По выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Алтайский филиал

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

                      И.А. Панарин

«_____» ________________ 20____ г.

Одобрено на заседании ученого совета

протокол от ______________ № _____

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению и защите выпускной квалификационной работы

по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры в Алтайском филиале РАНХиГС

 

Барнаул 2018 г.


 


Содержание

Раздел 1. Общие методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы 3
Раздел 2. Особенности написания выпускной квалификационной работы по направлениям подготовки 11
2.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация: бакалавр 11
2.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация: магистр 13
3.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки: 37.03.01 «Психология», квалификация: бакалавр 15
3.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки: 37.04.01 «Психология», квалификация: магистр 19
4.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», квалификация: бакалавр 25
4.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит», квалификация: магистр 27
5.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», квалификация: бакалавр 29
5.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», квалификация: магистр 31
Приложения 33

 

 


Раздел 1. Общие методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы


Вид ВКР

1.1.  ВКР представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности обучающегося к самостоятельной профессиональной деятельности.

1.2.  ВКР выполняется:

· по программам бакалавриата – в виде бакалаврской работы;

· по программам магистратуры – в виде магистерской диссертации.

1.3. Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, в котором анализируется одна из теоретических и/или практических проблем в области профессиональной деятельности.

1.4. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное логически завершенное научное исследование, связанное с решением актуальных задач по осваиваемой профессиональной деятельности.

 

Порядок выполнения ВКР

3.1. Структурное подразделение формирует планы-графики для подготовки ВКР и задания на ВКР (форма плана-графика для подготовки ВКР и задания на ВКР приведена в Приложениях 1.4, 1.5).

3.2. С целью осуществления подготовки обучающихся к защите ВКР по решению структурного подразделения в установленные сроки может проводиться предварительная защита ВКР.

 

Требования к ВКР по программам бакалавриата

4.1. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) составляет по программам бакалавриата – 40-60 страниц.

4.2. Структура ВКР содержит следующие основные элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· обозначения и сокращения (при наличии);

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список используемых источников и литературы;

· приложения (при наличии).

4.3. Описание структурных элементов ВКР:

4.3.1. Титульный лист является первой страницей ВКР и оформляется в соответствии с документом «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».

4.3.2. Содержание – перечень основных частей ВКР.

4.3.3. В структурном элементе «Обозначения и сокращения» приводится перечень особых (не общепринятых) сокращений слов и наименований, использованных в ВКР.

4.3.4. Основная функция раздела «Введение» – дать общее представление о выпускной квалификационной работе и помочь понять читателю замысел проведенного исследования. Оно должно отражать основные характеристики работы в следующей последовательности:

· актуальность темы исследования;

· степень изученности темы исследования;

· объект и предмет исследования;

· цель и задачи исследования;

· методы исследования;

· теоретическая и (или) практическая значимость исследования;

· структура работы.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.

Степень изученности темы демонстрирует умения автора в обобщенной форме, с указанием фамилий исследователей представить основные теоретические и практические разработки при изучении рассматриваемой в ВКР проблематики. Данная часть введения должна быть представлена в краткой форме с целью обзора уже существующих теорий и подходов к проблеме исследования.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен ей.

Цель исследования – есть образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы.

Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования.

Обычно задачи формулируются в форме перечисления: разработать…, определить…, проанализировать…, выявить…, рассмотреть…, показать…, сформулировать рекомендации и т.п.

Последовательно решая поставленные задачи, выпускник планомерно продвигается к достижению цели.

Методы исследования во Введении представлены без подробного описания, путем перечисления. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования.

Теоретическая и (или) практическая значимость исследования отражает возможность применения результатов исследования на практике: приводятся результаты практического использования полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Практическое значение полученных результатов приводится во введении в сжатом виде. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому применению результатов исследования.

К результатам практического использования в области гуманитарных наук относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности или масштабам использования.

Практическое использование результатов может быть подтверждено их включением в различные программы, правила, прогнозы развития, нормативные документы, руководства, положения, инструкции, методики и т.д.

Структура работы включает в себя перечисление количества пунктов, из которых состоит работа, констатацию количества таблиц, рисунков в тексте работы, источников библиографического списка.

Текст «Введения» представляет собой сжатое изложение сути теоретического замысла работы и его воплощения, сделанный таким образом, чтобы кратко отражать содержание всей работы. Объем введения обычно составляет 3-5 страниц.

4.3.5. Основная часть выпускной квалификационной работы, как правило, состоит из двух глав. Главы ВКР подлежат разбивке на параграфы. Главы и параграфы работы должны быть примерно равновелики.

В основной части рассматривается теоретический аспект поставленной проблемы, излагается материал практического исследования. Данная часть работы должна включать обзор литературы по теме работы, обоснование авторской позиции по затронутым дискуссионным вопросам, анализ объекта и предмета исследования, характеристику методов исследования, изложение непосредственного хода исследования, анализ результатов исследования и их интерпретацию.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

4.3.6. В заключении подводятся итоги ВКР, указываются рекомендации, формулируются обобщенные выводы и предложения, перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение не должно дублировать содержание основной части ВКР.

4.3.7. Библиографический список должен включать изученную и использованную при выполнении ВКР литературу.

4.3.8. В приложения включаются разработанные и (или) использованные в процессе выполнения ВКР материалы, не внесенные в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), иллюстрации вспомогательного характера и т.д.

4.4. Предоставляемая на защиту ВКР должна быть переплетена (сброшюрована). ВКР и сопроводительные документы должны быть предоставлены в печатном и электронном виде на выпускающую кафедру и размещены в системе онлайн обучения Алтайского филиала РАНХиГС (курс «Государственная итоговая аттестация»).

4.5. Требования к оформлению ВКР приведены в документе «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».

4.6. Особенности написания ВКР по направлениям подготовки приводятся в Разделе 2.

 

Требования к ВКР по программам магистратуры

5.1. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) составляет по программам магистратуры – 70-90 страниц.

5.2. Структура ВКР содержит следующие основные элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· обозначения и сокращения (при наличии);

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список используемых источников и литературы;

· приложения (при наличии).

5.3. Описание структурных элементов ВКР:

5.3.1. Титульный лист является первой страницей ВКР и оформляется в соответствии с документом «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».

5.3.2. Содержание – перечень основных частей ВКР.

5.3.3. В структурном элементе «Обозначения и сокращения» приводится перечень особых (не общепринятых) сокращений слов и наименований, использованных в ВКР.

