Ранневизантийская архитектура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из самых счастливых периодов византийской культуры и ее расцвет. В Европе античный мир рушился, в Византии ничего подобного не было. 6 век часто называют эпохой Юстиниана. И действительно его правление насыщено завоеваниями, строительством. Это могучая государственность, это полнокровный византизм со всеми его законами, учреждениями и т.д. Сами жители считали себя «ромеями» (римлянами). Андре Грабар: до 7 века, когда пришли арабы, жизнь была мало отличающаяся от Рима, только насыщенная христианским содержанием. Та же роскошь, дворцы, все было по-римски. После занятия территориями арабами жизнь резко изменилась, стала бедной и средневековой и привычка к римскому укладу ушла вместе с богатством.

Юстиниан был человек-реставратор. Он хотел восстановить славу Рима: масштаб, величие, значимость и государственный пафос.

В 6 веке развернулось самое масштабное строительство в византийском искусстве. Позже В уйдет от грандиозных масштабов и сосредоточится на небольших, но очень интересных.

Центрические храмы 6го века

Церковь Сергия и Вакха в КН

527 (год вступления Юстиниана на престол) - . Раньше считалось, что София – главное здание, а это вариант. Теперь считается, что на Сергии и Вакхе архитекторы тренировались перед созданием Софии (но письменных доказательств нет). Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Анфимий был великим математиком и изучателем истории математики, он собрал все труды Архимеда, он был автор системы статического равновесия для св. Софии. Исидор был самым знаменитым зодчим эпохи. Считается, что им же принадлежит церковь св. Апостолов (не дошла).

 

Довольно большое здание с огромным, лежащим на нем куполом. Купола делали как покров, как распростертое покрывало над храмом. Это только в 6-7 веке. Дальше купола будут стремиться вверх, вырастут барабаны, и будут похожи не на платы, а на свечи, пока, наконец, это вообще станет тоненькими и изящными свечками. Это очень декоративно, а 6 век – мощно и солидно.

· Куб в объеме, над которым поставлен купол (занимает большую часть площади храма), который опирается на 8 столбов. Чтобы согласовать круг купола, создающий главную часть храмового пространства, и квадрат объема, в углы вписываются ниши.

· Узкий обход, да еще временами на северных и южных боках сужается, становясь маленькими струйками, по которым течет пространство.

· С запада нартекс, с востока граненая по восточному апсида.

· Структура двухярусная: двухэтажный обход. Верх открывается в центр через прозрачные ниши-экседры (полукруглые по углам, прямоугольные по осям). Создает красоту и переливчатость форм.

· Кирпичная кладка с прокладками для прочности каменных плит.

· Купол пологий, тягучий, стелящийся, распростертый над зданием и оберегающий его. С восьми граней приставлены контрфорсы.

· Внешний вид сейчас – гладко, чисто, заложены много широких окон.

Интерьер:

· 8 столбов держат купол, между ними подпружные арки, т.е. это цветок, на котором стоит купол. Внутри арок экседры: вогнутые или прямые с аркадами.

· Пропорции: самая масштабная часть – купол, второй этаж меньше купола, но больше первого. В классической архитектуре было всегда наоборот: самое масштабное было снизу. Здесь все наоборот, все масштабное наверху.

· Одна из арок выдвинута на восток. Это арка конхи, перед ней вима и перед ней небольшой цилиндрической свод. Бегущая, цветочная опора купола. Сам купол имеет ребра, их называют тыквообразные. Он был золотой, а в отсеках ребер были фигуры (это могли быть ангелы, архангелы, могли быть пророки (хотя проемы слишком маленькие)

· Профиль, делящий этажи очень резной. Капитель колонн и пояс, опоясывающий весь храм с тонкой как кружево резьбой. Это горизонталь – стабильность, покой. Эта резьба создает контур для цельного понимания пространства. Эти формы никогда не теряют живой связи с античностью (листья, аканфы), но они не натуральны (Запад будет очень натуралистично воспроизводить античные формы, Византия останется где-то по середине: размышления на тему античности). Они подкрашивались легкими тонами.

· Интерьер приобрел, конечно, мусульманский оттенок. Но сохранилась большая прозрачность: прозрачный колонный ряд. Столбы облицованы мраморными панелями нежных тонких оттенков (что-то с одной стороны мерцающее и очень светлое). Этот контраст белого и химического синего не идет византийской архитектуре, которая тонкая, переливчатая, а совсем не контрастная.

· Капители сложной формы с трапециевидной подушкой, увеличивающей сочленение пяты арки и самой капители.

