2.1. Утвержденный перечень тем ВКР, предлагаемых обучающимся (далее - перечень тем), доводится до их сведения не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации путем размещения в электронной информационно-образовательной среде Алтайского филиала РАНХиГС. Темы ВКР, как правило, должны соответствовать направленности (профилю) образовательной программы. Допускается выполнение ВКР на темы, имеющие междисциплинарный характер, представляющие собой исследование проблематики профильной и иной (смежной) направленности.
2.2. При формировании перечня тем могут учитываться предложения организаций-работодателей, оформленные на официальном бланке организации-работодателя и содержащие обоснование целесообразности подготовки предлагаемых тем ВКР по соответствующим образовательным программам.
2.3. При возможности совместного выполнения ВКР в перечне тем указывается информация о возможности совместного выполнения ВКР по конкретной(ым) теме(ам). В перечне тем могут указываться планируемые руководители и при необходимости консультанты ВКР.
2.4. Обучающиеся имеют право выбора темы ВКР из перечня тем, а также могут предложить свою тему ВКР в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности, установленных образовательной программой.
2.5. Для выбора темы ВКР обучающийся подает заявление на кафедру (форма заявления приведена в Приложении 1.3).
Порядок выполнения ВКР
3.1. Структурное подразделение формирует планы-графики для подготовки ВКР и задания на ВКР (форма плана-графика для подготовки ВКР и задания на ВКР приведена в Приложениях 1.4, 1.5).
3.2. С целью осуществления подготовки обучающихся к защите ВКР по решению структурного подразделения в установленные сроки может проводиться предварительная защита ВКР.
Требования к ВКР по программам бакалавриата
4.1. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) составляет по программам бакалавриата – 40-60 страниц.
4.2. Структура ВКР содержит следующие основные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· обозначения и сокращения (при наличии);
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список используемых источников и литературы;
· приложения (при наличии).
4.3. Описание структурных элементов ВКР:
4.3.1. Титульный лист является первой страницей ВКР и оформляется в соответствии с документом «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».
4.3.2. Содержание – перечень основных частей ВКР.
4.3.3. В структурном элементе «Обозначения и сокращения» приводится перечень особых (не общепринятых) сокращений слов и наименований, использованных в ВКР.
4.3.4. Основная функция раздела «Введение» – дать общее представление о выпускной квалификационной работе и помочь понять читателю замысел проведенного исследования. Оно должно отражать основные характеристики работы в следующей последовательности:
· актуальность темы исследования;
· степень изученности темы исследования;
· объект и предмет исследования;
· цель и задачи исследования;
· методы исследования;
· теоретическая и (или) практическая значимость исследования;
· структура работы.
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.
Степень изученности темы демонстрирует умения автора в обобщенной форме, с указанием фамилий исследователей представить основные теоретические и практические разработки при изучении рассматриваемой в ВКР проблематики. Данная часть введения должна быть представлена в краткой форме с целью обзора уже существующих теорий и подходов к проблеме исследования.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен ей.
Цель исследования – есть образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы.
Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования.
Обычно задачи формулируются в форме перечисления: разработать…, определить…, проанализировать…, выявить…, рассмотреть…, показать…, сформулировать рекомендации и т.п.
Последовательно решая поставленные задачи, выпускник планомерно продвигается к достижению цели.
Методы исследования во Введении представлены без подробного описания, путем перечисления. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования.
Теоретическая и (или) практическая значимость исследования отражает возможность применения результатов исследования на практике: приводятся результаты практического использования полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Практическое значение полученных результатов приводится во введении в сжатом виде. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому применению результатов исследования.
К результатам практического использования в области гуманитарных наук относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности или масштабам использования.
Практическое использование результатов может быть подтверждено их включением в различные программы, правила, прогнозы развития, нормативные документы, руководства, положения, инструкции, методики и т.д.
Структура работы включает в себя перечисление количества пунктов, из которых состоит работа, констатацию количества таблиц, рисунков в тексте работы, источников библиографического списка.