5.3.4. Введение включает в себя следующие основные элементы:

· актуальность темы исследования;

· степень изученности темы исследования;

· объект и предмет исследования;

· цель и задачи исследования;

· методология и методы исследования;

· научная новизна;

· теоретическая и (или) практическая значимость исследования;

· положения, выносимые на защиту;

· апробация и внедрение полученных результатов;

· структура работы.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.

Степень изученности темы демонстрирует умения автора в обобщенной форме, с указанием фамилий исследователей представить основные теоретические и практические разработки при изучении рассматриваемой в ВКР проблематики. Данная часть введения должна быть представлена в краткой форме с целью обзора уже существующих теорий и подходов к проблеме исследования.

Объектисследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предметисследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен ей.

Цель исследования есть образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы.

Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования.

Обычно задачи формулируются в форме перечисления: разработать…, определить…, проанализировать…, выявить…, рассмотреть…, показать…, сформулировать рекомендации и т.п.

Последовательно решая поставленные задачи, выпускник планомерно продвигается к достижению цели.

Методология и методы исследования во Введении представлены без подробного описания, путем перечисления. Выбор методологии и методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. Методология магистерской диссертации представляет собой описание методологической базы (теоретической основы и методологических принципов) будущего исследования.

Научная новизна – одно из главных требований к теме ВКР, поэтому желательно связывать ее с новыми перспективными направлениями исследований. Научная новизна исследования – это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы; методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых результатов. Новыми могут быть только те положения ВКР, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений. Необходимо учитывать, что ВКР не должна быть во всем абсолютно новой. Вполне достаточно наличие в работе элементов новизны. Такими элементами могут быть и новое понятие, примененное в работе, новый самостоятельно выполненный эксперимент и т.д.

Как правило, в магистерских диссертациях количество признаков научной новизны должно быть не менее двух. К ним относят:

· неизученный ранее объект исследования; в чем состоит новизна;

· применение ранее использовавшихся методов к новому объекту исследования;

· применение нового метода к ранее изученному объекту исследования;

· постановку уже изученных проблем или задач в новых условиях;

· новые следствия из ранее изученных фактов в новых условиях;

· новые или усовершенствованные методологии, методы решения, методики, средства.

Задача выпускника – опираясь на имеющиеся в открытом доступе авторитетные источники и публикации, раскрыть малоизученные аспекты темы, подчеркнуть нестандартный новаторский подход к их изучению, отыскать и рассказать что-то новое и ранее не описанное.

Теоретическая значимостьисследования заключается в:

· возможности использовать сегодняшние полезные выводы в завтрашних теоретических и практических достижениях;

· реализации теоретически верных результатов в практических экспериментах;

· постоянном прогрессе теоретических сторон отраслей, что приводит к последующему прогрессу практик;

· разносторонности взглядов, постоянно изменяющихся и рождающих новые гипотезы.

Практическая значимостьисследования отражает возможность применения результатов исследования на практике: приводятся результаты практического использования полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Практическое значение полученных результатов приводится во введении в сжатом виде. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому применению результатов исследования.

К результатам практического использования относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности или масштабам использования.

Практическое использование результатов может быть подтверждено их включением в различные программы, правила, прогнозы развития, нормативные документы, руководства, положения, инструкции, методики и т.д.

Положения, выносимые на защиту, непосредственно обусловлены целью, предметом, гипотезой, задачами и научной новизной исследования. Эта обусловленность должна иметь полное и аргументированное подтверждение в ВКР. В положениях аккумулируются ведущие авторские идеи. Положения, выносимые на защиту, должны быть сформулированы ясно, конкретно и отражать сущность полученных научных результатов. В формулировке положений, выносимых на защиту, должны содержаться отличительные признаки новых научных результатов, характеризующие вклад обучающегося в область науки, к которой относится тема ВКР. Они должны содержать не только краткое изложение сущности полученных результатов, но и сравнительную оценку их научной и практической значимости. В положениях, выносимых на защиту, должно быть представлено, наличие каких механизмов явлений или протекающих процессов, какая закономерность следует из результатов анализа или измерения каких-то параметров.

Положения есть более высокий системный уровень осмысления выводов ВКР. Однако выводы не должны оставаться на стадии констатации фактологического материала (например, коэффициент корреляции 0,95), а содержать результат интерпретации и анализа данных. В Заключении ВКР формулировка отличительных признаков новых научных результатов может быть представлена более подробно, чем в положениях, выносимых на защиту. В нем приводятся не только основные результаты, обладающие научной новизной, но и другие результаты (например, предложенные методики, созданные экспериментальные установки и другое).

Апробация основных результатов работы содержит сведения о конференциях, на которых были представлены предварительные результаты выпускной квалификационной работы, а также перечень публикаций по теме работы, в которых отражены основные положения ВКР.

Если полученные после исследования результаты находили применение в разных отраслях, это можно называть внедрением. Его подтверждают документально: для этого необходимо согласие организации, которая применяла результаты и достигла положительного эффекта (даже небольшого).

Структура работы включает в себя перечисление количества пунктов, из которых состоит работа, констатацию количества таблиц, рисунков в тексте работы, источников библиографического списка.

Текст «Введения» представляет собой сжатое изложение сути теоретического замысла работы и его воплощения, сделанный таким образом, чтобы кратко отражать содержание всей работы.

5.3.5. Основная часть в зависимости от направления подготовки содержит 2-3 главы и имеет свою специфику в содержательном наполнении (Раздел 2).

5.3.6. В заключении подводятся итоги ВКР, указываются рекомендации, формулируются обобщенные выводы и предложения, перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение не должно дублировать содержание основной части ВКР.

5.3.7. Библиографический список должен включать изученную и использованную при выполнении ВКР литературу.

5.3.8. В приложения включаются разработанные и (или) использованные в процессе выполнения ВКР материалы, не внесенные в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), иллюстрации вспомогательного характера и т.д.

5.4. Предоставляемая на защиту ВКР должна быть переплетена (сброшюрована). ВКР и сопроводительные документы должны быть предоставлены в печатном и электронном виде на выпускающую кафедру и размещены в системе онлайн обучения Алтайского филиала РАНХиГС (курс «Государственная итоговая аттестация»).

5.5. Требования к оформлению ВКР приведены в документе «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».

5.6. К защите допускается ВКР, по результатам которой опубликована минимум 1 научная статья или тезисы.

5.7. Особенности написания ВКР по направлениям подготовки приводятся в Разделе 2.