Преобладает гармония, статика, стабильность. Нет никакой динамики. Горизонталь, охватывающая все стены, как обруч – очень важный элемент. Колонна только опора, причем в малых формах.

Ее основная идея – баланс и гармония, равнозначность, равновидимость всего со всех сторон.

 

Сан-Витале в Равенне

Сергий и Вакх был образцом. 546-548 гг. Но строили местные зодчие, возможно, италийцы.

· Центр приподнят, купол, октогональный. Окружающий объем тоже граненный – десятигранник. Контрфорсы пристроили позже

· Из кирпича.

· Простые линии его членят, двухъярусная структура. Конструктивная инженерная ясность и логика.

· Нет симметрии. Апсида и нартекс не на центральной оси. Входя попадают на боковую точку зрения. При нартексе и при алтарной части (не выжили) по две башенки, чтобы подняться на 2й ярус обхода.

· Купол большой и легкий (полые керамические трубки – почти без бокового распора). 8 опор принимают распор купола. Вокруг них двухъярусный обход. Арки между столбами: восьмилистник как в Сергии и Вакхе, только все углублённые внутрь. Восточная экседра сильно отодвинута и превращена в алтарное пространство. Между ним и храмом – пространство пресбитерия. Оно перекрыто вспорушенный крестовым сводом.

Интерьер

· Очень много света: большие окна двух этажей и барабана. Мозаики рассматриваем при естественном свете. Все объемы вогнуты (расширяет пространство). Очень много живописности: сценариев, композиций в зависимости от ракурса.

· Пресбитерий тоже двухъярусная структура с прямыми колоннадами. Сцены подобраны так, чтобы быть аналогом литургическому акту (ветхозаветные прообразы литургической жертвы Христа).

· Столбы здесь имеют трапециевидную форму и узкая канелированная грань выходит в центр, что усиливает чувство подъема и высоты здания. Столбы не скрывают свою телесность и свою материальную сущность в отличие от византийского храма, где сама цель архитектора была спрятать вес и формы. Здесь столбы демонстрируют свои инженерную сущность.

Типологически очень похожи. При том что модель взята греческая, стиль/воплощение западное. Вертикализм, динамика (канелюры – рост вверх, в Сергии и Вакхе преобладала горизонталь), демонстрация тяжести, инженерная структура обнажена.

 

Святая София

Вершина византийского архитектурного творчества. Ее больше не повторили, даже не подражали, строили чуть по-другому.

Выстроен на месте старого храма св. Софии, построенного в 4 веке при Константине. Это была римская базилика. Во время восстания Ники город сильно пострадал и София была сильно порушена. Юстиниан задумал в знак победы над восстанием построить самый великий храм эпохи. Были призваны Амфимий из Трал и Исидор из Милета. 532 – 537 гг.

· Внешне она очень искажена, хотя и раньше его внешнее устройство было не так блистательно как внутреннее. Ее все время перекрашивают. Теперь соотношения другие и София больше не выделяется как самый большой объем (другие турецкие мечети либо такие же по величине, либо даже больше и повторяют ее по конструкции укрупнив ее). Она перестала быть мечетью после 1й мировой войны (по репарациям 1й мировой войны). Появились возможности реставрации, открыли мозаики.

· Огромный купол с 40 окнами, дальше стекающие вниз объемы. София вообще стеклянная, там застекления так много и стены так прозрачны, что хрупкость стен здесь очевидна.

· Огромные подставные контрфорсы, появляющиеся на протяжении веков. Здесь бывают очень сильные землетрясения (даже в алтаре Софии написали молитву, чтобы сохранить храм от землетрясений). Русь собирала много раз деньги на ремонт св. Софии.

· Западный фасад с огромными контрфорсами. Остатки перистильного атриума и экзонартекс от константиновского храма.

· Больше метра культурного слоя – чуть искаженные пропорции.

· Большие окна с закомарами. Членение на основные линии вертикали (колонны) и горизонтали – сплошное застекление. Все стены легки прозрачны.

· Нартекс – 9 больших дверей ведут во внутреннее пространство. Центральная – императорский вход исключительно для церемониального входа: переступив порог император останавливался, из алтаря подходил патриарх, император трижды становился на колени, патриарх его благословлял. После этого император проходил в алтарь. Императорский выход в Софию это церемониальное действо (театр), на которое сходился весь КН. Облицован каменными плитами (как в церкви Дмитрия в Фессалониках) – спрессованный камень с горными рисунками. Перекрыт крестовыми сводами. Над главным входом сохранилась люнета с мозаикой: император Лев 6 (9 век) на коленях перед Христом сидящим на троне. Двери и панели вокруг них были заняты реликвиями (чудотворными и особо почитаемыми, древними иконами и т.д.).

