Общая характеристика социальной психологии как науки.
1908г – год рождения социальной психологии (вышел первый учебник по социальной псих)
Ранние социально-псих теории складывались в европе (германия, англия, франция)
С XXв интенсивное развитие в США (Левин)
Выделяется американская и европейская традиции
В России развивается значительно (50-60гг)
ПЕРВЫЙ ЭТАП (спекулятивный– размышления о взаимодействии чела и общ-ва):
Соц.псих – теоретическая, много концепций, мало эмпирики
ВТОРОЙ ЭТАП (экспериментальный)
XXв метод эксперимента -> ослабление внимания к теории
Основной метод сбора данных – лабораторный эксперимент (многое не учитывается)
«50-минутная группа» => результаты эксперимента нельзя переносить на всех
ЗАДАЧИ:
1. Теоритич. задача – объяснить закономерности
2. Практическая – внести совершенства в деятельность общества
НО: соц.псих не решала социальные проблемы!
Сейчас в соц.псих:
1. сформированы знания о предмете
2. есть свои методы
3. свои теоретич. подходы
4. есть структура соц.псих знания
ПРЕДМЕТ:
Соц.псих изучает закономерность деятельности и общения людей, обусловленные их (людей) включением в соц.группы, а так же псих. хар-ки этих групп.
(как группа влияет на личность и личность на группу)
Взаимодействие индивида и социума
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ (3+1):
· Бихевиоризм
· Психоанализ
· Когнитивистская ориентация
+
· Интеракционизм (социологический) – ключев. понятие: социальн. взаимодействие
Структура соц.псих через обозначение основных проблем
1. Соц.псих малых групп
2. Соц.псих конфликта
3. Соц.псих познания (как чел работает с соц инфой)
2.Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
Еще в античные времена закладывались основы изучения человеческих взаимоотношений. В философии зачастую можно увидеть предпосылки возникновения социально-психологических знаний.
Принято выделять предпосылки в родительских дисциплинах и в смежных областях знаний.
Родительские дисциплины:
· Общая психология
· Социология.
Соц.псих возникает, развивается и функционирует на стыке этих наук.
К развитию социальной психологии подтолкнула практика гипноза. В состоянии гипнотического транса чел исполняет команды, а не повинуется своей воле => влияние одного человека на другого. => Поиск новых подходов в объяснении человеч. поведения
Социология тесно связана с соц.псих. Ей свойственен психологич. редукционизм, который становится предпосылкой выделения социальной психологии в отдельную науку.
(редукционизм – сведение закономерностей одной науки к закономерностям другой)
Закономерности социального процесса выводились из особенностей социальной психики
«Подражание» -механизм человеческого взаимодействия (по мнению Тарда к нему можно свести всё)
Смежные науки:
· Языкознание
· Антропология
· Этнография
· Криминология
XIXв – умножение экономич. связей между странами => миграция населения => проблема языкового общения => оформляется проблем связи языка с различными компонентами психологии народов (В рамках языкознания осмыслить эту проблему невозможно)
В антропологии и этнографии накапливаются данные, которые требуют обращения к соц.псих. Это связано с изучением первобытных культур.
В исследованиях необходимо было учитывать психологич. харк-ки этнических групп, связь продуктов культуры с традициями, ритуалами.
В связи с развитием капитализма, изменения экономической и политической ситуации появились новые формы противоправного поведения. Необходимо было объяснить такое поведение с психологической точки зрения, с учётом социальной.
Общение как взаимодействие.
Регулирование деятельности людей – интерактивная сторона общения
Если затраты выше ожидаемого выигрыша, то чел будет стремиться уменьшить объем взаимодействия и свести его на нет.
Ролевой подход (социальное происхождение) Линтон: взаимодействие между личностью и социумом
Статус – место положения человека в системе социальных связей
Каждый человек имеет набор статусов
Роль – ожидание других людей относительно поведения человека
типы взаимодействия:
· Кооперация - объединение усилий людей ради общей цели. Ведет к развитию доброжелательных отношений между людьми
· Конкуренция – наличие взаимоисключающих интересов и участников взаимодействия. Предполагает дисгармоничные враждебные отношения между людьми
Конфликты:
Соц.псих подход предполагает восприятие конфликта, изучение структуры и динамики, методы управления конфликтами, их причины
Характеристики конфликта:
1. Структура
А) Конфликтная ситуация
Б) Позиция участников
В) Объект
Г) «Инцидент» - пусковой механизм
Д) развитие и разрешение конфликта
2. Динамика
3. Функция
4. Типология
Типы конфликта:
· Деструктивный
· Продуктивный
Способ разрешения конфликта - компромисс
Транзактный анализ:
Психоаналитическое происхождение (Бёрн). Анализ позиции участников к выражению определенного Эго-состояния (Родитель, Взрослый, Ребенок)
Родитель: «должен», Ребенок: принцип удовольствия, Взрослый: компромисс между «хочу» и «надо».
