Особенности написания выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

по направлению подготовки: 37.03.01 «Психология»

Профиль: Психология управления

Квалификация: бакалавр

 

Помимо основных структурных компонентов ВКР во Введении обязательным элементом является гипотеза исследования, которая формулируется после задач ВКР.

Гипотеза исследования тесно связана с задачами ВКР и является необходимым ее атрибутом, так как собственное научное исследование выпускника в основном направлено на ее проверку. Результаты этой проверки должны быть достоверны и свидетельствовать об уровне решения задач, поставленных в работе. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение об ожидаемых результатах исследования. Она формулируется в предположительном контексте, должна быть четкой и конкретной по отношению к проблеме, рассматриваемой в ВКР. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) в эмпирическом исследовании с помощью определенных методов научной психологии. Доказательство гипотезы основывается на фактах, аргументах и логических выводах, для достоверности которых определяются критерии эмпирического (экспериментального) исследования и применяемых методов математической статистики, при которых возможно однозначно утверждать подтверждение (не подтверждение) гипотезы. В ВКР может быть сформулирована одна общая гипотеза для всей работы, либо одна – основная и несколько гипотез, «прилегающих» к ней.

Во Введении необходимо выделять методологию исследования, которая формулируется после гипотезы.

Методология исследования выделяется автором на основе проанализированного теоретического материала, который подробно описывается в рамках первой главы. Формируя методологию ВКР, за основу можно взять ту или иную психологическую парадигму (подход, теорию и методологию научной школы и др.), в рамках которой выпускник будет проводить свое исследование.

Более того, опираясь на определенные и избранные выпускником методологические основания будущей ВКР, формируется и эмпирический исследовательский инструментарий, адекватный цели работы, способный решить поставленные в ней задачи, проверить (подтвердить/не подтвердить) выдвинутые гипотезы.

Основная часть ВКР включает в себя две главы.

Первая глава представляет собой полный обзор литературных источников в той предметной области психологической науки и смежных областей других наук, связанных с тематикой исследования. Она должна иметь содержательное, проблемное название и обладать внутренней структурой подразделов, взаимосвязанных между собой логическими переходами. Первая глава должна состоять из параграфов, каждый из которых должен иметь содержательное название. Количество параграфов в первой главе определяется количеством рассматриваемых аспектов проблемы, важных для исследования. Однако следует избегать слишком мелкого дробления текста на фрагменты. Минимальный раздел, имеющий собственное название и вынесенный в Содержание, должен быть по объему не менее 5-7 страниц. При этом не должно складываться впечатление, что части первой главы не связаны друг с другом. Необходимо обращать особое внимание на структуру работы, содержательную связь частей и логические переходы между ними. Каждый параграф должен заканчиваться кратким резюме, подводящим итоги обзора с точки зрения их значения для достижения цели работы.

Обзор научной литературы в первой главе не должен сводиться к реферативному перечислению точек зрения на обсуждаемую проблему. Он должен представлять собой теоретический анализ проблемы. Обзор не может быть вторичным, т.е. построенным исключительно на воспроизведении других обзоров исследований в анализируемой области, сделанных ранее другими исследователями. Обычно в данной части работы краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других исследователей сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора.

Собранные в первой главе литературные материалы могут быть скомпонованы по разным принципам:

1. Хронологический принцип. Описание этапов исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Раскрытие «истории вопроса», прослеживание исторической преемственности в работах различных авторов, посвященных изучению одной или сходных проблем.

2. Тематический принцип. В водной части текста главы обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых изучались эти аспекты.

3. Логический принцип. Тогда структура текста может быть примерно такой:

· Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений. Область проявлений, их частота, временные и другие качественные характеристики.

· Место изучаемого явления среди других явлений в данной предметной области, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

· Рассмотрение явления с опорой на избранный вами методологический (системный, целостный, средовой и т.д.) подход. Выделяемая структура явления.

· Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании.

· Закономерности, которым подчиняется явление.

· Прикладное, практическое использование явления (свойства или функции).

Особое внимание должно уделяться выстраиванию теоретического анализа вокруг одного из аспектов изучаемого феномена, относительно которого будет проводиться эмпирическое исследование.

В тексте работы следует избегать большого количества вводных слов и предложений, которые не несут в себе смысловой нагрузки. Итоговый текст должен быть отредактирован, обладать концептуальной строгостью, логической связностью подходов, объяснений и выводов, ясностью и краткостью изложения. Для сохранения строгости изложения рекомендуется избегать многозначности и двусмысленности высказываний, использования неоправданно длинных фраз, метафорических высказываний, повторов, иносказаний, публицистического и научно-популярного стиля, обыденной лексики. Предпочтительно не использовать синонимы и омонимы терминов, употребляемых в тексте в качестве основных.

Вторая глава представляет собой эмпирическую часть ВКР, включающую в себя программу эмпирического исследования и анализ полученных результатов, а также разработку на этой основе практических рекомендаций. Стандартная структура этой главы содержит следующие параграфы:

· Программа эмпирического исследования.

· Описание результатов.

· Практические рекомендации.

Далее подробно рассмотрим содержание данных разделов:

Дата: 2019-12-09, просмотров: 235.