· Переступаешь через дверь и наступаешь ошеломление. Огромное безмерное пространство, залитое светом. Двигаться не хочется, человек застывает, замирает и впадает в какое-то созерцание. Свет играет по-разному, лучи сильные ослепляющие.

План

· Квадратная в плане. В середине стоит купол огромный, массивный тяжеленный (кирпичи особой крупной формы – 70-90 см сторона, в ответственных местах с прокладками из свинца). Типологически она никуда не входит, это одновременно и купольная базилика и центрическое здание.

· Опирается на 4 огромных столба, куда уходит его тяжесть. Боковой распор гасится через систему полукуполов: с восточной и с западной примыкают полукупола, которые берут на себя его распор (но его не достаточно), к каждому из этих полукуполов примыкает еще по три полукуполов. С западной стороной: два полукупола, а третья – цилиндрический свод (т.к. это вход). Что же с севера и юга? Стены легкие и хрупкие – одно стекло. Все 4 стены укрепляют столпами (по два с каждой стороны ровно напротив центральных столбов – это контрфорсы, чтобы быть точками сосредоточения этого давящего распора). На западе и востоке тоже впаяны в стены укрепляющие столбы (в пятах центрального полукупола). Передатчиками распора служат крестовые своды боковых нефов – получается круговой обход вместе с нартексом. Это как ожерелья, которые идут вокруг основного центрального подкупольного ядра базилики. Они играют роль аркбутана, переносящие распор на стены.

· Столбы из кирпича с хорошо отесанными блоками камня и с перемычками в ответственных местах из свинца.

· Браманте: «св. София - это купол Пантеона поставленный на базилику Максенция».

· Внутреннее пространство – эллипс-овал и это прекрасно соединяет купол с кубическим объемом.

· Начало проекта – выбор масштаба купола. Значит столбы тоже должны быть определенной величины, отсюда размеры экседр и колонн между столбами (по 4) именно это зона является границей между главным и боковыми нефами. Т.е. это не стены, а само пространство разделяет пространство. Т.е. зная величину купола можно рассчитать весь объем.

· Все верхние закомары были стеклом (только пара колонок держит конструкцию рам), но было разрушение из-за землетрясения. КУпол имеет 4 подпружные арки. Они выделены легким профилем их облицовки (масштабно вычерченная рама пространства, которое имеет свой контур.

· Вверху вращающиеся кругообразные очертания – движение каких-то небесных форм. Огромный тыквообразный 30м купол с 40 окнами. Когда его чинили, его немного приподняли, т.е. раньше он был еще более плоским.

· На щитах и в скуфье купола – цитаты из Корана.

· Двухярусная. Внизу боковой обход, наверху галерея. Но оси колонн не совпадают, симметрии нет (нет тектонических сил). Цель – уничтожить видимость тектонических сил. Создать как можно больше впечатления, что все ирриально. Подчеркнуть метафизические, а не конструктивные компоненты. Например, столбы – гиганты, но они все обтянуты полированными мраморами светлых хрупких оттенков. Тяжесть массива зрительно исчезает.

· Второй этаж был для императрицы и ее свиты (северная) на южной – для свиты императора и были административные помещения (приемная патриарха – сохранились надписи, есть и русские – граффити).

· Все подкупольное пространство охватывают чугунные решетки (большинство сохранились старые). Перед закомарами тоже решетка, но у нее еще и другая функция: на ней по большим праздникам горели факелы (в дополнение к сотням светильникам, которые спускались с купола – был специальный механизм, который их кружил. Светильники висели на драгоценных цепях, светильники разных форм в виде крестов, блюд, кораблей и др.).

· Световая игра очень ценилась. Подоконники окон неровные, а поставлены под углом. Они так были отесаны, что давало зеркальную поверхность и дополнительные лучи в храме.

· Кружево резьбы заполняет не только капители, но и все пространство над арками на всех этажах.

· Стены выкладывались инкрустированными мраморами (традиции римской инкрустации). Мозаики только наверху в сводах (как и фрески в других храмах, но никогда не до пола, как в русских храмах). Внутри мраморной облицовки делаются орнаментальные вставки: поверхности внутри орнаментальных рамок (возможно, это под иконы, но это точно не известно).

· Византийская капитель: отвлеченный стилизованный аканфовый лист (но он не сильно удален), Запад позже сделает либо сильно натуральный как из биологического учебника, либо настолько стилизованный, что Византия никогда на это не согласится.

· Мощи в Византии выкладывали при строительстве в стены (на Западе – крипты, где паломники могли им поклониться), чтобы почитать отмечали эти места крестами (то же в Софии Киевской).

