Изучение атрибуции – Фритц Хайдер (конец 50х)
Выделил 2 класса причин:
1. Внешние (ситуационные – не связаны с внутренними качествами личности)
2. Внутренние – диспозициональные (лежат внутри личности)
Изучалось в США: изучение внутренних причин боле продуктивное, т.к. поведение будет более предсказуемым.
Теория кореспондентного поведения (Джонс и Девис)
На атрибуцию внутренних причин поведения влияют 2 факта:
1. Степень уникальности/типичности демонстрируемого поведения
Соответствие д.п. социальной роли: чем больше соответствует (чем типичней), тем меньше оно нуждается в объяснении внутренними причинами => и наоборот
2. Степень социальной желательности д.п.
Чем меньше социально желательно поведение, тем больше оно может быть атрибутировано внутренними причинами
Теория каузальной атрибуции Гарольда-Келли
Ковариационная модель, которая используется для ситуации нескольких наблюдений и нескольких источников инфы. В этой модели выделяются:
· Личностная атрибуция
· Объектная или стимульная атрибуция
· Обстоятельственная атрибуция
Люди анализируют: является ли поведение сходным, повторяющимся относительно других людей, является ли поведение человека сходным в других ситуациях.
Варианты сочетания инфы: на основе анализа чел делает вывод об определенном типе атрибуции
Межличностная аттракция
Восприятие человека с определенной симпатией. Неизбежны эмоциональные отношения будут влиять на восприятие других людей.
Уровни эмоциональных отношений:
· Симпатия (поверхностный уровень)
· Дружба
· Любовь
Аттракция – симпатия (привлечение). Поверхностный уровень общения – дальше возможно движение вглубь.
Факторы формирования аттракции:
1. Глубинное психологическое сходство (в установках, во взглядах, в умениях)
2. Частота взаимодействия (чем больше общаешься – тем вероятней возникнет)
Майерс – даже если просто видишь
3. Физическая привлекательность
Чалдини – самый главный фактор!
4. Лесть, комплименты (но не как проявление корысти)
Люди, которые нам нравятся, способны оказывать на нас более сильное влияние. Наличие отношения аттракции важно в практическом плане и позволяет людям добиваться своих целей успешнее.
Межличностная обратная связь.
Она является важнейшим психологическим регулятором совместной деятельности и общения.
1. МОС является феноменом коммуникативной стороны общения, т.к. она содержит определенную инфу
2. МОС является ркгулятором взаимодействия, т.к. она включает промежуточную оценку результата совместной деятельности и направлена на коррекцию недостатков в организации взаимодействия
3. МОС является феноменом социальной перцепции, т.к. МОС содержит в себе инфу, необходимую для самовосприятия, и посредством МОС формируются образы партнеров по общению
Проблемы, которые можно обнаружить в МОС:
1. Дефицит в МОС
2. Реализуется спорадически (вспышки)
3. МОС не информативна
4. МОС часто поступает в форме, которая не способствует её принятию
5. Трудности подачи позитивной инфы по сравнению с негативной (более принято ругать, чем хвалить)
Эффективная МОС
1. Дискрибтивная – должна фиксировать наблюдаемые факты, а не их интерпретацию
2. Дролжна носить не отсроченный характер
3. Должна быть специфичной, т.е. должна относиться к конкретному коммуникативному факту, а не к человеку вообще
4. Должна быть аргументированной ( в реальной жизни наоборотL )
В реальной жизни:
1. Интерпретация преобладает над дискрибтивной
2. Неспецифическая преобладает над специфической
3. Неаргументированная преобладает над аргументированной
Эффективная МОС беспрепятственно функционирует в специально созданных условиях (тренинги)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 256.