Вербальная и невербальная коммуникация.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вербальная коммуникация – общение с помощью речи.

Существует два принципа: лексический и синтаксический

Препятствия для взаимопонимания:

1. Возможность использования двух типов значений:

· Денотативных (формальное определение)

· Коннотативных (эмоциональные ассоциации)

2. Полисимия (многозначное толкование одного слова)

Синонимия (использование разных слов для обозначения одного и того же)

Особое значение эти процессы приобретают в условиях межкультурной коммуникации

Способ подачи информации при речи – текст. Выделяется два процесса: говорение и слушание.

Коммуникатор                      сообщение                  Рецепиент

 

Невербальная коммуникация – другие знаковые системы (не речь)

Включает в себя жесты, мимику, пантомимику

Функции:

· Дополнение и поддержка вербальной коммуникации

· Замещение вербальной коммуникации

· Выражение эмоционального состояния участников общения

· Выражение эмоционального отношения к предмету общения

· Обратная связь

· Самопрезентация

· Изменение эмоционального состояния партнера по общению

 

Особенности невербальной коммуникации

· Многозначность невербальных стимулов => трудно осуществить кодирование и декодирование

· Часть используется неосознанно

· Сильное влияние культуры

 

 

Общение как взаимодействие.

 

Регулирование деятельности людей – интерактивная сторона общения

Если затраты выше ожидаемого выигрыша, то чел будет стремиться уменьшить объем взаимодействия и свести его на нет.

Ролевой подход (социальное происхождение) Линтон: взаимодействие между личностью и социумом

Статус – место положения человека в системе социальных связей

Каждый человек имеет набор статусов

Роль – ожидание других людей относительно поведения человека

типы взаимодействия:

· Кооперация - объединение усилий людей ради общей цели. Ведет к развитию доброжелательных отношений между людьми

· Конкуренция – наличие взаимоисключающих интересов и участников взаимодействия. Предполагает дисгармоничные враждебные отношения между людьми

 

Конфликты:

Соц.псих подход предполагает восприятие конфликта, изучение структуры и динамики, методы управления конфликтами, их причины

Характеристики конфликта:

1. Структура

А) Конфликтная ситуация

Б) Позиция участников

В) Объект

Г) «Инцидент» - пусковой механизм

Д) развитие и разрешение конфликта

2. Динамика

3. Функция

4. Типология

Типы конфликта:

· Деструктивный

· Продуктивный

Способ разрешения конфликта - компромисс

 

Транзактный анализ:

Психоаналитическое происхождение (Бёрн). Анализ позиции участников к выражению определенного Эго-состояния (Родитель, Взрослый, Ребенок)

Родитель: «должен», Ребенок: принцип удовольствия, Взрослый: компромисс между «хочу» и «надо».

 

Подход с точки зрения символического интеракционизма (Мид и Блумер)

Взаимодействие – непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Поведение человека обусловлено интерпретацией символов. Значения символов должно являться общим для всех (для продуктивности общения)

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.