Показ-лями эффек-ти фин. деят-ти пред-тия явл-ся абсолютные показ. прибыли и относит. показ-ли рентаб-сти пред-тия. Прибыль – абсолютн. показ. эффек-ти хозяйствен. деят-ти, представ-щий собой превышение дох. над расх. пред-ия. Получение прибыли позволяет пред-ию выплачивать дивиденды собственникам, увеличивать поступления налогов в бюджет. Функции прибыли: мера эфф-ти пр-ва успешной предприним-ой д-ти, стимулирующая позволяет выплачивать доходы собственникам, получать з/п, получать прибыль. Прибыль явл источником формирования дох. бюджетов разных уров. Виды прибыли: бухгалтерская (разница между ценой реализации и бух издержками); экономическая (разница между доходами и эк издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные издержки). Прибыль от обычных видов деят-ти, в т.ч.: прибыль от реализации продукции (разница м/д валовым доходом от реал-ции продукц. и суммой затрат на ее произ-тво, НДС, прочих расходов), операционная (разность м/д валовой прибылью и операцион. затратами); внереализационная; маржинальная прибыль (увелич. общей суммы дох., полученное фирмой за счет продажи одной доп. единицы выпускаемой продукции.); нормальная (ур. прибыли, необходимый для того, чтобы ресурсы не были пущены на др. цели); капитализируемая прибыль (прибыль АО, направляемая на увеличение СК и резервов). Валовая прибыль - сумма превышения чистой выручки от продаж над прямыми переменными затратами на произ-во продукции или оказания услуг: затратами на материалы, затратами труда и производст накладными затратами. Балансовая прибыль пред-ия вкл-ет в себя прибыль обычных видов деят-ти, внереализац. и операцион.прибыль. Из прибыли пред-ия уплачивает налог на прибыль. Доп доходы, облагается по ставкам, предусм. законод-твом. Прибыль, остающаяся в распоряжении пред-ия (чист приб), исп-ся им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предприним. деят-ти. Чистая прибыль явл. источником пополнения собствен. обор-ых ср-в, уплаты % по кредитам, созд-е нов техники, улучш кач-ва продукции. Методы планирования прибыли: Планирование прибыли методом прямого счета - основан на гарантированном спросе. Достоверен если: а) план выпуска и объем реализуемой продукции заранее увязаны с потребительским спросом; б) известен необходимый ассортимент и структура выпуска; в) установлены соответствующие цены. В = Р * Ц, где В - выручка, Ц - цена единичной реализуемой продукции, Р - объем сопоставимой реализованной продукции. Вывод: в рын условиях, как правило, нет этих условий или они проблематичны, по этому чаще используется расчетный метод. Планирование прибыли аналитическим методом: делится на два: 1. посредством издержек на рубль произведённой продукции; 2. по уровню базовой рентабельности. Основной принцип: при расчёте прибыли она увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. 1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в текущем году. 2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции, выпущенной в текущем году с учётом корректировок. 3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции. 4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности. Распределение прибыли — направление прибыли на формирование дох. гос бюджета, создание отраслевых, рег, внутрихозяйств. фондов ден. ср-в, удовлетворение др. потребностей хозрасчетных объединений, пред-тий и орг-ций. В основе распределения прибыли — сочетание интересов общества в целом с интересами трудовых коллективов, созд. у них заинтересованности в совершенствовании своей деят-ти, росте прибыли и ее рациональном использ-нии на расширение произ-ва, соц-ное развитие, матер-ное поощрение работников. Плановое распределение прибыли предполаг выделение из общей ее суммы опред части, имеющей целевое назначение и используемой в особом порядке, а также установленных платежей в гос бюджет и процентов за пользование банк кредитом. Полученная после указанных вычетов расчетная прибыль распред между хоз-вом и гос бюджетом по нормативу: устан ее доля (в процентах), подлежащая взносу в бюджет, а оставшаяся часть поступает в распоряжение хозяйства. Целевое назначение имеет: прибыль подсобных сельских хозяйств; прибыль от реализации товаров народного потребления и изделий произв-тех назначения, доп прибыль от реализации первых опытных партий товаров и особо модных изделий по договорным розничным ценам.
Эк эффек-ть деят-ти пред-ия хар-ся относит показателями прибыльности пред-ия - показателями рентабельности. Показ. рентаб-ти измеряют прибыльность с различных позиций. Общая формула расчета:R=П/V,где П – прибыль организации;V- показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность. В числителе м. находиться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения; чистая прибыль. В знаменателе м.б активы орг-ции, собс. кап., перманентный кап. (сумма осн. произв-ных ср-в и производ-ных оборотн. фондов), выручка от реал-ции продукции, себестоим. Рентабельность – показатель относит-ой доходности пред-ия(прибыльности). В числители нах-ся тот или иной вид прибыли. А в знаменателе пок-ль по отношению к кот-му расч-ся прибыль. Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств, используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности: 1) Рентаб. продаж (прибыл / объем прода). 2) Рентаб. инвестиций= ЧП/инвистиции, Рентаб. капитала=ЧП/ осн произв фонды+осн ср-ва. Рентаб. внепроизв деят-ти=ЧПвнепр/ выручка от внериал д-ти.3) Рентаб. реализации чист ден. потока=ЧДД/ оборот ср-ва=ЧДД/ОПФ+оборот ср-ва. 4) Рентаб. мат. затрат=ЧП/ материал затраты. Факторы влияющие на показатели рентабельности: внутр факт. (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), внеш факт (емкость рынка, развитие конкуренции..).
Определение точки безубыточности предприятия и запаса фин прочности . Т. безубыточности определяет, каким д.б. объем продаж для того, чтобы предприятие работало безубыточно, могло покрыть все свои расходы, не получая прибыли. Для расчета т.безубыточности надо разделить издержки на две составляющие: Переменные затраты — возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров). Пост затраты — не зависят от кол-ва произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций. Т.безубыточности имеет большое значение в вопросе платежеспособности предпр-я. Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показывает запас финансовой прочности (разность между факт объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 299.