Социально-психологические исследования агрессивности и альтруизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Агрессивное поведение – это действие, а агрессивность – качество

Агрессия бывает физической и вербальной

Агрессия:

1. защита человека

2. враждебная, с нанесение ущерба

Концепции агрессии

1. психоаналитическая. Врожденная агрессия. Биологический фактор агрессии – нарушение физическое

2. Миллера-Доллера (т.фрустрации). Агрессия – следствие фрустрации

3. Бандура (т.соц.научения). Агрессия – результат социального научения: усвоение агрессивного поведения через наблюдение за ролевыми формами поведения (родители и т.д.)

 

Факторы, влияющие на усиление агрессии:

Аверсивные стимулы (Скинер). Стимулы, неприятные для человека. Использует наказание: боль, унижение, темнота, жара

Как ослабить агрессию:

1. Уменьшить демонстрацию насилия с помощью СМИ

2. Огрничить аверсивные стимулы

 

Альтруистическое (просоциальное) поведение – помогающее поведение

Концепции:

1. Теория социального обмена (Чалдини) Если нам дарят, то и мы дарим, чтобы не быть в долгу

Эмпатия запускает процесс помогающего поведения

2. Нормы:

1) Взаимности людей равных по статусу. Мы обязаны помогать тем, кто помогает нам

2) Ответственности: мы помогаем тем, кто не может помочь себе сам, людей ниже по статусу

Даже если поведение меркантильно, оно все равно может быть альтруистичным

3. Эволюционная теория: биологически должны помогать друг другу, т.к. способствует выживанию вида: помощь родственникам, детям. Чем ближе родственник, тем больше помощь

Все эти теории взаимодополняющие.

Факторы, препятствующие проявлению альтруизма:

1. Большое количество очевидцев

2.  Спешка

3. Неверная интерпретация

Факторы способствующие проявлению альтруизма:

1. Эмпатия

2. Эмоциональный фактор: переживание грусти и хорошего настроения

3. Вероятней помогут женщине, чем мужчине

4. Помощь похожим (своим)

Альтруизм и агрессия – результат социализации

Альтруизм можно обучить путем:

1. Демонстрации в обществе через СМИ (звезды усыновили детей)

2. Распространение знания об альтруизме

3. Не нужно вознаграждать материально за хорошие поступки

4. Разрушить границу между «чужими» и «своими»

Верования и ценности

 

Теория Шварца и Билцки: ценности – это понятия или убеждения. Они относятся к желательным конечным состояниям или поведению человека.

Носят универсальный характер, управляют выбором поведения или оценкой поведения или события.

Все ценности направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1. Витальные

2. Потребности координированного соц.взаимодействия

3. Потребности, связанные с благосостоянием соц.группы

Ценности объединяются в блоки – мотивационные типы. Они определяют направленность конкретных действий индивида. Это руководящие принципы жизни человека. Они не одинаковы в разных странах и культурах.

Напр, в России: традиции, власть, благосостояние, безопасность, конформность

Эти типы содержат в себе:

· Ценности, выражающие интерес индивида

· Ц., выражающие интересы группы

· Ц, выражающие интересы индивида и группы

1. Все ценности могут находиться либо в совместимости, либо в противоречии (ценности сохранения – ценности изменения)

2. Ценности делятся на:

· Ценности самоопределения (настоящая любовь, верная дружба, преданность, согласие с самим собой)

· Ценности самовозвышения (власть, влияние, успех)

Различие поведения невозможно объяснить только ценностями (при наличии одинаковых ценностей представители разных культур демонстрируют разное поведение)

 

Верования – это суждение, которому индивид предписывает наименьшую степень убежденности.

Это некая система представлений чела об окружающем мире.

Ценности представляют собой оценочные верования, в котором прослеживается некий компонент желательности и значимости.

Верования – представления о том, как связаны в окружающем мире некие явления или объекты (напр. Все чиновники – воры)

Бонд и Леунг: выявление социальных аксиом

Социальная аксиома – некие базовые предположения людей о том, как устроен социальный мир. Они рассеяны в культуре в виде пословиц, поговорок.

1. Важнейшая социальная аксиома – социальный цинизм. Характеризуют соц.структуру как враждебную по отношению к индивиду.

2. Социальная сложность – восприятие мира как многозначного и изменчивого.

То, что происходит сегодня не может прогнозироваться событиями в будущем

3. Награда за усилия – вера, что усилия и умения чела будут оценены в будущем

4. Религиозность – вера в существование неких высших сил и вера в позитивное значение религиозных практик

5. Контроль судьбы – вера в то, что чел может повлиять на свою судьбу

Верования можно рассматривать как результат социолизации

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.