Общая характеристика социальной психологии как науки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика социальной психологии как науки.

 

1908г – год рождения социальной психологии (вышел первый учебник по социальной псих)

Ранние социально-псих теории складывались в европе (германия, англия, франция)

С XXв интенсивное развитие в США (Левин)

Выделяется американская и европейская традиции

В России развивается значительно (50-60гг)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (спекулятивный– размышления о взаимодействии чела и общ-ва):

Соц.псих – теоретическая, много концепций, мало эмпирики

ВТОРОЙ ЭТАП (экспериментальный)

XXв метод эксперимента -> ослабление внимания к теории

Основной метод сбора данных – лабораторный эксперимент (многое не учитывается)

«50-минутная группа» => результаты эксперимента нельзя переносить на всех

 

ЗАДАЧИ:

1. Теоритич. задача – объяснить закономерности

2. Практическая – внести совершенства в деятельность общества

НО: соц.псих не решала социальные проблемы!

 

Сейчас в соц.псих:

1. сформированы знания о предмете

2. есть свои методы

3. свои теоретич. подходы

4. есть структура соц.псих знания

 

ПРЕДМЕТ:

Соц.псих изучает закономерность деятельности и общения людей, обусловленные их (людей) включением в соц.группы, а так же псих. хар-ки этих групп.

(как группа влияет на личность и личность на группу)

Взаимодействие индивида и социума

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ (3+1):

· Бихевиоризм

· Психоанализ

· Когнитивистская ориентация

+

· Интеракционизм (социологический) – ключев. понятие: социальн. взаимодействие

 

Структура соц.псих через обозначение основных проблем

1. Соц.псих малых групп

2. Соц.псих конфликта

3. Соц.псих познания (как чел работает с соц инфой)

 

 

2.Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

 

Еще в античные времена закладывались основы изучения человеческих взаимоотношений. В философии зачастую можно увидеть предпосылки возникновения социально-психологических знаний.

Принято выделять предпосылки в родительских дисциплинах и в смежных областях знаний.

Родительские дисциплины:

· Общая психология

· Социология.

Соц.псих возникает, развивается и функционирует на стыке этих наук.

К развитию социальной психологии подтолкнула практика гипноза. В состоянии гипнотического транса чел исполняет команды, а не повинуется своей воле => влияние одного человека на другого. => Поиск новых подходов в объяснении человеч. поведения

Социология тесно связана с соц.псих. Ей свойственен психологич. редукционизм, который становится предпосылкой выделения социальной психологии в отдельную науку.

(редукционизм – сведение закономерностей одной науки к закономерностям другой)

Закономерности социального процесса выводились из особенностей социальной психики

 

«Подражание» -механизм человеческого взаимодействия (по мнению Тарда к нему можно свести всё)

Смежные науки:

· Языкознание

· Антропология

· Этнография

· Криминология

XIXв – умножение экономич. связей между странами => миграция населения => проблема языкового общения => оформляется проблем связи языка с различными компонентами психологии народов (В рамках языкознания осмыслить эту проблему невозможно)

В антропологии и этнографии накапливаются данные, которые требуют обращения к соц.псих. Это связано с изучением первобытных культур.

В исследованиях необходимо было учитывать психологич. харк-ки этнических групп, связь продуктов культуры с традициями, ритуалами.

 

В связи с развитием капитализма, изменения экономической и политической ситуации появились новые формы противоправного поведения. Необходимо было объяснить такое поведение с психологической точки зрения, с учётом социальной.

 

 

Общение как взаимодействие.

 

Регулирование деятельности людей – интерактивная сторона общения

Если затраты выше ожидаемого выигрыша, то чел будет стремиться уменьшить объем взаимодействия и свести его на нет.

Ролевой подход (социальное происхождение) Линтон: взаимодействие между личностью и социумом

Статус – место положения человека в системе социальных связей

Каждый человек имеет набор статусов

Роль – ожидание других людей относительно поведения человека

типы взаимодействия:

· Кооперация - объединение усилий людей ради общей цели. Ведет к развитию доброжелательных отношений между людьми

· Конкуренция – наличие взаимоисключающих интересов и участников взаимодействия. Предполагает дисгармоничные враждебные отношения между людьми

 

Конфликты:

Соц.псих подход предполагает восприятие конфликта, изучение структуры и динамики, методы управления конфликтами, их причины

Характеристики конфликта:

1. Структура

А) Конфликтная ситуация

Б) Позиция участников

В) Объект

Г) «Инцидент» - пусковой механизм

Д) развитие и разрешение конфликта

2. Динамика

3. Функция

4. Типология

Типы конфликта:

· Деструктивный

· Продуктивный

Способ разрешения конфликта - компромисс

 

Транзактный анализ:

Психоаналитическое происхождение (Бёрн). Анализ позиции участников к выражению определенного Эго-состояния (Родитель, Взрослый, Ребенок)

Родитель: «должен», Ребенок: принцип удовольствия, Взрослый: компромисс между «хочу» и «надо».

