Основан в 6 веке при Юстиниане. Была построена колонная базилика. Мозаики – мастера из КН. Посвящен Преображению.
Базилика как выглядит – плохо. Все завешено: новое со старым, все живое, необходимое для службы. Магомет выпустил специальный закон, ничего на Синае не трогать (таких монастырей было три: Саввы освященного под Иерусалимом и св. Георгия в Сирии и синайский).
· Конха апсиды – Преображение (560е гг).
o Образ Христа по характеру образа и типажу – характерный образ искусства 6го века, уже более аскетический (в 11 веке искусство такого типа возобладало, до этого были разные волны: то эллинистические черты преобладали, то возвращались к такой аскетике). Ровная симметрия, ровное членение (точно также построены лики в Софии Киевской). С этим взглядом трудно встретиться, он устремлен в неопределенную даль.
o Илья и Моисей стоят трехмерно как титаны, колоссы, античные скульптуры, напоминает римскую традицию. Пророк Илия (Вайцман) «они похожи на античные трагические маски». Появляется очень драматическая выразительность, подходящая для трагической темы, хотя тема светлая.
o Иоанн и Иаков симметричны, только повернуты в разные стороны (очень эффектные, немного театрализованные ракурсы людей, павших ниц от видения). В основе тоже лежат маски эллинистического трагического театра. Эта поза с распахнутыми руками и вытаращенными глазами будет потом использоваться Византией для выражения удивления/изумления от видения). Иоанн – сильная асимметрия, сильное искажение: экспрессия со страдательным оттенком. Сильный ракурс дает возможность увидеть образ разносторонне (что очень явно в образе Иоанна).
· Над конхой образ Христа в виде агнца в мандоле славы, по сторонам летят ангелы. Под ангелами в двух медальонах: Иоанн Креститель и Богородица. Почти Деисус (молитвенное изображение: Иоанн Предтече и Богородица молят Христа о мире). Очень пронзительно выразительные образы, даже в иконах этого времени этого нет и потом будет очень редко. Все-таки византийское искусство спокойно-созерцательное. Очень сильный ракурс, асимметрия. Богородица – пожилая женщина, не юного возраста, смотрит вне. Это не облики, готовые к собеседованию, а стоящие вне (сверх данность, сверх личность).
· Выше по сторонам от окон: сцены с Моисеем: снимает сандалии (акт смирения, подчинения Божественным законам) и принимает скрижали завета. Материя вся как облако, не насыщена категориями тяжести, она легкая, окутывающая.
· Вся конха абсиды как бусами окантована медальонами с апостолами, святыми, пророками. Это обширный сонм персонажей духовных.
o Пророк Даниил (наиболее классический). Округлый, сочный, похож на образы мавзолея Галлы Плацидии. Цвет участвует в построении формы. Немного чувственных оттенок.
o Пророк Иона. Семитский, восточный облик, никак не напоминающий классический средиземноморский тип. Все чрезвычайно подчеркнуто (утолщенный черный контур – тяжелый жесткий каркас). Зрачки подняты высоко – взгляд уходит в неопределенные дали, он напряжен. Почти экстатическое внутреннее напряжение. Близко к христианскому востоку: напряженное, чрезмерное, восточное сверх. «Восточная сверхвыразительность», в средиземноморье любили все более умеренное, размеренное.
o Царь-пророк Давид. Промежуточное звено между предыдущими. Это основное в искусстве Синая. Преображенная классика, чтобы форма и образ были более одухотворенными. Византийский идеал- одухотворить классическую форму.
Мозаики созданы из мелкой смальты, все живописное, переливчатое, светоносное, тонкое. Все состоит из нюансов. В Равенне все лапидарнее, упрощеннее. Мягкая светотень, не резко, слитно, подчинено единой переливающейся дымке. Световые мелькающие линии, поэтому ткани кажутся мягкими. Другое отношение к материалу по сравнению с четкими декоративными линиями Равенны.
Сами лица – овальные, удлиненные, вытянутые – греческая типология лица.
Базилика Космы Дамиана в Риме (526 – 530). На краю Римского форума.
Мозаики 6го века. Сама базилика вся перестроена где-то в 17 веке (даже колонн не осталось – поставили столбы). Алтарь с мозаиками сохранили.
· Конха: в центре Христос в золотых одеждах, по сторонам Петр и Павел подводят святых врачей Косьму и Дамиана. Еще две фигуры: св. воин Федор (но здесь он представлен в мирском аристократическом платье – 6 века, 2я фигура не сохранилась, сделали при перестройке папу римского. Внизу ряд с апостолами в виде овечек, в центре главный агнец – Христос.
o Темно синий фон с яркими цветными облаками. На кончике ветки золотого дерева – птица феникс. Между ними как бы энергетический путь возникает. Христос мощный как последние римские императоры. Этого римского монументального пафоса сюда еще в добавили в 19 веке. Все святые тяжелые, скульптурные, никакая масса не снята. Очень близко античным скульптурам.
o Почему св. Федор (недалеко центрическая церковь сан Теодоро с его мощами). Священная топография города (особые святые места перекликаются друг с другом). В том храме тоже сохранились мозаики, но они были очень жестко правлены в 19 веке, все что сохранилось – очень похоже.
o Нижний ряд – агнец, символизирующий Христа стоит на голгофском холме, из которого текут четыре реки.
· На триумфальной арке – в центре – Агнец (ось: жертвенный Агнец – Христос – агнец). Вокруг ангелы и символы евангелистов (они не все поместились и явно заходили на окружающие стены). Это поклонение агнцу или видение небесное. 24 апокалиптические старцы были на этих стенах.
Яркие смальты, ничего похожего на полутональную мелодию Синая. Яркие лаконичные эффектные краски. Очень театрализовано и пафосно.
Они очень большие, но близко от глаз, т.к. из-за культурного слоя, пол выше.
В синайских образах была главным внутреннее состояние, здесь тоже есть внутренняя насыщенность, а здесь все-таки так много прекрасной актерской игры (Рим не может обойтись без ораторского пафоса).
Общность ансамблей 6 века. Это искусство роскошное, царственное, делали ли это в монастыре или в царском храме. Оно драгоценно и отражает великолепие Византии и ее любовью к роскоши, которая, конечно, понималась символически. Создан новый физиогномический тип: огромные глаза с неподвижными взорами (иногда действуют почти гипнотически), в них мотив напряжения и духовной сосредоточенности выше ценится, чем мотив красоты. Но они все напряженные и отрешенные. Это останется навсегда. Это искусство аскетического типа. Параллельное существование двух направлений по Флоровскому «была одновременно империя и пустыня», они никогда не сливались, но существовали параллельно (с 4го века до 7-8 века). Пустыня тоже была очень обширным миром, туда уходили люди от блеска и роскоши двора. Эти люди были готовы к суровой жизни. Стали возникать киновии (отшельники предпочитали жить в одиночку – молитва) – вокруг известного отшельника (это самые древние монастыри). Не проникая взаимно друг в друга, они не мешали друг другу. Мир пустыни и аскезы был популярен и влиял на общество, конечно, и на художественное общество. Этот мир призывал к духовной дисциплине. Это искусство – ее излучение.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 308.