Одним из ярких примеров регионального интеграционного объединения является Содружества Независимых государств (СНГ), образование которого связанно с распадом СССР. Данное интеграционное объединение было образованно Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 году в Минске, эти государства установили, что СССР находится в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, заявили о стремлении сотрудничать в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других сферах. 21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписали совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.
В 1993 году был принят Устав СНГ, который предполагал существование сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, взаимодействие в формировании общеэкономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
В дальнейшем в Москве в 1993 году все государства СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Но в 1994 году когда была сделана первая попытка приступить к практическим действиям, создав зону свободной торговли, половина государств-участниц посчитали это преждевременным.
Восемь стран-участниц СНГ 18 октября 2011 года – Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан – подписали новый договор о зоне свободной торговли в Содружестве взамен не вступившего в силу договора о создании зоны свободной торговли от 1994.
Высшим органом Содружества Независимых Государств является Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов [1,с.51].
За годы, прошедшие с момента распада СССР, различия между его бывшими республиками стали ещё более существенными и заметными. Государства СНГ различаются между собой не только по размерам территории и численности населения, но и по своему экономическому потенциалу, уровню жизни населения, научно-техническому и технологическому развитию. В последние годы обозначились различия внешнеполитических и внутриэкономических ориентаций правящих элит и лидеров стран СНГ. Следовательно, можно сделать вывод о том, что полномасштабная экономическая интеграция в рамках всего СНГ в настоящее время невозможна, но возможно осуществление интеграционных процессов, в реализации которых будет принимать участие меньший состав участников. Пока именно такие организации могут обеспечить более высокий уровень взаимодействия, прежде всего в экономической области. Это, например, Таможенный союз или Евроазиатское экономическое сообщество
Распад СССР является частным случаем процесса региональной интеграции. В реальности это, по крайней мере, четыре пространственных процесса: суверенизация структурных, в том числе пространственных элементов; разрушение вышестоящего уровня; собирание элементов суверенизирующихся регионов, реинтеграция их пространства; изменение пространственных отношений, как собственно между регионами, так и регионов с Центром.
В наибольшей степени из данных процессов является важным суверенизация структурных элементов. Структурными элементами на уровне СССР были союзные республики и структуры центральной власти. Хотя необходимо учитывать то, что структурные элементы бывают, собственно, двух типов: пространственные и функциональные. Примером второго может служить, военно-промышленный комплекс, вооружённые силы и др. В определенной степени суверенными становятся элементы обоих типов.
Происходящая тогда геополитическая событийность структурно определилась, т.е. возможно и важно пояснить происходящие процессы, основываясь той структуры пространства, в которой регионы уже существовали. При всей необходимости этнических, политических и других аспектов.
Концепция советского пространства и его региональной интеграции, допускает возможность особого внимания к фундаментальным структурам устройства пространства [2, с.172] .
В международных отношениях и мировой экономике СНГ выступает в разных измерениях: как международный договор бывших советских республик (11 государств), как зона свободной торговли (8 государств), как региональная торговая группа (12 государств). Тем не менее во всех случаях региональная торговля является основной формой экономических отношений, которая объединяет государства СНГ.
На пространстве СНГ, как и во многих развивающихся странах, формирующих торговые блоки, эффекты глобальной интеграции доминируют и проявляются сильнее, чем эффекты региональной интеграции. В регионе можно наблюдать вытеснение торговых партнёров и расширение товарооборота с третьими странами [3, с.59].
Содружество Независимых Государств сегодня остаётся тем, чем оно было и в первые годы после учреждения: рыхлой, аморфной межгосударственной организацией, члены которой более или менее активно сотрудничают, причём главным образом на двусторонней, а не на многосторонней основе, в ряде областей, прежде всего в экономической и гуманитарной.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 363.