Подход с точки зрения символического интеракционизма (Мид и Блумер)
Взаимодействие – непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Поведение человека обусловлено интерпретацией символов. Значения символов должно являться общим для всех (для продуктивности общения)
Межличностная аттракция
Восприятие человека с определенной симпатией. Неизбежны эмоциональные отношения будут влиять на восприятие других людей.
Уровни эмоциональных отношений:
· Симпатия (поверхностный уровень)
· Дружба
· Любовь
Аттракция – симпатия (привлечение). Поверхностный уровень общения – дальше возможно движение вглубь.
Факторы формирования аттракции:
1. Глубинное психологическое сходство (в установках, во взглядах, в умениях)
2. Частота взаимодействия (чем больше общаешься – тем вероятней возникнет)
Майерс – даже если просто видишь
3. Физическая привлекательность
Чалдини – самый главный фактор!
4. Лесть, комплименты (но не как проявление корысти)
Люди, которые нам нравятся, способны оказывать на нас более сильное влияние. Наличие отношения аттракции важно в практическом плане и позволяет людям добиваться своих целей успешнее.
Большие социальные группы
Социальная группа – большие группы, которые сформировались в ходе исторического развития, и которые занимают определенное место в системе общественных отношений
В этих больших группах имеет место быть близкое знакомство с ограниченным количеством себе подобных
БСГ воспринимаются как естественные и извечные.
Всегда есть иные БСГ, с которыми можно осуществить сравнение.
Критерии БСГ:
1. Социально-экономические:
ü европейская традиция (классы – буржуазия, пролетариат, крестьянство)
ü американская традиция (высший, средний, низший классы)
2. Этнические признаки
3. Профессиональные
4. Гендерные
5. Демографические (возраст, образование, состояние в браке)
6. Конфессиональные
7. Религиознве
8. Политические
9. Территориальные: городские жители, большие/малые города
Значение изучения исследования психологии БСГ: исторически значимые нормы, ценности и установки создаются прежде всего на макроуровне, т.е. больших групп, а не малых
Отличи больших групп от малых в социальном аспекте:
В БГ специфические регуляторы поведения, такие как нравы, обычаи, традиции, а так же специфический язык
В нашей стране в БСГ выделяют 2 элемента в структуре:
1. Психический вклад (социальный характер) как устойчивое образование: нравы, обычаи, традиции
2. Эмоциональная сфера, как динамическое образование, которое представлено потребностями, интересами, настроением
Общение в БСГ и внутри группы
· Массовая коммуникация – способ общения в БСГ
· Политической лидерство и политическое руководство
· Социальное представление – способ осмысления социальной реальности, которая формируется в процессе коммуникаций в большой социальной группе
Социальные движения
Организованность, единство людей, ставящих перед собой определенные цели
Соц.движ-я существуют на различных уровнях:
· Широкие: за мир, за равноправие, за охрану окружающей среды
· Локальные: против точечной застройки в Москве (про театр машки)
Общие черты всех соц.движ-ий
ü Базируется на определенном общественном мнении, которое и подготавливает это соц жвиж-е
ü Исходный пункт – наличие некой соц.проблемы. Цель движ-я – в изменении соц.действительности в решении проблемы
ü Программа, в которой зафиксирована цель и средства её достижения
ü Факт, что реализует соц.движ-е в различных проявлениях массового поведения: демонстрации, митинга, съезды
В наше время характерен рост соц.активности – люди выходят на улицу
Верования и ценности
Теория Шварца и Билцки: ценности – это понятия или убеждения. Они относятся к желательным конечным состояниям или поведению человека.
Носят универсальный характер, управляют выбором поведения или оценкой поведения или события.
Все ценности направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:
1. Витальные
2. Потребности координированного соц.взаимодействия
3. Потребности, связанные с благосостоянием соц.группы
Ценности объединяются в блоки – мотивационные типы. Они определяют направленность конкретных действий индивида. Это руководящие принципы жизни человека. Они не одинаковы в разных странах и культурах.
Напр, в России: традиции, власть, благосостояние, безопасность, конформность
Эти типы содержат в себе:
· Ценности, выражающие интерес индивида
· Ц., выражающие интересы группы
· Ц, выражающие интересы индивида и группы
1. Все ценности могут находиться либо в совместимости, либо в противоречии (ценности сохранения – ценности изменения)
2. Ценности делятся на:
· Ценности самоопределения (настоящая любовь, верная дружба, преданность, согласие с самим собой)
· Ценности самовозвышения (власть, влияние, успех)
Различие поведения невозможно объяснить только ценностями (при наличии одинаковых ценностей представители разных культур демонстрируют разное поведение)
Верования – это суждение, которому индивид предписывает наименьшую степень убежденности.