 

Защита ВКР

6.1 Защита ВКР включает в себя подготовку к процедуре защиты и непосредственно процедуру защиты ВКР на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

6.2 С целью осуществления выпускающей кафедрой контроля качества ВКР и подготовки обучающихся к защите выпускающая кафедра проводит заседания, или собирает комиссию, состоящую из представителей выпускающей кафедры, где обучающийся в присутствии руководителя ВКР проходит предварительную защиту ВКР. К предварительной защите обучающийся представляет полный непереплетенный (несброшюрованный) вариант ВКР. В обязанности членов кафедры (комиссии) входит:

· оценка степени готовности ВКР;

· рекомендации по устранению выявленных недостатков работы (при их наличии);

· рекомендация о допуске ВКР к защите;

6.3 Участие в дискуссии по рассматриваемой ВКР могут принимать все желающие лица, присутствующие на заседании выпускающей кафедры.

6.4 Результаты обсуждения ВКР: оценка степени готовности, рекомендации по устранению выявленных недостатков работы (при их наличии), рекомендация о допуске (не допуске) к официальной защите.

6.5 К защите ВКР допускаются обучающиеся, предоставившие сброшюрованную работу на выпускающую кафедру не менее чем за 10 календарных дней до защиты. Совместно с ВКР должны быть сданы следующие сопроводительные документы в бумажном и электроном виде: план-график, задание на ВКР, справка о результатах проверки на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» (Приложения 1.4, 1.5).

6.6 Справка о результатах проверки на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» формируется обучающимся самостоятельно и оформляется в соответствии с формой, утвержденной Положением о порядке проверки на объем заимствования текстов работ, выполняемых в РАНХиГС.

6.7 Не позднее, чем за 7 календарных дней до дня защиты ВКР на кафедру представляется письменный отзыв руководителя о работе обучающегося в период подготовки ВКР, а также письменная рецензия на ВКР (Приложения 1.1, 1.2).

6.8 Выпускник защищает ВКР в государственной экзаменационной комиссии, утверждаемой в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников Академии.

6.9 Для защиты ВКР обучающемуся необходимо подготовить доклад и согласовать его с руководителем. Наличие слайдовой презентации к докладу не является обязательным, ее оформление возможно по желанию выпускника.

6.10 На защите ВКР обучающемуся отводится 8-10 минут для выступления. В докладе должны быть коротко обозначены актуальность выбранной темы и основные выводы по теме ВКР, особое внимание нужно уделить предлагаемым в исследовании выводам и рекомендациям. Доклад может иллюстрироваться раздаточным материалом. Содержание доклада, ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку работы, они должны быть тщательно продуманы и лаконичны.

6.11 По окончании доклада члены комиссии могут задать выпускнику вопросы по теме защищаемой работы. В обсуждении работы может принять участие каждый присутствующий на защите. Затем оглашаются рецензия (рецензии) на ВКР и отзыв руководителя ВКР, и обучающемуся предоставляется заключительное слово, в котором он может ответить на указанные замечания. После заключительного слова процедура защиты ВКР считается оконченной.

6.12 Решение государственной экзаменационной комиссии принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав комиссии и участвующих в заседании. Результаты защиты выпускной квалификационной работы объявляются в день ее проведения.


 

Раздел 2. Особенности написания выпускной квалификационной работы по направлениям подготовки


Квалификация: бакалавр

Помимо основных компонентов Введение содержит также информационную базу исследования (источники информации, используемые в ВКР), которая формулируется после методов исследования.

Информационная база исследования включает источники информации, используемые в ВКР (нормативные правовые акты, данные государственной и ведомственной статистики, делопроизводственные документы, материалы социальных исследований, периодические издания и пр.).

Основная часть выпускной квалификационной работы состоит, как правило, из двух глав. Главы ВКР подлежат разбивке на параграфы.

Первая глава является теоретической, нормативно-правовой и (или) организационной основой ВКР. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, анализа нормативных правовых актов и иных документов излагается современная сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции автора. Первая глава состоит из параграфов, каждый из которых должен иметь содержательное название. Количество параграфов в главе определяется количеством рассматриваемых аспектов проблемы, важных для исследования. Теоретический обзор не должен сводиться к реферативному перечислению точек зрения на обсуждаемую проблему. Он должен представлять собой теоретический анализ проблемы.

Вторая глава носит аналитический характер и предполагает комплексный анализ предметной области исследования. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования на основе реальных данных конкретного социального субъекта. При этом автор не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и обусловившие их причины, намечает способы их устранения.

В ней следует представить:

– краткую характеристику исследуемой системы (региона, муниципального образования, предприятия, организации, учреждения), на материалах которой выполняется ВКР, по ключевым аспектам изучаемой проблемы;

– результаты комплексной оценки исследуемого-(ых) процесса-(ов), непосредственно имеющего-(их) отношение к теме исследования;

– комплексные выводы о состоянии, тенденциях и перспективах развития субъекта в рамках предметной области исследования, обобщение основных позитивных и негативных моментов и причин, их обусловивших.

Последний пункт второй главы является по своему характеру рекомендательным. В данном пункте второй главы приводится обоснование выводов и намечаются предложения по улучшению тех сторон деятельности субъекта, проблемные участки по которым были выявлены в первых пунктах второй главы.

Объемы глав и параграфов должны быть сбалансированы между собой. В конце каждой главы и каждого параграфа следует обобщить материал в соответствии с целями и задачами, сформулировать выводы и достигнутые результаты.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. В нем логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел автор в процессе написания выпускной квалификационной работы. Примерный объем заключения – 2-4 страницы.

Список используемых источников и литературы должен содержать не менее 30 наименований источников.

В приложения включаются связанные с выполнением ВКР материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.п.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. Приложения в работе оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу страницы надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера арабскими цифрами.

Характер приложения определяется обучающимся самостоятельно, исходя из содержания работы. Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения не включают в общую нумерацию страниц работы.

За все сведения, изложенные в ВКР, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет выпускник – автор ВКР.

 


 


Квалификация: магистр

 

Помимо основных компонентов Введение содержит также информационную базу исследования (источники информации, используемые в ВКР), которая формулируется после методологии и методов исследования.

Информационная база исследования включает источники информации, используемые ВКР (нормативные правовые акты, данные государственной и ведомственной статистики, делопроизводственные документы, материалы социальных исследований, периодические издания и пр.).

Основная часть выпускной квалификационной работы состоит, как правило, из трех глав. Главы ВКР подлежат разбивке на параграфы.

В основной части рассматривается теоретический аспект поставленной проблемы, излагается материал практического исследования. Данная часть работы должна включать обзор литературы по теме работы, обоснование авторской позиции по затронутым дискуссионным вопросам, анализ объекта и предмета исследования, характеристику методов исследования, изложение непосредственного хода исследования, анализ результатов исследования и их интерпретацию.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Содержание основной части работы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту работы или оформляют в виде приложений. Объемы глав и параграфов должны быть сбалансированы между собой.

