Вербальная коммуникация – общение с помощью речи.
Существует два принципа: лексический и синтаксический
Препятствия для взаимопонимания:
1. Возможность использования двух типов значений:
· Денотативных (формальное определение)
· Коннотативных (эмоциональные ассоциации)
2. Полисимия (многозначное толкование одного слова)
Синонимия (использование разных слов для обозначения одного и того же)
Особое значение эти процессы приобретают в условиях межкультурной коммуникации
Способ подачи информации при речи – текст. Выделяется два процесса: говорение и слушание.
Коммуникатор сообщение Рецепиент
Невербальная коммуникация – другие знаковые системы (не речь)
Включает в себя жесты, мимику, пантомимику
Функции:
· Дополнение и поддержка вербальной коммуникации
· Замещение вербальной коммуникации
· Выражение эмоционального состояния участников общения
· Выражение эмоционального отношения к предмету общения
· Обратная связь
· Самопрезентация
· Изменение эмоционального состояния партнера по общению
Особенности невербальной коммуникации
· Многозначность невербальных стимулов => трудно осуществить кодирование и декодирование
· Часть используется неосознанно
· Сильное влияние культуры
Общение как взаимодействие.
Регулирование деятельности людей – интерактивная сторона общения
Если затраты выше ожидаемого выигрыша, то чел будет стремиться уменьшить объем взаимодействия и свести его на нет.
Ролевой подход (социальное происхождение) Линтон: взаимодействие между личностью и социумом
Статус – место положения человека в системе социальных связей
Каждый человек имеет набор статусов
Роль – ожидание других людей относительно поведения человека
типы взаимодействия:
· Кооперация - объединение усилий людей ради общей цели. Ведет к развитию доброжелательных отношений между людьми
· Конкуренция – наличие взаимоисключающих интересов и участников взаимодействия. Предполагает дисгармоничные враждебные отношения между людьми
Конфликты:
Соц.псих подход предполагает восприятие конфликта, изучение структуры и динамики, методы управления конфликтами, их причины
Характеристики конфликта:
1. Структура
А) Конфликтная ситуация
Б) Позиция участников
В) Объект
Г) «Инцидент» - пусковой механизм
Д) развитие и разрешение конфликта
2. Динамика
3. Функция
4. Типология
Типы конфликта:
· Деструктивный
· Продуктивный
Способ разрешения конфликта - компромисс
Транзактный анализ:
Психоаналитическое происхождение (Бёрн). Анализ позиции участников к выражению определенного Эго-состояния (Родитель, Взрослый, Ребенок)
Родитель: «должен», Ребенок: принцип удовольствия, Взрослый: компромисс между «хочу» и «надо».
Подход с точки зрения символического интеракционизма (Мид и Блумер)
Взаимодействие – непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Поведение человека обусловлено интерпретацией символов. Значения символов должно являться общим для всех (для продуктивности общения)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.