Текст «Введения» представляет собой сжатое изложение сути теоретического замысла работы и его воплощения, сделанный таким образом, чтобы кратко отражать содержание всей работы. Объем введения обычно составляет 3-5 страниц.
4.3.5. Основная часть выпускной квалификационной работы, как правило, состоит из двух глав. Главы ВКР подлежат разбивке на параграфы. Главы и параграфы работы должны быть примерно равновелики.
В основной части рассматривается теоретический аспект поставленной проблемы, излагается материал практического исследования. Данная часть работы должна включать обзор литературы по теме работы, обоснование авторской позиции по затронутым дискуссионным вопросам, анализ объекта и предмета исследования, характеристику методов исследования, изложение непосредственного хода исследования, анализ результатов исследования и их интерпретацию.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.
4.3.6. В заключении подводятся итоги ВКР, указываются рекомендации, формулируются обобщенные выводы и предложения, перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение не должно дублировать содержание основной части ВКР.
4.3.7. Библиографический список должен включать изученную и использованную при выполнении ВКР литературу.
4.3.8. В приложения включаются разработанные и (или) использованные в процессе выполнения ВКР материалы, не внесенные в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), иллюстрации вспомогательного характера и т.д.
4.4. Предоставляемая на защиту ВКР должна быть переплетена (сброшюрована). ВКР и сопроводительные документы должны быть предоставлены в печатном и электронном виде на выпускающую кафедру и размещены в системе онлайн обучения Алтайского филиала РАНХиГС (курс «Государственная итоговая аттестация»).
4.5. Требования к оформлению ВКР приведены в документе «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».
4.6. Особенности написания ВКР по направлениям подготовки приводятся в Разделе 2.
Требования к ВКР по программам магистратуры
5.1. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) составляет по программам магистратуры – 70-90 страниц.
5.2. Структура ВКР содержит следующие основные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· обозначения и сокращения (при наличии);
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список используемых источников и литературы;
· приложения (при наличии).
5.3. Описание структурных элементов ВКР:
5.3.1. Титульный лист является первой страницей ВКР и оформляется в соответствии с документом «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».
5.3.2. Содержание – перечень основных частей ВКР.
5.3.3. В структурном элементе «Обозначения и сокращения» приводится перечень особых (не общепринятых) сокращений слов и наименований, использованных в ВКР.
5.3.4. Введение включает в себя следующие основные элементы:
· актуальность темы исследования;
· степень изученности темы исследования;
· объект и предмет исследования;
· цель и задачи исследования;
· методология и методы исследования;
· научная новизна;
· теоретическая и (или) практическая значимость исследования;
· положения, выносимые на защиту;
· апробация и внедрение полученных результатов;
· структура работы.
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.
Степень изученности темы демонстрирует умения автора в обобщенной форме, с указанием фамилий исследователей представить основные теоретические и практические разработки при изучении рассматриваемой в ВКР проблематики. Данная часть введения должна быть представлена в краткой форме с целью обзора уже существующих теорий и подходов к проблеме исследования.
Объектисследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предметисследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен ей.
Цель исследования – есть образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы.
Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования.
Обычно задачи формулируются в форме перечисления: разработать…, определить…, проанализировать…, выявить…, рассмотреть…, показать…, сформулировать рекомендации и т.п.
Последовательно решая поставленные задачи, выпускник планомерно продвигается к достижению цели.
Методология и методы исследования во Введении представлены без подробного описания, путем перечисления. Выбор методологии и методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. Методология магистерской диссертации представляет собой описание методологической базы (теоретической основы и методологических принципов) будущего исследования.
Научная новизна – одно из главных требований к теме ВКР, поэтому желательно связывать ее с новыми перспективными направлениями исследований. Научная новизна исследования – это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. Для большого количества наук научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы; методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых результатов. Новыми могут быть только те положения ВКР, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений. Необходимо учитывать, что ВКР не должна быть во всем абсолютно новой. Вполне достаточно наличие в работе элементов новизны. Такими элементами могут быть и новое понятие, примененное в работе, новый самостоятельно выполненный эксперимент и т.д.