Первая глава носит общетеоретический характер и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, анализа нормативных правовых актов и иных документов излагается современная сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции автора. Первая глава состоит из параграфов, каждый из которых должен иметь содержательное название. Количество параграфов в главе определяется количеством рассматриваемых аспектов проблемы, важных для исследования. Теоретический обзор не должен сводиться к реферативному перечислению точек зрения на обсуждаемую проблему. Он должен представлять собой теоретический анализ проблемы.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом автор не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и обусловившие их причины. Вторая глава предполагает комплексный анализ предметной области исследования на основе реальных данных конкретного исследуемого социального (социально-экономического) субъекта, социально-экономической системы (СЭС) или процесса.

В ней следует представить:

– краткую характеристику исследуемой системы (региона, муниципального образования, предприятия, организации, учреждения), на материалах которой выполняется ВКР, по ключевым аспектам изучаемой проблемы;

– результаты исследования существующей системы управления ресурсами или отношениями, выступающими в качестве предмета изучения. При этом анализ практики управления ресурсами или отношениями, определившими формулировку темы, предполагает изучение особенностей организации управления на исследуемом объекте, полноты и качества реализации важнейших управленческих функций, соблюдения важнейших принципов управления и т.п.;

– результаты комплексной оценки исследуемого-(ых) процесса-(ов), непосредственно имеющего-(их) отношение к теме исследования.

Содержание второй главы необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту работы или оформляют в виде приложений. Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены специальные анкетные и иные обследования и опросы специалистов.

Третья глава носит прикладной характер, она является по своему характеру рекомендательной. В ней следует представить комплексные выводы о состоянии, тенденциях и перспективах развития субъекта в рамках предметной области исследования, обобщение основных позитивных и негативных моментов и причин, их обусловивших. Помимо этого глава должна быть посвящена разработке предложений, рекомендаций и мероприятий по решению исследуемой проблемы, поиску способов устранения проблем, совершенствованию управления, укреплению положения социального (социально-экономического) субъекта, социально-экономической системы (СЭС), повышению ее рейтинга.

Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть экономически обоснованными и целесообразными и по возможности быть доведенными до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы в предыдущих главах, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Необходимо также показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности исследуемого объекта, определить эффективность внедрения этих мероприятий.

Объемы глав и параграфов должны быть сбалансированы между собой. В конце каждой главы и каждого параграфа следует обобщить материал в соответствии с целями и задачами, сформулировать выводы и достигнутые результаты.

При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, выводы должны быть нетривиальными; во-вторых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала; в-пятых, выводы должны быть краткими.

Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. В нем логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел автор в процессе написания выпускной квалификационной работы. Примерный объем заключения – 4-7 страниц.

Список используемых источников и литературы должен содержать не менее 40 наименований источников, а также как минимум 1 источник на иностранном языке.

В приложения включаются связанные с выполнением ВКР материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.п.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. Приложения в работе оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу страницы надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера арабскими цифрами.

Характер приложения определяется обучающимся самостоятельно, исходя из содержания работы. Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения не включают в общую нумерацию страниц работы.

За все сведения, изложенные в ВКР, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет выпускник – автор ВКР.


 

 


Квалификация: бакалавр

 

Помимо основных структурных компонентов ВКР во Введении обязательным элементом является гипотеза исследования, которая формулируется после задач ВКР.

Гипотеза исследования тесно связана с задачами ВКР и является необходимым ее атрибутом, так как собственное научное исследование выпускника в основном направлено на ее проверку. Результаты этой проверки должны быть достоверны и свидетельствовать об уровне решения задач, поставленных в работе. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение об ожидаемых результатах исследования. Она формулируется в предположительном контексте, должна быть четкой и конкретной по отношению к проблеме, рассматриваемой в ВКР. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) в эмпирическом исследовании с помощью определенных методов научной психологии. Доказательство гипотезы основывается на фактах, аргументах и логических выводах, для достоверности которых определяются критерии эмпирического (экспериментального) исследования и применяемых методов математической статистики, при которых возможно однозначно утверждать подтверждение (не подтверждение) гипотезы. В ВКР может быть сформулирована одна общая гипотеза для всей работы, либо одна – основная и несколько гипотез, «прилегающих» к ней.

Во Введении необходимо выделять методологию исследования, которая формулируется после гипотезы.

Методология исследования выделяется автором на основе проанализированного теоретического материала, который подробно описывается в рамках первой главы. Формируя методологию ВКР, за основу можно взять ту или иную психологическую парадигму (подход, теорию и методологию научной школы и др.), в рамках которой выпускник будет проводить свое исследование.

Более того, опираясь на определенные и избранные выпускником методологические основания будущей ВКР, формируется и эмпирический исследовательский инструментарий, адекватный цели работы, способный решить поставленные в ней задачи, проверить (подтвердить/не подтвердить) выдвинутые гипотезы.

Основная часть ВКР включает в себя две главы.

Первая глава представляет собой полный обзор литературных источников в той предметной области психологической науки и смежных областей других наук, связанных с тематикой исследования. Она должна иметь содержательное, проблемное название и обладать внутренней структурой подразделов, взаимосвязанных между собой логическими переходами. Первая глава должна состоять из параграфов, каждый из которых должен иметь содержательное название. Количество параграфов в первой главе определяется количеством рассматриваемых аспектов проблемы, важных для исследования. Однако следует избегать слишком мелкого дробления текста на фрагменты. Минимальный раздел, имеющий собственное название и вынесенный в Содержание, должен быть по объему не менее 5-7 страниц. При этом не должно складываться впечатление, что части первой главы не связаны друг с другом. Необходимо обращать особое внимание на структуру работы, содержательную связь частей и логические переходы между ними. Каждый параграф должен заканчиваться кратким резюме, подводящим итоги обзора с точки зрения их значения для достижения цели работы.

Обзор научной литературы в первой главе не должен сводиться к реферативному перечислению точек зрения на обсуждаемую проблему. Он должен представлять собой теоретический анализ проблемы. Обзор не может быть вторичным, т.е. построенным исключительно на воспроизведении других обзоров исследований в анализируемой области, сделанных ранее другими исследователями. Обычно в данной части работы краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других исследователей сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора.

Собранные в первой главе литературные материалы могут быть скомпонованы по разным принципам:

1. Хронологический принцип. Описание этапов исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Раскрытие «истории вопроса», прослеживание исторической преемственности в работах различных авторов, посвященных изучению одной или сходных проблем.

