Валют контроль - совокуп-ть мер и мероприятий, направ на соблюдение порядка проведения вал операций. Глав задачи: обесп-е эк безопасности, эфф-ть внешнеэк связей, эфф-ть вал политики. Основными направления: 1) определение соответствия проводимых валют операций действующему закон-ву и наличия необх для них лицензий и разрешений; 2) проверка выполнения резидентами обязательств в ин валюте перед гос-вом, а также обязательств по продаже ин валюты на внутр валютном рынке РФ; 3) проверка обоснованности платежей в ин валюте; 4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в валюте РФ.
Органы и агенты валютного контроля . Вал. контроль в РФ осущ-ся Прав-вом РФ, органами и агентами вал контроля. 2 органа вал. контроля: ЦБ РФ и Прав-во РФ. Органы вал контроля в пределах своей компетенции:- издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; осущ контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. Кроме того, главные терр управления БР:- проверяют наличие у предприятий, реализующих гражданам товары (работы, услуги) за иностранную валюту, соответствующего разрешения Банка России и в случае его отсутствия приостанавливают операции по счетам;- направляют заявления об осущ-ии юр лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в различные государственные органы; - принимают иные меры. Таможенные органы РФ осущ валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Агентами вал. контроля явл уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также подотчетные Гос таможенному комитету РФ таможенные органы. Контроль за совершением валютных операций кредитными орг-ями и валют биржами осуществляет ЦБ РФ. Прав-во РФ обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнит власти в области вал контроля, а также их взаимодействие с ЦБРФ.
Порядок осущ-я валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров. Валютный контроль в таможне за поступлением валютной выручки осущ-я в несколько этапов. 1 этап - предусм контроль за правильным оформлением ГТД и ПС и достоверными сведениями. 2 этап – предусм-ет проверку достоверности сведений, получаемых от таможенных органов, формирование основного обменного документа валютного контроля УК и направление ее в банк. Зачисление валют выручки на счета банка. 3 этап – осущ-ся целевая проверка по факту возможного непоступления выручки, применение санкции. Срок поступления выручки от экспорта не д. превышать 90 дней.
Осн документы, оформляемые для валют контроля:1) паспорт сделки – (экспортной/импорт) -базовый документ валютного контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме. В дан случ будет экспортный.. Самый существенный момент вал контроля-это сумма сделки по контракту. Она отслеживается и д. поступить на вал счет в уполномоченном банке. Банк обяз-но д. иметь лицензию. Т.о. пасопрт сделки подписывает экспортер и банк. Паспорт сделки явл первым док-том в досье. 2) учетная карточка тамож-банк контроля - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в Банки и содержащий часть сведений из грузовой тамож декларации, необходимых Банкам для осущ-я контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Формир и отправляется в банк из тамож органов. 3) ГТД – грузовая тамож декларация-это декларация, предъявляемая на таможне при перевозе груза через границу. Содержит ГТД сведения о грузе, его отправителе и получателе, составляется ГТД распорядителем груза. Применяется ГТД во время декларирования транспортных средств и товаров, которые перемещаются через таможенную границу юр или физ лицами, а также при смене таможенного режима. Подается ГТД собственником товара или уполномоченным лицом, то есть таможенным брокером. 4) досье – спец подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоч банками по каждому паспорту сделки;5) журнал (ведется Банком для отдельного учета входящих и исходящих документов валют контроля (входят док-ты по вал операциям)). 6) реестр (объединяющий учет карт, направляемые в один Банк и имеющие одну контр дату возврата в тамож органы, ведется таможней, отправляется в банк и подлежит возврату.
Механизм валютного контроля за экспортом товаров, документооборот: Открытие вал счета → оформляется паспорт сделки в двух экзаемплярах → подписывается экспортером и банком → банк заводит досье и принимает контракт на контроль обслуживание → экспортер отправляется в таможню → предъявляет паспорт сделки → заполняет ГТД → таможня составляет учетную карточку → ФТС (фед там служба) отправляет реестром учетные крточки в банк (группируют в календарной послед-ти) → экспортер д. подать ГТД в банк в теч 10 дн → банк информирует тамож органы о том, что деньги пришли → все док-ты ресгирир-ся в журнале и идут в досье банка → банк д. отправить реестр о том, что деньги пришли вовремя (отправляется в таможню) → если нет вопросов по сделке досье закорывают и отправ в архив. Банку нужно заплатить не более 0,15% от суммы сделки за вал контроль. Осн проблема: это невозврат денег (для этого б. учрежден вал контроль). Для операций с капиталами – срок 180 дн, если больше 180 дн нужно приобрет лицензию на вып-е сделки. В осн этот срок – 90 дн.
Порядок осущ-я валют контроля за обоснованностью платежей в ин валюте за импортируемые товары. Осн цель контроля: обоснованность платежей. В основе методологии валютного контроля за осуществлением импортных сделок, так же как и при контроле за экспортными сделками, лежит сопоставление информации банков о движении денежных средств в оплату импортируемых товаров с информацией таможенных органов о ввезенных товарах. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) распространяется на импортные сделки, срок совершения которых не более 180 календарных дней. Док-ты и процедура: 1) оформ-ся паспорт импорт сделки 2) контракт принимается на обслуживание (таможня формир учет карточку) 3) пришли товары → импортер заполняет декларацию (ГТД), предъявляет паспорт сделки, импортер приносит ГТД в банк для сверки (это подтверждение для банка что товар завез на терр РФ).
БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ПОНЯТИЕ БАНК МЕНЕДЖМЕНТА. РЕКОМЕНДАЦИИ БАЗЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Банк менеджмент - управление отношениями, связ со стратег и тактич планированием, анализом, регулированием, контролем деят-ти банка, управлением финансами, маркетинговой деят-тью, персоналом, осуществляющим банк операции. С т.зр содержания б.м. подразд на два блока: фин менеджмент и упр-е персоналом, что обусловлено структурой объекта, на кот направлены управляющие воздействия банк менеджмента. Цель б.м. - организационное обеспечение получения прибыли от предприн деятельности банка. Банк менеджмент в соврем России нах в стадии становления и развития. Осн направлениями этого процесса по мнению специалистов следует считать: совершенствование банк мен-та; развитие стратег направления; развитие банк маркетинга; развитие аналитической работы по оценке платежеспособности, кредитоспособности, фин устойчивости клиентов; хеджирование банк рисков. Задачи б.м.: обесп-е прибыльности при оптимал уровне риска; поддержание ликвидности при оптимальном объеме прибыли; упр-е рисками (риск<10% - безрисковая зона, >80%-запредельный); обесп-е макс-эффект деят-ти песронала банка. Критерии оценки кач-ва б.м.: 1) качест-ые хар-ки (достат-ть капитала, кач-во активов) 2) критерии кач-ва упр-я (проф-зм менеджеров, стремление к лидерству) 3) выделение осн хар-к соврем упр-я банком (наличие общих ценностей у рук-лей, нацеленность на прибыль). Уровни правовых основы б.м.: 1) законы о банк деят, норматив и правов акты ЦБ, нормат док-ты, разраб-ые самим банком 2) организац-ый ур-нь (анализ орг структур, нормы, правила, процедуры) 3) производственный ур-нь (НТП, процесс пр-ва продукта) 4) маркетинг ур-нь (стратегия продукта, страт ценообраз-я) 5) фин ур-нь (ур-нь ликвид-ти, обеспеч-е прибыли. Стороны, заинтересованные в повышении качества менеджмента в банках: 1. банки – повысят эф-ть своей деят-ти 2. банк. система в целом – привлечение новых вкладчиков, заемщиков, инвесторов и иных контрагентов 3. акционеры банка – получают уверенность в обеспечении защиты и повышении дох-ти своих инвестиций 4. гос-во – получает поддержку банк. сектора по укреплению конкурентоспособности нац. экономики 5. общество в целом. Принципы управления– это наличие: 1. ценностей корп. культуры; 2. ясно сформулированной стратегии развития в соот-вии с кот. оцениваются рез-ты работы всего банка и отдельных лиц; 3. четкое распределение прав и обязанностей; 4. эфф-ного механизма взаимодействие м/у советом директоров, топ-менеджментом и аудиторами 5. надежность сис-мы внутр. контроля и службы управ-ния рисками, д. сущ система сдержек и противовесов; 6. постоянный мониторинг рисков в определ. областях банк. бизнеса; 7. принцип совокупности фин. и карьерных стимулов; 8. сист-мы инф. потоков обеспечивающая инф-ей сам банк, а также контрагентов банка. Органы управления в банке: Совет Директоров– утверждает и предусматривает политику управ-ия рисками, формир-ет команду топ-менеджеров, осущ-ет надзор за функц-ем сист. внутр. контроля. Менеджеры высшего звена – контролируют работу отдельных бизнес-направлений. Топ-менеджеры – реализуют утвержденную советом директоров политику управ-ния рисками. Комитет по управ-ию рисками – отслеживает изменения в стр-ре банк. риска. Комитет по аудиту и служба внутр. аудита – содействуют совету директоров в выполнении обязанностей по управ-ию рисками. Внешний аудитор – определяет риски возникающ. в различ. видах деят-ти, оценивает эф-ть сист. внутр. контроля и дает рекомендации по их устранен.
Рекомендации Базельского комитета по управлению в кред орг-ях (комитет по банк регулированию и практике контроля) – это орган группы пром-развитых стран, кот нах при Банке м/дунар расчетов (в г.Базель) для выработки рекомендаций (они не явл обязат-ыми) по контролю за деят-тью банков с целью сближения нац методов контроля и повышения его эфф-ти. Созд. в 1974 г. президентами центр банков (Бельгия, великобр, Герм, Франц, Швейц, Швеция, Япон). Позже к ним присоед страны БРИК, Мексика, Люксембург. Баз комитет собир 4 раза в год. Задачи Баз.К: внедрение единых стандартов в сфере банк регулир-я; Комитет разраб-ет директивы и рекомендации, кот находят отраж-е в нац закон-ве. Принципы эфф упр-я в банке (рекомендации): 1) наличие ценностей корп культуры зафиксир-ых в кодексе корп поведения и стандартах деловой этики 2) налич четко сформулир стратегии разв-я 3) четкое распред-е прав и обяз-тей внутри банка 4) эфф мех-зма взаимодейст-я и сотруд-ва м/д советами директоров, топ-мен-тами и аудиторами 5) налич надеж системы внутр контроля и службы упр-я рсиками (д.б. независимой и подчин т. высш рук-лю) 6) пост мониторинг рисков вероят-ти возни-я конфликтов интересов 7) совоку фин и карьер стимулов (з/п, премии, оплата отдыха, лечения). 8) д. сущ сист инф потоков обспеч-щая инф-ей сам банк и его контрагентов. Баз.К рек-ет иметь в банке мин 4 Комитета: по аудиту, по вознагр-ям, по назначениям, по упр-ю рисками.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.