Как правило, в магистерских диссертациях количество признаков научной новизны должно быть не менее двух. К ним относят:
· неизученный ранее объект исследования; в чем состоит новизна;
· применение ранее использовавшихся методов к новому объекту исследования;
· применение нового метода к ранее изученному объекту исследования;
· постановку уже изученных проблем или задач в новых условиях;
· новые следствия из ранее изученных фактов в новых условиях;
· новые или усовершенствованные методологии, методы решения, методики, средства.
Задача выпускника – опираясь на имеющиеся в открытом доступе авторитетные источники и публикации, раскрыть малоизученные аспекты темы, подчеркнуть нестандартный новаторский подход к их изучению, отыскать и рассказать что-то новое и ранее не описанное.
Теоретическая значимостьисследования заключается в:
· возможности использовать сегодняшние полезные выводы в завтрашних теоретических и практических достижениях;
· реализации теоретически верных результатов в практических экспериментах;
· постоянном прогрессе теоретических сторон отраслей, что приводит к последующему прогрессу практик;
· разносторонности взглядов, постоянно изменяющихся и рождающих новые гипотезы.
Практическая значимостьисследования отражает возможность применения результатов исследования на практике: приводятся результаты практического использования полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Практическое значение полученных результатов приводится во введении в сжатом виде. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому применению результатов исследования.
К результатам практического использования относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности или масштабам использования.
Практическое использование результатов может быть подтверждено их включением в различные программы, правила, прогнозы развития, нормативные документы, руководства, положения, инструкции, методики и т.д.
Положения, выносимые на защиту, непосредственно обусловлены целью, предметом, гипотезой, задачами и научной новизной исследования. Эта обусловленность должна иметь полное и аргументированное подтверждение в ВКР. В положениях аккумулируются ведущие авторские идеи. Положения, выносимые на защиту, должны быть сформулированы ясно, конкретно и отражать сущность полученных научных результатов. В формулировке положений, выносимых на защиту, должны содержаться отличительные признаки новых научных результатов, характеризующие вклад обучающегося в область науки, к которой относится тема ВКР. Они должны содержать не только краткое изложение сущности полученных результатов, но и сравнительную оценку их научной и практической значимости. В положениях, выносимых на защиту, должно быть представлено, наличие каких механизмов явлений или протекающих процессов, какая закономерность следует из результатов анализа или измерения каких-то параметров.
Положения есть более высокий системный уровень осмысления выводов ВКР. Однако выводы не должны оставаться на стадии констатации фактологического материала (например, коэффициент корреляции 0,95), а содержать результат интерпретации и анализа данных. В Заключении ВКР формулировка отличительных признаков новых научных результатов может быть представлена более подробно, чем в положениях, выносимых на защиту. В нем приводятся не только основные результаты, обладающие научной новизной, но и другие результаты (например, предложенные методики, созданные экспериментальные установки и другое).
Апробация основных результатов работы содержит сведения о конференциях, на которых были представлены предварительные результаты выпускной квалификационной работы, а также перечень публикаций по теме работы, в которых отражены основные положения ВКР.
Если полученные после исследования результаты находили применение в разных отраслях, это можно называть внедрением. Его подтверждают документально: для этого необходимо согласие организации, которая применяла результаты и достигла положительного эффекта (даже небольшого).
Структура работы включает в себя перечисление количества пунктов, из которых состоит работа, констатацию количества таблиц, рисунков в тексте работы, источников библиографического списка.
Текст «Введения» представляет собой сжатое изложение сути теоретического замысла работы и его воплощения, сделанный таким образом, чтобы кратко отражать содержание всей работы.
5.3.5. Основная часть в зависимости от направления подготовки содержит 2-3 главы и имеет свою специфику в содержательном наполнении (Раздел 2).
5.3.6. В заключении подводятся итоги ВКР, указываются рекомендации, формулируются обобщенные выводы и предложения, перспективы дальнейшей разработки темы. Заключение не должно дублировать содержание основной части ВКР.
5.3.7. Библиографический список должен включать изученную и использованную при выполнении ВКР литературу.
