Следующий раздел эмпирической части представляет собой подробное описание результатов исследования. Результаты представляют собой описание события или явления и должны быть логическим следствием применения определенных методических процедур и способов обработки. Основная цель этого раздела – введение и обоснование всех сведений, необходимых для выработки определенного отношения к гипотезе исследования.
При применении сложных статистических или вычислительных приемов должны быть приведены значения всех необходимых критериев.
В конце данного параграфа необходимо сформулировать промежуточные выводы, фиксирующие основные результаты, полученные в ходе эмпирического (экспериментального) исследования.
Практические рекомендации
Данный раздел представляет собой заключительный этап оформления нового факта и формирование определенного отношения к гипотезе исследования. Он содержит наибольшую степень обобщения факта в соответствии с целью исследования и определением его значения в контексте уже проведенных и будущих исследований. В этом разделе должно быть достигнуто согласование нового полученного знания со знанием, уже принятым научным сообществом, а главное, обучающийся должен продемонстрировать умение использовать его для решения практических задач. Практические рекомендации должны быть направлены на решение проблемы и демонстрировать возможность применения знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности обучающегося в реальных условиях.
Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содержанию заключение обычно симметрично введению, т.е. в нем автор еще раз напоминает читателю смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики, т.е. помещает исследование в более широкий контекст науки и профессиональной деятельности. В заключении формулируются выводы относительно всей проделанной выпускником работы. Они носят обобщающий характер, опираются на полученные в исследовании данные и их интерпретацию. Посредством данных выводов читателю должно быть понятно подтверждены или опровергнуты гипотезы исследования и достигнута ли поставленная во введении цель.
В заключении также осуществляется рефлексия проведенного исследования, намечаются пути и цели дельнейших исследований. Кроме того, здесь же может быть подчеркнуто практическое значение полученных результатов.
Особенности написания выпускной квалификационной работы
по направлению подготовки: 37.04.01 «Психология»
Профиль: Прикладная социальная психология
Квалификация: магистр
Во Введении актуальность темы исследования определяется значимостью выбранной проблемы на современном этапе развития психологической науки и практики. Актуальность исследуемой проблемы, как правило, имеет два аспекта. Один из них – социальный, другой – научный.
Социальный аспект актуальности может определяться значимостью развития данной проблемы в интересах общества, сообщества, социальных групп, отдельных индивидов, а также спецификой оказания психологической помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, эффективным выполнением профессиональной деятельности и др. Определение выпускником социальной актуальности темы для ВКР базируется, прежде всего, на методе наблюдения, выявляющем пробел в знаниях, имеющийся в данной области, в уровне развития психологической культуры личности и др. Будет полезным и анализ информации, содержащейся в СМИ, Интернете, запросах отдельных представителей населения в различного рода психологические и социальные службы, центры и др.
Научная актуальность базируется на результатах анализа психологических (и смежных с ними) источников, изучения целостного состояния степени изученности проблемы в отечественной и зарубежной психологии. Результаты ВКР могут подтвердить точку зрения одних авторов, не согласиться с другими или вообще выявить элементы нового знания, что, несомненно, прямо или косвенно способствует дальнейшему развитию современного психологического знания.
При формулировке актуальности следует обращаться не только к отдельным авторам, но анализировать труды многих ученых, занимающихся научными исследованиями в рамках темы ВКР. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание «издалека» нет необходимости. Достаточно на 1-2 страницах ВКР, чтобы показать главное – суть проблемной ситуации.
Во Введении автор формулирует гипотезы исследования, которые располагаются после выделенных задач.
Гипотезаисследования тесно связана с задачами ВКР и является необходимым ее атрибутом, так как собственное научное исследование выпускника, в основном, направлено на ее проверку. Результаты этой проверки должны быть достоверны и свидетельствовать об уровне решения задач, поставленных в работе. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение об ожидаемых результатах исследования. Она формулируется в предположительном контексте, должна быть четкой и конкретной по отношению к проблеме, рассматриваемой в ВКР. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) в эмпирическом исследовании с помощью определенных методов научной психологии. Доказательство гипотезы основывается на фактах, аргументах и логических выводах, для достоверности которых определяются критерии эмпирического (экспериментального) исследования и применяемых методов математической статистики, при которых возможно однозначно утверждать подтверждение (не подтверждение) гипотезы. В ВКР может быть сформулирована одна общая гипотеза для всей работы, либо одна – основная и несколько гипотез «прилегающих» к ней.
Во Введении после гипотез формулируется методология исследования, которая выделяется автором на основе проанализированного теоретического материала, который подробно описывается в рамках первой главы. Формируя методологию ВКР, за основу можно взять ту или иную психологическую парадигму (подход, теорию и методологию научной школы и др.), в рамках которой выпускник будет проводить свое исследование.
Более того, опираясь на определенные и избранные выпускником методологические основания будущей ВКР, формируется и эмпирический исследовательский инструментарий, адекватный цели работы, способный решить поставленные в ней задачи, проверить (подтвердить/не подтвердить) выдвинутые гипотезы.
Научная новизна – одно из главных требований к теме ВКР.
В магистерских диссертациях количество признаков научной новизны должно быть не менее двух. К ним относят:
· неизученный ранее объект исследования; в чем состоит новизна;
· применение ранее использовавшихся методов к новому объекту исследования;
· применение нового метода к ранее изученному объекту исследования;
· постановку уже изученных проблем или задач в новых условиях;
· новые следствия из ранее изученных фактов в новых условиях;
· новые или усовершенствованные методологии, методы решения, методики, средства.
Задача выпускника – опираясь на имеющиеся в открытом доступе авторитетные источники и публикации, раскрыть малоизученные аспекты темы, подчеркнуть нестандартный новаторский подход к их изучению, отыскать и рассказать что-то новое и ранее не описанное.
Необходимо выделить 2-3 пункта научной новизны.
Теоретическая значимость заключается в:
· возможности использовать сегодняшние полезные выводы в завтрашних теоретических и практических достижениях;
· реализации теоретически верных результатов в практических экспериментах;
· постоянном прогрессе теоретических сторон отраслей, что приводит к последующему прогрессу практик;
· разносторонности взглядов, постоянно изменяющихся и рождающих новые гипотезы.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 244.