Изучение проблемы межгруппового конфликта в значительной степени изучается межгрупповыми отношениями
Различные подходы к объяснению межгруппового конфликта:
1. Фрейд (конец 20х гг) Психоаналитический -> Мотивационный подход:
аут-групповая враждебность неизбежна (враждебность к др.группам). Её функция – сплочение группы и обеспечение её стабильности. Механизмом формирования отношения к чужим и своим группам выступает эдипов комплекс: любовь к отцу трансформируется на привязанность к своим и идентификация отца с лидером, а враждебность к отцу – на аут-группу.
2. Шериф (50е) Бихевиоральный подход -> Ситуационный подход:
Характер межгрупповых отношений обусловлен ситуацией взаимодействия. Есть 2 типа взаимодействия:
ü Кооперация - ведет к развитию позитивных отношений между группами
ü Конкуренция – ведет к развитию межгруппового конфликта и враждебности
Эксперимент (в детском лагере 50е):
Соревнования вели к межгрупповой враждебности, а этот конфликт разрешался, если участников принуждали к сотрудничеству в сверхординарных целях (цели, которые не могут быть достигнуты без объединения усилий конфликтующих сторон)
3. Когнитивный подход (70-80гг)
Соц.идентичность: наличие конфликта во взаимодействии, наличие противоречивых целей и интересов не является главным условием возникновения аут-групповой враждебности и межгрупповой агрессии. Враждебность исходит их положения о том, что самый главный фактор межгрупповых отношений выступает сам факт группового членства, а точнее, осознание индивидом самого группового членства. Принадлежность людей к определенным группам обусловливает ряд когнитивных процессов, которые выстраиваются в определённую цепочку. Основными звеньями являются:
· Социальная категоризация – чел относит себя к определенной группе, а других – к другой
· Социальная идентификация
· Социальное сравнение
· Межгрупповая дифференциация
· Межгрупповая дискриминация её проявлением является:
· Ин-групповой фаворитизм и аут-групповая враждебность
Конкуренция не является причиной конфликта, а лишь усиливает его. Всегда будут существовать предпосылки межгруппового конфликта.
27. Проблема изучения личности в социальной психологии.
Дискуссия:
1 позиция (Платонов):
Акцент ставится на личность, на её социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия.
2 позиция:
Личность – не главный объект, т.к. в соц.псих надо изучать психологию группы
В соц.псих должен быть свой подход к изучению личности в отличие от родительских дисциплин (общая психология и социология).
В социологии важна проблема социальной типологии личности. Для изучения общества на макроуровне важным является рассмотрение личности как представителя определенной социальной группы.
Личность – объект социальных отношений
В общей психологии нет четкого подхода к вопросу психологии личности – есть много разных школ. В частности, с разных точек зрения рассматривается структура личности
Личность – всеобщие механизмы психической деятельности индивида
В отечественной психологии Выготским, Рубинштейном и Леонтьевым был предложен принципиально иной подход.
Личность трактуется как историческое в человеке, что возникает в результате культурно-исторического развитие. Поэтому личность – категория общественная, а не психологическая (Рубинштейн)
Леонтьев – неразрывность связи личности с деятельностью
Парыгин соединяет социологический и общепсихологический подходы к изучению личности. Человек – и объект, и субъект исторического процесса.
Для описания личности с соци.псих т.зрения можно выделить решаемые задачи:
· Классовые, национальные и профессиональные особенности личности
· Закономерности формирования и проявления общественной активности
· Социальная мотивация поведения и деятельности личности
· Исследование личности в общении с другими личностями
Однако это не в полной мере объясняет специфику изучения личности в соц.псих
Социальная психология пользуется определение общей психологии:
Каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность с одной стороны усваивает социальные влияния (через какую из систем её деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)
Соц.псих изучает взаимоотношения личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат взаимоотношений личности с конкретной группой).
Выявление закономерностей, которым подчиняется поведение и деятельность личности, включенной в определенную соц.группу
28. Понятие социализации.
Социализация (не имеет однозначного толкования) – процесс двусторонний, в котором есть пассивная и активная составляющая
Социализация – это процесс усвоения социального опыта, который осуществляется путем вхождения в социальную среду, и личность выступает объектом
Социализация – процесс активного воспроизводства социальных отношений и социального опыта в деятельности индивида.
Ресоциализация – вторичное вхождение в социальную среду в результате дефектов социализации или в результате смены культурного соц.окружения
Десоциализация – утрата связи с социальным миром, разрушение имеющихся соц.отношений (считается, что неизбежно к концу жизни)
Белинский (грани):
1. Пассивная сторона социализации
1) Социализация может быть понятой как интукультурация – изучение культурно-задаваемых ценностей моделей поведения (чем отличаются ценногсти в разных культурах друг от друга)
2) Социализация может быть понята как интерализация, т.е. усваивается – механизмы усвоения соц.опыта.
3) Социализация может быть понята как соц.адаптация
2. Активная сторона
4) Процесс социального конструирования. Чел рассматривается творцом своего социального мира. Это означает, что реальность социального мира и реальность внутреннего мира человека есть реальность, сотворенная человеком
Виды социализации (выделяют в зависимости от того, как соц.опыт усваивается):
· Гендерная
· Экономическая
· Политическая
· Нравственная
· Профессиональная
· Потребительская
· Этническая
· Групповая
Эти виды социализации влияют друг на друга.
Социализация носит стадиальный характер
Механизмы:
1) Идентификация
2) Подражание
3) Научение
4) Социальное сравнение
5) Переживание
6) Групповое давление
Результаты социализации: Я-концепции человека, различные соц.роли, усвоение модели поведения, ценности личности, социальные установки, соц.псих качества личности, агрессивное/альтруистическое поведение
Дата: 2019-12-10, просмотров: 286.