 

Подход с точки зрения символического интеракционизма (Мид и Блумер)

Взаимодействие – непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Поведение человека обусловлено интерпретацией символов. Значения символов должно являться общим для всех (для продуктивности общения)

 

 

Межличностная аттракция

 

Восприятие человека с определенной симпатией. Неизбежны эмоциональные отношения будут влиять на восприятие других людей.

Уровни эмоциональных отношений:

· Симпатия (поверхностный уровень)

· Дружба

· Любовь

Аттракция – симпатия (привлечение). Поверхностный уровень общения – дальше возможно движение вглубь.

Факторы формирования аттракции:

1. Глубинное психологическое сходство (в установках, во взглядах, в умениях)

2. Частота взаимодействия (чем больше общаешься – тем вероятней возникнет)

Майерс – даже если просто видишь

3. Физическая привлекательность

Чалдини – самый главный фактор!

4. Лесть, комплименты (но не как проявление корысти)

 

Люди, которые нам нравятся, способны оказывать на нас более сильное влияние. Наличие отношения аттракции важно в практическом плане и позволяет людям добиваться своих целей успешнее.

 

Большие социальные группы

 

Социальная группа – большие группы, которые сформировались в ходе исторического развития, и которые занимают определенное место в системе общественных отношений

В этих больших группах имеет место быть близкое знакомство с ограниченным количеством себе подобных

БСГ воспринимаются как естественные и извечные.

Всегда есть иные БСГ, с которыми можно осуществить сравнение.

Критерии БСГ:

1. Социально-экономические:

ü европейская традиция (классы – буржуазия, пролетариат, крестьянство)

ü американская традиция (высший, средний, низший классы)

2. Этнические признаки

3. Профессиональные

4. Гендерные

5. Демографические (возраст, образование, состояние в браке)

6. Конфессиональные

7. Религиознве

8. Политические

9. Территориальные: городские жители, большие/малые города

Значение изучения исследования психологии БСГ: исторически значимые нормы, ценности и установки создаются прежде всего на макроуровне, т.е. больших групп, а не малых

 

Отличи больших групп от малых в социальном аспекте:

В БГ специфические регуляторы поведения, такие как нравы, обычаи, традиции, а так же специфический язык

 

В нашей стране в БСГ выделяют 2 элемента в структуре:

1. Психический вклад (социальный характер) как устойчивое образование: нравы, обычаи, традиции

2. Эмоциональная сфера, как динамическое образование, которое представлено потребностями, интересами, настроением

 

Общение в БСГ и внутри группы

· Массовая коммуникация – способ общения в БСГ

· Политической лидерство и политическое руководство

· Социальное представление – способ осмысления социальной реальности, которая формируется в процессе коммуникаций в большой социальной группе

 

 

Социальные движения

Организованность, единство людей, ставящих перед собой определенные цели

Соц.движ-я существуют на различных уровнях:

· Широкие: за мир, за равноправие, за охрану окружающей среды

· Локальные: против точечной застройки в Москве (про театр машки)

Общие черты всех соц.движ-ий

ü Базируется на определенном общественном мнении, которое и подготавливает это соц жвиж-е

ü Исходный пункт – наличие некой соц.проблемы. Цель движ-я – в изменении соц.действительности в решении проблемы

ü Программа, в которой зафиксирована цель и средства её достижения

ü Факт, что реализует соц.движ-е в различных проявлениях массового поведения: демонстрации, митинга, съезды

В наше время характерен рост соц.активности – люди выходят на улицу

 

 

Верования и ценности

 

Теория Шварца и Билцки: ценности – это понятия или убеждения. Они относятся к желательным конечным состояниям или поведению человека.

Носят универсальный характер, управляют выбором поведения или оценкой поведения или события.

Все ценности направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1. Витальные

2. Потребности координированного соц.взаимодействия

3. Потребности, связанные с благосостоянием соц.группы

Ценности объединяются в блоки – мотивационные типы. Они определяют направленность конкретных действий индивида. Это руководящие принципы жизни человека. Они не одинаковы в разных странах и культурах.

Напр, в России: традиции, власть, благосостояние, безопасность, конформность

Эти типы содержат в себе:

· Ценности, выражающие интерес индивида

· Ц., выражающие интересы группы

· Ц, выражающие интересы индивида и группы

1. Все ценности могут находиться либо в совместимости, либо в противоречии (ценности сохранения – ценности изменения)

2. Ценности делятся на:

· Ценности самоопределения (настоящая любовь, верная дружба, преданность, согласие с самим собой)

· Ценности самовозвышения (власть, влияние, успех)

Различие поведения невозможно объяснить только ценностями (при наличии одинаковых ценностей представители разных культур демонстрируют разное поведение)

 

Верования – это суждение, которому индивид предписывает наименьшую степень убежденности.

