Психология межгрупповых отношений: основные концепции и история исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение проблемы межгруппового конфликта в значительной степени изучается межгрупповыми отношениями

Различные подходы к объяснению межгруппового конфликта:

1. Фрейд (конец 20х гг) Психоаналитический -> Мотивационный подход:

 аут-групповая враждебность неизбежна (враждебность к др.группам). Её функция – сплочение группы и обеспечение её стабильности. Механизмом формирования отношения к чужим и своим группам выступает эдипов комплекс: любовь к отцу трансформируется на привязанность к своим и идентификация отца с лидером, а враждебность к отцу – на аут-группу.

2. Шериф (50е) Бихевиоральный подход -> Ситуационный подход:

Характер межгрупповых отношений обусловлен ситуацией взаимодействия. Есть 2 типа взаимодействия:

ü Кооперация - ведет к развитию позитивных отношений между группами

ü Конкуренция – ведет к развитию межгруппового конфликта и враждебности

Эксперимент (в детском лагере 50е):

Соревнования вели к межгрупповой враждебности, а этот конфликт разрешался, если участников принуждали к сотрудничеству в сверхординарных целях (цели, которые не могут быть достигнуты без объединения усилий конфликтующих сторон)

3. Когнитивный подход (70-80гг)

Соц.идентичность: наличие конфликта во взаимодействии, наличие противоречивых целей и интересов не является главным условием возникновения аут-групповой враждебности и межгрупповой агрессии. Враждебность исходит их положения о том, что самый главный фактор межгрупповых отношений выступает сам факт группового членства, а точнее, осознание индивидом самого группового членства. Принадлежность людей к определенным группам обусловливает ряд когнитивных процессов, которые выстраиваются в определённую цепочку. Основными звеньями являются:

· Социальная категоризация – чел относит себя к определенной группе, а других – к другой

· Социальная идентификация

· Социальное сравнение

· Межгрупповая дифференциация

· Межгрупповая дискриминация её проявлением является:

· Ин-групповой фаворитизм и аут-групповая враждебность

Конкуренция не является причиной конфликта, а лишь усиливает его. Всегда будут существовать предпосылки межгруппового конфликта.

 

27. Проблема изучения личности в социальной психологии.

 

Дискуссия:

 

1 позиция (Платонов):

Акцент ставится на личность, на её социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия.

 

2 позиция:

Личность – не главный объект, т.к. в соц.псих надо изучать психологию группы

 

В соц.псих должен быть свой подход к изучению личности в отличие от родительских дисциплин (общая психология и социология).

В социологии важна проблема социальной типологии личности. Для изучения общества на макроуровне важным является рассмотрение личности как представителя определенной социальной группы.

Личность – объект социальных отношений

В общей психологии нет четкого подхода к вопросу психологии личности – есть много разных школ. В частности, с разных точек зрения рассматривается структура личности

Личность – всеобщие механизмы психической деятельности индивида

 

В отечественной психологии Выготским, Рубинштейном и Леонтьевым был предложен принципиально иной подход.

Личность трактуется как историческое в человеке, что возникает в результате культурно-исторического развитие. Поэтому личность – категория общественная, а не психологическая (Рубинштейн)

Леонтьев – неразрывность связи личности с деятельностью

 

Парыгин соединяет социологический и общепсихологический подходы к изучению личности. Человек – и объект, и субъект исторического процесса.

Для описания личности с соци.псих т.зрения можно выделить решаемые задачи:

· Классовые, национальные и профессиональные особенности личности

· Закономерности формирования и проявления общественной активности

· Социальная мотивация поведения и деятельности личности

· Исследование личности в общении с другими личностями

Однако это не в полной мере объясняет специфику изучения личности в соц.псих

 

Социальная психология пользуется определение общей психологии:

Каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность с одной стороны усваивает социальные влияния (через какую из систем её деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)

 

Соц.псих изучает взаимоотношения личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат взаимоотношений личности с конкретной группой).

Выявление закономерностей, которым подчиняется поведение и деятельность личности, включенной в определенную соц.группу

 

28. Понятие социализации.

 

Социализация (не имеет однозначного толкования) – процесс двусторонний, в котором есть пассивная и активная составляющая

Социализация – это процесс усвоения социального опыта, который осуществляется путем вхождения в социальную среду, и личность выступает объектом

Социализация – процесс активного воспроизводства социальных отношений и социального опыта в деятельности индивида.

 

Ресоциализация – вторичное вхождение в социальную среду в результате дефектов социализации или в результате смены культурного соц.окружения

 

Десоциализация – утрата связи с социальным миром, разрушение имеющихся соц.отношений (считается, что неизбежно к концу жизни)

 

Белинский (грани):

1. Пассивная сторона социализации

1) Социализация может быть понятой как интукультурация – изучение культурно-задаваемых ценностей моделей поведения (чем отличаются ценногсти в разных культурах друг от друга)

2) Социализация может быть понята как интерализация, т.е. усваивается – механизмы усвоения соц.опыта.

3) Социализация может быть понята как соц.адаптация

2. Активная сторона

4) Процесс социального конструирования. Чел рассматривается творцом своего социального мира. Это означает, что реальность социального мира и реальность внутреннего мира человека есть реальность, сотворенная человеком

 

Виды социализации (выделяют в зависимости от того, как соц.опыт усваивается):

· Гендерная

· Экономическая

· Политическая

· Нравственная

· Профессиональная

· Потребительская

· Этническая

· Групповая

Эти виды социализации влияют друг на друга.

 

Социализация носит стадиальный характер

 

Механизмы:

1) Идентификация

2) Подражание

3) Научение

4) Социальное сравнение

5) Переживание

6) Групповое давление

 

Результаты социализации: Я-концепции человека, различные соц.роли, усвоение модели поведения, ценности личности, социальные установки, соц.псих качества личности, агрессивное/альтруистическое поведение

Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.