания, требования той или иной меры инициативности работника. Для оценки трудовой деятельности как усиленной, важна не инициативность сама по себе, а мера ее совпадения с ожиданиями окружающих[138,161].

Итак, можно полагать, что внешним критерием успешности трудовой деятельности является оценка, даваемая профессионалу его руководителями, коллегами, подчиненными, членами его семьи и другими значимыми для него людьми. Внешняя оценка строиться на оценивании событий, зафиксированных сторонними наблюдателями и отраженных в различных документах. Внешняя оценка не является абсолютно объективным показателем, зачастую трудно доказать её справедливость или ошибочность, тем не менее она является внешним фактором по отношению к интересующему субъекту труда и является основой для серьезных решений, касающихся профессиональной карьеры людей. При этом будем понимать, что для каждой профессиональной области «содержательное наполнение» данного критерия будет свое. Конкретный перечень оцениваемых характеристик можно определить посредством изучения той или иной профессиональной деятельности.

В оценке успешности трудовой деятельности как видно из представленных выше позиций помимо внешней оценки немалую роль играет внутренняя оценка успешности профессионалом своей деятельности. Внутренняя оценка успешности трудовой деятельности, с точки зрения О.Н.Родиной, возникает в результате соотнесения следующих характеристик: вознаграждение за труд, представления личности о результативности своего труда, представления об особенностях своего взаимодействия с коллегами, представления об инициативности, учет мотивационно-оценочных структур, оценка затрат на достижение результатов труда [138,161].

Если внешняя оценка успешности труда опирается главным образом на результативность деятельности профессионала, то для его внутренней оценки не менее важно, ценой каких затрат достигается этот результат. Сюда относят затраты на освоение профессии, затраты времени, расходуемого непосредственно на работу и на поездки до места работы, неудобства, связанные с расположением места работы; трудности увязывания служебных обязанностей с потребностями семьи, а также психофизиологические затраты на реализацию трудовой деятельности и т.д.

Цена достигнутого результата может быть разной. Человек может достигать высоких показателей в труде ценой постоянного переутомления. В ряде случаев следствием постоянных стрессов могут быть психогенные заболевания: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, аллергические и др. Помимо этого, в исследованиях О. Н. Родиной показано, что хронические неблагоприятные функциональные состояния приводят к формированию отрицательных эмоционально-личностных особенностей. Такая деятельность не может быть оценена как успешная, поскольку, выполняя ее, человек работает на износ, вредит своему здоровью и даже деградирует как личность[79,138].

Внутренняя оценка успешности связана также с проблемой того, насколько вознаграждение за труд соотноситься с представлениями человека о качествах его деятельности, служит удовлетворению потребностей, соответствует уровню притязаний, самооценке и другим мотивационно-оценочным структурам. Как подчеркивает А.Е.Климов,  наряду с внешним вознаграждением (положением в обществе, группе, продвижением по службе и собственно денежной оплатой груда) человек оценивает внутреннее вознаграждение (моральное). Внутреннее вознаграждение может заключаться в непосредственном удовлетворении познавательной потребности, потребности в самосовершенствовании, потребности приносить пользу обществу, эстетической потребности и др.[80].

М.Аргайл выделяет следующие факторы, влияющие на внутреннюю оценку успешности: 1) заработная плата, 2) отношения с сотрудниками, 3) отношения с руководством, 4) возможности повышения по службе, 5) другие факторы (условия, организация времени и др.)[154].

В литературе понятие «внутренняя оценка успешности» совпадает с понятием «удовлетворенность трудом». Так, например, О.Н.Родина пишет: «удовлетворенность трудом выступает как осознанная субъективная оценка эффективности своего труда»[138]. Удовлетворенность проявляется в заметной выраженности благоприятных психических состояний в ходе трудовой деятельности, формируя желание продолжить занятие данным видом деятельности.

По мнению К.А.Абульхановой-Славской, удовлетворенность – это источник активности, то «подкрепление», которое представляет собой не предметный, а личностный результат усилий[2].

Исследования А.К.Марковой, показывают, что удовлетворенность определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности[99].

С точки зрения Л.Д.Чайновой, важным показателем успешности деятельности является функциональный комфорт. Функциональный комфорт – это оптимальное функциональное состояние активно работающего человека. При функциональном комфорте наблюдается удовлетворенность процессом, условиями и результатом деятельности. Для данного состояния характерным является сочетание высокого уровня результативности деятельности с низкими нервно-психологическими затратами, что способствует длительной высокоэффективной работе без ущерба для здоровья человека[169].

Важность учета внутренней оценки успешности очень ярко проступает при возникновении состояния хронической неудовлетворенности, когда у работника возникают ощущения безвыходности положения, бессмысленности работы. Все это может ускользать от внешнего наблюдения, в то же время вести к неблагоприятному профессиональному развитию (смена трудового поста, профессии). М.Аргайл выделяет основные проявления неудовлетворенности работой: уход (увольнение, поиск новой работы), выражение протеста (переговоры с руководителем, написание писем, забастовки и т.п.), лояльность (терпеливое перенесение трудностей), пренебрежение (прогулы, опоздания, невысокая производительность)[154].

Итак, можно понимать под внутренней оценкой успешности -удовлетворенность, которая складывается в результате того, что профессионал соотносит сознаваемое им вознаграждение за труд с представлениями о результативности своего труда; о своей инициативности в работе; об эффективности взаимодействия с коллегами, руководством, клиентами; с количеством затрат (психофизиологических, материальных, временных и др.), требуемых для осуществления этого труда. При этом положим, что на данные составляющие внутренней оценки успешности оказывают влияние различные личностные особенности (самооценка, уровень притязаний и др.).

Проведя теоретический анализ различных взглядов на понятие «профессиональная успешность», положим в основу настоящего диссертационного исследования следующее определение данного понятия. Профессиональная успешность - свойство метасистемы «человек-профессия», характеризующее субъекта труда, отражающее его соответствие требованиям профессии (высокую результативность, инициативность, эффективность общения), удовлетворенность трудом, а также стремление к дальнейшей профессиональной самореализации в данной сфере. Будем полагать, что на профессиональную успешность влияют внешние (условия труда, особенности предмета труда и др.) и внутренние (психологические характеристики) факторы. При определении профессиональной успешности будем учитывать внешний и внутренний критерий.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 336.