5.3.8. В приложения включаются разработанные и (или) использованные в процессе выполнения ВКР материалы, не внесенные в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), иллюстрации вспомогательного характера и т.д.
5.4. Предоставляемая на защиту ВКР должна быть переплетена (сброшюрована). ВКР и сопроводительные документы должны быть предоставлены в печатном и электронном виде на выпускающую кафедру и размещены в системе онлайн обучения Алтайского филиала РАНХиГС (курс «Государственная итоговая аттестация»).
5.5. Требования к оформлению ВКР приведены в документе «Общие требования и рекомендации по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ».
5.6. К защите допускается ВКР, по результатам которой опубликована минимум 1 научная статья или тезисы.
5.7. Особенности написания ВКР по направлениям подготовки приводятся в Разделе 2.
Защита ВКР
6.1 Защита ВКР включает в себя подготовку к процедуре защиты и непосредственно процедуру защиты ВКР на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
6.2 С целью осуществления выпускающей кафедрой контроля качества ВКР и подготовки обучающихся к защите выпускающая кафедра проводит заседания, или собирает комиссию, состоящую из представителей выпускающей кафедры, где обучающийся в присутствии руководителя ВКР проходит предварительную защиту ВКР. К предварительной защите обучающийся представляет полный непереплетенный (несброшюрованный) вариант ВКР. В обязанности членов кафедры (комиссии) входит:
· оценка степени готовности ВКР;
· рекомендации по устранению выявленных недостатков работы (при их наличии);
· рекомендация о допуске ВКР к защите;
6.3 Участие в дискуссии по рассматриваемой ВКР могут принимать все желающие лица, присутствующие на заседании выпускающей кафедры.
6.4 Результаты обсуждения ВКР: оценка степени готовности, рекомендации по устранению выявленных недостатков работы (при их наличии), рекомендация о допуске (не допуске) к официальной защите.
6.5 К защите ВКР допускаются обучающиеся, предоставившие сброшюрованную работу на выпускающую кафедру не менее чем за 10 календарных дней до защиты. Совместно с ВКР должны быть сданы следующие сопроводительные документы в бумажном и электроном виде: план-график, задание на ВКР, справка о результатах проверки на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» (Приложения 1.4, 1.5).
6.6 Справка о результатах проверки на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» формируется обучающимся самостоятельно и оформляется в соответствии с формой, утвержденной Положением о порядке проверки на объем заимствования текстов работ, выполняемых в РАНХиГС.
6.7 Не позднее, чем за 7 календарных дней до дня защиты ВКР на кафедру представляется письменный отзыв руководителя о работе обучающегося в период подготовки ВКР, а также письменная рецензия на ВКР (Приложения 1.1, 1.2).
6.8 Выпускник защищает ВКР в государственной экзаменационной комиссии, утверждаемой в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников Академии.
6.9 Для защиты ВКР обучающемуся необходимо подготовить доклад и согласовать его с руководителем. Наличие слайдовой презентации к докладу не является обязательным, ее оформление возможно по желанию выпускника.
6.10 На защите ВКР обучающемуся отводится 8-10 минут для выступления. В докладе должны быть коротко обозначены актуальность выбранной темы и основные выводы по теме ВКР, особое внимание нужно уделить предлагаемым в исследовании выводам и рекомендациям. Доклад может иллюстрироваться раздаточным материалом. Содержание доклада, ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку работы, они должны быть тщательно продуманы и лаконичны.
6.11 По окончании доклада члены комиссии могут задать выпускнику вопросы по теме защищаемой работы. В обсуждении работы может принять участие каждый присутствующий на защите. Затем оглашаются рецензия (рецензии) на ВКР и отзыв руководителя ВКР, и обучающемуся предоставляется заключительное слово, в котором он может ответить на указанные замечания. После заключительного слова процедура защиты ВКР считается оконченной.
6.12 Решение государственной экзаменационной комиссии принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав комиссии и участвующих в заседании. Результаты защиты выпускной квалификационной работы объявляются в день ее проведения.
Раздел 2. Особенности написания выпускной квалификационной работы по направлениям подготовки
Дата: 2019-12-09, просмотров: 241.