2. Тематический принцип. В водной части текста главы обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых изучались эти аспекты.

3. Логический принцип. Тогда структура текста может быть примерно такой:

· Феноменологическое описание, т.е. описание проявлений. Область проявлений, их частота, временные и другие качественные характеристики.

· Место изучаемого явления среди других явлений в данной предметной области, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

· Рассмотрение явления с опорой на избранный вами методологический (системный, целостный, средовой и т.д.) подход. Выделяемая структура явления.

· Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании.

· Закономерности, которым подчиняется явление.

· Прикладное, практическое использование явления (свойства или функции).

Особое внимание должно уделяться выстраиванию теоретического анализа вокруг одного из аспектов изучаемого феномена, относительно которого будет проводиться эмпирическое исследование.

В тексте работы следует избегать большого количества вводных слов и предложений, которые не несут в себе смысловой нагрузки. Итоговый текст должен быть отредактирован, обладать концептуальной строгостью, логической связностью подходов, объяснений и выводов, ясностью и краткостью изложения. Для сохранения строгости изложения рекомендуется избегать многозначности и двусмысленности высказываний, использования неоправданно длинных фраз, метафорических высказываний, повторов, иносказаний, публицистического и научно-популярного стиля, обыденной лексики. Предпочтительно не использовать синонимы и омонимы терминов, употребляемых в тексте в качестве основных.

Вторая глава представляет собой эмпирическую часть ВКР, включающую в себя программу эмпирического исследования и анализ полученных результатов, а также разработку на этой основе практических рекомендаций. Стандартная структура этой главы содержит следующие параграфы:

· Программа эмпирического исследования.

· Описание результатов.

· Практические рекомендации.

Далее подробно рассмотрим содержание данных разделов:

Квалификация: магистр

 

Во Введении актуальность темы исследования определяется значимостью выбранной проблемы на современном этапе развития психологической науки и практики. Актуальность исследуемой проблемы, как правило, имеет два аспекта. Один из них – социальный, другой – научный.

Социальный аспект актуальности может определяться значимостью развития данной проблемы в интересах общества, сообщества, социальных групп, отдельных индивидов, а также спецификой оказания психологической помощи и поддержки людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, эффективным выполнением профессиональной деятельности и др. Определение выпускником социальной актуальности темы для ВКР базируется, прежде всего, на методе наблюдения, выявляющем пробел в знаниях, имеющийся в данной области, в уровне развития психологической культуры личности и др. Будет полезным и анализ информации, содержащейся в СМИ, Интернете, запросах отдельных представителей населения в различного рода психологические и социальные службы, центры и др.

Научная актуальность базируется на результатах анализа психологических (и смежных с ними) источников, изучения целостного состояния степени изученности проблемы в отечественной и зарубежной психологии. Результаты ВКР могут подтвердить точку зрения одних авторов, не согласиться с другими или вообще выявить элементы нового знания, что, несомненно, прямо или косвенно способствует дальнейшему развитию современного психологического знания.

При формулировке актуальности следует обращаться не только к отдельным авторам, но анализировать труды многих ученых, занимающихся научными исследованиями в рамках темы ВКР. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание «издалека» нет необходимости. Достаточно на 1-2 страницах ВКР, чтобы показать главное – суть проблемной ситуации.

Во Введении автор формулирует гипотезы исследования, которые располагаются после выделенных задач.

Гипотезаисследования тесно связана с задачами ВКР и является необходимым ее атрибутом, так как собственное научное исследование выпускника, в основном, направлено на ее проверку. Результаты этой проверки должны быть достоверны и свидетельствовать об уровне решения задач, поставленных в работе. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение об ожидаемых результатах исследования. Она формулируется в предположительном контексте, должна быть четкой и конкретной по отношению к проблеме, рассматриваемой в ВКР. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) в эмпирическом исследовании с помощью определенных методов научной психологии. Доказательство гипотезы основывается на фактах, аргументах и логических выводах, для достоверности которых определяются критерии эмпирического (экспериментального) исследования и применяемых методов математической статистики, при которых возможно однозначно утверждать подтверждение (не подтверждение) гипотезы. В ВКР может быть сформулирована одна общая гипотеза для всей работы, либо одна – основная и несколько гипотез «прилегающих» к ней.

Во Введении после гипотез формулируется методология исследования, которая выделяется автором на основе проанализированного теоретического материала, который подробно описывается в рамках первой главы. Формируя методологию ВКР, за основу можно взять ту или иную психологическую парадигму (подход, теорию и методологию научной школы и др.), в рамках которой выпускник будет проводить свое исследование.

Более того, опираясь на определенные и избранные выпускником методологические основания будущей ВКР, формируется и эмпирический исследовательский инструментарий, адекватный цели работы, способный решить поставленные в ней задачи, проверить (подтвердить/не подтвердить) выдвинутые гипотезы.

Научная новизна – одно из главных требований к теме ВКР.

В магистерских диссертациях количество признаков научной новизны должно быть не менее двух. К ним относят:

· неизученный ранее объект исследования; в чем состоит новизна;

· применение ранее использовавшихся методов к новому объекту исследования;

· применение нового метода к ранее изученному объекту исследования;

· постановку уже изученных проблем или задач в новых условиях;

· новые следствия из ранее изученных фактов в новых условиях;

· новые или усовершенствованные методологии, методы решения, методики, средства.

Задача выпускника – опираясь на имеющиеся в открытом доступе авторитетные источники и публикации, раскрыть малоизученные аспекты темы, подчеркнуть нестандартный новаторский подход к их изучению, отыскать и рассказать что-то новое и ранее не описанное.

Необходимо выделить 2-3 пункта научной новизны.

Теоретическая значимость заключается в:

· возможности использовать сегодняшние полезные выводы в завтрашних теоретических и практических достижениях;

· реализации теоретически верных результатов в практических экспериментах;

· постоянном прогрессе теоретических сторон отраслей, что приводит к последующему прогрессу практик;

· разносторонности взглядов, постоянно изменяющихся и рождающих новые гипотезы.

Операционализация понятий

Операционализация понятия – это процедура сопоставления теоретических положений с эмпирическими данными, которая способствует целостному представлению об объекте, отображаемом с помощью базовых понятий. То есть, операционализация понятий представляет собой определение понятия через описание совокупности эмпирических индикаторов, которые будут исследованы с помощью выбранных автором методов.

Квалификация: бакалавр

 

Сформулированные во Введении объект и предмет ВКР как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Другими словами, между объектом и предметом исследования существуют отношения соподчинения сверху вниз, т.е. предмет уже объекта. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения исследуемого явления. В объекте выделяется та его конкретная часть, которая служит предметом исследования и преобразования.

