Агрессивное поведение – это действие, а агрессивность – качество
Агрессия бывает физической и вербальной
Агрессия:
1. защита человека
2. враждебная, с нанесение ущерба
Концепции агрессии
1. психоаналитическая. Врожденная агрессия. Биологический фактор агрессии – нарушение физическое
2. Миллера-Доллера (т.фрустрации). Агрессия – следствие фрустрации
3. Бандура (т.соц.научения). Агрессия – результат социального научения: усвоение агрессивного поведения через наблюдение за ролевыми формами поведения (родители и т.д.)
Факторы, влияющие на усиление агрессии:
Аверсивные стимулы (Скинер). Стимулы, неприятные для человека. Использует наказание: боль, унижение, темнота, жара
Как ослабить агрессию:
1. Уменьшить демонстрацию насилия с помощью СМИ
2. Огрничить аверсивные стимулы
Альтруистическое (просоциальное) поведение – помогающее поведение
Концепции:
1. Теория социального обмена (Чалдини) Если нам дарят, то и мы дарим, чтобы не быть в долгу
Эмпатия запускает процесс помогающего поведения
2. Нормы:
1) Взаимности людей равных по статусу. Мы обязаны помогать тем, кто помогает нам
2) Ответственности: мы помогаем тем, кто не может помочь себе сам, людей ниже по статусу
Даже если поведение меркантильно, оно все равно может быть альтруистичным
3. Эволюционная теория: биологически должны помогать друг другу, т.к. способствует выживанию вида: помощь родственникам, детям. Чем ближе родственник, тем больше помощь
Все эти теории взаимодополняющие.
Факторы, препятствующие проявлению альтруизма:
1. Большое количество очевидцев
2. Спешка
3. Неверная интерпретация
Факторы способствующие проявлению альтруизма:
1. Эмпатия
2. Эмоциональный фактор: переживание грусти и хорошего настроения
3. Вероятней помогут женщине, чем мужчине
4. Помощь похожим (своим)
Альтруизм и агрессия – результат социализации
Альтруизм можно обучить путем:
1. Демонстрации в обществе через СМИ (звезды усыновили детей)
2. Распространение знания об альтруизме
3. Не нужно вознаграждать материально за хорошие поступки
4. Разрушить границу между «чужими» и «своими»
Верования и ценности
Теория Шварца и Билцки: ценности – это понятия или убеждения. Они относятся к желательным конечным состояниям или поведению человека.
Носят универсальный характер, управляют выбором поведения или оценкой поведения или события.
Все ценности направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:
1. Витальные
2. Потребности координированного соц.взаимодействия
3. Потребности, связанные с благосостоянием соц.группы
Ценности объединяются в блоки – мотивационные типы. Они определяют направленность конкретных действий индивида. Это руководящие принципы жизни человека. Они не одинаковы в разных странах и культурах.
Напр, в России: традиции, власть, благосостояние, безопасность, конформность
Эти типы содержат в себе:
· Ценности, выражающие интерес индивида
· Ц., выражающие интересы группы
· Ц, выражающие интересы индивида и группы
1. Все ценности могут находиться либо в совместимости, либо в противоречии (ценности сохранения – ценности изменения)
2. Ценности делятся на:
· Ценности самоопределения (настоящая любовь, верная дружба, преданность, согласие с самим собой)
· Ценности самовозвышения (власть, влияние, успех)
Различие поведения невозможно объяснить только ценностями (при наличии одинаковых ценностей представители разных культур демонстрируют разное поведение)
Верования – это суждение, которому индивид предписывает наименьшую степень убежденности.
Это некая система представлений чела об окружающем мире.
Ценности представляют собой оценочные верования, в котором прослеживается некий компонент желательности и значимости.
Верования – представления о том, как связаны в окружающем мире некие явления или объекты (напр. Все чиновники – воры)
Бонд и Леунг: выявление социальных аксиом
Социальная аксиома – некие базовые предположения людей о том, как устроен социальный мир. Они рассеяны в культуре в виде пословиц, поговорок.
1. Важнейшая социальная аксиома – социальный цинизм. Характеризуют соц.структуру как враждебную по отношению к индивиду.
2. Социальная сложность – восприятие мира как многозначного и изменчивого.
То, что происходит сегодня не может прогнозироваться событиями в будущем
3. Награда за усилия – вера, что усилия и умения чела будут оценены в будущем
4. Религиозность – вера в существование неких высших сил и вера в позитивное значение религиозных практик
5. Контроль судьбы – вера в то, что чел может повлиять на свою судьбу
Верования можно рассматривать как результат социолизации
Дата: 2019-12-10, просмотров: 297.