· На восточной стене сохранились мозаики. На виме архангелы (сохранился только Михаил, был еще с другой стороны – Гавриил).

Боковые нефы несоизмеримы по высоте с центром. Они соразмерны нашим понятиям, взгляду и росту. Они уподоблены коридорам, проходам царского дворца. Как бы подуменьшить его наглядную гнетущую тяжесть. Мастера приставляют к нему колонку и на нее упираются арки. Эти колонки «заслоняют» столб, к ним сходятся пучки параболических линий окантовки разных сводов. Чисто оптически взгляд не фокусируется на толстенных столбах.

· Второй этаж галереи с южной стороны. Некоторые отступают от стены сильно, создавая компартименты, которые использовались для служебных целей (были административные сооружения). Большущие позакамарные окна. Проемы закрывались вэлумами (тканью), а на стене (столбе) рядом с приемной патриарха сохранился знаменитый мозаический деисус 13 века.

· Сохранились орнаменты на закомарах арок на южной галерее 2го этажа.

 

Епископ из Клемоны. Император на золотом троне, поднимается в одних одеждах, спускается в других, рядом два золотых дерева, на которых сидели золотые птицы и пели. Гордый византийский император горделиво и величественно раздавал подарки приезжающим к нему варварам.

 

Купольные базилики

Типовая архитектура 6 века – купольная базилика.

Монастырь Алахан, Мериамлик – были попытки уже в 5 веке, но купола упали, это было для

них еще сложно. А в 6 веке это уже стало повсеместным.

 

Базилика Б в Филиппи (Македония) 540 г. Про написана книга французского византиниста Лемерля. Общий вывод: в купольной базилике генетически заложена необходимость крестово-купольного храма, иначе он не будет держаться. Поэтому вокруг таких куполов начали формироваться расширенные своды на четыре стороны.

· Трехнефная базилика с атриумом, нартексам, приделы по сторонам.

· Был купол – для этого специальные опоры – столбы (тонкие колонообразные).

· Ближе к алтарю часть освободили от опор и поставили большие столбы, на которые поставили купол. Под ним – амвон, престол в апсиде. Т.е. купол максимально приближен к алтарю – опирается на широкую конху апсиды. Но купол не удержался и рухнул (причем рухнул давно)

· Как и все ранние купола: невысокие, тыквообразные, почти без барабанов.

 

В это время в КН возникают огромные храмы (именно 6 век вкус к гигантской архитектуре). Потом будет процесс обратный тому, что был на Западе: Византийская будет уменьшатся в масштабах (по инженерным конструкциям будет очень сложной), а Западная – увеличиваться, но конструктивно несложные).

Храм св. Ирины в КН. Сначала – базилика времен Константина, потом - ок. 532 г. восстановлена в формах константиновской базилики (возможно, разрушила из-за восстания Ники), В 565г. она была сильно порушена и ее восстановили и поставили купол. В 8 веке – очень сильное землетрясение – уже получила тот облик, который мы видим сейчас:

· Купол вырос (высокий барабан, каких в 6 веке не было)

· Остальное, скорее всего, повторяет облик 6 века. Тонкие стены, большие окна (но не сплошное застекление, как в Софии)

· Завершается граненой трехгранной апсидой с полосатой кладкой.

· Трехнефная, двухъярусная (с боковым обходом, перекрытым крестовыми сводами). С галереи (эмпоры) 2го этажа виден центр небольшие низкие решетки. Колоннада только на 1м этаже

· Уже в 6 веке расширили подпружные арки (вима со стороны алтаря и в центре нефа) до величины цилиндрического свода. В поперечном направлении через крестовые своды распор передается на боковые стены.

· В 8 веке, т.к. купол стал тяжелее из-за барабана, усилили конструкцию – сделали еще один плоский купол в западной части базилики.

· Все пространство перед вимой с севера и юга перекрыты цилиндрическими сводами (уже в 8 веке, когда крестово-купольный храм уже распространен). Это уже пространственный и конструктивный крест.

· Не сохранилась старая декорация кроме большого креста в конхе алтаря (сделано во времена иконоборчества). Все было покрыто мраморными блестящими зеркальными плитами. Конечно, купола были вызолочены, это были такие светящиеся сферы.

· В ней есть величие, простота линий, грамотная повторяемость. Сейчас это концертный зал.

 

Церковь св. Апостолов в КН ( на другом конце ул. Мессы – главной улицы КН – от св. Софии). Разрушена Махмудом-завоевателем как символ покорения и уничтожения города. На ее месте построена первая мечеть с мавзолеем самого Махмуда. Не дошло ни камня, исчезла, испарилась.