В ВКР по экономическим специальностям объект определяется теми экономическими отношениями, явлениями или процессами, которые анализируются. В качестве объекта может выступать, например, финансовое состояние анализируемого предприятия. В свою очередь, предмет ВКР отражает планируемые к изучению конкретные свойства объекта или отношение объектов с другими объектами. Предмет обычно рассматривается в динамике или таким, каким он способен стать под влиянием исследователя (субъекта). Так, предметом работы могут быть тенденции, закономерности, взаимосвязи, зависимости, такие как динамика прибыли, цен, финансовые показатели и т.п.

Основная часть содержит две главы.

Первая глава является самостоятельным теоретическим исследованием обучающегося по выбранной проблематике. Она представляет собой обзор литературных источников в области экономики, финансов и кредита. Она должна иметь содержательное, проблемное название и обладать внутренней структурой подразделов, взаимосвязанных между собой логическими переходами. Первая глава должна состоят из параграфов, каждый из которых также должны иметь содержательное название. Количество параграфов в главе определяется количеством рассматриваемых аспектов проблемы, важных для исследования. Однако также следует избегать и слишком мелкого дробления текста на фрагменты. Минимальный раздел, имеющий собственное название и вынесенный в Содержание, должен быть по объему не менее 5-7 страниц. При этом не должно складываться впечатление, что части теоретического обзора не связаны друг с другом. Необходимо обращать особое внимание на структуру работы, содержательную связь частей и логические переходы между ними.

Теоретический обзор не должен сводиться к реферативному перечислению точек зрения на обсуждаемую проблему. Он должен представлять собой теоретический анализ проблемы. Обзор не может быть вторичным, т.е. построенным исключительно на воспроизведении других обзоров исследований в анализируемой области, сделанных ранее другими исследователями. Обычно в данной части работы краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других исследователей сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора.

Основными критериями оценки теоретического раздела являются:

1. Глубина обзора литературы, которая определяется тем, насколько в работе охвачено наиболее значимое и существенное, опубликованное по данной проблеме.

2. Полнота обзора литературы, которая оценивается по содержанию и структуре приведенного списка литературы (в нем должны быть представлены не только учебники, но и первоисточники – научные монографии и журнальные публикации последних лет).

3. Систематичность и логика изложения.

4. Грамотность и соответствие текста нормам русского литературного и профессионального языка.

5. Структурированность раздела.

6. Соответствие ссылок в тексте источникам в списке литературы.

Вторая глава предполагает комплексный анализ предметной области исследования на основе реальных данных конкретного хозяйствующего субъекта. В ней следует представить:

· краткую организационно-экономическую характеристику хозяйствующего субъекта, на материалах которого выполняется ВКР;

· выявить недостатки организации финансовых отношений хозяйствующего субъекта.

При этом обучающийся не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и предопределяющие их факторы, намечает способы их устранения.

Последний пункт второй главы является по своему характеру рекомендательным или проектным. В данном пункте второй главы приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены в первых пунктах второй главы.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести хозяйствующим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

 


 


Квалификация: магистр

 

Формулировка объекта и предмета работы во Введении имеет свои особенности. В ВКР по экономическим специальностям объект исследования определяется теми экономическими отношениями, явлениями или процессами, которые анализируются. В качестве объекта может выступать, например, финансовое состояние анализируемого предприятия. В свою очередь, предмет отражает планируемые к изучению конкретные свойства объекта или отношение объектов с другими объектами. Предмет обычно рассматривается в динамике или таким, каким он способен стать под влиянием исследователя (субъекта). Так, предметом работы могут быть тенденции, закономерности, взаимосвязи, зависимости, такие как динамика прибыли, цен, финансовые показатели и т.п.

Например, в работе на тему «Развитие негосударственного пенсионного обеспечения граждан РФ» (на материалах АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд) объектом исследования является деятельность АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд в сфере реализации пенсионных программ, а предметом исследования – закономерности, факторы, в том числе социально-экономические, финансовые отношения, определяющие эффективность деятельности АО НПФ ВТБ Пенсионный Фонд в сфере реализации пенсионных программ.

Во Введении помимо основных элементов содержится информационная база исследования (источники информации, используемые в ВКР (нормативные правовые акты, данные государственной и ведомственной статистики, периодические издания и пр.), которая располагается после методов исследования.

Основная часть содержит три главы.

Первая глава является самостоятельным теоретическим исследованием обучающегося по выбранной проблематике. Она представляет собой обзор литературных источников в области экономики, финансов и кредита. Она должна иметь содержательное, проблемное название и обладать внутренней структурой подразделов, взаимосвязанных между собой логическими переходами. Теоретическая часть состоит из одной главы, которая, в свою очередь, должна состоят из параграфов, каждый из которых также должны иметь содержательное название. Количество параграфов в теоретической главе определяется количеством рассматриваемых аспектов проблемы, важных для исследования. Однако также следует избегать и слишком мелкого дробления текста на фрагменты. Минимальный раздел, имеющий собственное название и вынесенный в Содержание, должен быть по объему не менее 5-7 страниц. При этом не должно складываться впечатление, что части теоретического обзора не связаны друг с другом. Необходимо обращать особое внимание на структуру работы, содержательную связь частей и логические переходы между ними.

Теоретический обзор не должен сводиться к реферативному перечислению точек зрения на обсуждаемую проблему. Он должен представлять собой теоретический анализ проблемы. Обзор не может быть вторичным, т.е. построенным исключительно на воспроизведении других обзоров исследований в анализируемой области, сделанных ранее другими исследователями. Обычно в данной части работы краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других исследователей сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются «белые пятна», противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора.

Вторая глава предполагает комплексный анализ предметной области исследования на основе реальных данных конкретного хозяйствующего субъекта. В ней следует представить:

· краткую характеристику исследуемой системы (региона, муниципального образования, предприятия, организации, учреждения), на материалах которой выполняется выпускная работа, и отраслевых особенностей ее функционирования; динамику развития отрасли и место рассматриваемой системы на фоне аналогичных субъектов и средних показателей (по отрасли, по региону);

· результаты исследования существующей системы управления ресурсами или отношениями, выступающими в качестве предмета изучения. При этом анализ практики управления ресурсами, определившими формулировку темы, предполагает изучение особенностей организации управления на исследуемом объекте, полноты и качества реализации важнейших управленческих функций, соблюдения важнейших принципов управления и т.п.;

· результаты комплексной оценки исследуемого-(ых) процесса-(ов) в системе, непосредственно имеющего-(их) отношение к теме исследования;

· комплексные выводы о состоянии, тенденциях и перспективах развития в рамках предметной области исследования, обобщение основных позитивных и негативных моментов и причин, их обусловивших.