Это некая система представлений чела об окружающем мире.
Ценности представляют собой оценочные верования, в котором прослеживается некий компонент желательности и значимости.
Верования – представления о том, как связаны в окружающем мире некие явления или объекты (напр. Все чиновники – воры)
Бонд и Леунг: выявление социальных аксиом
Социальная аксиома – некие базовые предположения людей о том, как устроен социальный мир. Они рассеяны в культуре в виде пословиц, поговорок.
1. Важнейшая социальная аксиома – социальный цинизм. Характеризуют соц.структуру как враждебную по отношению к индивиду.
2. Социальная сложность – восприятие мира как многозначного и изменчивого.
То, что происходит сегодня не может прогнозироваться событиями в будущем
3. Награда за усилия – вера, что усилия и умения чела будут оценены в будущем
4. Религиозность – вера в существование неких высших сил и вера в позитивное значение религиозных практик
5. Контроль судьбы – вера в то, что чел может повлиять на свою судьбу
Верования можно рассматривать как результат социолизации
Общая характеристика социальной психологии как науки.
1908г – год рождения социальной психологии (вышел первый учебник по социальной псих)
Ранние социально-псих теории складывались в европе (германия, англия, франция)
С XXв интенсивное развитие в США (Левин)
Выделяется американская и европейская традиции
В России развивается значительно (50-60гг)
ПЕРВЫЙ ЭТАП (спекулятивный– размышления о взаимодействии чела и общ-ва):
Соц.псих – теоретическая, много концепций, мало эмпирики
ВТОРОЙ ЭТАП (экспериментальный)
XXв метод эксперимента -> ослабление внимания к теории
Основной метод сбора данных – лабораторный эксперимент (многое не учитывается)
«50-минутная группа» => результаты эксперимента нельзя переносить на всех
ЗАДАЧИ:
1. Теоритич. задача – объяснить закономерности
2. Практическая – внести совершенства в деятельность общества
НО: соц.псих не решала социальные проблемы!
Сейчас в соц.псих:
1. сформированы знания о предмете
2. есть свои методы
3. свои теоретич. подходы
4. есть структура соц.псих знания
ПРЕДМЕТ:
Соц.псих изучает закономерность деятельности и общения людей, обусловленные их (людей) включением в соц.группы, а так же псих. хар-ки этих групп.
(как группа влияет на личность и личность на группу)
Взаимодействие индивида и социума
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ (3+1):
· Бихевиоризм
· Психоанализ
· Когнитивистская ориентация
+
· Интеракционизм (социологический) – ключев. понятие: социальн. взаимодействие
Структура соц.псих через обозначение основных проблем
1. Соц.псих малых групп
2. Соц.псих конфликта
3. Соц.псих познания (как чел работает с соц инфой)
2.Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
Еще в античные времена закладывались основы изучения человеческих взаимоотношений. В философии зачастую можно увидеть предпосылки возникновения социально-психологических знаний.
Принято выделять предпосылки в родительских дисциплинах и в смежных областях знаний.
Родительские дисциплины:
· Общая психология
· Социология.
Соц.псих возникает, развивается и функционирует на стыке этих наук.
К развитию социальной психологии подтолкнула практика гипноза. В состоянии гипнотического транса чел исполняет команды, а не повинуется своей воле => влияние одного человека на другого. => Поиск новых подходов в объяснении человеч. поведения
Социология тесно связана с соц.псих. Ей свойственен психологич. редукционизм, который становится предпосылкой выделения социальной психологии в отдельную науку.
(редукционизм – сведение закономерностей одной науки к закономерностям другой)
Закономерности социального процесса выводились из особенностей социальной психики
«Подражание» -механизм человеческого взаимодействия (по мнению Тарда к нему можно свести всё)
Смежные науки:
· Языкознание
· Антропология
· Этнография
· Криминология
XIXв – умножение экономич. связей между странами => миграция населения => проблема языкового общения => оформляется проблем связи языка с различными компонентами психологии народов (В рамках языкознания осмыслить эту проблему невозможно)
В антропологии и этнографии накапливаются данные, которые требуют обращения к соц.псих. Это связано с изучением первобытных культур.
В исследованиях необходимо было учитывать психологич. харк-ки этнических групп, связь продуктов культуры с традициями, ритуалами.
В связи с развитием капитализма, изменения экономической и политической ситуации появились новые формы противоправного поведения. Необходимо было объяснить такое поведение с психологической точки зрения, с учётом социальной.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.