В каждом конкретном исследовании необходимо описать существенные критерии для выборки. Выбор критериев напрямую связан с объектом, предметом и гипотезами исследования. В психологических исследованиях обычно стремятся указывать количество испытуемых, пол, возраст, образовательный статус (и другие характеристики, если этого требуют использованные методики, например, нормальное или скорректированное зрение при применении зрительной стимуляции и т.п.). Объем выборки (численность) также подлежит описанию. Объем выборки, как правило, зависит от используемых методов исследования.
Описание результатов исследования представляет собой подробное раскрытие результатов проведенной работы. Результаты представляют собой описание события или явления и должны быть логическим следствием применения определенных методических процедур и способов обработки. Основная цель этого раздела – введение и обоснование всех сведений, необходимых для выработки определенного отношения к гипотезе исследования.
При применении сложных статистических или вычислительных приемов, должны быть приведены значения всех необходимых критериев.
В конце данного параграфа необходимо сформулировать промежуточные выводы, фиксирующие основные результаты, полученные в ходе эмпирического (экспериментального) исследования.
Практическое применение результатов исследования включает в себя описание разработанных практических рекомендаций и анализ их внедрения и реализации Данный раздел представляет собой заключительный этап оформления нового факта и формирование определенного отношения к гипотезе исследования. Он содержит наибольшую степень обобщения факта в соответствии с целью исследования и определением его значения в контексте уже проведенных и будущих исследований. В этом разделе должно быть достигнуто согласование нового полученного знания со знанием уже принятым научным сообществом, обучающийся должен продемонстрировать умение использовать его для решения практических задач.
Выбор направления, форм, методов практического применения результатов научно-исследовательской деятельности автора ВКР должен опираться на имеющиеся у него знания, умения, навыки; осуществляя самостоятельное внедрение в психологическую практику полученные им научные результаты. Означенная процедура является довольно сложной, но именно она демонстрирует готовность выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, представляет дополнительный материал для успешной защиты ВКР.
При анализе результатов практической работы выпускника в оказании различных видов психологической поддержки и помощи соблюдаются те же требования, что и при анализе научного исследования. В частности, методы математической статистики используются и для анализа результатов практической психологической работы. Для обоснования эффективности психологической работы необходимо применять конкретные психологические и поведенческие показатели испытуемых «до» и «после» ее выполнения. Полученные значимые статистические результаты придают доказательность выводам в ВКР. Здесь важны ясные и достаточно детальные описания всего процесса психологической поддержки, помощи, консультирования, диагностики, коррекционной, развивающей работы. Важно охарактеризовать новизну или специфику проведенной работы, в отличие от традиционного использования психологического инструмента (осуществленная модификация), описать особенности поведения клиента в начале, в процессе и в конце исследования, обратить внимание, осмыслить и интерпретировать изменения, произошедшие с ним. В этой части работы содержится большое количество цифрового и фактического материала. Наглядность ему придает использование таблиц, схем, рисунков и др. Направления, формы, методы применения полученных результатов в психологической практике разнообразны, требуют различных временных затрат и зависят от темы ВКР. Ниже помещен их ориентировочный список:
§ разработка программ и их реализация по оказанию психологической помощи и поддержки участникам исследования (испытуемые) при выявлении у них психологических трудностей осуществления определенных видов активности в форме, наиболее адекватной для ее эффективной реализации (тренинги, психокоррекционные программы, развивающие психологические программы, обучающие семинары, рефлексивные семинары, индивидуальные формы работы и др.)
§ разработка и реализация программ и в рамках консультативной психологии как групповой, так и индивидуальной работы по запросу клиента (индивидуальное психологическое консультирование и психологическая терапия под супервизией психолога – специалиста в этой области);
§ разработка и опытная проверка рекомендаций, вытекающих из результатов ВКР;
§ выполнение полученного автором ВКР гранта в форме подготовленного отчета;
§ выступление и обсуждение полученных в ВКР результатов в исследуемом коллективе, совместно с управленческим составом. Принятие решения о времени и способах внедрения результатов ВКР;
§ разработка системы материалов для просветительской, превентивной деятельности психолога в конкретном направлении. Содержание материалов готовится в доступной для широких масс населения форме, иллюстрируется примерами, рисунками, фотографиями и др. Эти материалы могут быть полезны для конкретных организаций, учреждений, СМИ и служат информацией для развития психологической культуры, психологического здоровья личности, как специалистов других отраслей науки, так и всего населения в целом;
§ разработка и проведение в более широком (и глубоком) аспекте психодиагностических процедур используемых в ВКР, но важных и возможных для конкретной организации, социальных группах и всех юридических и физических субъектов, нуждающихся в получении подобного рода информации.
Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содержанию заключение обычно симметрично введению, т.е. в нем автор еще раз напоминает читателю смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики, т.е. помещает исследование в более широкий контекст науки и профессиональной деятельности. В заключении формулируются выводы относительно всей проделанной выпускником работы. Они носят обобщающий характер, опираются на полученные в исследовании данные и их интерпретацию. Посредством данных выводов читателю должно быть понятно доказаны ли положения, выносимые на защиту, и достигнута ли поставленная во введении цель.
В заключении также осуществляется рефлексия проведенного исследования, намечаются пути и цели дельнейших исследований. Кроме того, здесь же может быть подчеркнуто практическое значение полученных результатов.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 249.