Третья глава носит прикладной характер. Он должен быть посвящен разработке предложений, рекомендаций и мероприятий по решению исследуемой проблемы, совершенствованию управления, повышению эффективности используемых ресурсов, укреплению положения объекта наблюдения.

Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть экономически обоснованными и целесообразными, и по возможности быть доведенными до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы в предыдущих главах, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести хозяйствующим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.



Квалификация: бакалавр

Особое внимание при написании Введения следует обратить на определение объекта и предмета ВКР. В выпускных квалификационных работах государственно-правового и уголовно-правового профиля объект определяется теми общественными отношениями, которые анализируются в работе. Например, в качестве объекта исследования могут выступать общественные отношения в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В свою очередь, предмет более узкая область объекта исследования, он может касаться определенных свойств, характеристик и качеств объекта. Так, при обозначенном объекте предметом исследования могут быть права и свободы человека и гражданина в какой-то конкретной области, в какой-то период времени и т.д.

Цель выпускной квалификационной работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении закономерностей между правовыми явлениями. Например, целью исследования по теме «Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность» является анализ юридической природы и содержания конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.

Обязательным элементом введения является указание на используемые методы исследования, служащие инструментом достижения поставленной в работе цели. Общепринятая классификация методов исследования по уровню их применения предусматривает наличие теоретических, либо эмпирических методов. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и идеализация. К эмпирическим методам относятся способы выявления и обобщения фактов, а также такие методы как: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Основная часть ВКР определяется содержанием задания на ее выполнение. Основная часть бакалаврской работы по направлению подготовки «Юриспруденция» состоит, как правило, из двух глав, должна носить не только теоретический, но и практический характер, содержать анализ правоприменительной, в том числе судебной, практики по рассматриваемым вопросам. Обязательно наличие логической связи между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Содержание глав зависит от вида рассматриваемой проблемы. В данном случае все темы, рекомендуемые для написания выпускных квалификационных работ по направлению Юриспруденция следует разделить на две большие группы. Первую группу тем, составляют темы, предусматривающие раскрытие комплексных правовых институтов, например, «Конституционные обязанности граждан Российской Федерации». Вторая группа – темы, предполагающие рассмотрение конкретной нормы права, например, «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ)».

Для тем первой группы, как правило, первая глава носит теоретико-правовой характер, обусловленный необходимостью проанализировать основные литературные и нормативные источники по проблеме исследования. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается современная сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их первоначальная оценка. Для иллюстрации особо сложных вопросов при необходимости может использоваться судебная практика. В заключение данной главы обучающимся избирается точка зрения того автора, которая, на его взгляд, более полно соответствует современному уровню общественных отношений и которая позволит эффективно разрешать возникающие на практике вопросы. Вторая глава темы, предусматривающей исследование правового института, носит прикладной характер. В ней дается анализ судебной практики изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом обучающийся не ограничивается констатацией фактов, описанием судебных решений, а использует выдержки из них в качестве аргументации логически произведенных обучаемым выводов анализа теоретических источников.

В выпускных квалификационных работах связанных с исследованием конкретной правовой нормы (вторая группа тем) структура работа должна включать все элементы нормы. Например, в рассматриваемой нами теме «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ)» первая глава должна включать исследование объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вторая глава – субъективных признаков, рассматриваемого состава преступления. Внутреннее содержание данных глав должно строиться однотипно. Сначала рассматривается нормативное закрепление элемента состава преступления, затем изучаются мнения ученых характеризующих данный элемент, далее анализируется судебная практика применения рассматриваемой нормы, в заключение приводится личное мнение обучающегося по заявленной проблеме с учетом всего вышеизложенного. 

Каждый параграф работы следует заканчивать собственным выводом по существу изложенного материала.

Все рекомендации, выводы, предложения сделанные в основной части исследования обобщаются и структурируются в заключении выпускной квалификационной работы.

Библиографический список к работе включает: а) исследованные нормативные правовые акты, размещенные в порядке убывания юридической силы; б) литературу по теме, представленную, как правило, научными статьями и монографиями, не менее половины из которых опубликованы в течение последних 3 лет; в) правоприменительную практику (определения, постановления, решения и проч.).

 


 


Квалификация: магистр

В выпускных квалификационных работах по направлению «Юриспруденция» объект определяется теми общественными отношениями, которые анализируются в работе. Так в качестве объекта исследования могут выступать общественные отношения, возникающие по поводу реализации и охраны интересов прав граждан. В свою очередь, предмет более узкая область объекта исследования, он может касаться определенных свойств, характеристик и качеств объекта. Так, при обозначенном объекте предметом исследования могут быть права и свободы человека и гражданина в какой-то конкретной области, в какой-то период времени и т.д.

Цель выпускной квалификационной работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и в нахождении закономерностей между правовыми явлениями.

Задачи выпускной квалификационной работы определяются, исходя из ее цели. Задачи должны соответствовать плану выпускной квалификационной работы.

Во введении после задач формулируются теоретическая, методологическая и эмпирическая основы исследования.

Методологическая основа исследования включает в себя методы исследования, служащие инструментом достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. По уровню проникновения в сущность проблемы выделяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам относятся способы выявления и обобщения фактов, а также такие методы как: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и идеализация. По функциям выделяют методы диагностики, объяснения, преобразования, коррекции, статистической обработки материала и др. Кроме того, можно использовать сугубо юридические методы исследования, включая метод сравнительного правоведения, историко-правовой метод, метод юридической казуистики (анализа судебных дел) и формально-юридический метод (анализ текста нормативных актов) др. Из всего разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект исследования. Во введении необходимо указывать только те методы, которые действительно были использованы при подготовке магистерской диссертации.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов, на базе которых строятся умозаключения исследователя.

Эмпирическую основы диссертационного исследования составляют, в частности, судебная практика по вопросам, входящим в структуру работы (материалы Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, а также решений Европейского суда по правам человека), иная правоприменительная практика, статистические данные, результаты проведенных магистрантом самостоятельных исследований мнений респондентов, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме.

Основная часть ВКР магистранта определяет умение обучаемого качественно, всесторонне, убедительно и без механических повторений известных положений раскрыть основные проблемы исследуемой темы; четко обобщать материал судебной практики, способность доказательно и кратко излагать свою позицию по любому изученному вопросу. Здесь подробно излагаются ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части магистерской диссертации являются ее научно-исследовательский характер, наличие зарубежного опыта регулирования исследуемых общественных отношений, доказа­тельность и последовательность изложения материала.

