Одна из обязанностей органов надзора закл. в том, чтобы на основании дистанц. надзора и инспектиров. определить фин. состояние кред. орг-ции и классифицировать кред. орг-цию в соответствующую группу проблемности. Это необходимо д/принятия адекватных мер воздействия по отношению к дан. кред. орг-ции с целью защиты ее вкладчиков и кредиторов. Необходимость классификации проблемных банков. Порядок класс-ции кред. орг-ций по группам проблемности определен в указаниях Банка Рос. от 31.03.2000 №7бб-у «О критериях опр-ния фин. состояния кред. орг-ций». выдел. 2 категории и 4 группы проблемности: 1) финансово-стабильн. кред. орг-ции: *кред. орг-ции без недостатков деят-ти. Сюда не м.б. отнесены кред. орг-ции имеющие хотя бы один из следующих признаков: а) неутраненный факт нарушения банк. закон-ва, резервного требования, требования кредитора или неисполненную обяз-ть по уплате обяз-ных платежей; б) снижение норматива достаточности СК (Н1)более чем на 10 процентных пунктов единократно, либо тенденция к снижению на протяжении последних 6 мес.; в) имеются текущ. убытки, либо превышение использованной прибыли над фактич. полученной; г) невыполнение нормативных треб-ий ЦБ по сист. упр-я рисками и внутрен. контролю. *кредитные орг-ции имеющие отдельные недостатки в деят-ти.2)проблемные кредитн. орг-ции: *кред. орг-ции испытывающие серьезные финн. трудности: а) не выполн. нормативов Н1, Н2, Н3; б) имеется хотя бы 1 неустраненный факт нарушен. правил веден. бух. учета и отчет-ни; в) не обеспечив. предоставление инфор-ции о своей деят-ти вкл-я финн. положение ит.п.; г)имеются недостатки в деят-ти филиалов; д) на лицо хотя бы одно основание из статьи 4 ФЗ «о несосотоятельности (банкротстве) кред. орг-ций».*кредитные орг-ции находящиеся в кризисн. финн. положении: а) не выполн. Н1; б) за последний месс. 2 и более случаев нарушений устанавл. банком Рос. резервных требований; в) систематическая задержка форм регулярной отчет-ти более чем на 5 раб. дней. В общем случае Банк Рос. вправе ребов. от кред. орг-ций устранения выявлен. нарушений и взыскать штраф в размере 0,8% от min размера УК, либо ограничить проведение банк. операции на срок до 6 мес. В случае не устранения выявлен. замечаний и возникновен. реальной угрозы д/кредиторов и вкладчиков ЦБ вправе: 1) взыскать штраф в размере 1% от оплаченного УК; 2) потребовать от кред. орг-ций осуществл. мероприятий по финн. оздоровлен., по смене руководства и по реорганизации; 3) измен. на срок до 6 мес. обязат. нормативы;4) ввести запрет на выполнение отдельн. банк. опреций и на откр. филиалов на срок до 1 года; 5) назначить времен. администрацию на срок до 6 мес.;6) предложить учредителям кред. орг-ции предпринять меры на увеличение собств. ср-в. Перечень мер делится на предупредительные и принудительные. К принудит. мерам относ.: штрафы (миним. размер штрафа ежемес. не м. превышать 1%от миним. размера УК); требование о приведении величины собств. ср-в и УК в соотв. с требованиями законод-ва; треб. о реорганизации, о замене руководителей, о введении времен. администрац.; запрет на операции и откр. филиалов; отзыв лицензии.
Меры воздействия, применяемые к кредитным орг-ям Порядок применения мер воздействия регламентируется Инструкцией №59 от 31.03.97 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности». Под пруденц. нормами деят-ти понимаются установленные Банком Рос.: - предельные величины рисков, принимаемых кред. орг-ми; - нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кред-х орг-ций и покрытие возможных потерь; - требования, невыполнение к-рых м. отрицательно повлиять на фин. положение кред. орг-ций. Надзорные органы применяют к кред. орг-циям меры воздействия 2 типов: - предупредительные; - принудительные. Предупредительные меры воздействия применяются в осн в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.К ним отн:- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;- изложение рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации;- предложения представить программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);- установление доп контроля за деят кредит. орг-ции и за выполнением ею мероприятий по нормализации деят-ти. Принуд. меры воздействия применяются в тех случаях, когда применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит результатов. Основаниями для применения принуд мер воздействия явл нарушения (невыполнение) кред. орг-цией банк. законод-ва, нормативных актов и предписаний Банка Рос., непредставление информации, представление неполной или недостоверной инф-ции, а также в случае, если совершаемые кред. орга-цией операции создали реальную угрозу интересам клиентов. К осн принуд мерам воздействия относятся: 1) штрафы;2) требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее фин. оздоровлению, в т.ч включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по фин. оздоровлению;Надзорный орган м. потребовать реструктуризации активов или пассивов КО. Требование реструктурировать баланс предъявляется к кред. орг-ции в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе. 3) ограничение проведения кред. орг-ми отдельных операций на срок до 6 мес. 4) запрет на осущ. кредит. орга-ями банк. операций, предусмотренных выданной лицензий, на срок до 1 года; 5) запрет на открытие филиалов на срок до 1 года; 6) требование о замене руководителей кред. орга-ции; 7) введение Временной администрации по упр-нию кред. орг-ией; 8) отзыв лицензии на осущ-ние банк. операций.
МВКО
Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.