5 куполов. Тоже создание константиновской эпохи. Была построена при нем, как его мавзолей. Но еще и гигантский мортирий 12ти апостолов (их останки должны были здесь покоиться). Перестроена при Юстиниане, считается, что строители: Амфиний из Трал и Исидор из Милета.

· Греческий крест в плане: все рукава и средокрестие имели купола. Каждый из куполов стоит на столбах и каждый из куполов является опорой для соседних куполов.

· Стены тонкие с рядами окон (но единого застекления как в Софии нет).

· Не знаем, как был устроен алтарь (центральный купол считается, что чуть выше).

· Очень известный храм, такой же как и св. София. Сан-Марко – копия этого плана (она уже крестовокупольная, но в основе взята именно эта модель)..

· Две купольные базилики, пересекающие друг друга. Каждая – трехнефная.

 

Базилика св. Иоанна Богослова в Эфесе. Он жил в Эфесе, по преданию на его руках скончалась Богоматерь. Эллинистические берега Турции, также есть остатки римской культуры и где-то третьим слоем – византийская культура. Сам храм – сплошная руина, но очень впечатляющая.

· Трехнефная базилика с пересекающим ее трехнефным же трансептом, меморий. В средокрестии – место захоронения Иоанна.

· Рядом с меморием там тоже алтарь, в 6 веке при постройке большой купольной базилики -еще один большой алтарь в восточной части.

· Первоначально – стропильные перекрытия (простая скатная кровля).

· В 6 веке – перестройка. Дали 6 куполов по новой моде (5 как в церкви Апостолов и 6й – т.к. она длинная – на длинной части нефа).

· Мраморные полосатые многоцветные зеркальные колонны без энтазиса. Позволяются пространству легко течь вокруг. Самостоятельной пластической роли у них нет. Капители с трапециевидными подушками, чтобы легче было сопрягаться с архитравом.

· Шесть подобных компортиментов. Здесь умножение пространственных зон отличается от единого пространства св. Софии. Здесь это проще, некое сужение идеи.

 

Церковь св. Тита на Гортине, Крит. Gortyna, H.Titus. Тоже руины, но много чего сохранился, купол не сохранился. Сохранился как обломок.

· Уже трехчастный алтарь (алтарь, дьяконик и жертвенник) – в то время это еще не полностью сформировалось, но уже есть начало.

· Трехнефная базилика на колоннах, местами вместо них – 4 столба, на которых стоял купол. Распор с северной и южной стороны гасится на апсидах, такой же величины, как и алтарная абсида. Т.е. получается трилистник.

· Двухэтажная, круговой обход.

 

Северо-Запад Сирии, недалеко от Евфрата, граница Византийской империи. Каср-ибн-Вардан. Остатки базилики и дворец для генерала (пограничное поселение). Все каменное с крупными полосами темной и светлой кладки.

· Трехнефная базилика с куполом. Короткая почти квадрат в плане с очень толстыми стенами. Небольшое пространство, можно было перекрыть большим крестовым или цилиндрическим сводом, но по моде строят купол.

· Перед базиликой – нартекс с двумя пристройками.

· Купол опирается на столбы (с западной стороны: фигурная форма с отростками – части кладки стен, на востоке столбы срастаются со сплошной кладкой – восточной стены храма, т.е. опять стена кончается прямоугольником). Перенос распора – два цилиндрический свода с востока и запада (поэтому столбы и имеют такую форму). Т.е. как и св. Ирине цилиндрические своды заменяют полукупола. Столб потерял свое элементарное основание, он растекается в различные формы, какие необходимы для распоров.

· Типология: компактная купольная базилика. Крестовокупольные храмы – переосмысление компактной купольной базилики. Т.е. цилиндрические своды добавляются не только с востока и запада, но и с севера и юга.

· Внизу трехлопастная арка на двух колоннах, вокруг обход. 2 этажа.

· Очень декоративная кладка, и тем не менее скорее всего это было побелено, а на ней могла быть роспись.

· Профили проемов очень толстые. Могучая кладка.

· Трехчастный алтарь, но скрыт в прямоугольной кладке.

· Капитель: коринфская, лиственная, но формы – как будто ветер колыхнул листву и она вся наклонилась в одну сторону. В остатках римских построек в землях Ливана уже находим такие формы. Попытка придать живое дыхание и без того натуралистичной форме капители.

 

Церковь Марии в Эфесе. Остаточная археологического типа структура. Базилика колонная римского типа, а между ними компактная купольная базилика как Каср-ибн-Вардан. При куполе с двух сторон большие цилиндрические своды (почти как размер купола).

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 345.