Рекомендуется делить основную часть магистерской диссертации на три главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2–3 параграфа.

Как правило, первая глава носит общетеоретический характер и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается современная сущность исследуемой проблемы (понятийный аппарат, принципы или назначение), рассматриваются различные подходы к их решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции обучающегося, необходимые для дальнейшего исследования. В первой главе также необходимо рассмотреть особенности правового регулирования в исследуемой сфере, международные стандарты и зарубежное законодательство. Для обоснования проблемы или подтверждения собственной позиции целесообразно использовать судебную практику.

Вторая и третья главы носят научно-исследовательский характер. В них дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом обучающийся не ограничивается констатацией фактов, описанием действующего законодательства, а по возможности вскрывает проблемы правового регулирования. Необходимо постараться выявить пробелы и противоречия в правотворчестве, а также обусловившие их причины. Простой констатацией существующих проблем правового обеспечения ограничиться нельзя. Необходимо предлагать конкретные меры по совершенствованию законодательства или юридической практики в исследуемой сфере.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы по существу изложенного материала. При формулировании выводов необходимо делать теоретические обобщения (например, дать собственное определение проанализированного юридического понятия; обозначить проблему и пути ее решения т.д.). Выводы должны касаться проблем, выявленных при анализе законодательства, судебной и иной правоприменительной практики. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.). Рекомендации, предложенные в конце каждого параграфа или главы, должны носить конкретный характер, т.е. должны быть доведены до уровня разработки конкретных форм документов, формулировок по принятию или изменению нормативных правовых актов.

 

 


 


Приложение 1.1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Алтайский филиал

 

Направление подготовки:

Образовательная программа:

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

обучающегося _________курса ________________ формы обучения 

                                                                                                                            __________________

(ФИО обучающегося)

 

 

Рецензент:_________________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученая степень, ученое звание)

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   ВЫВОДЫ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендуемая оценка выпускной квалификационной работы:_______________________

 

 

«____»____________ 20__г.                                                                 ___________________                                                                                                                                                                                                  (подпись рецензента)

 

                            


 


Приложение 1.2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Алтайский филиал

 

Направление подготовки:

Образовательная программа:

 

ОТЗЫВ

о работе обучающегося в период подготовки

выпускной квалификационной работы

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

обучающегося _________курса ________________ формы обучения 

                                                                                                                            __________________

(ФИО обучающегося)

 

Руководитель ВКР: _________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученая степень, ученое звание)

 

СОДЕРЖАНИЕ ОТЗЫВА

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОДЫ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

«____»____________ 20__г.                                                                     ___________________                                                                                                                                                                                             (подпись руководителя ВКР)


 


Приложение 1.3

 

Заведующему кафедрой _______________

____________________________________

____________________________________

          фамилия, имя, отчество

обучающегося __курса, _______группы _________________формы обучения

направление подготовки _____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

фамилия, имя, отчество

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу разрешить выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) по следующей теме: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Обоснование целесообразности разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности самостоятельной (авторской) темы (если тема, не включена в перечень тем) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Прошу назначить руководителем ВКР* _________________________________

 

Прошу назначить консультантом ВКР *__________________________________

 

 

 

 

«___»__________20__г.                                             ________________/________________                                                                                                                         (подпись обучающегося)                    (ФИО) 

                                                                                                                             

 

 

* Указывается по желанию обучающегося.

Приложение 1.4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Алтайский филиал

 

Направление подготовки: ____________________________________________________________

Образовательная программа: _________________________________________________________

                                                                              

         

 

ПЛАН-ГРАФИК

подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Обучающегося _________курса ________________ формы обучения 

                                                                                                                            _____________

(ФИО обучающегося полностью)

Выполняемые работы (этапы выполнения) Срок выполнения (с__по__) Отметка о выполнении (подпись руководителя ВКР)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

______________/                                             (подпись) _______________________________ (Фамилия И.О., должность, ученая                                   степень, ученое звание)  

План-график

составлен руководителем ВКР

 

 

С планом-графиком ознакомлен

 _________________________                                          «___»______________20__г.

 

         (подпись обучающегося)

 

 


 


Приложение 1.5

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Алтайский филиал

 

Направление подготовки:

Образовательная программа:

 

 

УТВЕРЖДАЮ

заведующий выпускающей кафедрой

________ И.О. Фамилия

(подпись)                

 «___»___________   20__ г.

          (дата)

 

 

ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу

 

Обучающегося _____ группы _______ формы обучения ___________________________

                                                                                              (ФИО обучающегося)

1. Тема выпускной квалификационной работы: 

2. Цель исследования:

3. Задачи исследования:

 

4. Ожидаемый результат:

 

5. Руководитель / Консультант по работе (назначается при необходимости):

__________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, ученая степень, звание)

6. Срок сдачи законченной выпускной квалификационной работы

«____»____________ 20 ___ г.

7. Задание составил:

__________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, ученая степень, звание)

______________________

(подпись руководителя)

«____»____________ 20__ г.

 

8. Задание принял к исполнению:

______________________

(подпись обучающегося)

«____»____________ 20 __ г.

 

Алтайский филиал

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

                      И.А. Панарин

«_____» ________________ 20____ г.

Одобрено на заседании ученого совета

протокол от ______________ № _____

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению и защите выпускной квалификационной работы

по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры в Алтайском филиале РАНХиГС

 

Барнаул 2018 г.


 


Содержание

Раздел 1. Общие методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы 3
Раздел 2. Особенности написания выпускной квалификационной работы по направлениям подготовки 11
2.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация: бакалавр 11
2.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация: магистр 13
3.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки: 37.03.01 «Психология», квалификация: бакалавр 15
3.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки: 37.04.01 «Психология», квалификация: магистр 19
4.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», квалификация: бакалавр 25
4.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит», квалификация: магистр 27
5.1 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», квалификация: бакалавр 29
5.2 Особенности написания ВКР по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», квалификация: магистр 31
Приложения 33

 

 


Раздел 1. Общие методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы


Вид ВКР

1.1.  ВКР представляет собой выполненную обучающимся работу, демонстрирующую уровень подготовленности обучающегося к самостоятельной профессиональной деятельности.

1.2.  ВКР выполняется:

· по программам бакалавриата – в виде бакалаврской работы;

· по программам магистратуры – в виде магистерской диссертации.

1.3. Бакалаврская работа представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, в котором анализируется одна из теоретических и/или практических проблем в области профессиональной деятельности.

1.4. Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное логически завершенное научное исследование, связанное с решением актуальных задач по осваиваемой профессиональной деятельности.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 238.