Это некая система представлений чела об окружающем мире.

Ценности представляют собой оценочные верования, в котором прослеживается некий компонент желательности и значимости.

Верования – представления о том, как связаны в окружающем мире некие явления или объекты (напр. Все чиновники – воры)

Бонд и Леунг: выявление социальных аксиом

Социальная аксиома – некие базовые предположения людей о том, как устроен социальный мир. Они рассеяны в культуре в виде пословиц, поговорок.

1. Важнейшая социальная аксиома – социальный цинизм. Характеризуют соц.структуру как враждебную по отношению к индивиду.

2. Социальная сложность – восприятие мира как многозначного и изменчивого.

То, что происходит сегодня не может прогнозироваться событиями в будущем

3. Награда за усилия – вера, что усилия и умения чела будут оценены в будущем

4. Религиозность – вера в существование неких высших сил и вера в позитивное значение религиозных практик

5. Контроль судьбы – вера в то, что чел может повлиять на свою судьбу

Верования можно рассматривать как результат социолизации

 

 

Общая характеристика социальной психологии как науки.

 

1908г – год рождения социальной психологии (вышел первый учебник по социальной псих)

Ранние социально-псих теории складывались в европе (германия, англия, франция)

С XXв интенсивное развитие в США (Левин)

Выделяется американская и европейская традиции

В России развивается значительно (50-60гг)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (спекулятивный– размышления о взаимодействии чела и общ-ва):

Соц.псих – теоретическая, много концепций, мало эмпирики

ВТОРОЙ ЭТАП (экспериментальный)

XXв метод эксперимента -> ослабление внимания к теории

Основной метод сбора данных – лабораторный эксперимент (многое не учитывается)

«50-минутная группа» => результаты эксперимента нельзя переносить на всех

 

ЗАДАЧИ:

1. Теоритич. задача – объяснить закономерности

2. Практическая – внести совершенства в деятельность общества

НО: соц.псих не решала социальные проблемы!

 

Сейчас в соц.псих:

1. сформированы знания о предмете

2. есть свои методы

3. свои теоретич. подходы

4. есть структура соц.псих знания

 

ПРЕДМЕТ:

Соц.псих изучает закономерность деятельности и общения людей, обусловленные их (людей) включением в соц.группы, а так же псих. хар-ки этих групп.

(как группа влияет на личность и личность на группу)

Взаимодействие индивида и социума

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ (3+1):

· Бихевиоризм

· Психоанализ

· Когнитивистская ориентация

+

· Интеракционизм (социологический) – ключев. понятие: социальн. взаимодействие

 

Структура соц.псих через обозначение основных проблем

1. Соц.псих малых групп

2. Соц.псих конфликта

3. Соц.псих познания (как чел работает с соц инфой)

 

 

2.Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

 

Еще в античные времена закладывались основы изучения человеческих взаимоотношений. В философии зачастую можно увидеть предпосылки возникновения социально-психологических знаний.

Принято выделять предпосылки в родительских дисциплинах и в смежных областях знаний.

Родительские дисциплины:

· Общая психология

· Социология.

Соц.псих возникает, развивается и функционирует на стыке этих наук.

К развитию социальной психологии подтолкнула практика гипноза. В состоянии гипнотического транса чел исполняет команды, а не повинуется своей воле => влияние одного человека на другого. => Поиск новых подходов в объяснении человеч. поведения

Социология тесно связана с соц.псих. Ей свойственен психологич. редукционизм, который становится предпосылкой выделения социальной психологии в отдельную науку.

(редукционизм – сведение закономерностей одной науки к закономерностям другой)

Закономерности социального процесса выводились из особенностей социальной психики

 

«Подражание» -механизм человеческого взаимодействия (по мнению Тарда к нему можно свести всё)

Смежные науки:

· Языкознание

· Антропология

· Этнография

· Криминология

XIXв – умножение экономич. связей между странами => миграция населения => проблема языкового общения => оформляется проблем связи языка с различными компонентами психологии народов (В рамках языкознания осмыслить эту проблему невозможно)

В антропологии и этнографии накапливаются данные, которые требуют обращения к соц.псих. Это связано с изучением первобытных культур.

В исследованиях необходимо было учитывать психологич. харк-ки этнических групп, связь продуктов культуры с традициями, ритуалами.

 

В связи с развитием капитализма, изменения экономической и политической ситуации появились новые формы противоправного поведения. Необходимо было объяснить такое поведение с психологической точки зрения, с учётом социальной.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.